Файл: Кикин, А. И. Конструкции из стальных труб, заполненных бетоном.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стр. |
|
|
П р е д и с л о в и е |
.................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|||
Г л а в а |
I. Особенности |
трубобетона и |
конструкций |
из |
него |
5 |
||||||||
|
1. Область |
применения |
трубобетона............... |
|
|
|
5 |
|
||||||
|
2. Особенности трубобетонных стержней н предпо |
|
||||||||||||
|
сылки |
к их |
применению.................................. |
стержней |
|
|
13 |
|
||||||
|
3. Сопряжения |
трубобетонных |
|
|
18 |
25 |
||||||||
|
4. Технология заполнения труб бетоном ................... |
|
|
. . . |
||||||||||
|
5. Особенности |
трубобстониых |
конструкций |
|
30 |
|||||||||
Г л а в а |
II. Работа трубобетонных стержней при центральном |
35 |
||||||||||||
|
с ж а т и и |
..................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
: |
||
|
1. Первое предельное состояние по прочности |
. . . |
35 |
|||||||||||
|
2. Напряженное |
состояние.................................. |
|
|
|
|
|
44 |
|
|||||
|
3. Экспериментальные исследования несущей способ |
|
||||||||||||
|
ности трубобетонных |
стержней |
при |
центральном |
|
|||||||||
|
сжатии |
: |
: |
........................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
49 |
66 |
|
. Расчет прочности ......................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
74 |
||||
|
СП. Примеры расчета................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Г л а в а |
III. Работа трубобетонных стержней при |
внецентреи- |
|
|||||||||||
|
ном сж атии............................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
76 |
|
||
|
1. Теоретическое решение |
задачи |
устойчивости |
. . |
76 |
|||||||||
|
2. Устойчивость составных трубобетонных |
стержней |
84 |
|||||||||||
|
при кратковременном |
внецентреином |
сжатии |
. . |
||||||||||
|
3. Экспериментальные |
исследования работы |
трубо |
93 |
||||||||||
|
бетонных |
стержней |
при |
внецентреином |
сжатии . |
|||||||||
|
4. Расчет несущей способности................................ |
|
|
|
|
|
102 |
|
||||||
|
5. Примеры расчета................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
106 |
|
|||
Г л а в а |
IV. Влияние |
длительности |
загружения |
на |
несущую |
|
||||||||
|
способность трубобетонных стерж ней ............. |
|
|
109 |
|
|||||||||
|
1. Ползучесть бетона в трубе................................ |
|
|
|
|
|
109 |
|
||||||
|
2. Устойчивость |
внецеитренно-сжатого |
трубобетон |
111 |
||||||||||
|
ного стержня |
при длительном |
загружении . . . |
|||||||||||
|
3 Влияние |
ползучести |
на |
устойчивость |
составных |
120 |
||||||||
|
колонн............................ |
|
|
|
' |
.............................................. |
|
|
|
|
|
|
4.Экспериментальные исследования работы внецен- тренно-сжатых трубобетоиных стержней при дли
тельном загружении.............................................. |
125 |
5. Примеры расчета................................................... |
135 |
С п и с о к л и т е р а т у р ы .......................................... |
138 |
A.И. Кикин, Р. С. Санжаровский,
B.А. Трулль
КОНСТРУКЦИИ
ИЗ СТАЛЬНЫХ ТРУБ, ЗАПОЛНЕННЫХ БЕТОНОМ
Москва
С Т Р О Й И З Д А Т
1 9 7 4
НіШ Ш Ы й ЭкагміІлАр
^7- J Ü
УДК 624.014.27 + 624.016.7 : 624.012.35
Кикин А. И., Санжароиский Р. С., Трулль В. А. Конструкции из стальных труб, заполненных бе тоном. М., Строііиздат, 1974, с. 144.
