Файл: Бунаков, Ю. Опыт работы Мангышлакской дистанции сигнализации и связи по внедрению научной организации труда, производства и и управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МПС—СССР

КАЗАХСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Опыт работы Мангышлакской дистанции сигнализации и связи по внедрению научной организации труда, производства и управления

г. Алма-Ата

1974 г.

t.j Гмрччнав 4МуНМ0>Т0Х|!ИЧЭСКай

виблк^тзча. СССР

экзем пляр

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

К - х и

4 1 S S 3

ОПЫТ РАБОТЫ

Мангышлакской дистанции сигнализации и связи по внедрению научной организации груда, производства и управления

Мапгышлакская дистанция сигнализации и связи. Этот коллектив хорошо известен на Казахской дороге. Около 500 км. новой магистрали Макат — Мангышлак — Узень,.оборудован­ ной новейшими средствами автоматики, телемеханики и связи, обслуживает диста нция.

Упорный труд и инициатива коллектива, начавшего рабо­ тать в тяжелых климатических условиях, получили заслужен­ ную оценку.

За выполнение социалистических обязательств в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина коллектив дистанции занесен в Книгу трудовой славы г. Шевченко. За успехи в со­ ревновании к 50/летию Казахской ССР и Компартии Казах­ стана дистанция награждена Памятным Красным Знаменем Гурьевского обкома КП Казахстана, облисполкома и облсовпрофа.

Неоднократно коллектив выходил победителем в социалис­ тическом соревновании предприятий Гурьевского отделения. В июле 1970 г. коллектив дистанции был удостоен высокого звания «Предприятие коммунистического труда».

Мапгышлакская дистанция является опорной на Казахской дороге по внедрению научной организации труда. За прошед­ шие три года в этом направлении дистанцией проделана не­ малая работа.

Ниже будет рассказано о том, с чего начади мангышлакские связисты, как они подошли к разработке и,созданию пер­ вого комплексного плана НОПУ на 1969—1970 годы, как эта работа продолжается сейчас.I.

I. НОТ-ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Всего 6 лет прошло с момента организации дистанции. Поистине это были годы становления коллектива, совершенст­ вования эксплуатационной деятельности, внедрения индуст-

3

рпальноп культуры, годы решения задач повышения эффек­ тивности производства.

С первых шагов работы перед коллективом встала зада­ ч а — как организовать эксплуатационную деятельность, чтобы в короткий срок наладить бесперебойную, четкую работу сложных устройств диспетчерской п электрической централи­ зации, автоблокировки, АЛС, радио, оперативных и высокочас­ тотных связей.

Большую работу по решению этих задач, но формированию трудовых традиции коллектива, по воспитанию коммунисти­ ческого отношения к груду проделали лучшие люди дистан­ ции, передовики и новаторы производства, партийная и проф­ союзная организации.

Коммунист Юр.пн Дидковский участвовал еще в пускона­ ладочных работах, принимал активное участие в разработке и внедрении прогрессивных графиков обслуживания устройств СЦБ, на его счету немало цепных рационализаторских пред­

ложений.

Болатбек Молдасалнев окончил МНИТ, вступил в партию, прошел путь от электромеханика до главного инженера дис­ танции. Проводит большую работу по внедрению передовых методов труда. Сплав теории и практики помог Болатбеку стать организатором решения многих больших и малых усо­

вершенствовании.

Шулек — участник Ве­

Коммунист Дмитрий Степанович

ликой Отечественной войны, ветеран

труда. В течение 5 лет

коллектив оказывает ему высокое доверие, избирая председа­ телем местного комитета. Работая старшим электромехани­ ком дистанционных мастерских, много труда и смекалки вло­ жил в создание ремонтной базы дистанции. Он лучший рацио­ нализатор Гурьевского отделения дороги, автор многих предложений но механизации трудоемких процессов.

Участок ДЦ от станции Ералиево до Узенп протяжен­ ностью более 100 км обслуживает старший электромеханик коммунист Халтулла Кошкенбаев. Поборник всего нового, он много сделал по внедрению бригадного метода обслуживания устройств на участках с большой протяженностью перегонов.

