Файл: Бунаков, Ю. Опыт работы Мангышлакской дистанции сигнализации и связи по внедрению научной организации труда, производства и и управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
МПС—СССР
КАЗАХСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Опыт работы Мангышлакской дистанции сигнализации и связи по внедрению научной организации труда, производства и управления
г. Алма-Ата
1974 г.
t.j Гмрччнав 4МуНМ0>Т0Х|!ИЧЭСКай
виблк^тзча. СССР
экзем пляр
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
К - х и
4 1 S S 3
ОПЫТ РАБОТЫ
Мангышлакской дистанции сигнализации и связи по внедрению научной организации груда, производства и управления
Мапгышлакская дистанция сигнализации и связи. Этот коллектив хорошо известен на Казахской дороге. Около 500 км. новой магистрали Макат — Мангышлак — Узень,.оборудован ной новейшими средствами автоматики, телемеханики и связи, обслуживает диста нция.
Упорный труд и инициатива коллектива, начавшего рабо тать в тяжелых климатических условиях, получили заслужен ную оценку.
За выполнение социалистических обязательств в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина коллектив дистанции занесен в Книгу трудовой славы г. Шевченко. За успехи в со ревновании к 50/летию Казахской ССР и Компартии Казах стана дистанция награждена Памятным Красным Знаменем Гурьевского обкома КП Казахстана, облисполкома и облсовпрофа.
Неоднократно коллектив выходил победителем в социалис тическом соревновании предприятий Гурьевского отделения. В июле 1970 г. коллектив дистанции был удостоен высокого звания «Предприятие коммунистического труда».
Мапгышлакская дистанция является опорной на Казахской дороге по внедрению научной организации труда. За прошед шие три года в этом направлении дистанцией проделана не малая работа.
Ниже будет рассказано о том, с чего начади мангышлакские связисты, как они подошли к разработке и,созданию пер вого комплексного плана НОПУ на 1969—1970 годы, как эта работа продолжается сейчас.I.
I. НОТ-ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Всего 6 лет прошло с момента организации дистанции. Поистине это были годы становления коллектива, совершенст вования эксплуатационной деятельности, внедрения индуст-
3
рпальноп культуры, годы решения задач повышения эффек тивности производства.
С первых шагов работы перед коллективом встала зада ч а — как организовать эксплуатационную деятельность, чтобы в короткий срок наладить бесперебойную, четкую работу сложных устройств диспетчерской п электрической централи зации, автоблокировки, АЛС, радио, оперативных и высокочас тотных связей.
Большую работу по решению этих задач, но формированию трудовых традиции коллектива, по воспитанию коммунисти ческого отношения к груду проделали лучшие люди дистан ции, передовики и новаторы производства, партийная и проф союзная организации.
Коммунист Юр.пн Дидковский участвовал еще в пускона ладочных работах, принимал активное участие в разработке и внедрении прогрессивных графиков обслуживания устройств СЦБ, на его счету немало цепных рационализаторских пред
ложений.
Болатбек Молдасалнев окончил МНИТ, вступил в партию, прошел путь от электромеханика до главного инженера дис танции. Проводит большую работу по внедрению передовых методов труда. Сплав теории и практики помог Болатбеку стать организатором решения многих больших и малых усо
вершенствовании. |
Шулек — участник Ве |
Коммунист Дмитрий Степанович |
|
ликой Отечественной войны, ветеран |
труда. В течение 5 лет |
коллектив оказывает ему высокое доверие, избирая председа телем местного комитета. Работая старшим электромехани ком дистанционных мастерских, много труда и смекалки вло жил в создание ремонтной базы дистанции. Он лучший рацио нализатор Гурьевского отделения дороги, автор многих предложений но механизации трудоемких процессов.
Участок ДЦ от станции Ералиево до Узенп протяжен ностью более 100 км обслуживает старший электромеханик коммунист Халтулла Кошкенбаев. Поборник всего нового, он много сделал по внедрению бригадного метода обслуживания устройств на участках с большой протяженностью перегонов.
