Файл: Вибрационные машины в рыбной промышленности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВИБРАЦИОННЫЕ МАШИНЫ

В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

М О С К В А ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

1974

УДК 639.2.061 + 664.951.002.5

С. А. Асейнов, К. Д. Денин, С. И. Медведик, А. В. Терентьев

Щ- Щ ^•' V

Вибрационные машины

в

рыбной

промышленности. А с е й ­

нов С. А., Д е к и н К. Д.,

М е д в е д и к

С. И., Т е р е н т ь е в А. В.,.

1974.

 

машин в

рыбной

промышленности

Применение вибрационных

способствует интенсификации,

и механизации

производственных

процессов при сохранении высокого качества рыбной продукции. Использование вибрации позволяет совмещать несколько техноло­ гических операций — распределение рыбы по потокам с ориента­ цией спинки, ориентация головой с последующей сортировкой

идр.

Вкниге приведены общие сведения о физико-механических свой

ствах рыбных грузов, рассмотрены вопросы механики вибрацион­ ного перемещения, ориентирования, сортировки, дозировании и т. п., приводятся данные о конструкции различных элементов машин, даются рекомендации по конструированию и расчету ма­

шин.

Таблиц 17. Иллюстраций 45. Список литературы — 60 названий.

Рецензент А. А. Романов.

;£) Издательство «Пищевая промышленность», 1974 г.

В 31705—110 110—74 044(01)—74

ОТ АВТОРОВ

Всовременное производство все шире внедряются машины и устройства, в работе которых в той или иной степени использу­ ется вибрация. Впервые с вибрацией человек познакомился пре­ имущественно как с вредным явлением, вызывающим шум, повы­ шенный износ, усталостное разрушение деталей и отрицательно влияющим на организм человека. Однако уже в начале XX в. были обнаружены полезные стороны вибрации и появились пер­ вые исследования этого явления.

Внастоящее время вибрационные машины и устройства с успе­ хом используются для механизации погрузочно-разгрузочных опе­ раций, процессов сортировки, обогащения, просеивания, дозиро­ вания, сушки, ориентирования. Благодаря вибрации устраняется: слеживание грузов, уменьшается сопротивление резанию и раз­ рушению грунтов и горных пород и т. д.

Впоследние годы вибрация стала широко внедряться и в рыб­ ную промышленность. Внедрение вибрационных машин позволяет, например, сравнительно просто решить вопрос транспортирования

инепрерывного дозирования рыбы. Причем в отличие от других устройств подобного назначения вибрационные машины, как по­ казывают опыты, практически не повреждают рыбу даже при пя­ тикратном прохождении ее по рабочему органу.

Большое распространение в нашей стране и за рубежом полу­ чают вибрационные ориентирующие машины, которые обеспечи­ вают надежную ориентацию рыбы при разной консистенции тела, различном размерном и видовом составе.

Применение вибрирующих режущих органов позволяет значи­ тельно снизить энергетические затраты. Вибрационная укладка рыбы в тару дает возможность значительно повысить плотность укладки. Вибрация ускоряет диффузионные процессы, способст­ вуя интенсификации операций отмочки и посола рыбы.

К преимуществам вибрационных машин относится также воз­ можность совмещения нескольких технологических операций, на­ пример распределение рыбы по потокам с ориентацией спинкой в заданном направлении, ориентация головой с последующей сортировкой и т. п. Кроме того, применение в вибрационных уст­ ройствах синтетических и древеснослоистых пластиков, резиноме­ таллических шарниров и упругих связей позволяет сочетать высо­

3


кую степень надежности машины с простотой конструкции и экс­ плуатации.

В книге описываются конструкции, принцип работы и элемен­ ты теории ряда устройств, уже получивших распространение на рыбообрабатывающих предприятиях, или, по мнению авторов, перспективных.

При написании книги были использованы работы различных отечественных и зарубежных ученых, а также результаты иссле­ дований, проводимых на Кафедре деталей машин и подъемнотранспортных машин Астраханского технического института рыб­ ной промышленности и хозяйства и в лаборатории механизации

КаепНИРХА.

глубокую

благодарность профессору

Авторы приносят

И. Ф. Гончаревичу за

консультации

и ценные советы, а также

А. А. Романову, взявшему на себя труд по рецензированию ру­ кописи.

Авторы будут признательны читателям за их критические заме­ чания.

Г л а в а I

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВИБРАЦИИ НА ОБРАБАТЫВАЕМУЮ СРЕДУ

ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕС-КИЕ СВОЙСТВА ГРУЗОВ

Имеющиеся на предприятиях рыбной промышленности мате­ риалы — сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, обработка: которых в какой-то степени связана с операциями перемещения,, ■перевалки, укладки, расфасовки и т. п., будем называть в даль­ нейшем одним словом — груз.

