Файл: Кикин, А. И. Конструкции из стальных труб, заполненных бетоном.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Рис. 4. Автодорожные трубобетонные
◄
Рис. 5. Конструк тивная схема ЛЭП
спредварительным
напряжением
Рис. 6. Схема кар каса производст венного здания на Семилукском заво де огнеупоров
Рис. 7. Здание лаборатории научно-исследовательского института; стойки каркаса выполнены из трубобетона
13 т. Расход металла на все трубобетонные стойки со ставил 27,3 т, на железобетонные понадобилась бы 41 т металла. Стоимость стоек снизилась с 10 900 до 3050 руб. [28].
В ряде зарубежных стран в строительстве применя ются стальные трубы с бетонным заполнением. За по следние годы интерес к ним возрос во Франции [150, 151], Канаде [126], Италии [121], Бельгии, США и дру гих странах [124, 139, 149].
Во Франции трубобетон использован в качестве сто ек каркасов многоэтажных жилых и общественных зда ний, например в первом небоскребе в Париже — жилом доме на ул. Крулебарб [151], в административном зда нии иа ул. Жофре. В здании размером 24X24 м лабора тории научно-исследовательского института в г. Олы-юе (рис. 7) [148] колонны выполнены из труб цилиндри ческой и призматической формы, заполненных бетоном: в центральной части здания колонны цилиндрические из труб диаметром 216 мм, по периметру здания колонны призматические квадратного сечения ІООХЮО мм. При менение этой системы монотрубобетона снизило расход
стали на стойки каркаса до 40% |
■ |
|
В Италии |
в Риме построена |
8-этажная гостиница |
[121], стойки |
каркаса которой выполнены из трубобето- |
Рис. 8. Несущий каркас гостиницы
на (рис. 8). Стойки имеют переменное сечение, уменьша ющееся кверху.
В Бельгии при строительстве дока были использова ны фермы пролетом 13 м с параллельными поясами. Верх ние пояса и стойки ферм выполнены из труб, заполнен ных бетоном (рис. 9), остальные элементы — из швелле-
11
ров и уголков. Расход стали на сжатые элементы ферм снижен на 40% [139].
При изготовлении трубобетона используются круглые цилиндрические, а также призматические (квадратные
Рис. 9. Ферма с трубобетонным сжатым поясом, используемая в кон струкции дока
или прямоугольные) трубы. В некоторых случаях внут ри бетонного ядра устанавливается арматура: гибкая — в виде стержней или жесткая — уголки, двутавры и др. (рис. 10). В нашей стране такие конструкции использу-
Стержневая
Рис. 10. Дополнительное армирование бе тонного ядра
а — гибкой арматурой; 6 — жесткой арматурой в виде трубы; в — то же, уголком; г — то же, дву тавром
ют для свай, представляющих собой металлические ци линдрические. оболочки диаметром 1600 мм с армиро ванным бетонным ядром [32]. Армирование ядра позво ляет уменьшить диаметр оболочки и, следовательно,
12
поперечный габарит конструкции, что имеет большое значение [151].
Кроме строительства трубобетон применяют в маши ностроении, где таким путем достигают экономии стали до 40% [54, 65].
2. Особенности трубобетонных стержней
и предпосылки к их применению
Трубобетонный стержень является комплексной кон струкцией, состоящей из стальной трубы и бетонного яд ра, работающих совместно. Такая конструкция обладает многими положительными качествами. Прочность бетон ного ядра, стесненного стальной оболочкой как обоймой, повышается примерно в 2 раза по сравнению с первона чальной. Исследованиями [30, 77, 95] установлено, что вместо ожидаемой усадки происходит набухание бетона в трубе и его расширение, сохраняющееся на протяже нии многих лет, что создает благоприятные условия для его работы. Разбухание характерно для бетона, не толь ко заключенного в стальную трубу, но и изолированного любым другим способом от окружающей среды, что подтверждается известными опытами О. Я. Берга с изо лированными бетонными образцами [9]. Причиной раз бухания является отсутствие влагообмена между бето ном и внешней средой. В упомянутых опытах через 135 дней на одном из образцов была снята изоляция, что вызвало быстрое развитие деформаций усадки, ко торые стали почти такими же, как и у аналогичных не изолированных образцов. Величины усадочных продоль ных деформаций изолированного образца весьма незна чительны и составляют е2= (2ч-3) ІО-5. Это является одним из преимуществ трубобетона в сравнении с желе зобетоном.
