ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВИБРАЦИОННЫЕ МАШИНЫ
В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
М О С К В А ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
1974
УДК 639.2.061 + 664.951.002.5
С. А. Асейнов, К. Д. Денин, С. И. Медведик, А. В. Терентьев
Щ- Щ ^•' V
Вибрационные машины |
в |
рыбной |
промышленности. А с е й |
|
нов С. А., Д е к и н К. Д., |
М е д в е д и к |
С. И., Т е р е н т ь е в А. В.,. |
||
1974. |
|
машин в |
рыбной |
промышленности |
Применение вибрационных |
||||
способствует интенсификации, |
и механизации |
производственных |
процессов при сохранении высокого качества рыбной продукции. Использование вибрации позволяет совмещать несколько техноло гических операций — распределение рыбы по потокам с ориента цией спинки, ориентация головой с последующей сортировкой
идр.
Вкниге приведены общие сведения о физико-механических свой
ствах рыбных грузов, рассмотрены вопросы механики вибрацион ного перемещения, ориентирования, сортировки, дозировании и т. п., приводятся данные о конструкции различных элементов машин, даются рекомендации по конструированию и расчету ма
шин.
Таблиц 17. Иллюстраций 45. Список литературы — 60 названий.
Рецензент А. А. Романов.
;£) Издательство «Пищевая промышленность», 1974 г.
В 31705—110 110—74 044(01)—74
ОТ АВТОРОВ
Всовременное производство все шире внедряются машины и устройства, в работе которых в той или иной степени использу ется вибрация. Впервые с вибрацией человек познакомился пре имущественно как с вредным явлением, вызывающим шум, повы шенный износ, усталостное разрушение деталей и отрицательно влияющим на организм человека. Однако уже в начале XX в. были обнаружены полезные стороны вибрации и появились пер вые исследования этого явления.
Внастоящее время вибрационные машины и устройства с успе хом используются для механизации погрузочно-разгрузочных опе раций, процессов сортировки, обогащения, просеивания, дозиро вания, сушки, ориентирования. Благодаря вибрации устраняется: слеживание грузов, уменьшается сопротивление резанию и раз рушению грунтов и горных пород и т. д.
Впоследние годы вибрация стала широко внедряться и в рыб ную промышленность. Внедрение вибрационных машин позволяет, например, сравнительно просто решить вопрос транспортирования
инепрерывного дозирования рыбы. Причем в отличие от других устройств подобного назначения вибрационные машины, как по казывают опыты, практически не повреждают рыбу даже при пя тикратном прохождении ее по рабочему органу.
Большое распространение в нашей стране и за рубежом полу чают вибрационные ориентирующие машины, которые обеспечи вают надежную ориентацию рыбы при разной консистенции тела, различном размерном и видовом составе.
Применение вибрирующих режущих органов позволяет значи тельно снизить энергетические затраты. Вибрационная укладка рыбы в тару дает возможность значительно повысить плотность укладки. Вибрация ускоряет диффузионные процессы, способст вуя интенсификации операций отмочки и посола рыбы.
К преимуществам вибрационных машин относится также воз можность совмещения нескольких технологических операций, на пример распределение рыбы по потокам с ориентацией спинкой в заданном направлении, ориентация головой с последующей сортировкой и т. п. Кроме того, применение в вибрационных уст ройствах синтетических и древеснослоистых пластиков, резиноме таллических шарниров и упругих связей позволяет сочетать высо
3
кую степень надежности машины с простотой конструкции и экс плуатации.
В книге описываются конструкции, принцип работы и элемен ты теории ряда устройств, уже получивших распространение на рыбообрабатывающих предприятиях, или, по мнению авторов, перспективных.
При написании книги были использованы работы различных отечественных и зарубежных ученых, а также результаты иссле дований, проводимых на Кафедре деталей машин и подъемнотранспортных машин Астраханского технического института рыб ной промышленности и хозяйства и в лаборатории механизации
КаепНИРХА. |
глубокую |
благодарность профессору |
Авторы приносят |
||
И. Ф. Гончаревичу за |
консультации |
и ценные советы, а также |
А. А. Романову, взявшему на себя труд по рецензированию ру кописи.
Авторы будут признательны читателям за их критические заме чания.
Г л а в а I
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВИБРАЦИИ НА ОБРАБАТЫВАЕМУЮ СРЕДУ
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕС-КИЕ СВОЙСТВА ГРУЗОВ
Имеющиеся на предприятиях рыбной промышленности мате риалы — сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, обработка: которых в какой-то степени связана с операциями перемещения,, ■перевалки, укладки, расфасовки и т. п., будем называть в даль нейшем одним словом — груз.
