Файл: Юрковский, И. М. Как обнаружить и устранить неисправности легкового автомобиля.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
6T2.13 |
|
1075 |
4i |
УДК 629.113.004.5:629.114.6 |
|
9 |
- Y v *'" ^ ^ |
^ |
f t — |
|
|
|
Ю75 |
Юрковский |
И. M. |
|
|
|
|
Как обнаружить и устранить неисправности лег |
||||||
|
кового автомобиля. Изд. 2-е перераб. |
и доп. |
М., |
|||
|
«Транспорт», |
1977. |
|
|
|
|
|
168 с. с ил. |
|
|
|
|
|
|
В книге приводятся признаки неисправностей, возникающих в уз |
|||||
|
лах к агрегатах отечественных легковых автомобилей, даны рекомен |
|||||
|
дации по способам |
обнаружения и устранения этих |
неисправностей; |
|||
|
рассматриваются |
порядок |
выполнения регулировочных |
работ и |
мето |
|
|
ды ремонта шин. |
|
|
|
|
|
|
Книга рассчитана на автолюбителей. |
|
|
|||
|
Ю 31803' 024 |
?4-77 |
|
|
6Т2.13 |
|
|
049(01)-77 |
|
|
|
|
|
Иван Мартынович Юрковский
Как обнаружить и устранить неисправности легкового автомобиля
Редактор Б. Б. Соловьев
Обложка художника А. С. Завьялова Технический редактор £. В. Земскова
Корректоры Т. С. Ященко, Л. П. Агафонова
ИБ .V* 908
Сдано в |
набор 25/XI 1976 г. |
Подписано к печати 17/11 1977 г. |
Уч.-нзд. л. 8.12. |
||||||
Бумага |
70Х1081/э2. тип. |
№ I. |
Печ. |
л. |
5,25. |
(условных 7,35). |
|||
Тираж |
150 000 |
экз. (Ill |
завод — |
50 |
000). |
Т-04016. |
Мзд. № |
1-3-2/14 № 8806. |
|
Зак. тип. 6549. |
Цена 4Й коп. |
|
|
|
|
6а |
|
||
Изд-во |
«ТРАНСПОРТ», |
Москва, Басманный туп., |
|
г. Куйбышев, проспект Карла Маркса. 201. Изд-во «Волжская коммуна»,
©Издательство «Транспорт», 1975
©Издательство «Транспорт», 1977, с изменениями
ПРЕДИСЛОВИЕ
Интенсивное развитие легкового автомобилестрое ния в нашей стране влечет за собой увеличение коли чества индивидуальных владельцев автомобилей. Обла дателями автомобилей являются люди различных про фессий, большинство из которых не знают устройства автомобиля и не имеют опыта и навыков эксплуатации и технического обслуживания, не говоря уже о том, что
бы быстро обнаружить и устранить неисправности, воз никшие в пути.
Для поддержания автомобиля в исправном техни ческом состоянии, уменьшения интенсивности изнаши вания деталей, предупреждения и выявления возникших неисправностей с целью их своевременного устра нения периодически рекомендуется выполнять уборочно моечные, смазочно-очистительные, заправочные, конт рольные и крепежно-регулировочные работы. Совокуп ность указанных работ, выполняемых в определенном объеме, называется техническим обслуживанием, кото рое в свою очередь подразделяется на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО). Как пра вило, все виды технического обслуживания, за исключе нием ЕО, рекомендуется проводить на станциях техни-
з
ческого обслуживания, где все работы выполняют квали фицированные работники. Ежедневное обслуживание следует проводить при подготовке автомобиля к поезд
ке, во время поездки и после нее при возвращений в гараж.
Однако даже при выполнении всего комплекса ра бот технических обслуживании в пути могут появиться случайные неисправности, которые необходимо устра нить немедленно или же по приезде в гараж. Так, могут возникнуть неисправности двигателя, трансмиссии, хо довой части, системы управления, электрооборудования.