Грузы делятся на насыпные и штучные. Под насыпными сле­ дует понимать грузы, перемещаемые или обрабатываемые нава­ лом, с частицами столь малых размеров по сравнению с размера­ ми всего сыпучего тела, что при его исследовании могут быть ис­ пользованы закономерности механики сплошной среды. Из этого: следует, что понятие «штучный груз» определяется не абсолют­ ными, а относительными его размерами. Обычно этим термином,

обозначают 'грузы, перемещаемые или обрабатываемые поштучно,, независимо от их величины.

Насыпные грузы различаются по внешним признакам и по фи­ зико-механическим свойствам, к которым относятся: грануломет­ рический состав (кусковатость), влажность W, насыпная (объем­

ная) масса у, сопротивление сдвигу,

плотность б, угол естествен­

ного откоса а, высота вертикально

стоящей стенки h0 и др.

(табл. 1).

 

Влияние большинства из этих, подчас взаимосвязанных, свойств на поведение груза при вибрации учесть непосредственно трудно. Однако при выборе конструктивных параметров машины, размера и формы рабочего органа необходимо иметь о них пол­

ное представление. Остановимся на наиболее важных

из

этих

свойств.

е.

выра­

Г р а н у л о м е т р и ч е с к и й с о с т а в г р у з а , т.

женное в процентах весовое содержание в нем частиц различной крупности, может быть получен индивидуальным замером частит или ситовым анализом. Для характеристики грузов, являющихся объектом механизации перегрузочных операций, второй способ более показателен [29].

5


Груз

Соль

крмтная....................

мелкая сухая . . .

м

_

 

 

 

Коэффициент

«9

Л

 

 

 

 

ев "и

тре ния по

в н

ь

CJ

а

 

 

5 «

О

Е

-

 

 

 

 

С S

з З

стали

дереву

o

i l

£ У

С и

 

2

 

 

 

 

’’.Я

 

 

 

 

1— 5

1900

10500

0 , 5 -

0 , 6 -

 

 

 

 

 

0 ,6

0 ,8

0 , 1 - 1

 

11500

0 .4 —

0 ,5 —

 

 

 

 

 

0 ,5

0 ,7

мелкая влажная . .

0 , 1 - 1

_

1600

 

 

Мука

 

 

 

 

 

рыбная ....................

- -

5500

0 ,5

0 ,6

пшеничная . . . .

6000

0 ,4

0 ,5 2

Лед мелкодробленый . .

2 - 1 0

950

9000

0,1

0 ,2

Опилки древесные

 

 

 

 

 

сухие .........................

1— 4

500

2500

0 ,5

0 ,6 5

влажные....................

1 - 4

800

4000

—-

 

Сардина . . . . . .

8 0 -

 

0 ,6

0 ,7

Килька

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с в е ж а я ......................

7 0 -S O

800

 

0 ,5 5

0 ,6

соленая ......................

7 0 - 9 0

860

0 ,6

0 ,7 5

Сельдь

 

 

 

 

0,6

с в е ж а я ......................

2 5 0 —

880

8300

0 ,5

 

400

 

 

 

 

Уголе>стественногс)

Т а б л и ц а

 

1

откоса, град ВысотаС В О - бодно12 Т О Я - стщейенки, мм

к S 1 с

 

 

О

О

>1

 

 

Ог

СОЯ^ т

 

 

£

н «

 

 

2

0

0

 

 

2

о.

_

 

 

~

с

 

j

 

 

 

42

 

 

 

 

42

 

 

 

 

80

40 _ — 300

4 - 5 — —

30

90 —

35 — —

30

35 — —

29

соленая .......................

2 5 0 - 850

7700

0 ,5 5

0 ,6

30

 

400

 

 

 

 

Лещ свежий.......................

2 6 0 -

8000

0,3

0,4

18

 

320

 

 

 

 

Судак свежий . . .

. 350 —

7100

0 ,5

0 ,6

31

 

500

 

 

 

 

Н а с ы п н а я ,

и л И о б ъ е м н а я,

м а С с а

г р у з а у о п р е -

деляется с помощью мерного сосуда [29]. В отличие от плотности она учитывает наличие в грузе пор и пустот. Опыты показывают, что у зависит от ряда факторов, в частности с увеличением влаж­ ности насыпная масса также увеличивается [29]. Однако для неко­ торых гигроскопичных и мелкодисперсных грузов, например соли, сахара, может наблюдаться и обратный эффект, объясняемый увеличением пористости материала за счет образования комков. При достижении некоторой предельной влажности насыпная мас­ са вновь возрастает. Большое влияние на у оказывает и плотность укладки груза.

