Файл: Вишневецкий, Л. М. Предпусковые и профилактические испытания электрооборудования строительных площадок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
удаляют загрязнения или заводскую смазку в зазорах, устраняют вибрацию.
После проверки исправности аппаратуры производят проверку действия схем управления и сигнализации при
в) |
г) |
о 1 2 3 ц / . л
Рис. 9. Схемы проверок и характеристики трансформа торов тока
а —определение полярности выводов; б —снятие характеристики намагничивания; в —примерный вид характеристик намагничива ния; г —определение коэффициента трансформации
/ —нспрарный- трансформатор тока; 2—трансформатор тока с короткозамкнутыми витками
номинальном и пониженном до 80% от номинального напряжении оперативного тока. Затем приступают к проверке схемы защиты, начиная ее с трансформаторов тока (ТТ).
89
Независимо от наличия маркировки выводов опреде ляют однополярные выводы, т. е. начала п концы обмо ток, для чего собирают схему, приведенную на рис. 9, а. В качестве измерительного прибора П можно использо вать тестер, гальванометр измерительного моста, ампер метр или другой магнитоэлектрический прибор, жела тельно с нулем посередине шкалы. Необходимо уточнить маркировку зажимов прибора, т. е. найти зажим, при подаче «плюса» на который стрелка прибора откло няется вправо. Источником тока Б может служить сухая плоская батарейка типа 3336Л (4,5 В). При этом доба вочное сопротивление Яд можно заменить лампочкой на 3,5 В, т. е. использовать для подачи импульса тока в первичную обмотку щуп-индикатор (см. гл. 1, § 2).
При замыкании цепи первичной обмотки ТТ стрелка прибора отклоняется в одну сторону, а при размыка нии— в другую. Если стрелка при замыкании цепи от клоняется вправо, то выводы первичной и вторичной об моток ТТ, к которым подключены соответственно «плюс» батареи и «плюс» прибора, однополярны, т. е. оба яв ляются началами (пли концами) обмоток. Если стрелка при замыкании цепи отклоняется влево, необходимо пе реключить провода, подходящие к первичной пли вто ричной обмотке ТТ, тогда стрелка будет отклоняться вправо.
После определения однополярных зажимов ТТ их не обходимо замаркировать (если заводская маркировка отсутствует).
Основным испытанием ТТ является снятие его харак теристики намагничивания — зависимости напряжения на вторичной обмотке от тока в ней. Для испытания со бирают схему, представленную на рис. 9, б. Напряжение регулируют автотрансформатором АТ типа ЛАТР-1, в качестве вольтметра V используют прибор электромаг нитной системы (например, Э-59) или тестер; ампер метр А должен быть непременно электромагнитной си стемы, так как ток в цепи обмотки будет несинусоидаль ным, и показания тестера будут иметь большую погреш ность.
Характеристику снимают при разомкнутой цепи пер вичной обмотки. Увеличивая ступенями по 20 В напря жение, записывают величину тока. Напряжение повы шают до насыщения сердечника, когда ток резко возра
40
стает при незначительном повышении напряжения. При мерный вид характеристики показан на рис. 9, в. Срав нивая полученную характеристику с характеристиками других ТТ данного типа, можно сделать заключение о его исправности. Отклонения от типовой характеристики не должны превышать ±20% . При наличии короткозамкну тых витков характеристика идет значительно ниже, что видно из рис. 9, в.
Независимо от наличия на ТТ таблички с паспортны ми данными, для новых трансформаторов проверяют коэффициент трансформации. При этом не ставится за дача высокоточного его измерения, проверяют лишь со ответствие номинального коэффициента трансформации указанному в паспорте.
Затем собирают приведенную на рис. 9, г схему. В ка честве нагрузочного устройства НУ можно использовать «котельный» трансформатор с питанием первичной об мотки через ЛАТР, так как ток требуется небольшой — примерно 25% от номинального первичного тока ТТ. Коэффициент трансформации ТТ определяется как отно шение первичного тока к вторичному. Коэффициенты трансформации ТТ с секционированной обмоткой опре деляют для каокдой отпайки.