В зависимости от неисправности, возникшей в дви гателе и его системах, может быть следующее: двига тель не пускается, работает с перебоями, внезапно ос танавливается, перегревается, стучит или не развивает полной мощности. У автомобилей с гидравлическим приводом сцепления в систему может попасть воздух, что затруднит его выключение.
К особой категории относятся неисправности систе мы управления и электрооборудования, так как они в большинстве случаев являются причиной дорожно-тран спортных происшествий. Поэтому эти неисправности не обходимо устранять немедленно. К таким неисправно стям относятся увеличенный люфт рулевого колеса, повреждение рулевых тяг, снижение эффективности тор
мозов, отказ приборов системы световой сигнализации и др.
Рекомендации по выявлению и устранению всех ос новных неисправностей, возникающих в пути, приведе ны в настоящей книге. При этом рекомендации по регу лировочным работам для различных марок автомоби
лей (ЗАЗ, АЗЛК, ВАЗ, ГАЗ), если они отличаются, да ны отдельно.
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ПОЕЗДКЕ
к о н т р о л ь н ы й о с м о тр а в т о м о б и л я
ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ
Чтобы обеспечить безопасность движения и без отказную работу автомобиля в пути, необходимо про делать следующее (рис. 1).
Внимательно осмотреть автомобиль снаружи и убе диться, нет ли повреждений кузова, подтеканий масла, воды, топлива, тормозной и амортизаторной жидкостей,
(I), и при обнаружении устранить. |
|
||
|
Тщательно протереть номерные знаки, стекла каби |
||
ны, приборы освещения и сигнализации (II), |
убедиться |
||
в |
исправности замков дверей (IV), капота, |
багажни |
|
ка |
(III). |
|
|
|
Проверить и при необходимости дозаправить: |
||
|
масло в картере двигателя, обратив внимание на ка |
||
чество масла; |
|
|
|
|
охлаждающую жидкость в радиаторе; |
|
|
|
тормозную жидкость в питательных бачках гидрав |
||
лических приводов тормозов |
и выключения сцепления; |
||
|
уровень электролита в |
аккумуляторных |
батареях |
(при уменьшении уровня долить дистиллированную воду в аккумуляторы);
наличие топлива в баке и крепление пробки горло вины.
5
Рнс. 1. Последовательность проверки внешнего вида и технического состояния автомобиля
Пустить двигатель. Прогреть до температуры ох лаждающей жидкости 70—80°С и проверить исправ ность контрольно-измерительных приборов и рабо ту приборов освещения, сигнализации, стеклоочистите лей.
Прослушать работу прогретого двигателя на разных частотах вращения коленчатого вала и убедиться, нет ли перебоев и стуков, ненормальных шумов в двигате ле, не появилась ли течь масла, воды, топлива. Следы воды, топлива или масла на полу или земле свидетель ствуют о нарушении герметичности соответствующих уплотнений.
Проверить:
величину свободного хода педалей сцепления, рабо чего тормоза, действие стояночного тормоза;
люфт рулевого колеса, надежность крепления тяг рулевого управления, их шплинтовку;
давление воздуха в шинах, крепление колес; комплектность, исправность водительского инстру
мента и принадлежностей.
На ходу автомобиля проверить работу рулевого уп равления и сцепления, коробки передач, ведущего мос та, эффективность действия тормоза,
е
Техническое состояние и внешний вид легкового ав* томобиля, выезжающего в рейс, должны отвечать сле дующим требованиям:
автомобиль должен быть чистым, исправным и за правленным эксплуатационными материалами;
свободный ход педалей и рычагов управления авто
мобиля, а также люфт |
рулевого колеса должны |
быть |
|
в пределах нормы; |
|
|
|
тормоза должны давать одновременное |
плавное |
||
торможение и обеспечивать остановку автомобиля |
на |
||
установленном для данной марки автомобиля |
тормоз |
||
ном пути. Торможение |
автомобиля должно |
обеспечи |
ваться при одном нажатии на педаль; сцепление должно выключаться полностью, обеспе
чивая легкость и бесшумность переключения передач, и не должно пробуксовывать при полностью отпущенной педали;
при движении автомобиля не должно быть ненор мального шума в коробке передач, заднем мосту, само выключения шестерен коробки передач;
развал и схождение передних колес должны соот ветствовать установленным нормам;
шины должны быть исправными, а давление возду ха соответствовать норме;
аккумуляторная батарея должна быть заряженной, плотность и уровень электролита должны соответство вать норме;
стоп-сигнал, звуковой сигнал, стеклоочистители, при боры освещения, сигнализация и контрольные приборы должны быть исправными;
не должно быть подтеканий топлива, масла, охлаж дающей и тормозной жидкостей;
все крепления должны быть надежными; водительский инструмент должен быть исправным.
