Файл: Садовский, Г. И. Механика горных пород, расчеты крепи и конструктивных элементов систем разработки рудных месторождений подземным способом [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2Dd

а

(75.4)

2dD—d2

nyH

 

После преобразований ползаем

da

(76.4)

2(a—nyH) '

При определении прочных размеров целиков между выра­ ботками выпуска необходимо учитывать кроме временного сопротивления сжатию и диаметров дучек, вошедших в рас­ четные формулы, следующее:

Л. В основании целика между выработками выпуска прой­ дена горизонтальная выработка доставки, ослабляющая этот целик.

Б. В непосредственной близости от рассматриваемых це­ ликов производится большое число взрывов накладных заря­ дов при выпуске руды.

В. Конструктивно наиболее слабым местом днища является сопряжение выработки выпуска с выработкой доставки. Про­ верка прочности этого элемента необходима.

А. Влияние выработок целика на его прочность

Для учета снижения прочности целиков в связи с умень­ шением площади опоры за счет проведения горизонтальных выработок необходимо ввести в формулы (70.4, 71.4, 73.4, 76.4) поправочный коэффициент К0ц:

 

K0n = l - fS B/S„,

(77.4)

где S4 — площадь

опоры целика между выработками достав­

ки, м2;

 

 

SB — площадь

горизонтальных выработок в

основании

целика,

м2.

 

Б. Влияние вторичного взрывания на прочность целиков между выработками выпуска

В расчетные формулы, определяющие безопасные рассто­ яния между выработками выпуска, необходимо ввести попра­ вочный коэффициент Кв на снижение прочности днища за счет динамических ударов при производстве вторичного взрывания непосредственно в выработках выпуска. Причем коэффициент этот будет поправочным для значения O c w

130


Расчетные формулы (70.4, 71.4, 73.4, 76.4) с учетом коэф­ фициента Кв будут выглядеть так:

D>

K“ V

 

 

(78.4)

 

 

 

D > l A ,„ d j / K , » - n V

 

 

(79.4)

 

 

 

D>

K° V

K ,„ - n vH

 

'

(80.4)

 

 

 

 

KonKaOd

 

 

(81.4)

 

^

2(K Ba —nyH)

 

 

 

 

В. Проверка прочности сопряжений выработок выпуска доставки

Целик непосредственно над выработкой доставки представ­ ляет собой балку с защемленными концами (рис. 42). Но так как шарнирно-подвижная опора при одних и тех же нагрузках

ПоЫ

Рис. 42. Схема к расчету сопряжения выработки выпуска с выработкой доставки:

1 — балка выработки доставки; 2 — балка выработки выпуска; 3 — раз­ ность между длиной ниши под дучку и диаметром дучки

131-

допускает развитие несколько больших изгибающих момен­ тов и поперечных сил, можно принять, что балка лежит па шарнирно-подвижных опорах. Тогда достаточно максимальное напряжение при изгибе, которое может быть найдено из выра­ жения:

а—Mmax/W,

(82.4)

где Мщах — максимальный изгибающий момент; W — осевой момент сопротивления.

Однако в местах сопряжений выработок выпуска и достав­ ки балка выработки доставки в свою очередь опирается на балку выработки выпуска (см. рис. 42).

В связи с тем, что расчетный пролет балки (ширина выра­ боток выпуска и доставки) мал, а равномерно распределенная нагрузка (горное давление на днище) значительна, очевидно, что максимальное напряжение при изгибе будет незначитель­ ным п что прочность днища в местах сопряжений следует проверять па срез, так как тш'шжения среза будут значи­ тельно больше, чем напряжения при изгибе.

При равномерно распределенной нагрузке q реакция каж­ дой опоры балки выработки выпуска составит:

Р =

ЯВ/2Н_ЗЬ = 4iB ±2b L ^

(83.4,

где b — ширина выработки выпуска, м.

 

Напряжение при срезе определяется формулой:

 

 

<r=P/S',

(84.4)

где Р — опорная реакция, определяемая из формулы

(83.4), т;

S' — площадь

среза, равная (см. рис. 42) произведению

разности между длиной ниши под дучку и диаметром

дучки на

высоту надштрекового целика, м2.

