Файл: Кусмарцев, В. С. Автоматизация строительного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендуемые сроки окупаемости капитальных вложений при механизации и автоматизации производства

Максимальный

Мероприятия срок окупаемое-

 

 

Т И 1 о к

Малая механизация и частичная автомати­

1— 1,5

зация ...............................................................

и автоматизация отдельных

Механизация

2—3

процессов и

операций ..............................

 

Внедрение комплексной механизации и ав­

 

томатизации отдельных процессов, созда­

4—5

ние автоматических л и н и й .........................

Минимальный коэффициент эффективности

Е%

100—65

50—35

25—20

Обычно сроки окупаемости затрат в 1—1,5 года (табл. 3) принимаются в тех случаях, когда производит­ ся подсчет валовой экономии от внедрения мероприятий без учета амортизации затрат на эти мероприятия.

Результаты расчетов экономической эффективности механизации и автоматизации производства группиру­ ются по участкам и видам работ (погрузочно-разгрузоч­ ные, транспортные, складские и т. д.).

Сопоставляя эти данные, легко определить те участки и виды работ, механизация которых более эффективна. Только после этого можно наметить очередность меро­ приятий и концентрацию средств и усилий на их реали­ зацию.

Выбранный вариант со сроком окупаемости дополни­ тельных капитальных вложений не свыше нормативных должен соответствовать современным достижениям нау­ ки и техники и отвечать требованиям лучших образцов отечественной и зарубежной практики [18].

Кроме стоимостных показателей, часто применяют иные, характеризующие технические и качественные ре­ зультаты комплексной механизации и автоматизации. Обычно отмечают:

увеличение выработки продукции на одного трудя­ щегося;

119



сокращение численности обслуживающего персонала; сокращение расхода энергии; повышение эксплуатационной надежности и сокра­

щение простоев; улучшение качества продукции;

облегчение тяжелых видов работы; улучшение санитарно-гигиенических условий труда

и т. д.

Все эти показатели должны характеризовать преиму­ щества проводимой комплексной механизации и автома­ тизации. Для большей убедительности целесообразно исчислять их (по возможности) в количественном вы­ ражении.

Л и т е р а т у р а

1.Р о м а н о в В. А. Автоматизация типовых производственных процессов. М., «Энергия», 1964.

2.И в а н о в В. А. Теория автоматического управления и регу­ лирования. М., «Недра», 1964.

3. Д р о н о з

 

В.

Г. и др. Башенные краны и подъемники для

строительства зданий

повышенной этажности. М., Стройиздат, 1972.

4. З ы т н е р

Д. Я.,

К и р и ч е к А.

Я. Автоматическое управле­

ние электроприводом

поточно-транспортных

систем. М., «Энергия»,

1965.

 

 

В.

и др. Применение автоматического регулирова­

5. С т р е й ц

 

ния в промышленности. М., Гостоптехиздат, 1960.

 

6. В е к с л е р

В. В. и др. Автоматическое регулирование погру­

зочно-разгрузочных

работ

и

строительных

машин. Л., «Машино­

строение»,

1967.

 

П.

Ф., Т а н а т о р

А. И. Автоматизация в стро­

7. М а ц е п о и

ительстве. М., Стройиздат, 1967.

 

 

 

 

8. З е л и ч е н о к

Г. Г. Средства и схемы автоматизации процес­

сов на бетонных заводах. М., Машгиз, 1962.

 

 

9. «Механизация и автоматизация производства», № 6, 7, 9 и 12,

1960.

 

 

 

 

Я. М. и др. Дорожные машины и оборудова­

10. П и к о в с к и й

ние. М., Машгиз, 1960.

И. П. и

др. Дорожно-строительные машины.

11. Б о р о д о ч е в

 

М., Машгиз, 1963.

 

В. И. и др. Основы автоматизации производст­

12. К о л ы ш е в

венных процессов

в дорожном

строительстве. М., «Транспорт», 1966.

13. К а л у ж с к и й

Я. А. и др. Основы автоматики и автомати­

зации строительства

автомобильных

дорог. М.,

«Транспорт», 1967.

14. 3 е л и ч е н о к

Г. Г. Автоматизация предприятий строитель­

ной индустрии. М., «Высш. школа», 1965.