В книге содержатся данные о конструктив ных формах сталетрубобетонных стержней, осо бенностях их работы под нагрузкой н способах изготовления. Приведены их технико-экономичес кие характеристики. Описаны результаты теоре тических и экспериментальных исследований ра боты трубобетонных стержней при центральном и внецентренном сжатии. Рассматривается влия ние ползучести бетона на несущую способность стержней. Излагаются разработанные авторами практические методы расчета трубобетоииых стержней на устойчивость. Даны примеры расчета.
Книга рассчитана па нпженеров-проектнров- щиков и научных работников.
Т я б л . T9 ИЛ 6R ГПІК'ПІ,' л и т - 16R пяян
©Стройнздат, 1974
К0325—223 83—74 047(01)—74
▲. И . Кикин, Р . |
С . |
Санж арооский, В. А . Трулль |
КОНСТРУКЦИИ |
ИЗ |
СТАЛЬНЫХ ТРУБ, |
ЗАПОЛНЕННЫХ |
БЕТОНОМ |
Редактор издательства Л. Д. С п р ы г и н а
Внешнее оформление художника К- |
Д. Ю р ч е н к о |
Технический редактор Г. В. К л и м у ш к н іг а |
|
Корректоры В. И. Г а л го з о в а, |
О. В. С т к г н е е в а |
Сдано в набор 22/ѴІ 1973 г. Подписано к печати 22/Х 1973 г. Формат 84Х108*/з2 Бумага типографская JVs 3. 7,56 уел. печ. л. (уч.-изд. 8,02 л.) Тираж 10 000 экз. Изд. № ѴІ-3380 Зак. № 847. Цена 40 коп.
Стройнздат 103777, Москва, Кузнецкий мост, д. 9
Владимирская типография Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Гор. Владимир, ул. Победы, д. 18-6.
ПР ЕД И С Л О ВИ Е
ВДирективах XXIV съезда КПСС отмечается необ ходимость снижения стоимости строительства, что воз можно достичь уменьшением веса сооружений, экономией стали в конструкциях, снижением трудозатрат и т. д. Конструкции из тонкостенных стальных труб, заполнен ных бетоном, эффективны в этом отношении. Исполь зование бетона, заключенного в трубе, повышает проч ность конструкций на. сжатие в 1,5—2 раза при сравни тельно небольшом расходе стали'на изготовление трубы, близком к расходу арматуры на железобетонные конст
рукции. .
В книге рассказывается о появлении трубобетонных конструкций за рубежом и у нас, о путях их развития, работе трубобетонных стержней под нагрузкой непри менении трубобетона в строительстве. Эксплуатация на протяжении многих лет в тяжелых условиях сооружений с трубобетонными конструкциями, например моста им. Володарского через р. Неву в Ленинграде и др., сви детельствует об их надежности.
Трубобетонные конструкции экономичны. Их приме нение уменьшает вес сооружений в 2—3 раза, трудоза траты в 4—5 раз, стоимость в 2—3 раза по сравнению с железобетонными. По сравнению с металлическими конструкциями при незначительном увеличении веса до стигается существенное снижение стоимости (до 40%) и уменьшение расхода стали (в 2—3 раза). Несмотря на это, использование трубобетонных конструкций сдержи валось тем, что была недостаточно исследована работа конструкций при внецентренном сжатии, усадке и пол зучести бетона в трубе, длительном загружении и др., был мало изучен процесс заполнения труб бетоном и др.
За последние 10—15 лет исследованиями ряда орга низации и специалистов пробел в изучении работы тру-
3
бобетонных стержней в значительной мере восполнен, разработаны скоростные методы заполнения труб бето ном с помощью вибрации, ликвидируется и дефицит ность стальных труб освоением специального проката труб для строительных конструкций. Этим созданы ус ловия для более широкого применения в СССР трубо бетонных конструкций.
