Файл: Юрковский, И. М. Как обнаружить и устранить неисправности легкового автомобиля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6T2.13

 

1075

4i

УДК 629.113.004.5:629.114.6

 

9

- Y v *'" ^ ^

^

f t —

 

 

Ю75

Юрковский

И. M.

 

 

 

Как обнаружить и устранить неисправности лег­

 

кового автомобиля. Изд. 2-е перераб.

и доп.

М.,

 

«Транспорт»,

1977.

 

 

 

 

168 с. с ил.

 

 

 

 

 

 

В книге приводятся признаки неисправностей, возникающих в уз­

 

лах к агрегатах отечественных легковых автомобилей, даны рекомен­

 

дации по способам

обнаружения и устранения этих

неисправностей;

 

рассматриваются

порядок

выполнения регулировочных

работ и

мето­

 

ды ремонта шин.

 

 

 

 

 

 

Книга рассчитана на автолюбителей.

 

 

 

Ю 31803' 024

?4-77

 

 

6Т2.13

 

049(01)-77

 

 

 

 

 

Иван Мартынович Юрковский

Как обнаружить и устранить неисправности легкового автомобиля

Редактор Б. Б. Соловьев

Обложка художника А. С. Завьялова Технический редактор £. В. Земскова

Корректоры Т. С. Ященко, Л. П. Агафонова

ИБ .V* 908

Сдано в

набор 25/XI 1976 г.

Подписано к печати 17/11 1977 г.

Уч.-нзд. л. 8.12.

Бумага

70Х1081/э2. тип.

№ I.

Печ.

л.

5,25.

(условных 7,35).

Тираж

150 000

экз. (Ill

завод —

50

000).

Т-04016.

Мзд. №

1-3-2/14 № 8806.

Зак. тип. 6549.

Цена 4Й коп.

 

 

 

 

 

Изд-во

«ТРАНСПОРТ»,

Москва, Басманный туп.,

 

г. Куйбышев, проспект Карла Маркса. 201. Изд-во «Волжская коммуна»,

©Издательство «Транспорт», 1975

©Издательство «Транспорт», 1977, с изменениями


ПРЕДИСЛОВИЕ

Интенсивное развитие легкового автомобилестрое­ ния в нашей стране влечет за собой увеличение коли­ чества индивидуальных владельцев автомобилей. Обла­ дателями автомобилей являются люди различных про­ фессий, большинство из которых не знают устройства автомобиля и не имеют опыта и навыков эксплуатации и технического обслуживания, не говоря уже о том, что­

бы быстро обнаружить и устранить неисправности, воз­ никшие в пути.

Для поддержания автомобиля в исправном техни­ ческом состоянии, уменьшения интенсивности изнаши­ вания деталей, предупреждения и выявления возникших неисправностей с целью их своевременного устра­ нения периодически рекомендуется выполнять уборочно­ моечные, смазочно-очистительные, заправочные, конт­ рольные и крепежно-регулировочные работы. Совокуп­ ность указанных работ, выполняемых в определенном объеме, называется техническим обслуживанием, кото­ рое в свою очередь подразделяется на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО). Как пра­ вило, все виды технического обслуживания, за исключе­ нием ЕО, рекомендуется проводить на станциях техни-

з

ческого обслуживания, где все работы выполняют квали­ фицированные работники. Ежедневное обслуживание следует проводить при подготовке автомобиля к поезд­

ке, во время поездки и после нее при возвращений в гараж.

Однако даже при выполнении всего комплекса ра­ бот технических обслуживании в пути могут появиться случайные неисправности, которые необходимо устра­ нить немедленно или же по приезде в гараж. Так, могут возникнуть неисправности двигателя, трансмиссии, хо­ довой части, системы управления, электрооборудования.

В зависимости от неисправности, возникшей в дви­ гателе и его системах, может быть следующее: двига­ тель не пускается, работает с перебоями, внезапно ос­ танавливается, перегревается, стучит или не развивает полной мощности. У автомобилей с гидравлическим приводом сцепления в систему может попасть воздух, что затруднит его выключение.

