Файл: Кикин, А. И. Конструкции из стальных труб, заполненных бетоном.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.

 

П р е д и с л о в и е

....................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Г л а в а

I. Особенности

трубобетона и

конструкций

из

него

5

 

1. Область

применения

трубобетона...............

 

 

 

5

 

 

2. Особенности трубобетонных стержней н предпо­

 

 

сылки

к их

применению..................................

стержней

 

 

13

 

 

3. Сопряжения

трубобетонных

 

 

18

25

 

4. Технология заполнения труб бетоном ...................

 

 

. . .

 

5. Особенности

трубобстониых

конструкций

 

30

Г л а в а

II. Работа трубобетонных стержней при центральном

35

 

с ж а т и и

.....................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

 

1. Первое предельное состояние по прочности

. . .

35

 

2. Напряженное

состояние..................................

 

 

 

 

 

44

 

 

3. Экспериментальные исследования несущей способ­

 

 

ности трубобетонных

стержней

при

центральном

 

 

сжатии

:

:

...........................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

49

66

 

. Расчет прочности .........................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

74

 

СП. Примеры расчета...................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

III. Работа трубобетонных стержней при

внецентреи-

 

 

ном сж атии.............................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

76

 

 

1. Теоретическое решение

задачи

устойчивости

. .

76

 

2. Устойчивость составных трубобетонных

стержней

84

 

при кратковременном

внецентреином

сжатии

. .

 

3. Экспериментальные

исследования работы

трубо­

93

 

бетонных

стержней

при

внецентреином

сжатии .

 

4. Расчет несущей способности................................

 

 

 

 

 

102

 

 

5. Примеры расчета...................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

106

 

Г л а в а

IV. Влияние

длительности

загружения

на

несущую

 

 

способность трубобетонных стерж ней .............

 

 

109

 

 

1. Ползучесть бетона в трубе................................

 

 

 

 

 

109

 

 

2. Устойчивость

внецеитренно-сжатого

трубобетон­

111

 

ного стержня

при длительном

загружении . . .

 

3 Влияние

ползучести

на

устойчивость

составных

120

 

колонн............................

 

 

 

'

..............................................

 

 

 

 

 

 

4.Экспериментальные исследования работы внецен- тренно-сжатых трубобетоиных стержней при дли­

тельном загружении..............................................

125

5. Примеры расчета...................................................

135

С п и с о к л и т е р а т у р ы ..........................................

138


A.И. Кикин, Р. С. Санжаровский,

B.А. Трулль

КОНСТРУКЦИИ

ИЗ СТАЛЬНЫХ ТРУБ, ЗАПОЛНЕННЫХ БЕТОНОМ

Москва

С Т Р О Й И З Д А Т

1 9 7 4

НіШ Ш Ы й ЭкагміІлАр

^7- J Ü

УДК 624.014.27 + 624.016.7 : 624.012.35

Кикин А. И., Санжароиский Р. С., Трулль В. А. Конструкции из стальных труб, заполненных бе­ тоном. М., Строііиздат, 1974, с. 144.

В книге содержатся данные о конструктив­ ных формах сталетрубобетонных стержней, осо­ бенностях их работы под нагрузкой н способах изготовления. Приведены их технико-экономичес­ кие характеристики. Описаны результаты теоре­ тических и экспериментальных исследований ра­ боты трубобетонных стержней при центральном и внецентренном сжатии. Рассматривается влия­ ние ползучести бетона на несущую способность стержней. Излагаются разработанные авторами практические методы расчета трубобетоииых стержней на устойчивость. Даны примеры расчета.

Книга рассчитана па нпженеров-проектнров- щиков и научных работников.

Т я б л . T9 ИЛ 6R ГПІК'ПІ,' л и т - 16R пяян

©Стройнздат, 1974

К0325—223 83—74 047(01)—74

▲. И . Кикин, Р .

С .

Санж арооский, В. А . Трулль

КОНСТРУКЦИИ

ИЗ

СТАЛЬНЫХ ТРУБ,

ЗАПОЛНЕННЫХ

БЕТОНОМ

Редактор издательства Л. Д. С п р ы г и н а

Внешнее оформление художника К-

Д. Ю р ч е н к о

Технический редактор Г. В. К л и м у ш к н іг а

Корректоры В. И. Г а л го з о в а,

О. В. С т к г н е е в а

Сдано в набор 22/ѴІ 1973 г. Подписано к печати 22/Х 1973 г. Формат 84Х108*/з2 Бумага типографская JVs 3. 7,56 уел. печ. л. (уч.-изд. 8,02 л.) Тираж 10 000 экз. Изд. № ѴІ-3380 Зак. № 847. Цена 40 коп.

Стройнздат 103777, Москва, Кузнецкий мост, д. 9

Владимирская типография Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Гор. Владимир, ул. Победы, д. 18-6.