 

При расчете прочных размеров целиков между выработка­ ми выпуска разностью между длиной ниши под дучку и диа­ метром дучки можно было бы пренебречь. При расчете устой­ чивости сопряжений этого делать не следует, так как именно она, эта разность, определяет площадь среза.

Кроме того, следует учитывать, что при проведении дучек, развороте воронок, проведении всевозможных сбоек на гори­ зонте подсечки верхняя часть (0,5—0,8 м) надштрекового це­

132


лика в значительной степени нарушается. Поэтому при расче­ тах рекомендуется принимать значение высоты надштрекового целика без одного метра.

Из формулы (84.4) и рис. 42 видно, что увеличение надштрекового целика приведет к увеличению площади среза при той же нагрузке и, следовательно, к повышению прочно­ сти днища.

В местах сопряжений выработок и доставки руда работает на срез. Однако это совсем не значит, что в местах сопряжений будет срезаться весь надштрековый целик одновременно.

Рудный массив неоднороден, поэтому процесс разрушения днища начнется за счет постепенного отделения и выпадения обломков или составных элементов массива в местах наиболь­ ших напряжений и наибольших ослаблений. Именно такой характер разрушения сопряжений ясно наблюдается на прак­ тике при отработке блоков крепких руд, когда выработки до­ ставки и выпуска не крепятся.

П р и м е р. Расчет сравнительной прочности конструкций днищ при скреперной доставке.

Основные конструктивные различия днищ, подготовленных для скреперной доставки при одной и той же высоте падштрекового (надортового) целика заключается, как указывалось выше, в расположении выпускных выработок: одностороннем, двухстороннем шахматном, двухстороннем одноосном.

Рассмотрим: а) сравнительную прочность днищ с односто­ ронним, двухсторонним одноосным и двухсторонним шахмат­

ным

расположением выпускных выработок при

постоянной

высоте надштрекового

целика;

б) сравнительную

прочность

днищ при различных высотах надштрекового целика.

 

Для

сравнительной

характеристики

примем

следующие

исходные данные:

 

 

 

 

 

 

 

dnan—1,5 м;

0=1000 кг/см2;

у = 3 т/м3;

Н =200 м;

п =2 .

В

соответствии

с результатами расчетов имеем: d = b = B =

= 2 ,5

м,

Кв=0,65.

Ширина днища чаще всего 12 м, следова­

тельно,

К о п = 1 , 2 .

 

 

 

 

 

 

 

Прочность дншц с одинаковой высотой надштрекового це­

лика.

При сравнении

считаем,

что чем прочнее

конструкция

днища,

тем меньшее

значение безопасного расстояния между

выработками

выпуска

может

быть достигнуто

при

прочих

равных условиях (табл. 23).

 

 

 

 

 

Вычисления проведены по формулам

(78.4,

79.4,

80.4).

133


Расположение выпускных выработок

Одностороннее Двухстороннее одноосное Двухстороннее шахматное

Таблица 23

Расстояние

между

Прочность днища

выработками

%

выпуска,

м

 

3,3

 

136

4,5

 

100

5,9

 

76

Прочность днищ с различной высотой надштрекового це­ лика. Подставляя исходные данные в формулы (83.4 и 84.4), получаем:

q(B +2b)

_

_3qb

(85.4)

Н

~

 

4

 

 

но

 

 

 

 

S/==Ad (h—1),

 

(86.4)

где Дс1 — разность между длиной ниши под дучку и диамет­ ром дучки, м.

Ранее было установлено, что обычно Ad^ 0 ,5 м. Следова­ тельно,

S'= 0 ,5 (h—1).

Тогда

0Гсреза== 2 ( h - l j *

(87,4)

Для условий рассматриваемого примера получаем:

О с е е э а ^ -j— J .

(88.4)

Анализ зависимости прочности днища от высоты надштре­ кового целика свидетельствует о том, что прочность днища особенно резко возрастает при увеличении высоты надштре­ кового целика до 5—7 м. Дальнейшее увеличение его высоты обеспечивает менее значительный рост прочности днища. Уве­ личение высоты надштрекового целика с 7 до 9 м приведет, по расчетам, к увеличению прочности днища на 28%.

134