Большое внимание в книге уделено изложению ре зультатов новейших теоретических и эксперименталь ных исследований, а также корректировке ранее при меняемых расчетных формул. Например, прочность тру бобетонных стержней при осевом сжатии предлагается проверять с учетом ограничения несущей способности стержней предельно возможной деформацией. Устойчи вость центрально- и внецентренно-сжатых стержней реко мендуется проверять по методике, аналогичной для ме таллических стержней, с помощью коэффициента фвп, оп ределяемого в функции приведенных гибкостей стержней и приведенных эксцентрицитетов приложения продоль ной силы. Для центрально-сжатых стержней следует при нимать небольшой эксцентрицитет, учитывающий на чальные несовершенства.
Авторы рассматривают результаты теоретических и опытных исследований влияния ползучести бетона на несущую способность трубобетонных стержней с точки зрения развития теории выпучивания в условиях ползу чести, освещают вопросы устойчивости составных трубо-
.бетонных стержней при кратковременном и длительном загружении, наконец, приводят особенности трубобетон ных конструкций, различные их системы, принципы кон струирования сооружений, их узловых соединений и стыков, методы расчета элементов, а также способы из готовления конструкций.
В книге изложены результаты исследований, прове денных главным образом авторами книги, причем мно гие из них публикуются впервые.
Кроме указанной в списке литературы использова
ны материалы научно-технических отчетов |
ЦНИИС, |
|
ЦНИИПроектстальконструкции, НИИЖБ |
Госстроя |
|
СССР, ЦНИИСК |
им. В. А. Кучеренко, |
МИСИ им. |
В. В. Куйбышева и др. |
Кикиным, |
|
Введение, главы |
I и II написаны А. И. |
В. А. |
Труллем и Р. С. Санжаровским; главы III и IV — |
Р. С. |
Санжаровскцм. |
Г л а в а I
ОСОБЕННОСТИ ТРУБОБЕТОНА И КОНСТРУКЦИИ ИЗ НЕГО
1.Область применения трубобетона
Впервых сооружениях с использованием трубобето на применялось многотрубное армирование, при кото ром несущим элементом был пакет из трубобетонных стержней малого диаметра. Примером использования многотрубных пакетов является арочный мост пролетом 9 м в восточном предместье Парижа, построенный в 1931 г. (рис. 1). Две арки этого моста состоят каждая из шести труб диаметром 60X3,5 мм, заполненных бе тоном [141].
В1936 г. под руководством акад. Г. П. Передерия был сооружен мост пролетом 101 м,через р. Неву в Ле нинграде (рис. 2) [63], в котором применена известная схема безраскосной фермы. Крупногабаритный пакет из 40 труб диаметром 140X5 мм использован в качестве верхнего параболического пояса пролетного строения. Трубы изготовлены из малоуглеродистой стали марки Ст5. На 1 м2 поперечного сечения арки приходится 104 ж пролета, что почти в 2 раза больше, чем у других по
добных мостов [63]. Впоследствии система пакетного трубобетона не применялась из-за сложности изготов ления.
Началом широкого развития трубобетонных конст рукций следует считать появление монотрубной'системы. В 40-х годах проф. В. А. Росновский предложил исполь зовать в качестве конструктивного элемента мостов одну тонкостенную стальную трубу, заполненную бетоном, и в ряде проектов [71] показал ее преимущества по срав нению с обычными решениями. Им были предложены различные конструкции мостов с применением такого ре шения, а впоследствии по одному из этих предложений
5
Рис. 1. Мост в предместье Парижа
был построен железнодорожный мост через р. Исеть вблизи г. Каменск-Уральского (рис. 3).