. П таких людей в коллективе немало.
Три год возглавлял дистанцию Геннадий Александрович Садилов — умелый организатор, требовательный командир, воспитанник Горьковской дороги, он принес с собой немалый опыт по внедрению научной организация груда.
Понимая, что сама по себе техника не может дать необхо димого эффекта,1коллектив задался целью разработать п осу ществить продуманную, четкую систему организации эксплуа
4
тационного содержания устройств, призванную соединить технику и людей в едином созидательном процессе.
Опираясь на опыт лучших коллективов сети дорог, основы ваясь на учении советских энтузиастов НОТ Гостева и Кер женцева и рекомендациях отраслевой научно-исследователь ской лаборатории ЛИИЖТа, на дистанции начала проводить
ся работа |
по внедрению принципов научной |
организации |
|
труда. |
• |
■ |
на открытом |
Этот вопрос стал предметом |
обсуждения |
партийном собрании дистанции. Было решено создать Совет МОТ в составе 11 чел., возглавить который поручили началь нику дистанции.
В дальнейшем функции председателя Совета были возло жены на главного инженера. Состав Совета утверждался начальником дистанции и согласовывался местным комитетом.
II. С ЧЕГО МЫ НАЧАЛИ
Совет НОТ поставил перед собой главную задачу — разра ботать перспективный комплексный план научной организации производства и управления на два года.
Учитывая, что плану должен предшествовать обстоятель ный анализ существующих методов организации труда, было решено создать творческие бригады для непосредственной разработки отдельных групп мероприятий.
Таким образом, всю работу разделили па два этапа: пер вый этап -- анализ состояния производства, второй этап — разработка плана на основе анализа.
На первом этапе творческие бригады провели анализы:
—существующей структуры управления,
—оптимальности разбивки дистанции на околотки, брига
ды и участки,
—системы организации и планирования эксплуатационной работы,
—состояния рабочих, мест и условий труда,
—уровня квалификации работников,
—рациональности использования транспортных средств,
—структурные анализы повреждений по элементам и ви дам устройств с целью выявления узких мест в обеспечении бесперебойной работы устройств.
В период первого этапа на дистанции проводилось изуче ние научных основ организации производства и управления, материалов и рекомендаций лабораторий НОТ ЛИИЖТа, опыта опорных дистанций сети дорог в разрезе конкретных задач, стоящих перед творческими бригадами.
Это позволило повысить качество и ускорить проведение анализов, квалифицированно оценить результаты. Кроме того, творческие бригады уже в процессе исследований смогли раз работать конкретные предложения для включения в комплекс ный план научной организации производства и управления дистанции.
На втором этапе Совет НОТ дистанции, опираясь на прове денный анализ и предложения творческих бригад, прступил к разработке планов. Было решено построить комплексный план из 6 разделов:
I. Совершенствование управления и организации произ водства.
II. Повышение эксплуатационной надежности работы устройств.
III. Внедрение новой техники, механизация производствен ных процессов.
IV. Нормирование труда и материальное стимулирование. V. Культура и эстетика на производстве, улучшение охра
ны труда.
VI. Улучшение жилищно-бытовых условий, организация досуга и отдыха.
Остановимся на отдельных мероприятиях комплексного плана научной организации производства и управления Мангышлакской дистанции сигнализации и связи, давших наиболь ший эффект в обеспечении устойчивой работы дистанции и обеспечивших повышение эффективности перевозочного про цесса.I.
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
В комплексном плане важное место отведено совершенство ванию управления производством.
Анализ показал, что ранее существовавшая структура не отвечает принципам научной организации управления, вызы вая излишнюю перегрузку руководителей в решении целого ряда вопросов, не требующих их вмешательства. У руководи телей практически не оставалось времени на решение основ ных и главных задач производства.
Это порождало текучку, параллелизм и дублирование, зна чительно снижало ответственность исполнителей за поручен ную работу.
В результате терялась организационная четкость, а прово димые мероприятия не давали ожидаемого производственноэкономического эффекта.