К особой категории относятся неисправности систе­ мы управления и электрооборудования, так как они в большинстве случаев являются причиной дорожно-тран­ спортных происшествий. Поэтому эти неисправности не­ обходимо устранять немедленно. К таким неисправно­ стям относятся увеличенный люфт рулевого колеса, повреждение рулевых тяг, снижение эффективности тор­

мозов, отказ приборов системы световой сигнализации и др.

Рекомендации по выявлению и устранению всех ос­ новных неисправностей, возникающих в пути, приведе­ ны в настоящей книге. При этом рекомендации по регу­ лировочным работам для различных марок автомоби­

лей (ЗАЗ, АЗЛК, ВАЗ, ГАЗ), если они отличаются, да­ ны отдельно.


ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ПОЕЗДКЕ

к о н т р о л ь н ы й о с м о тр а в т о м о б и л я

ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

Чтобы обеспечить безопасность движения и без­ отказную работу автомобиля в пути, необходимо про­ делать следующее (рис. 1).

Внимательно осмотреть автомобиль снаружи и убе­ диться, нет ли повреждений кузова, подтеканий масла, воды, топлива, тормозной и амортизаторной жидкостей,

(I), и при обнаружении устранить.

 

 

Тщательно протереть номерные знаки, стекла каби­

ны, приборы освещения и сигнализации (II),

убедиться

в

исправности замков дверей (IV), капота,

багажни­

ка

(III).

 

 

 

Проверить и при необходимости дозаправить:

 

масло в картере двигателя, обратив внимание на ка­

чество масла;

 

 

 

охлаждающую жидкость в радиаторе;

 

 

тормозную жидкость в питательных бачках гидрав­

лических приводов тормозов

и выключения сцепления;

 

уровень электролита в

аккумуляторных

батареях

(при уменьшении уровня долить дистиллированную воду в аккумуляторы);

наличие топлива в баке и крепление пробки горло­ вины.

5

Рнс. 1. Последовательность проверки внешнего вида и технического состояния автомобиля

Пустить двигатель. Прогреть до температуры ох­ лаждающей жидкости 70—80°С и проверить исправ­ ность контрольно-измерительных приборов и рабо­ ту приборов освещения, сигнализации, стеклоочистите­ лей.

Прослушать работу прогретого двигателя на разных частотах вращения коленчатого вала и убедиться, нет ли перебоев и стуков, ненормальных шумов в двигате­ ле, не появилась ли течь масла, воды, топлива. Следы воды, топлива или масла на полу или земле свидетель­ ствуют о нарушении герметичности соответствующих уплотнений.

Проверить:

величину свободного хода педалей сцепления, рабо­ чего тормоза, действие стояночного тормоза;

люфт рулевого колеса, надежность крепления тяг рулевого управления, их шплинтовку;

давление воздуха в шинах, крепление колес; комплектность, исправность водительского инстру­

мента и принадлежностей.

На ходу автомобиля проверить работу рулевого уп­ равления и сцепления, коробки передач, ведущего мос­ та, эффективность действия тормоза,

е


Техническое состояние и внешний вид легкового ав* томобиля, выезжающего в рейс, должны отвечать сле­ дующим требованиям:

автомобиль должен быть чистым, исправным и за­ правленным эксплуатационными материалами;

свободный ход педалей и рычагов управления авто­

мобиля, а также люфт

рулевого колеса должны

быть

в пределах нормы;

 

 

 

тормоза должны давать одновременное

плавное

торможение и обеспечивать остановку автомобиля

на

установленном для данной марки автомобиля

тормоз­

ном пути. Торможение

автомобиля должно

обеспечи­

ваться при одном нажатии на педаль; сцепление должно выключаться полностью, обеспе­

чивая легкость и бесшумность переключения передач, и не должно пробуксовывать при полностью отпущенной педали;