Грузы делятся на насыпные и штучные. Под насыпными сле дует понимать грузы, перемещаемые или обрабатываемые нава лом, с частицами столь малых размеров по сравнению с размера ми всего сыпучего тела, что при его исследовании могут быть ис пользованы закономерности механики сплошной среды. Из этого: следует, что понятие «штучный груз» определяется не абсолют ными, а относительными его размерами. Обычно этим термином,
обозначают 'грузы, перемещаемые или обрабатываемые поштучно,, независимо от их величины.
Насыпные грузы различаются по внешним признакам и по фи зико-механическим свойствам, к которым относятся: грануломет рический состав (кусковатость), влажность W, насыпная (объем
ная) масса у, сопротивление сдвигу, |
плотность б, угол естествен |
ного откоса а, высота вертикально |
стоящей стенки h0 и др. |
(табл. 1). |
|
Влияние большинства из этих, подчас взаимосвязанных, свойств на поведение груза при вибрации учесть непосредственно трудно. Однако при выборе конструктивных параметров машины, размера и формы рабочего органа необходимо иметь о них пол
ное представление. Остановимся на наиболее важных |
из |
этих |
свойств. |
е. |
выра |
Г р а н у л о м е т р и ч е с к и й с о с т а в г р у з а , т. |
женное в процентах весовое содержание в нем частиц различной крупности, может быть получен индивидуальным замером частит или ситовым анализом. Для характеристики грузов, являющихся объектом механизации перегрузочных операций, второй способ более показателен [29].
5
Груз
Соль
крмтная....................
мелкая сухая . . .
м |
_ |
|
|
|
Коэффициент |
|
«9 |
-ч |
Л |
|
|
||
|
|
ев "и |
тре ния по |
|||
в н |
ь |
|||||
CJ |
а |
'Л |
|
|
||
5 « |
О |
Е |
- |
|
|
|
|
|
С S |
з З |
стали |
дереву |
|
o |
i l |
£ У |
||||
С и |
|
2 |
|
|
||
|
|
’’.Я |
|
|
|
|
1— 5 |
1900 |
10500 |
0 , 5 - |
0 , 6 - |
||
|
|
|
|
|
0 ,6 |
0 ,8 |
0 , 1 - 1 |
|
11500 |
0 .4 — |
0 ,5 — |
||
|
|
|
|
|
0 ,5 |
0 ,7 |
мелкая влажная . . |
0 , 1 - 1 |
_ |
1600 |
|
|
Мука |
|
|
|
|
|
рыбная .................... |
- - |
— |
5500 |
0 ,5 |
0 ,6 |
пшеничная . . . . |
6000 |
0 ,4 |
0 ,5 2 |
||
Лед мелкодробленый . . |
2 - 1 0 |
950 |
9000 |
0,1 |
0 ,2 |
Опилки древесные |
|
|
|
|
|
сухие ......................... |
1— 4 |
500 |
2500 |
0 ,5 |
0 ,6 5 |
влажные.................... |
1 - 4 |
800 |
4000 |
—- |
|
Сардина . . . . . . |
8 0 - |
|
— |
0 ,6 |
0 ,7 |
Килька |
120 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с в е ж а я ...................... |
7 0 -S O |
800 |
|
0 ,5 5 |
0 ,6 |
соленая ...................... |
7 0 - 9 0 |
860 |
— |
0 ,6 |
0 ,7 5 |
Сельдь |
|
|
|
|
0,6 |
с в е ж а я ...................... |
2 5 0 — |
880 |
8300 |
0 ,5 |
|
|
400 |
|
|
|
|
Уголе>стественногс) |
Т а б л и ц а |
|
1 |
|
откоса, град ВысотаС В О - бодно12 Т О Я - стщейенки, мм |
к S 1 с |
|||
|
|
О |
О |
>1 |
|
|
•Ог |
СОЯ^ т |
|
|
|
£ |
н « |
|
|
|
2 |
0 |
0 |
|
|
2 |
о. |
<и_ |
|
|
~ |
с |
|
|
j |
|
|
|
42 |
|
|
|
|
42 |
|
|
|
|
—80 —
40 _ — 300
4 - 5 — —
30 — —
90 —
35 — —
30
35 — —
29 — —
соленая ....................... |
2 5 0 - 850 |
7700 |
0 ,5 5 |
0 ,6 |
30 |
|
400 |
|
|
|
|
Лещ свежий....................... |
2 6 0 - |
8000 |
0,3 |
0,4 |
18 |
|
320 |
|
|
|
|
Судак свежий . . . |
. 350 — |
7100 |
0 ,5 |
0 ,6 |
31 |
|
500 |
|
|
|
|
Н а с ы п н а я , |
и л И о б ъ е м н а я, |
м а С с а |
г р у з а у о п р е - |
деляется с помощью мерного сосуда [29]. В отличие от плотности она учитывает наличие в грузе пор и пустот. Опыты показывают, что у зависит от ряда факторов, в частности с увеличением влаж ности насыпная масса также увеличивается [29]. Однако для неко торых гигроскопичных и мелкодисперсных грузов, например соли, сахара, может наблюдаться и обратный эффект, объясняемый увеличением пористости материала за счет образования комков. При достижении некоторой предельной влажности насыпная мас са вновь возрастает. Большое влияние на у оказывает и плотность укладки груза.