В схемах релейной защиты устройств электроснабже ния строительных площадок наиболее распространены реле тока и напряжения мгновенного действия типов ЭН и ЭТ, токовые реле с зависимой характеристикой типов ИТ и РТ, реле прямого действия типов РТВ и РТМ, электромеханические реле времени типа ЭВ.
Испытания и настройку реле защиты начинают с про верки их механической части. Методы проверки и регу лировки механической части подробно изложены в [5]. Для настройки токовых реле необходима практически синусоидальная форма тока,так как в противном случае фактический ток срабатывания реле в схеме защиты не будет совпадать с уставкой. Поэтому при настройке токовых реле рекомендуется последовательное их обмот кой включать добавочное активное сопротивление. Вели чина его выбирается такой, чтобы требуемое максималь ное значение тока в обмотке реле достигалось при мак симальном напряжении регулировочного автотрансфор матора. Измерения тока производят с помощью при бора электромагнитной системы, например типа Э-59.
41
При н с п ы т а н и и р е л е т и п а ЭТ производят:
1)проверку тока срабатывания на минимальной и максимальной уставках шкалы; при этом расхождение не должно превышать ±3% ;
2)проверку коэффициента возврата, который дол жен составлять 0,85—0,87 *;
3)проверку отсутствия вибрации п искрения контак тов реле при нагрузке их током, близким к реальной ве личине в схеме защиты, и скачкообразном нарастании тока в обмотке реле; величина тока должна составлять
от 1,05 тока срабатывания до 9— 10-кратного тока; 4) установку и проверку заданной уставки срабаты
вания реле.
Ис п ыт а н и я ре ле н а п р я ж е н и я т и п а ЭН
производят в том же объеме, как и реле типа ЭТ. На помним лишь, что для реле минимального напряжения коэффициент возврата всегда больше единицы, так как напряжение срабатывания больше напряжения отпуска ния. Коэффициент возврата реле минимального напря жения не долоюен превышать 1,25.
Особое внимание следует обратить па недопустимость вибрации контактов, которая часто возникает у реле, имеющих уставку 60% Uпом и ниже н нормально нахо дящихся под полным напряжением.
Для и с п ы т а н и я р е л е ИТ-80 (РТ-80) собирают схему по рис. 10, а, которую питают линейным напряже нием сети. Испытания выполняют в следующем порядке:
1.Устанавливают и проверяют заданный ток сраба тывания ** индукционного элемента. Измеряют также величину тока, при котором диск реле начинает равно мерно вращаться. Эта величина характеризует состоя ние механической части реле; она не нормируется и обычно не превышает 25—40% тока уставки.
2.Проверяют коэффициент возврата реле при плав ном снижении тока в обмотке в момент подхода рычага
сектора к коромыслу отсечки, когда в зацеплении нахо
* |
К о э ф ф и ц и е н т о м в о з в р а т а |
максимально-токового ре |
|
ле называется отношение тока отпускания |
(т. |
е. тока, при котором |
|
якорь |
возвращается в исходное положение) |
к току срабатывания |
(т. е. минимальному току, при котором якорь притяпшается к сер
дечнику). |
с р а б а т ы в а н и я называется минимальный ток |
в |
** Т о к о м |
||
обмотке реле, |
при котором червячная пара войдет в зацепление |
и |
реле сработает. |
|
|
42
дятся почти все |
витки червяка. Коэффициент возврата |
|
в этом случае должен составлять 0,84—0,87. |
||
й) |
. |
pf |
Рис. 10. Схемы проверки реле типов ИТ (РТ)
асхема для проверки тока и времени срабатывания индук
ционного элемента |
н отсечки; Р —‘рубильник; R —реостат: |
H i p ' — нагрузочный |
трансформатор; Л —амперметр; РГ —про- |
веряемое реле; ЗС — электросекундомер типа ПВ-53Л
осхема для измерения времени возврата индукционного
элемента; Т —проверяемое реле
3. |
Проверяют коэффициент возврата реле при сбро |
се тоца |
толчком до величины тока возврата в момент |
43
подхода рычага сектора к якорю отсечки. Коэффициент возврата должен составлять не менее 0,8.