. П таких людей в коллективе немало.

Три год возглавлял дистанцию Геннадий Александрович Садилов — умелый организатор, требовательный командир, воспитанник Горьковской дороги, он принес с собой немалый опыт по внедрению научной организация груда.

Понимая, что сама по себе техника не может дать необхо­ димого эффекта,1коллектив задался целью разработать п осу­ ществить продуманную, четкую систему организации эксплуа­

4


тационного содержания устройств, призванную соединить технику и людей в едином созидательном процессе.

Опираясь на опыт лучших коллективов сети дорог, основы­ ваясь на учении советских энтузиастов НОТ Гостева и Кер­ женцева и рекомендациях отраслевой научно-исследователь­ ской лаборатории ЛИИЖТа, на дистанции начала проводить­

ся работа

по внедрению принципов научной

организации

труда.

на открытом

Этот вопрос стал предметом

обсуждения

партийном собрании дистанции. Было решено создать Совет МОТ в составе 11 чел., возглавить который поручили началь­ нику дистанции.

В дальнейшем функции председателя Совета были возло­ жены на главного инженера. Состав Совета утверждался начальником дистанции и согласовывался местным комитетом.

II. С ЧЕГО МЫ НАЧАЛИ

Совет НОТ поставил перед собой главную задачу — разра­ ботать перспективный комплексный план научной организации производства и управления на два года.

Учитывая, что плану должен предшествовать обстоятель­ ный анализ существующих методов организации труда, было решено создать творческие бригады для непосредственной разработки отдельных групп мероприятий.

Таким образом, всю работу разделили па два этапа: пер­ вый этап -- анализ состояния производства, второй этап — разработка плана на основе анализа.

На первом этапе творческие бригады провели анализы:

существующей структуры управления,

оптимальности разбивки дистанции на околотки, брига­

ды и участки,

системы организации и планирования эксплуатационной работы,

состояния рабочих, мест и условий труда,

уровня квалификации работников,

рациональности использования транспортных средств,

структурные анализы повреждений по элементам и ви­ дам устройств с целью выявления узких мест в обеспечении бесперебойной работы устройств.

В период первого этапа на дистанции проводилось изуче­ ние научных основ организации производства и управления, материалов и рекомендаций лабораторий НОТ ЛИИЖТа, опыта опорных дистанций сети дорог в разрезе конкретных задач, стоящих перед творческими бригадами.


Это позволило повысить качество и ускорить проведение анализов, квалифицированно оценить результаты. Кроме того, творческие бригады уже в процессе исследований смогли раз­ работать конкретные предложения для включения в комплекс­ ный план научной организации производства и управления дистанции.

На втором этапе Совет НОТ дистанции, опираясь на прове­ денный анализ и предложения творческих бригад, прступил к разработке планов. Было решено построить комплексный план из 6 разделов:

I. Совершенствование управления и организации произ­ водства.

II. Повышение эксплуатационной надежности работы устройств.

III. Внедрение новой техники, механизация производствен­ ных процессов.

IV. Нормирование труда и материальное стимулирование. V. Культура и эстетика на производстве, улучшение охра­

ны труда.

VI. Улучшение жилищно-бытовых условий, организация досуга и отдыха.

Остановимся на отдельных мероприятиях комплексного плана научной организации производства и управления Мангышлакской дистанции сигнализации и связи, давших наиболь­ ший эффект в обеспечении устойчивой работы дистанции и обеспечивших повышение эффективности перевозочного про­ цесса.I.

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

В комплексном плане важное место отведено совершенство­ ванию управления производством.

Анализ показал, что ранее существовавшая структура не отвечает принципам научной организации управления, вызы­ вая излишнюю перегрузку руководителей в решении целого ряда вопросов, не требующих их вмешательства. У руководи­ телей практически не оставалось времени на решение основ­ ных и главных задач производства.

Это порождало текучку, параллелизм и дублирование, зна­ чительно снижало ответственность исполнителей за поручен­ ную работу.

В результате терялась организационная четкость, а прово­ димые мероприятия не давали ожидаемого производственноэкономического эффекта.