при движении автомобиля не должно быть ненор­ мального шума в коробке передач, заднем мосту, само­ выключения шестерен коробки передач;

развал и схождение передних колес должны соот­ ветствовать установленным нормам;

шины должны быть исправными, а давление возду­ ха соответствовать норме;

аккумуляторная батарея должна быть заряженной, плотность и уровень электролита должны соответство­ вать норме;

стоп-сигнал, звуковой сигнал, стеклоочистители, при­ боры освещения, сигнализация и контрольные приборы должны быть исправными;

не должно быть подтеканий топлива, масла, охлаж­ дающей и тормозной жидкостей;

все крепления должны быть надежными; водительский инструмент должен быть исправным.

Запрещается

выезд на автомобиле,

имеющем

хотя бы одну из

нижеприведенных неисправностей:

Ъ


люфт рулевого колеса превышает 25°, либо имеются повреждения или ослабления крепления деталей ме­ ханизма и рулевого привода;

при однократном нажатии на педаль тормоза авто­ мобиль полностью не затормаживается;

подтекает жидкость из гидравлического привода тормозов и сцепления;

тормозной путь автомобиля больше нормы, установ­ ленной правилами движения, или свободный ход педали тормоза не соответствует требованиям инструкции заво- да-изготовителя;

стояночный тормоз не удерживает полностью гру­ женый автомобиль на уклоне 16% или рукоятка не удерживается запирающим устройством;

пробуксовывает или не полностью выключается сцепление;

трудное выключение или самопроизвольное выклю­ чение какой-либо передачи;

повреждены детали карданной передачи или чувст­ вуется вибрация карданного вала при движении авто­ мобиля;

неисправные колеса, изношены или повреждены ши­ ны, либо давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;

неисправны кузов и внешние световые приборы, раз­ бито лобовое стекло или оно имеет повреждения, ухуд­ шающие видимость;

отсутствует или неправильно установлено зерка­ ло заднего вида, не работает спидометр, стеклоочисти­ тель.

При выезде в длительную поездку рекомендуется иметь при себе следующие запасные детали и принад­ лежности: конденсатор, две-три свечи зажигания, дватри свечных провода высокого напряжения, одну-две лампочки, предохранители, переносную лампу, изоля­ ционную ленту, железную щетку, наждачную бумагу,

8

ремень вентилятора, диафрагму топливного насоса, две-три гайки на колеса, прокладку головки цилиндров, куски шлангов различного диаметра, различные полос­ ки старой камеры шириной 10 мм, запасное колесо, буксирный трос, лучше всего конопляный, полный комп­ лект водительского инструмента.

Помните, наличие указанных запасных деталей и принадлежностей с полным комплектом водительского

инструмента — главное условие быстрого

и

удачного

обнаружения и устранения

неисправностей,

которые

могут возникнуть в узлах и агрегатах вашего

автомо­

биля при

поездках,

особенно

на большие

расстояния.

КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ в ПУТИ

 

Сразу

же после

остановки автомобиля

рекоменду­

ется проверить на ощупь: степень нагрева ступиц колес и тормозных барабанов, картера коробки передач, кар­ тера ведущего моста. При этом нагрев считается нор­ мальным, если он не вызывает ощущения ожога ладони руки.

Очистить от грязи, снега номерные знаки, стекла заднего фонаря, фар с подфарниками, ветровые стекла и стекло дверей кабины.

Убедиться, нет ли течи масла и топлива, охлаждаю­ щей, тормозной и амортизаторной жидкостей.

Проверить уровень масла в картере двигателя и ох­ лаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости дозаправить.

Проверить наличие и затяжку гаек крепления колес, состояние рессор, тяг рулевого управления, величину давления воздуха в шинах колес.

Убедиться в исправности стоп-сигнала и заднего фо­ наря.

Неисправности, обнаруженные контрольным осмот­ ром, необходимо устранить.

9