4. Проверяют заданную характеристику выдержки времени. Если уставка задана в независимой части ха рактеристики, то она сразу устанавливается указателем на шкале реле. Если уставка задана в зависимой части характеристики, то следует по типовой характеристике, изображенной на прикрепленной к реле табличке, найти и установить соответствующую выдержку времени в не зависимой части характеристики. После этого измеряют время срабатывания реле при резкой подаче в обмотку тока в 1,2; 2; 5 и 10 раз больше тока срабатывания. По результатам измерения строят зависимость выдержки времени от тока.
5. Устанавливают и проверяют уставку срабатывания электромагнитного элемента (отсечки). Если реле имеет металлический кожух, то его необходимо предваритель но надеть во избежание ошибочной настройки отсечки, так как при снятом кожухе ток срабатывания умень шается на 20—25%. Током срабатывания в данном слу чае считается минимальный ток, при котором отсечка сработает десять раз из десяти при подаче тока при рез ком замыкании цепи. Для того чтобы не перегреть об мотку, между включениями делают паузы по 10 с. Если отсечку в схеме защиты не используют, надо вывернуть регулировочный винт.
6.Проверяют четкость срабатывания и отсутствие вибрации контактов при токах в обмотке реле от 1,05 до наибольшей возможной величины тока при коротком за мыкании.
7.Измеряют время возврата индукционного элемен та по схеме рис. 10,6. Для этого упор сектора оберты
вают изоляционной лентой, а поверх нее — металличе ской фольгой с припаянным проводом, которая образует неподвижный контакт К. Затем включают рубильники Р1 и Рг и реостатом Ri устанавливают ток по ампермет
ру Аь составляющий 0,75—0,80 от тока возврата. Вклю чают рубильник Р3 и реостатом Я2 устанавливают по амперметру А2 максимально возможный вторичный ток короткого замыкания. Затем рубильники отключают и снова включают их все одновременно. В момент, когда рычаг сектора реле дойдет до коромысла отсечки, от ключают рубильник Рз■ При этом ток в обмотке реле
44
снижается и запускается секундомер ЭС. После замыка ния контакта К рычагом сектора секундомер останавли вается, фиксируя время возврата реле, которое не долж но превышать 0,5 с.
И с п ы т а н и я р е л е п р я м о г о д е й с т в и я т и п а
Р Т М производят по схеме, аналогичной схеме |
испыта |
ния реле ЭТ, а реле типа РТВ — по схеме рис. |
10, а, с |
той лишь разницей, что вместо замыкающего контакта РТ используют размыкающий контакт привода выклю чателя. Ток срабатывания реле прямого действия изме ряется (при снятой крышке привода, путем плавного увеличения тока в обмотке реле) в момент, когда удар ник начинает подниматься. После трехкратного измере ния тока срабатывания реле крышку устанавливают на место.
Для р е л е т и п а РТВ, кроме того, определяют за висимость времени срабатывания от тока в обмотке ре ле, который регулируют от двухдо пятикратного значе ния тока срабатывания. Разброс выдержки времени на уставке при трех замерах не должен превышать ± 0,2 с.
И с п ы т а н и я р е л е в р е м е н и т ип а |
ЭВ вклю |
|
чают: |
|
{не должно |
1) проверку |
напряжений срабатывания |
|
превышать 75% |
Дном) и возврата {не должно быть ме |
нее 10% £Люм); 2) проверку шкалы выдержек времени и разброс вре
мени срабатывания на заданной уставке, который не должен превышать 0,07 с при десяти замерах.
После испытаний и настройки всех реле и аппаратов ТП пли распределительного устройства подключают все провода и кабели, проверяют надежность контактов на клеммниках и еще раз измеряют сопротивление изоля ции мегомметром на 500— 1000 В. Затем проверяют взаимодействие реле и аппаратов при включенном оперативном напряжении путем замыкания (размыка ния) вручную цепей обмоток реле и аппаратов, наблю дая за правильностью взаимодействия элементов схемы.
Для того чтобы проверка взаимодействия охватыва ла все элементы схемы во всех возможных режимах, надо, на основании принципиальных схем, предваритель но продумать и составить подробную программу прог верки с указанием очередности операций и действия
45