ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
С. Н. Киселев
РАКЕТА
в в о з д у ш н о е
ОКЕАНЕ
Издание второе, переработанное и дополненное
Москва «МАШИНОСТРОЕНИЕ
1974
К44
УДК 629.76.015.3(023) |
Гро П бг ичк'■я |
|
|
!№.' ' НО '’, t. Нк!Ч • _.К£ |
|
|
вивпио с-на |
Р |
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
|
|
ЧИТАЛЬНОГО ZK- |
■ |
^ |
i ls W |
|
Киселев С. П. Ракета в воздушном океане. М., «Машинострое ние», 1974, 152 с.
Вкниге в популярной форме рассказывается об основах науки, которая изучает законы полета ракет в условиях атмосферы, — об аэродинамике ракет.
Вней рассматриваются особенности полета ракет с дозвуковыми
исверхзвуковыми скоростями, вопросы аэродинамического нагрева,
даются понятия об аэродинамических органах управления, стабилиза ции ракет в полете, их рассеивании.
Кратко описаны экспериментальные методы испытания ракет. Книга выходит вторым изданием. Первое издание книги вышло
в 1965 г.
Книга написана занимательно и может быть полезна широкому кругу читателей.
Табл. 3, ил. 54, список лит. 15 назв.
Рецензент д-р. техн. наук, проф. А. А. Дмитриевский.
К |
20303—>157 157—74 |
|
038(01)—74 |
©Издательство «Машиностроение», 1974ГУ
ЧЕМУ ПОСВЯЩЕНА ЭТА КНИГА |
|
|
||||
Во |
все времена жажда |
познания вела человека |
||||
по пути поисков |
и открытий. |
Путь этот очень труден. |
||||
Но благодаря титаническому труду |
многих поколений, |
|||||
ча протяжении |
веков |
изучавших природу, собиравших |
||||
и систематизировавших |
сведения |
о |
ней, шел прогресс |
|||
во всех областях человеческой деятельности. |
||||||
Научные открытия и технические достижения послед |
||||||
них лет, |
и прежде всего в области |
ракетного двигателе- |
строения, электроники, быстродействующих счетных ма шин, синтеза новых материалов, позволили воплотить в жизнь вековую мечту человечества — открыть путь в космос.
Страна Советов первой в мире начала осуществлять смелые научные эксперименты в космосе, увенчавшиеся 12 апреля 1961 г. полетом гражданина Советского Союза Ю. А. Гагарина на корабле-спутнике «Восток».
Со времени запуска первых искусственных спутников Земли прошло немногим более полутора десятков лет, но мы уже не только все более уверенно вторгаемся в косми ческое пространство, но и широко используем результа ты космических исследований, наблюдений, эксперимен тов для нужд народного хозяйства.
Искусственные спутники Земли стали удобным и наи более выгодным средством дальней связи: благодаря им возможны телевизионные передачи в самые отдаленные районы страны, с их помощью осуществляется многока нальная телефонная, фототелеграфная и телеграфная связь.
3810 |
3 |
Искусственные спутники ведут наблюдение за разви тием метеорологических явлении па нашей планете, сво евременно предупреждают людей о штормах и тайфунах. С их помощью проводятся геологические, гидрологиче ские, геодезические и океанографические исследования, они служат интересам лесного и сельского хозяйства. Развитие космической техники оказывает большое влия ние и на другие области знании и практической деятель ности людей. Неисчерпаемые возможности кроются в исследовании космоса. Вот поэтому уходят космические корабли и автоматические станции на околоземные орби ты к Луне, Марсу, Венере, поэтому создаются орбиталь ные долговременные станции.
Но какой же путь проделало человечество от мечты до создания современных космических кораблей?
История развития ракет уходит в глубь веков. Прин цип реактивного движения был знаком людям еще в древ ности. Известно, что появление ракет было связано с изобретением пороха.
Простейшие пороховые ракеты были созданы в Китае более двух тысяч лет тому назад. В то время ракеты слу жили в основном для увеселительных целей.
Постепенно ракеты совершенствовались. В XIII веке китайцы создали «стрелы неистового огня»: бамбуковые трубки, наполненные порохом. Для того чтобы такие стрелы-ракеты были устойчивы при полете, к ним при крепляли тростниковые хвосты.
Подобные стрелы применялись н в Индии, в основном для поджога строений во время военных действий. В кон це XVIII столетия индусы широко использовали ракеты уже как средство поражения в борьбе с английскими колонизаторами.