С о п р о т и в л е н и е с д в и г у характеризует насыпной груз с точки зрения способности сопротивляться смещению, деформации
6
или внедрению. Сдвиг соответствует потере прочности сыпучего тела и сопровождается относительным смещением частиц.
Способность груза оказывать сопротивление сдвигу оценивает ся коэффициентом сопротивления сдвигу fa.
Уг ол е с т е с т в е н н о г о о т к о с а а существенно зависит от влажности груза и несколько меньше от состояния опорной по верхности. У влажных грузов при уменьшении высоты слоя вели
чина а увеличивается, достигая 90° при h = ho- При |
воздействии |
|
вибрации и наличии гладких опорных |
поверхностей |
а умень |
шается. |
с т е нк и h0 фиксируется |
|
В ы с о т а с в о б о д н о с т о я ще й |
в сосуде с откидным бортом. Природа возникновения неосыпающейся стенки заключается в том, что для влажного груза даже при нормальном давлении о, близком к нулю, когда сухое трение практически отсутствует, нарушение структуры требует преодоле ния связности.
Из всех механических свойств, характеризующих груз, наибо лее важным является сопротивление сдвигу, определяющее в основном характер его виброперемещения.
Рассмотрение насыпного груза как сплошной среды позволяет ввести понятие «напряженное состояние», оцениваемое величина
ми нормального о и касательного т напряжений. |
(в Па) |
Равновесие среды нарушается, если в любой ее точке т |
|
превысит некоторую предельную величину |
|
X= Ф(1), |
(1) |
где Ф(о) — непрерывно возрастающая функция."
Для идеально сыпучих грузов эта зависимость линейна
' = /».
или
т = /оз, |
(2) |
' где f= tg р и fo=tgpo— коэффициенты внутреннего и внешнего трения;
ри ро — соответствующие углы трения.
Усвязных насыпных грузов (влажная мука, соль, мелкая рыба
идр.), частицы которых связаны между собой пленками воды или коллоидами, сила сопротивления сдвигу складывается из сил трения частиц и сил сцепления (связности), что обусловливает
более сложный характер функции Ф(о).
С достаточной для практических задач точностью диаграмму
предельных касательных напряжений Ф(а) |
можно |
представить |
||
„ |
из |
» |
радиусом |
Ао 7 |
состоящей |
дуги круга .напряжении с |
г = —^-L- |
||
(рис. 1,а) |
и прямолинейного участка с уравнением |
|
||
|
|
т = т0 + /3> |
|
(3) |
где то — условное |
касательное напряжение, эквивалентное сцеплению, называе |
|||
мое начальным сопротивлением сдвигу, Па. |
|
|
7
Тогда зависимость /„ от а в пределах криволинейного участка имеет вид
а для участка АВ:
f О= / + 5 |
(5) |
Графически зависимость |
изображена на рис. 1,6 в |
виде кривой САВ, состоящей также из двух участков — СА и АВ, описываемых уравнениями (4) и
(5). Коэффициент |
трения для |
|
г |
d т |
в отличие |
связных грузов /= — |
||
|
а а |
коэффици |
от соответствующего |
ента для сыпучих грузов оказы вается также величиной перемен ной, зависящей от о (кривая AiB\). Сопоставление этих кри вых показывает, что при малых о, обычно встречающихся на практике, /3 значительно отлича ется от f, который, по-видимому, в данном случае теряет физиче ский смысл и не может быть ис пользован в инженерных задачах
[24, |
29]. |
|
|
|
|
Рис. 1. Диаграммы: |
|||
2 — предельных |
касательных |
напряже |
||
ний; 6 — зависимости |
коэффициента |
|||
сопротивлений |
сдвигу |
от |
нормально |
|
|
го |
давления. |
|
Экспериментально диаграммы предельных касательных напря жений удобно получить с помощью трибометра [24, 29] (рис. 2, а). Он состоит из лебедки 1 с барабаном 2, нити 3, направляющих 4 и подвижного блока 5, сердечника 6, катушки 7, пружины 8, же лоба 9, коробки без дна 10, груза 11, рамки 12, прижимных пла нок 13 и тарировочного блока 14. Электрическая схема установки представляет собой мостик сопротивлений, одно из плеч которого состоит из катушки 7 е выдвижным сердечником. В диагонали мостика подается переменный ток напряжением 4 В и подключен самопищущий микроамперметр.
При включении лебедки 1 нить 3 через блоки наматывается на барабан 2, приводя в движение коробку 10 с исследуемым грузом 11, рамкой 12 и планками 13. При этом сердечник 6 на