Изоляция бетона от окружающей среды создает луччие условия для работы бетона под нагрузкой. Экспери менты [9] показывают, что в неизолированном бетоне нагрузка вызывает более значительную деструкцию во времени, чем в изолированном. В неизолированном бето не развитие микротрещин все время прогрессирует, у изолированного бетона при том же напряжении оно полностью прекращается в первые 2—3 дня. В неизоли рованных образцах нелинейность деформаций ползучес-
13
Т а б л и ц а 1
СРАВНЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ, ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ И ТРУБОБЕТОННЫХ КОЛОНН
|
|
к |
<0 |
|
V |
J. п |
н , , |
||
ÖJ со |
'** |
О .. |
||
я |
с° 5 |
о |
я |
|
Cf 5 |
|
а |
||
£ |
о |
В |
|
|
я |
- |
2 |
s « |
|
>> |
О л |
S g l |
||
о. |
£? н |
|||
о |
|
|
У cL^ |
|
о |
£*§ |
З н и |
||
и |
РЗ и -S* |
|
|
50 |
18 |
я |
_ |
|
|
nt |
со |
100 |
18 |
со |
в |
||
О Е- |
|
|
|
я |
о |
|
|
X |
О |
250 |
40 |
g |
§ |
||
1 |
3 |
|
|
3 Ю |
|
|
|
2 |
|
300 |
31 |
О к |
|||
£* S |
|
|
|
ja о |
10 |
12 |
|
X |
е; |
||
* |
§ |
|
|
со |
Я |
|
|
& V |
|
|
|
<Вь- |
30 |
16 |
|
О К |
XX
ЯЯ
о
75 16
|
5! |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стоимость кон- |
Приведенные |
|||
|
О |
|
|
|
|
Расход металла |
струкцни (фран- |
|||||||
|
К |
|
Вид |
|
|
на |
I колонну |
ко-прнобъект- |
затраты |
|||||
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
ный склад) |
|
|
|||
a |
|
|
конструкции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ч |
и |
|
|
|
разница |
|
|
разница |
|
разница |
|
разница |
||
О |
|
|
В Т |
в т |
|
в руб. |
Л руб. |
|||||||
о. |
СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
С |
в |
|
|
|
в % |
|
|
в % |
|
в % |
|
в % |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
18 |
6 |
|
Металлич. |
5 ,6 |
—5 ,9 |
5 ,6 |
|
+ 3 8 ,7 |
1140 |
+ 3 1 ,9 |
417 |
+ 3 1 |
||
{ |
Трубобет. |
5,93 |
3,43 |
775 |
288 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
30 |
12 |
|
Металлич. |
6,5 |
+ 0 ,5 |
6,5 |
|
+31 |
1415 |
+ 3 2 ,1 |
505 |
+ 2 8 ,1 |
||
{ |
Трубобет. |
6,47 |
4,49 |
961 |
363 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
36 |
24 |
I |
Металлич. |
34,5 |
+ 7 ,8 |
34,5 |
|
+ 5 5 ,6 |
7300 |
+ 4 7 ,4 |
2660 |
+ 4 6 ,6 |
||
|
|
( |
Трубобет. |
31,8 |
|
15,3 |
|
|
|
3839 |
|
1420 |
|
|
36 |
36 |
|
Металлич. |
40,2 |
—4 |
40.2 |
|
+ 5 4 ,7 |
8140 |
+ 4 9 |
3020 |
+ 4 6 ,5 |
||
{ |
Трубобет. |
41,8 |
18.2 |
|
4200 |
1620 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
18 |
6 |
1 Ж/б |
5,7 |
+ 7 5 ,5 |
0,45 |
—7,3 |
286 |
+ 6 7 ,5 |
91,5 |
+51 |
||||
} |
Трубобет. |
1,39 |
0,483 |
93 |
45 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
18 |
6 |
|
Ж/б |
14,7 |
+ 8 7 ,5 |
1,041 |
+ |
11,6 |
600 |
+ 7 4 |
180 |
+ 5 7 ,2 |
||
{ |
Трубобет. |
1,83 |
0,921 |
155 |
77 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
12 |
12 |
|
Ж/б |
24,2 |
+ 8 4 ,5 |
1,8 |
|
+ |
13 |
1165 |
+ 7 4 |