ПР ЕД И С Л О ВИ Е

ВДирективах XXIV съезда КПСС отмечается необ­ ходимость снижения стоимости строительства, что воз­ можно достичь уменьшением веса сооружений, экономией стали в конструкциях, снижением трудозатрат и т. д. Конструкции из тонкостенных стальных труб, заполнен­ ных бетоном, эффективны в этом отношении. Исполь­ зование бетона, заключенного в трубе, повышает проч­ ность конструкций на. сжатие в 1,5—2 раза при сравни­ тельно небольшом расходе стали'на изготовление трубы, близком к расходу арматуры на железобетонные конст­

рукции. .

В книге рассказывается о появлении трубобетонных конструкций за рубежом и у нас, о путях их развития, работе трубобетонных стержней под нагрузкой непри­ менении трубобетона в строительстве. Эксплуатация на протяжении многих лет в тяжелых условиях сооружений с трубобетонными конструкциями, например моста им. Володарского через р. Неву в Ленинграде и др., сви­ детельствует об их надежности.

Трубобетонные конструкции экономичны. Их приме­ нение уменьшает вес сооружений в 2—3 раза, трудоза­ траты в 4—5 раз, стоимость в 2—3 раза по сравнению с железобетонными. По сравнению с металлическими конструкциями при незначительном увеличении веса до­ стигается существенное снижение стоимости (до 40%) и уменьшение расхода стали (в 2—3 раза). Несмотря на это, использование трубобетонных конструкций сдержи­ валось тем, что была недостаточно исследована работа конструкций при внецентренном сжатии, усадке и пол­ зучести бетона в трубе, длительном загружении и др., был мало изучен процесс заполнения труб бетоном и др.

За последние 10—15 лет исследованиями ряда орга­ низации и специалистов пробел в изучении работы тру-

3

бобетонных стержней в значительной мере восполнен, разработаны скоростные методы заполнения труб бето­ ном с помощью вибрации, ликвидируется и дефицит­ ность стальных труб освоением специального проката труб для строительных конструкций. Этим созданы ус­ ловия для более широкого применения в СССР трубо­ бетонных конструкций.

Большое внимание в книге уделено изложению ре­ зультатов новейших теоретических и эксперименталь­ ных исследований, а также корректировке ранее при­ меняемых расчетных формул. Например, прочность тру­ бобетонных стержней при осевом сжатии предлагается проверять с учетом ограничения несущей способности стержней предельно возможной деформацией. Устойчи­ вость центрально- и внецентренно-сжатых стержней реко­ мендуется проверять по методике, аналогичной для ме­ таллических стержней, с помощью коэффициента фвп, оп­ ределяемого в функции приведенных гибкостей стержней и приведенных эксцентрицитетов приложения продоль­ ной силы. Для центрально-сжатых стержней следует при­ нимать небольшой эксцентрицитет, учитывающий на­ чальные несовершенства.

Авторы рассматривают результаты теоретических и опытных исследований влияния ползучести бетона на несущую способность трубобетонных стержней с точки зрения развития теории выпучивания в условиях ползу­ чести, освещают вопросы устойчивости составных трубо-

.бетонных стержней при кратковременном и длительном загружении, наконец, приводят особенности трубобетон­ ных конструкций, различные их системы, принципы кон­ струирования сооружений, их узловых соединений и стыков, методы расчета элементов, а также способы из­ готовления конструкций.

В книге изложены результаты исследований, прове­ денных главным образом авторами книги, причем мно­ гие из них публикуются впервые.

Кроме указанной в списке литературы использова­

ны материалы научно-технических отчетов

ЦНИИС,

ЦНИИПроектстальконструкции, НИИЖБ

Госстроя

СССР, ЦНИИСК

им. В. А. Кучеренко,

МИСИ им.

В. В. Куйбышева и др.

Кикиным,

Введение, главы

I и II написаны А. И.

В. А.

Труллем и Р. С. Санжаровским; главы III и IV —

Р. С.

Санжаровскцм.


Г л а в а I

ОСОБЕННОСТИ ТРУБОБЕТОНА И КОНСТРУКЦИИ ИЗ НЕГО

1.Область применения трубобетона

Впервых сооружениях с использованием трубобето­ на применялось многотрубное армирование, при кото­ ром несущим элементом был пакет из трубобетонных стержней малого диаметра. Примером использования многотрубных пакетов является арочный мост пролетом 9 м в восточном предместье Парижа, построенный в 1931 г. (рис. 1). Две арки этого моста состоят каждая из шести труб диаметром 60X3,5 мм, заполненных бе­ тоном [141].

В1936 г. под руководством акад. Г. П. Передерия был сооружен мост пролетом 101 м,через р. Неву в Ле­ нинграде (рис. 2) [63], в котором применена известная схема безраскосной фермы. Крупногабаритный пакет из 40 труб диаметром 140X5 мм использован в качестве верхнего параболического пояса пролетного строения. Трубы изготовлены из малоуглеродистой стали марки Ст5. На 1 м2 поперечного сечения арки приходится 104 ж пролета, что почти в 2 раза больше, чем у других по­

добных мостов [63]. Впоследствии система пакетного трубобетона не применялась из-за сложности изготов­ ления.