Запрещается |
выезд на автомобиле, |
имеющем |
хотя бы одну из |
нижеприведенных неисправностей: |
Ъ
люфт рулевого колеса превышает 25°, либо имеются повреждения или ослабления крепления деталей ме ханизма и рулевого привода;
при однократном нажатии на педаль тормоза авто мобиль полностью не затормаживается;
подтекает жидкость из гидравлического привода тормозов и сцепления;
тормозной путь автомобиля больше нормы, установ ленной правилами движения, или свободный ход педали тормоза не соответствует требованиям инструкции заво- да-изготовителя;
стояночный тормоз не удерживает полностью гру женый автомобиль на уклоне 16% или рукоятка не удерживается запирающим устройством;
пробуксовывает или не полностью выключается сцепление;
трудное выключение или самопроизвольное выклю чение какой-либо передачи;
повреждены детали карданной передачи или чувст вуется вибрация карданного вала при движении авто мобиля;
неисправные колеса, изношены или повреждены ши ны, либо давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;
неисправны кузов и внешние световые приборы, раз бито лобовое стекло или оно имеет повреждения, ухуд шающие видимость;
отсутствует или неправильно установлено зерка ло заднего вида, не работает спидометр, стеклоочисти тель.
При выезде в длительную поездку рекомендуется иметь при себе следующие запасные детали и принад лежности: конденсатор, две-три свечи зажигания, дватри свечных провода высокого напряжения, одну-две лампочки, предохранители, переносную лампу, изоля ционную ленту, железную щетку, наждачную бумагу,
8
ремень вентилятора, диафрагму топливного насоса, две-три гайки на колеса, прокладку головки цилиндров, куски шлангов различного диаметра, различные полос ки старой камеры шириной 10 мм, запасное колесо, буксирный трос, лучше всего конопляный, полный комп лект водительского инструмента.
Помните, наличие указанных запасных деталей и принадлежностей с полным комплектом водительского
инструмента — главное условие быстрого |
и |
удачного |
|||
обнаружения и устранения |
неисправностей, |
которые |
|||
могут возникнуть в узлах и агрегатах вашего |
автомо |
||||
биля при |
поездках, |
особенно |
на большие |
расстояния. |
|
КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ в ПУТИ |
|
||||
Сразу |
же после |
остановки автомобиля |
рекоменду |
ется проверить на ощупь: степень нагрева ступиц колес и тормозных барабанов, картера коробки передач, кар тера ведущего моста. При этом нагрев считается нор мальным, если он не вызывает ощущения ожога ладони руки.
Очистить от грязи, снега номерные знаки, стекла заднего фонаря, фар с подфарниками, ветровые стекла и стекло дверей кабины.
Убедиться, нет ли течи масла и топлива, охлаждаю щей, тормозной и амортизаторной жидкостей.
Проверить уровень масла в картере двигателя и ох лаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости дозаправить.
Проверить наличие и затяжку гаек крепления колес, состояние рессор, тяг рулевого управления, величину давления воздуха в шинах колес.
Убедиться в исправности стоп-сигнала и заднего фо наря.
Неисправности, обнаруженные контрольным осмот ром, необходимо устранить.
9