367 |
+ 6 2 ,1 |
|
{ |
Трубобет. |
3,78 |
1,565 |
279 |
139 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g o |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о* U |
|
15 |
14,5 |
24 |
6 |
/ |
Металлич. |
1,62 |
|
1,62 |
|
|
|
|
|
жО ев |
—21 |
|
340 |
|
125 |
|
|||||||||
<11 я |
С |
|
|
|
|
1 |
Трубобет. |
1,96 |
0,93 |
+ 4 2 |
+ 2 8 ,6 |
+ 2 1 ,6 |
|||
a £ |
р |
|
|
|
|
|
243 |
98 |
|||||||
О S |
|
80 |
24 |
36 |
12 |
1 |
Металлич. |
3,9 |
—34,6 |
3,9 |
+ 4 8 ,5 |
940 |
+ 3 8 |
324 |
+ 3 1 ,2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Трубобет. |
5,83 |
2,01 |
583 |
223 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
10 |
12 |
32 |
18 |
I Металлич. |
2,9 |
— 17,5 |
2,9 |
+ 12,4 |
574] |
+ 7 |
216 |
+ 9 ,7 |
|
|
|
1 |
Трубобет. |
3,41 |
2,54 |
5343 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
195 |
|||||||
|
|
20 |
16 |
18 |
18 |
I |
Металлич. |
5,5 |
— 1,5 |
5,5 |
+ 2 7 ,7 |
1115] |
+ 2 4 ,7 |
404 |
+ 2 5 ,5 |
12 |
|
|
|
|
|
\ |
Трубобет. |
5,58 |
|
3,98 |
|
839 і |
301 |
||
я |
|
30 |
|
|
|
/ |
Металлич. |
8 |
|
8 |
|
1850 |
|
642 |
|
X |
|
16 |
18 |
18 |
+ 6 , 7jj |
+ 2 7 |
+ 2 6 ,6 |
+ 2 8 |
|||||||
я |
|
|
Д |
Трубобет. |
7,47 |
5,87 |
1358J |
462 |
|||||||
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
СВ |
|
75 |
26 |
36 |
12 |
/ |
Металлич. |
12 |
— 14 |
12 |
|
2740 |
|
978 |
|
о |
|
+ 2 6 ,4 |
+ 2 3 ,8 |
+ 2 6 ,2 |
|||||||||||
а |
|
|
|
|
|
\ |
Трубобет. |
13,68 |
|
8,81 |
2089 |
722 |
|||
о |
|
10 |
9 |
18 |
12 |
/ |
Ж/б |
8,5 |
|
0,599 |
+ 0 ,5 |
380 |
|
123 |
|
X |
|
+ 8 3 |
+ 7 2 |
+ 5 6 |
|||||||||||
я |
|
\ |
Трубобет. |
1,44 |
0,597 |
106 |
54,1 |
||||||||
си |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
30 |
10,6 |
24 |
12 |
{ ж /б |
10,1 |
+ 8 2 ,5 |
0,944 |
+ 5 ,7 |
538 |
+ 7 2 ,2 |
175,5 |
+ 5 5 ,6 |
|
|
|
|
|
|
|
\ |
Трубобет. |
1,77 |
0,89 |
148 |
78 |
||||
|
|
50 |
14 |
30 |
12 |
/ |
Ж/б |
20 |
+ 8 2 ,3 |
1,656 |
+ 9 |
968 |
+ 7 2 |
318 |
+ 5 5 ,7 |
|
|
|
|
|
|
[ |
Трубобет. |
3,51 |
|
1,571 |
271 |
141 |
1
. |
ЫПМР |
а н " я: |
*• Таблица построена по результатам исследований, |
проведенных на кафедре экономики |
ЛИСИ аспирантом |
|||
а . |
уі. тищ еико и канд. техн. наук Р. С. Санжаровскнм. |
|
|
|
||||
ны |
Показатели |
Для |
металлических и железобетонных колонн взяты из проектов построенных сооружений. Трубобетонные колон |
|||||
рассчитывались |
по |
нагрузкам, действующим на аналогичные |
стальные и железобетонные колонны. |
|
||||
„„„ |
,7'„,„™ 5^ іость |
Франко-приобъектный склад входят отпускная |
стоимость |
конструкции и транспортные расходы. Для металличес- |
||||
ляцпя >Г |
у \\° ^ Г ^ ,о Кс Г к ^ о щ ,1даш1ЬІе взять| нз Ценников Ленинградской |
области, для трубобетонных колонн |
составлена кальку- |
В приведенных затратах учтены монтаж, окраска; капитальные вложения в смежные отрасли производства, капитальные вложення в основные фонды, а такж е эксплуатационные затраты.