6
Серьезнейшим недостатком существовавшем'! структуры управления являлось то, что определенная группа командиров среднего звена, а именно инженеры, фактически нс были руководителями своих участков, ограничивались функциями квалифицированных технических исполнителен.
Структура управления
Начали с того, что на основе анализа разработали новую оптимальную структуру управления дистанцией, в которой нашли отражение принципы единства распорядительства (со подчинения), объема контроля и исключения повторных реше ний.
Было уточнено распределение обязанностей между руко водителями дистанции, старшими инженерами участков и старшим п -j .лектромехаииками.
При этом были определены виды взаимосвязей подразделе ний, четко определено место исполнителя в общей структуре управления, а также указано, какому из руководителей подчи нен данный работник.
Воснову перестройки была положена организация укруп ненных производственных участков во главе со старшим инже нером. Таких участков па дистанции два, каждый в границах 3—4 старших электромехаников, общей протяженностью 200 и 250 км. Старшин инженер производства, получив права хозяй ственного п технического руководителя, стал полноправным командиром участка, полностью отвечающим за его работу.
На рис. 1 показана новая структура управления с укруп ненными производственными участками.
Теперь в подчинении у начальника дистанции вместо девя ти старших электромехаников один старший инженер связи. У заместителя начальника вместо шести старших электромеха ников — два старших инженера СЦБ-
Вновой структуре управления предусмотрены и другие изменения, способствующие улучшению организации управле ния производством. Один из старших инженеров выделен спе циально для работы в техническом отделе и исполняет сле дующие обязанности: ведение документации капитального ре монта и нового строительства, дел рационализации; руководит техническим обучением, ведает перепиской и организует тех ническую информацию.
Инструкционные карточки
В процессе разработки повой структуры управления боль шое внимание было уделено пересмотру п составлению долж ностных инструкционных карточек, составленных на основе типовых инструкций и рекомендаций ЦШУ. В новых должио-
7
стных карточках йетко определены права, обязанности и ответ ственность исполнителей. При разработке их мы стремились конкретизировать функции исполнителя, придавая важное значение перечню и периодичности работ, а также краткому изложению порядка их исполнения.
Недельное планирование
Говоря об улучшении организации управления, необходимо остановиться и на вопросе совершенствования координации работы всех цехов.
Практика показала, что вследствие отсутствия четкого пла нирования работы транспортного и вспомогательного цехов, ремонтной колонны, местной сети, телеграфно-телефонных станций и КИПа и несмотря на произведенную перестройку управления, все еще значительная часть рабочего времени руководителей, особенно в начале рабочего дня, уходила .па решение текущих хозяйственных вопросов. Это вызывало непроизводительные потери рабочего времени.
Совет НОТ, проанализировав еженедельный перечень теку щих вопросов, пришел к выводу о возможности заблаговре менного решения их путем введения на дистанции планирова ния работы этих цехов на предстоящую неделю.
Недельное планирование проводится следующим образом. В конце недели старшие электромеханики цехов в разрезе конкретизации своих месячных планов представляют наборы и объемы работы на каждый день недели с указанием требуемой помощи материалами, людскими ресурсами и транспортом. Проекты планов руководителей цехов рассматриваются замес тителем начальника дистанции, главным инженером и стар шим инженером связи. При этом решаются вопросы взаимной увязки цехов, равномерной загрузки автотранспорта и опреде ляются сроки доставки материалов для обеспечения работ.
Руководители цехов получают откорректированные и утвер жденные начальником дистанции недельные задания в поне дельник на расширенном планерном совещании, в понедельник одновременно подводятся итоги деятельности за истекшую не делю.
В приложении ,№2 приводится исполненный план одной из недель работы дистанции.
Что же дало недельное планирование? Оно исключило текучку, упорядочило работу местных цехов, свело до мини мума непроизводительные потери рабочего времени, ускорило выполнение трудоемких работ за счет временного перераспре деления рабочей силы, создало ритмичность в работе дистан ции.
9