Началом широкого развития трубобетонных конст­ рукций следует считать появление монотрубной'системы. В 40-х годах проф. В. А. Росновский предложил исполь­ зовать в качестве конструктивного элемента мостов одну тонкостенную стальную трубу, заполненную бетоном, и в ряде проектов [71] показал ее преимущества по срав­ нению с обычными решениями. Им были предложены различные конструкции мостов с применением такого ре­ шения, а впоследствии по одному из этих предложений

5

Рис. 1. Мост в предместье Парижа

был построен железнодорожный мост через р. Исеть вблизи г. Каменск-Уральского (рис. 3).

Главный речной пролет моста перекрыт сквозной ар­ кой пролетом 140 м и стрелой подъема 22 м. Высота арочных ферм на среднем участке — от ‘Д до 3Д проле­ т а — одинакова и равна 6 м. На концевых участках по­ яса очерчены по двум параболам, сближающимся к опор­ ным узлам. Расстояние между арочными фермами со­

ставляет

7 м, т. е. у2о пролета. Длина

панелей арки

6,083 м.

арок выполнены из труб

диаметром 820Х

Пояса

Х13 мм, изготовленных из стали марки СтЗ, заполнен­ ных бетоном марки 350. Трубы имеют в стыках фланце­ вые соединения на болтах. Элементы решетки, т. е. рас­ косы и стойки, металлические двутаврового сечения. Продольные горизонтальные связи расположены в плос­ костях верхнего и нижнего поясов арки. Поперечные связи имеются лишь в пределах высоты ферм и располо­ жены через панель в плоскостях надарочных стоек. Свя­ зи представляют собой ромбическую систему с металли­ ческими элементами крестового сечения. Все соединения металлических элементов пролетного строения электро­ сварные. Надарочные стойки изготовлены из труб, за­ полненных бетоном. Учитывая большую горизонтальную жесткость проезжей части, поперечные связи между стойками не поставлены.

. Применение трубобетона в мосте на р. Исеть снизи­ ло стоимость строительства на 20% и позволило сэко­ номить 52% стали [71].

Монотрубобетониые арки успешно используются в ав­ тодорожных мостах [35] в качестве поясов подпружных систем (рис.4,а, б). При ширине проезжей части моста 21 м затрачивается 195 кг стали на 1 м2 ее горизон­ тальной проекции, т. е. почти столько же, сколько в са-

G


то

Рис. 2. Трубобетошіыи мост через р. Неву в Ленинграде

Общий вид и по­ перечное сечение арки

Рис. 3. 'Трубобетонный мост через р. Исеть

7

мых современных железобетонных предварительно-нап­ ряженных мостах, и в несколько раз меньше, чем в обыч­ ных железобетонных мостах аналогичных размеров, масса стали в которых достигает 675 кг/м2.

В мостовых фермах [71] для сжатых поясов из сталь­ ных труб, заполненных бетоном, нужно в 8 раз меньше стали, чем для обыкновенных стальных. Масса ферм при этом увеличивается лишь на 14%. Поскольку усилия в поясах от их веса составляют незначительную долю пол­ ных расчетных усилий, увеличение последних вследствие замены части металла бетоном получается около 3% и им можно пренебречь. Конструкции сжатых поясов из труб, заполненных бетоном, в 5 раз дешевле по сравне­ нию с чисто металлическими. В целом сметное удешевле­ ние мостов с пролетным строением в виде свободно опи­

рающихся ферм достигает

20—25%,

а экономия ста­

ли — 40—60%.

применения

трубобетонных

Рациональной областью

стержней являются конструкции опор линий электропе­ редачи (рис. 5). Значительное количество металла рас­ ходуется здесь на пояса стволов и траверс, поэтому заме­ на сжатых поясов трубобетонными дает большой эко­ номический эффект. Например, на сооружение 1 км ЛЭП напряжением 150 кв через горный перевал в Швей­ царии израсходовано 7,5 тстали. При применении опор обычной конструкции потребовалось бы 21,5 т. Умень­ шение стоимости трубобетонных опор по сравнению с обычными составляет 30—40% [157].

Благодаря повышенной изгибной жесткости сталь­ ных труб, заполненных бетоном, опоры ЛЭП могут быть собраны из сравнительно небольшого числа элементов значительной длины. При этом упрощается схема распо­ ложения стержней соединительной решетки и конструк­ ция узловых сопряжений. Основные раскосы опоры мо­ гут быть предварительно напряжены растяжением и выполнены из тросов. Трубы защищают от коррозии оцйнкованием и окраской.

Из промышленных сооружений, возведенных с приме­ нением монотрубобетона, следует отметить производст­

венное здание

на

Семилукском заводе

огнеупоров

(рис. 6), стойки

рам

которого выполнены

из стальных

труб диаметром

114X4 мм, заполненных бетоном марки

200. Масса каждой трубобетонной стойки около 2 г, тог­ да как железобетонная стойка имела бы массу более

8