тн наблюдается в течение 20—-30 суток, а в изолирован ных нелинейность исчезает при аналогичных напряжени ях в первые 2—7 суток.
Заполнение стальной трубы бетоном повышает ее про тивокоррозионную стойкость, защищая от коррозии ее внутреннюю поверхность, уменьшает гибкость элементов, увеличивает местную устойчивость стенок трубы, повы шает сопротивление оболочки вмятию в узлах сопряже ний и при ударных воздействиях во время транспортиро вания и монтажа.
Наружная поверхность трубобетонных конструкций примерно в 2 раза меньше, чем конструкций из профиль ного проката, вследствие этого у них меньше расходы по окраске и эксплуатации. На цилиндрических поверхнос тях задерживается меньше пыли и грязи, являющихся активизаторами процессов атмосферной коррозии, поэто му трубобетонные конструкции имеют повышенную кор розионную стойкость.
Использование цилиндрических стержней в сооруже ниях, подверженных ветровым нагрузкам, позволяет сни зить эти нагрузки за счет улучшения аэродинамических свойств. Стержень круглого сечения является равноус тойчивым при одинаковых расчетных длинах. Жесткость на кручение такого стержня значительно выше, чем у стержней открытого профиля. При применении трубобе тонных конструкций не требуется окраски, металлиза ции или герметизации внутренних поверхностей труб, что необходимо для трубчатых конструкций, не заполненных бетоном.
Трубобетонные конструкции имеют преимущества по сравнению с железобетонными. Известно, что примене ние железобетонных конструкций позволяет экономить сталь на фермы до 40%, на балки до 20%, на колонны 50—70%. Однако при этом стоимость возведения желе зобетонных конструкций выше, чем стальных: ферм до 40%, подкрановых балок до 55%, колонн до 35% [61]. Следовательно, замена стальных конструкций железобе тонными, давая экономию стали, ведет в ряде случаев к удорожанию сооружений. Как видно из табл. 1 и приме ров сооружений, приведенных в п. 1, замена стальных конструкций трубобетонными к такому результату не приводит.
Применяя стальные конструкции вместо железобетон ных, необходимо учитывать условия, в которых они бу-
16 ■* |
' . |
дут находиться при эксплуатации. Обследованиями установлено, что при повышенных температурах конст рукции из железобетона с бетонами обычных марок разрушаются через 5—10 лет вследствие пересушивания бетона и дегидратации цементного камня. В агрессивных средах агломерационных фабрик в условиях воздействия мышьяковистого ангидрита были случаи разрушения конструкций за 4 года. Значительна коррозия железобе тона в цехах цветной металлургии [94]. В этих и других подобных неблагоприятных условиях с успехом можно применять трубобетон, в котором бетон защищен от аг рессивных воздействий стальной оболочкой.
Полная стоимость сооружений из трубобетона значи тельно ниже стоимости аналогичных железобетонных и стальных (табл. 1). Меньшая масса трубобетонных эле ментов в сравнении с железобетонными облегчает их транспортирование и монтаж. Трубобетон экономичнее железобетона из-за отсутствия опалубки, кружал, хому тов, отгибов, петель, закладных деталей; он более вы нослив, меиее подвержен механическим повреждениям. Отсутствие распределительной и рабочей арматуры позволяет получить более высококачественную укладку жестких бетонных смесей [100].