6

Серьезнейшим недостатком существовавшем'! структуры управления являлось то, что определенная группа командиров среднего звена, а именно инженеры, фактически нс были руководителями своих участков, ограничивались функциями квалифицированных технических исполнителен.

Структура управления

Начали с того, что на основе анализа разработали новую оптимальную структуру управления дистанцией, в которой нашли отражение принципы единства распорядительства (со­ подчинения), объема контроля и исключения повторных реше­ ний.

Было уточнено распределение обязанностей между руко­ водителями дистанции, старшими инженерами участков и старшим п -j .лектромехаииками.

При этом были определены виды взаимосвязей подразделе­ ний, четко определено место исполнителя в общей структуре управления, а также указано, какому из руководителей подчи­ нен данный работник.

Воснову перестройки была положена организация укруп­ ненных производственных участков во главе со старшим инже­ нером. Таких участков па дистанции два, каждый в границах 3—4 старших электромехаников, общей протяженностью 200 и 250 км. Старшин инженер производства, получив права хозяй­ ственного п технического руководителя, стал полноправным командиром участка, полностью отвечающим за его работу.

На рис. 1 показана новая структура управления с укруп­ ненными производственными участками.

Теперь в подчинении у начальника дистанции вместо девя­ ти старших электромехаников один старший инженер связи. У заместителя начальника вместо шести старших электромеха­ ников — два старших инженера СЦБ-

Вновой структуре управления предусмотрены и другие изменения, способствующие улучшению организации управле­ ния производством. Один из старших инженеров выделен спе­ циально для работы в техническом отделе и исполняет сле­ дующие обязанности: ведение документации капитального ре­ монта и нового строительства, дел рационализации; руководит техническим обучением, ведает перепиской и организует тех­ ническую информацию.

Инструкционные карточки

В процессе разработки повой структуры управления боль­ шое внимание было уделено пересмотру п составлению долж­ ностных инструкционных карточек, составленных на основе типовых инструкций и рекомендаций ЦШУ. В новых должио-

7


стных карточках йетко определены права, обязанности и ответ­ ственность исполнителей. При разработке их мы стремились конкретизировать функции исполнителя, придавая важное значение перечню и периодичности работ, а также краткому изложению порядка их исполнения.

Недельное планирование

Говоря об улучшении организации управления, необходимо остановиться и на вопросе совершенствования координации работы всех цехов.

Практика показала, что вследствие отсутствия четкого пла­ нирования работы транспортного и вспомогательного цехов, ремонтной колонны, местной сети, телеграфно-телефонных станций и КИПа и несмотря на произведенную перестройку управления, все еще значительная часть рабочего времени руководителей, особенно в начале рабочего дня, уходила .па решение текущих хозяйственных вопросов. Это вызывало непроизводительные потери рабочего времени.

Совет НОТ, проанализировав еженедельный перечень теку­ щих вопросов, пришел к выводу о возможности заблаговре­ менного решения их путем введения на дистанции планирова­ ния работы этих цехов на предстоящую неделю.

Недельное планирование проводится следующим образом. В конце недели старшие электромеханики цехов в разрезе конкретизации своих месячных планов представляют наборы и объемы работы на каждый день недели с указанием требуемой помощи материалами, людскими ресурсами и транспортом. Проекты планов руководителей цехов рассматриваются замес­ тителем начальника дистанции, главным инженером и стар­ шим инженером связи. При этом решаются вопросы взаимной увязки цехов, равномерной загрузки автотранспорта и опреде­ ляются сроки доставки материалов для обеспечения работ.

Руководители цехов получают откорректированные и утвер­ жденные начальником дистанции недельные задания в поне­ дельник на расширенном планерном совещании, в понедельник одновременно подводятся итоги деятельности за истекшую не­ делю.

В приложении ,№2 приводится исполненный план одной из недель работы дистанции.

Что же дало недельное планирование? Оно исключило текучку, упорядочило работу местных цехов, свело до мини­ мума непроизводительные потери рабочего времени, ускорило выполнение трудоемких работ за счет временного перераспре­ деления рабочей силы, создало ритмичность в работе дистан­ ции.

9