С о п р о т и в л е н и е с д в и г у характеризует насыпной груз с точки зрения способности сопротивляться смещению, деформации

6


или внедрению. Сдвиг соответствует потере прочности сыпучего тела и сопровождается относительным смещением частиц.

Способность груза оказывать сопротивление сдвигу оценивает­ ся коэффициентом сопротивления сдвигу fa.

Уг ол е с т е с т в е н н о г о о т к о с а а существенно зависит от влажности груза и несколько меньше от состояния опорной по­ верхности. У влажных грузов при уменьшении высоты слоя вели­

чина а увеличивается, достигая 90° при h = ho- При

воздействии

вибрации и наличии гладких опорных

поверхностей

а умень­

шается.

с т е нк и h0 фиксируется

В ы с о т а с в о б о д н о с т о я ще й

в сосуде с откидным бортом. Природа возникновения неосыпающейся стенки заключается в том, что для влажного груза даже при нормальном давлении о, близком к нулю, когда сухое трение практически отсутствует, нарушение структуры требует преодоле­ ния связности.

Из всех механических свойств, характеризующих груз, наибо­ лее важным является сопротивление сдвигу, определяющее в основном характер его виброперемещения.

Рассмотрение насыпного груза как сплошной среды позволяет ввести понятие «напряженное состояние», оцениваемое величина­

ми нормального о и касательного т напряжений.

(в Па)

Равновесие среды нарушается, если в любой ее точке т

превысит некоторую предельную величину

 

X= Ф(1),

(1)

где Ф(о) — непрерывно возрастающая функция."

Для идеально сыпучих грузов эта зависимость линейна

' = /».

или

т = /оз,

(2)

' где f= tg р и fo=tgpo— коэффициенты внутреннего и внешнего трения;

ри ро — соответствующие углы трения.

Усвязных насыпных грузов (влажная мука, соль, мелкая рыба

идр.), частицы которых связаны между собой пленками воды или коллоидами, сила сопротивления сдвигу складывается из сил трения частиц и сил сцепления (связности), что обусловливает

более сложный характер функции Ф(о).

С достаточной для практических задач точностью диаграмму

предельных касательных напряжений Ф(а)

можно

представить

из

»

радиусом

Ао 7

состоящей

дуги круга .напряжении с

г = —^-L-

(рис. 1,а)

и прямолинейного участка с уравнением

 

 

 

т = т0 + /3>

 

(3)

где то — условное

касательное напряжение, эквивалентное сцеплению, называе­

мое начальным сопротивлением сдвигу, Па.

 

 

7


Тогда зависимость /„ от а в пределах криволинейного участка имеет вид

а для участка АВ:

f О= / + 5

(5)

Графически зависимость

изображена на рис. 1,6 в

виде кривой САВ, состоящей также из двух участков — СА и АВ, описываемых уравнениями (4) и

(5). Коэффициент

трения для

г

d т

в отличие

связных грузов /= —

 

а а

коэффици­

от соответствующего

ента для сыпучих грузов оказы­ вается также величиной перемен­ ной, зависящей от о (кривая AiB\). Сопоставление этих кри­ вых показывает, что при малых о, обычно встречающихся на практике, /3 значительно отлича­ ется от f, который, по-видимому, в данном случае теряет физиче­ ский смысл и не может быть ис­ пользован в инженерных задачах

[24,

29].

 

 

 

 

Рис. 1. Диаграммы:

2 — предельных

касательных

напряже­

ний; 6 — зависимости

коэффициента

сопротивлений

сдвигу

от

нормально­

 

го

давления.

 

Экспериментально диаграммы предельных касательных напря­ жений удобно получить с помощью трибометра [24, 29] (рис. 2, а). Он состоит из лебедки 1 с барабаном 2, нити 3, направляющих 4 и подвижного блока 5, сердечника 6, катушки 7, пружины 8, же­ лоба 9, коробки без дна 10, груза 11, рамки 12, прижимных пла­ нок 13 и тарировочного блока 14. Электрическая схема установки представляет собой мостик сопротивлений, одно из плеч которого состоит из катушки 7 е выдвижным сердечником. В диагонали мостика подается переменный ток напряжением 4 В и подключен самопищущий микроамперметр.

При включении лебедки 1 нить 3 через блоки наматывается на барабан 2, приводя в движение коробку 10 с исследуемым грузом 11, рамкой 12 и планками 13. При этом сердечник 6 на