В Европе пороховые ракеты появились в средние века как праздничные фейерверки, и лишь в начале XIX сто летия были созданы боевые ракеты.
А как шло развитие ракет в пашей стране?
Первые сведения об изготовлении дымного пороха на Руси относятся к XIV веку. Видимо, в этот же период появились и первые пороховые ракеты. К копну XVI ве ка русские уже хорошо знали устройство зажигательных I! боевых ракет. А в первой половине XIX столетня рус ская армия имела па вооружении несколько видов бое вых и зажигательных ракет.
4
Во второй половине XIX века нарезная артиллерия, которая имела значительно большую дальность стрель бы, а также более высокую точность попадания снаря дов в цель, вытеснила боевые ракеты: они потеряли свое значение и были сняты с вооружения.
Новый этап в развитии ракетной техники открыли труды выдающихся русских ученых, создавших теорию реактивного движения,—Н. Ё. Жуковского, И. В. Мещер ского и особенно К. Э. Циолковского.
Настоящая книга расскажет читателю о законах дви жения ракет в условиях атмосферы, когда на полет ра кет и вообще летательных аппаратов оказывает действие окружающий нас воздух.
Положения аэродинамики относятся не только к ра кетам, но к любым летательным аппаратам тяжелее воз духа (самолетам, вертолетам, реактивным снарядам и т. п.). Поэтому в книге, наряду со словом ракета, будет использоваться и выражение «летательный аппарат», ко торое является более общим, или «тело», под которым следует понимать любой летательный аппарат тяжелее воздуха (ракета, самолет, самолет-снаряд, снаряд).
Современные ракеты и космические корабли летают за пределами атмосферы. Но улетая в космос и возвра щаясь на Землю, эти аппараты проходят слой атмосфе ры, следовательно, пни также подчиняются законам по лета в атмосфере. Другие виды ракет совершают весь свой полет в пределах плотных слоев атмосферы Земли, т. е. весь их полет подчиняется законам полета в атмо сфере.
Современные ракеты, учитывая особенности их поле та. можно разделить на два больших класса: крылатые и баллистические. Отличие крылатых ракет от баллисти ческих, с точки зрения принципа их полета в воздухе, состоит в следующем.
Крылатые ракеты, как следует из их названия, имеют крылья. Крыльями создается основная часть подъемной аэродинамической силы, корпусом же и другими аэроди намическими поверхностями — сравнительно небольшая ее часть. Подъемная сила удерживает крылатые ракеты в воздухе при их полете: масса ракеты уравновешивает ся подъемной силой. Для того чтобы крылатый аппарат поднялся с земли в воздух и мог летать, тяга его двига телей должна составлять всего 5Q—70 % от стартовой
5
массы аппарата (на 30—50% он уравновешивается подъ емной силой, создаваемой крыльями такого летательного аппарата).
Эти ракеты крыльями как бы «опираются» на воздух. Поэтому они могут совершать полеты только в пределах тлгосферы.
К классу крылатых ракет относятся крылатые зенит ные и противотанковые ракеты, крылатые самолетные ракеты и др., а также самолеты-снаряды.
Крылатые ракеты имеют дальность полета от несколь ких сотен метров до десятков километров, за исключени ем самолетов-снарядов, дальность которых может дости гать тысяч километров.
Скорость полета крылатых ракет может колебаться в больших пределах, но по сравнению со скоростями бал листических ракет она не велика. Так, например, англий ский противотанковый управляемый снаряд «891» имеет дальность полета 1,6 км, а скорость полета 85 м/с; аме риканский управляемый реактивный снаряд «Дарт» име ет дальность 4,8 км, а скорость полета около 360 м/с.
Зенитные ракеты имеют значительно большие даль ности и летят с большими скоростями. Так, например, английская зенитная ракета «Блад-Хаунд» имеет ско рость полета 680 м/с или 2448 км/ч, а дальность 40 км; американская зенитная ракета «Найк Аякс» запускается
на дальность 40 км, скорость |
ес полета 850 м/с или |
3060 км/ч. |
|
На крылатую ракету воздух |
оказывает двоякое воз |
действие: с одной стороны — полезное (аэродинамиче |
|
ские силы удерживают крылатую |
ракету в воздухе при |
ее полете, а также могут создавать управляющие уси |
лия, если ракета имеет аэродинамические органы управ ления); с другой стороны — вредное (аэродинамические силы создают сопротивление движению ракеты, .возника ет аэродинамический нагрев).