Широкое внедрение трубчатых конструкций в строи тельство требует снижения стоимости самих труб, что может быть достигнуто при производстве труб из листо вого проката электросварным способом. Себестоимость электросварных труб оказывается выше себестоимости сортового проката всего на 2—6% [5]. Электросварные трубы отличаются повышенной точностью толщины стен ки, диаметра, овальности и, следовательно, удовлетворя ют условиям применения в строительстве. Наиболее экономичны спиральные сварные стальные трубы, метод изготовления которых заключается в изгибании узких стальных полос в спираль и сваривании трубы вдоль соединения спирали. По данным [128], стоимость спи-, ральной сварной трубы составляет 40—50% стоимости такой же бесшовной трубы.
Трубобетон и бетон в спиральной обойме дополняют друг друга; каждый из этих конструктивных элементов имеет свою рациональную область применения. Однако необходимо иметь в виду следующие недостатки бетона в спиральной обойме [22]: сложность изготовления стер жней со спиральной обмоткой, требующего специального
2—847 |
Г |
" |
-------- ■— |
17 |
|
I |
I о с . |
п у б л и ч н а * |
|
|
J |
научно-техническая |
|
|
|
Библиотека СССР |
|
.і |
л и f M - . |
______ |
оборудования; ненадежность защитного слоя спирали, так как его разрушение происходит при деформациях е2= (1504-180) ІО-5, а предельные деформации элемента составляют е2= (400-^500) ІО-5; сокращение предельных деформаций введением продольной стержневой армату ры связано с дополнительным расходом стали (15— 20%); применение пластмасс для защитного покрытия очень дорого (260—600 руб.за 1 г), а надежность тако го покрытия еще не изучена.
3. Сопряжения трубобетонных стержней
Трубобетонная конструкция представляет собой со вокупность сопряженных стержней, каждый из которых изготовлен отдельно.
Простейшим сопряжением стержней является соос ное, т. е. встык. Сжатый стык трубобетонного стержня
Рис. 11. |
Сопряжения |
ядра |
Рис. 12. Фланцевый стык |
|
|
в стыках |
|
трубобетонного стержня |
|
а — «сухой» |
стык ядра; |
6 — «мок |
с оболочкой диаметром |
|
300X3 |
||||
рый» стык ядра |
|
должен обеспечивать передачу усилий как по оболочке,
так и по ядру.
Существуют два конструктивных решения стыков для передачи усилия по ядру. По первому из них, показанно му на рис. 11, а, трубобетонные элементы плоскими тор цами плотно примыкают друг к другу в стыке («сухое» сопряжение). Плотный контакт бетонных ядер позволя ет использовать для стыков стальных оболочек способы, применяемые для стальных труб.
18
Рис. 13. Теле- щ |
грі |
||
скопические |
|||
стыки |
с |
пустых |
іа |
труб |
неболь |
|
|
шим |
различием |
|
|
диаметров |
I! |
||
а — обыкновенный |
| L - |
||
с прямым |
резом; |
L?2_. |
|
б — со |
сварными |
||
пробками; |
в, г |
о т |
скосыми резамп;
Ö— с прорезями
6)
A
C)
- f J !
|J72
О Т
!! I kJ
a)
k
a; О Т
Рис. 15. Переход ные стыки труб с большим различи ем диаметров
а — через |
прокладку |
||
без ребер; |
б— то |
же, |
|
с ребрами; |
б — с |
по |
|
степенным |
|
переходом |
|
на меньший |
диаметр; |
||
г — с |
коническим |
вкладышем
Рис. 14. Стыки стальных труб с одинаковыми диаметрами
1 |
I |
L p |
|
6) гл !• в) г) Щ11
PH
и
іг
ш
По второму решению (рис. 11,6) бетонное ядро не до водится до плоскости обреза оболочки стержня. После стыкования оболочек двух стержней между смежными торцами бетонных ядер остается свободная полость, ко торую заполняют бетоном или раствором («мокрое» со пряжение) . Имеются два варианта «мокрого» сопряжения: 1) стык заполняется жестким раствором и уплотняется трамбовками; 2) пластичный раствор инъецируется в стыковую полость под давлением 2—3 атм из герметич ной растворомешалки. На рис. 12 дан пример конструк тивного решения стыка «мокрым» способом [71]. Обо лочка в зоне полости, заполняемой пластичным раство ром 3, имеет отверстие 2 диаметром 22 мм для введения
2* |
19 |