 

 

15. П о л о с и н - Н и к и т и н

С. М. Механизация дорожных ра­

бот. М., «Транспорт», 1966.

 

 

 

 

 

16. Г р и н е в и ч

Г. П. и др. Комплексная механизация погру­

зочно-разгрузочных работ и

транспортных операций в строительстве.

М., Стройиздат, 197U.

и НИИСП Госстроя УССР. Рекомендации по

17. ЦНИИОМТП

разработке

и

внедрению

диспетчеризации

в

общестроительном

тресте. М., Стройиздат,

1971.

 

 

 

 

 


О г л а в л е н и е

В в е д е н и е .............................................................................................................

 

3

Общие вопросы

авто м ати ки ...........................................

7

1 . 1.

 

 

Х а р а к т е р и с т и к и

п р о и з в о д с т в е н н ы х п р о ц е с с о в и

7

о с н о в н ы е к л а с с ы з а д а ч а в т о м а т и з а ц и и

1 . 2 .

 

 

К л а с с и ф и к а ц и я а в т о м а т и ч е с к и х с и с т е м и и х с т р у к ­

8

т у р н ы е с х е м ы ...........................................................................................

 

Разомкнутые системы автоматического управле­

 

ния и релейно-контактные с х е м ы

...................................

15

 

2 . 1.

 

 

 

 

Р е л е й н о - к о н т а к т н а я а п п а р а т у р а ,

в ы п о л н я ю щ а я

17

 

ф у н к ц и и з в е н ь е в у с и л е н и я и у п р а в л е н и я .

 

2 .2.

 

 

 

 

Р е л е й н о - к о н т а к т н ы е с х е м ы .............................................................

 

27

 

2 . 3.

 

 

 

 

С х е м ы а в т о м а т и ч е с к о г о

у п р а в л е н и я • э л е к т р о п р и ­

29

 

в о д о м ...............................................................................................................

 

 

 

2.4.

 

 

 

 

О с н о в н ы е и с п о л н и т е л ь н ы е у с т р о й с т в а

35

t .

Автоматизация систем,

выполняющих повторяю­

 

 

щиеся (циклические) производственные процессы

39

 

3 . 1.

 

 

 

 

З а д а ч и и м е т о д ы п о р я д к о в о - в р е м е н н о г о с в я з ы в а ­

 

 

н и я .........................................................................................................................

 

 

39

 

3 .2 .

 

 

 

К у л а ч к о в о - к о п и р н ы е у с т р о й с т в а и к о м а н д о а п п а р а -

 

т ы .............................................................................................

40


З.з.

Р е л е й н о - к о н т а к т н ы е с х е м ы с р е л е в р е м е н и .

43

Научные методы организации и управления стро­

44

ительством и диспетчеризация ...........................................

4 .1.

 

О п е р а т и в н о е у п р а в л е н и е с т р о и т е л ь с т в о м п о с е т е ­

49

в ы м г р а ф и к а м ...........................................................................................

4 .2 .

 

Д и с п е т ч е р с к а я с и с т е м а у п р а в л е н и я с т р о и т е л ь с т ­

51

в о м ..........................................................................................................................

Автоматизация поточно-транспортных систем .

57

Вопросы автоматизации при разработке карьеров

68

и выполнении нулевого цикла строительных работ

6 . 1.

 

О б щ и е п о л о ж е н и я о р а з р а б о т к е к а р ь е р о в

68

6 .2.

 

А в т о м а т и з а ц и я р а б о т ы о д н о к о в ш о в ы х э к с к а в а т о ­

72

р о в ...........................................................................................................................

6 .3 .

 

А в т о м а т и з а ц и я р а б о т ы б у л ь д о з е р о в и с к р е п е р о в

74

6 .4 .

 

В о п р о с ы д и с т а н ц и о н н о г о у п р а в л е н и я з е м л е р о й н о ­

75

т р а н с п о р т н ы м и м а ш и н а м и . . . . . . .

6 .5 .

 

А в т о м а т и з а ц и я у ч е т а р а б о т ы з е м л е р о й н ы х и т р а н ­

76

с п о р т н ы х м а ш и н .................................................................................

Регулирующие и запорные устройства для мате

78

риального потока ............................................................

7 .1.

 

П и т а т е л и

78