Воздух может быть также использован для управле ния баллистической ракетой; в этом случае на ракете должны быть воздушные рули, обтекая которые воздуш ный поток создает управляющие силы, способные изме нять направление полета. Баллистические ракеты могут летать на неограниченные дальности. Все космические корабли с этой точки зрения можно отнести к классу баллистических ракет.
б
Космические корабли, баллистические ракеты крыль ев не имеют. В основе их полета лежит реактивный прин цип. Запускаются они со стартовых установок, как правило, под углом 90° к горизонту. Для вздета баллисти ческой ракеты необходимо, чтобы тяга двигателей, созда ющих подъемную силу, превышала вес ракеты в 1,5—2 раза, в то время как для подъема крылатой ракеты, как указывалось ранее, это соотношение составляет 50—70 %• Двигатели баллистических ракет должны быть во много раз мощнее двигателей крылатых ракет.
Реактивные двигатели сообщают большие скорости этим ракетам. При полете ракеты, когда скорость ее до стигает расчетной величины, двигатели выключаются, система управления наклоняет ракету на заданный угол к горизонту. Для получения наибольшей дальности ра кеты (при прочих равных условиях) этот угол (между продольной осью ракеты и горизонтом — угол бросания) в момент выключения двигателя должен быть около 45°.
Участок траектории, на котором работают двигатели, называется а к т и в н ы м. Участок траектории после отк лючения двигателя и до точки падения ракеты — п а с с ив ным. После выключения двигателей ракета летит по баллистической траектории как артиллерийский сна ряд, пуля или камень, Орошенный человеком.
Для того чтобы ракета стала космическим кораблем, т. е. преодолела силу притяжения Земли, ей необходимо сообщить первую космическую скорость, которая равна 7,91 км/с. Па летящий в атмосфере космический ко рабль, баллистическую ракету воздух оказывает вред ное воздействие: он создает сопротивление, тормозящее полет ракеты, при этом происходит аэродинамический нагрев, который так же вреден. Но следует указать, что воздух оказывает неоценимое положительное значение при спуске космического корабля на Землю. Пилотиру емый космический корабль должен возвратиться на Зем лю. Если бы не было атмосферы, то для торможения его потребовалось бы столько же топлива, сколько и для вы вода на орбиту. Например, для спуска десятитонного корабля пришлось бы применять трехступенчатую раке ту с начальной массой 170 т.
При современном состоянии техники такую задачу ре шать очень сложно. Вот здесь воздух, оказывая сопро тивление спускающейся на Землю ракете, и приносит
7
большую пользу, так как отпадает необходимость в с о з дании мощных тормозных двигателей.
Итак, если крылатые ракеты могут летать только я условиях атмосферы, то баллистические ракеты могут летать и в безвоздушном пространстве — космосе, при чем в космосе летать баллистическим ракетам легче, так как отсутствует сопротивление воздуха.
Чтобы избавить читателя от необходимости знако миться с другими областями знаний по различным источ никам, в книге даны основные понятия из тех областей науки и техники, которые необходимы для понимания ос новного материала книги.
Г л а в а I
ОБ ОСНОВНЫХ ЗАКОНАХ АЭРОДИНАМИКИ
Аэродинамика стала самостоятельной отраслью зна ний во второй половине прошлого столетия в связи с развитием нарезной артиллерии и авиации. Конечно, от дельные ее положения и законы открыты были значи тельно раньше. В эту науку внесли свой вклад выдаю щиеся ученые прошлого Леонардо да Винчи, М. В. Ло моносов, К. Бернулли, Л. Эйлер и др.
Силы, возникающие при движении воздушных масс, — аэродинамические силы — люди используют из давна. Например, с незапамятных времен силой ветра приводились в действие ветряные мельницы. Парусные суда бороздили моря и океаны. Мечта человека летать подобно птицам возникла также в глубокой древности. Можно смело сказать, что в основе аэродинамики лежит тщательное и длительное изучение полета птиц. Перед человеком возник вопрос, каким образом получить силу, которая, преодолев сопротивление воздуха, подняла бы его над Землей?
Первые попытки полета человек связывал со стремле нием использовать силы, которые появляются при дви жении тел в воздухе, — аэродинамические силы.
После опытов, проведенных братьями Монгольфье с воздушными шарами — аэростатами — в конце XVIII и начале XIX столетия, ученые разных стран заинтересова лись идеей полета на аппаратах легче воздуха. Было соз дано много различных типов таких аппаратов. Но уже тогда стало ясно, что широкого распространения они не получат, так как обладают весьма серьезными недостат ками: имеют большие размеры и практически неуправля-
9