Главный речной пролет моста перекрыт сквозной ар кой пролетом 140 м и стрелой подъема 22 м. Высота арочных ферм на среднем участке — от ‘Д до 3Д проле т а — одинакова и равна 6 м. На концевых участках по яса очерчены по двум параболам, сближающимся к опор ным узлам. Расстояние между арочными фермами со
ставляет |
7 м, т. е. у2о пролета. Длина |
панелей арки |
6,083 м. |
арок выполнены из труб |
диаметром 820Х |
Пояса |
Х13 мм, изготовленных из стали марки СтЗ, заполнен ных бетоном марки 350. Трубы имеют в стыках фланце вые соединения на болтах. Элементы решетки, т. е. рас косы и стойки, металлические двутаврового сечения. Продольные горизонтальные связи расположены в плос костях верхнего и нижнего поясов арки. Поперечные связи имеются лишь в пределах высоты ферм и располо жены через панель в плоскостях надарочных стоек. Свя зи представляют собой ромбическую систему с металли ческими элементами крестового сечения. Все соединения металлических элементов пролетного строения электро сварные. Надарочные стойки изготовлены из труб, за полненных бетоном. Учитывая большую горизонтальную жесткость проезжей части, поперечные связи между стойками не поставлены.
. Применение трубобетона в мосте на р. Исеть снизи ло стоимость строительства на 20% и позволило сэко номить 52% стали [71].
Монотрубобетониые арки успешно используются в ав тодорожных мостах [35] в качестве поясов подпружных систем (рис.4,а, б). При ширине проезжей части моста 21 м затрачивается 195 кг стали на 1 м2 ее горизон тальной проекции, т. е. почти столько же, сколько в са-
G
то
Рис. 2. Трубобетошіыи мост через р. Неву в Ленинграде
Общий вид и по перечное сечение арки
Рис. 3. 'Трубобетонный мост через р. Исеть
7
мых современных железобетонных предварительно-нап ряженных мостах, и в несколько раз меньше, чем в обыч ных железобетонных мостах аналогичных размеров, масса стали в которых достигает 675 кг/м2.
В мостовых фермах [71] для сжатых поясов из сталь ных труб, заполненных бетоном, нужно в 8 раз меньше стали, чем для обыкновенных стальных. Масса ферм при этом увеличивается лишь на 14%. Поскольку усилия в поясах от их веса составляют незначительную долю пол ных расчетных усилий, увеличение последних вследствие замены части металла бетоном получается около 3% и им можно пренебречь. Конструкции сжатых поясов из труб, заполненных бетоном, в 5 раз дешевле по сравне нию с чисто металлическими. В целом сметное удешевле ние мостов с пролетным строением в виде свободно опи
рающихся ферм достигает |
20—25%, |
а экономия ста |
ли — 40—60%. |
применения |
трубобетонных |
Рациональной областью |
стержней являются конструкции опор линий электропе редачи (рис. 5). Значительное количество металла рас ходуется здесь на пояса стволов и траверс, поэтому заме на сжатых поясов трубобетонными дает большой эко номический эффект. Например, на сооружение 1 км ЛЭП напряжением 150 кв через горный перевал в Швей царии израсходовано 7,5 тстали. При применении опор обычной конструкции потребовалось бы 21,5 т. Умень шение стоимости трубобетонных опор по сравнению с обычными составляет 30—40% [157].
Благодаря повышенной изгибной жесткости сталь ных труб, заполненных бетоном, опоры ЛЭП могут быть собраны из сравнительно небольшого числа элементов значительной длины. При этом упрощается схема распо ложения стержней соединительной решетки и конструк ция узловых сопряжений. Основные раскосы опоры мо гут быть предварительно напряжены растяжением и выполнены из тросов. Трубы защищают от коррозии оцйнкованием и окраской.
Из промышленных сооружений, возведенных с приме нением монотрубобетона, следует отметить производст
венное здание |
на |
Семилукском заводе |
огнеупоров |
(рис. 6), стойки |
рам |
которого выполнены |
из стальных |
труб диаметром |
114X4 мм, заполненных бетоном марки |
200. Масса каждой трубобетонной стойки около 2 г, тог да как железобетонная стойка имела бы массу более
8