ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Б и б л и о т е ч к а С е л ь с к о г о
Р е м о н т н и к а
В. И. СА ВЧ ЕН КО ,
кандидат технических наук
ОЧИСТКА И МОИКА МАШИН
М О С К В А
РОССЕЛЬХОЗИЗДАТ
1 |
9 |
7 |
4 |
/ БИБЛИ'ОТ,::-! A iirS'Xbfi
АЦ
библио^ Ьсс£
УДК 631.3.004.55
631.302 W-
С13
с |
0-4-2-2—008 |
|
Ml 04— {03) —74 93—74 |
© Россельхозиздат, 1974 |
Важным технологическим процессом при ремонте и техническом обслуживании машинно-тракторного парка является очистка и мойка. Качественное выполнение этих операций повышает надежность и экономичность отре монтированных машин, увеличивает производительность труда на разборке и сокращает 'брак при дефектовке, сборке, окраске и регулировке машин.
Качество моечно-очистительных работ в большей степени зависит от моющих средств, режимов технологии
ииспользования соответствующего оборудования. В на стоящее время в связи с повышенными требованиями к качеству ремонта машинно-тракторного парка возросли требования к качеству очистки машин, агрегатов, узлов
идеталей при техническом обслуживании. Все это приве ло к разработке новых и усовершенствованию известных способов очистки и мойки машин, к внедрению современ ного моечно-очистительного оборудования и эффективных
•моющих средств.
ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ И СПОСОБЫ ИХ о ч и ст к и
Характеристика загрязнений
Загрязнения тракто ров, автомобилей и сельскохозяйственных машин, их аг регатов, узлов и деталей бывают следующих видов:
грязевые и маслянисто-грязевые; остатки смазочных материалов; углеродистые отложения; продукты коррозии; накипь;
остатки лакокрасочных покрытий;
1* |
3 |
технологические; |
|
отложения ядохимикатов. |
от |
Г р я з е в ы е и м а с л я н и с т о - г р я з е в ы е |
ложения образуются, как правило, на наружных поверх ностях 'машин и их агрегатов. Такие загрязнения возни кают от дорожной грязи и пыли, попадающей на масля ные поверхности. Эти загрязнения удаляются без особых затруднений.
О с т а т к и с м а з о ч н ы х м а т е р и а л о в — наибо лее распространенный вид загрязнений, встречающийся на всех деталях тракторов, автомобилей и сельскохозяй ственных машин, которые работают в узлах и агрегатах со смазкой. Удаление таких загрязнений представляет особые трудности, так как в период работы машин сма зочные материалы окисляются и разлагаются, в резуль тате чего их связь с металлической поверхностью значи тельно возрастает.
У г л е р о д и с т ы е о т л о ж е н и я образуются на деталях двигателей внутреннего сгорания и, в свою оче редь, делятся на нагары, лаковые пленки, осадки и асфальтово-смолистые вещества. Основной причиной образования углеродистых отложений является термо окисление смазочных масел и топлива.
Нагары представляют собой твердые углеродистые вещества, оседающие на стенках камеры сгорания, дни щах поршней, клапанах, свечах, распылителях форсунок, выхлопных коллекторах. Нагар образуется в результате выделения твердых нелипких частиц при сгорании топли ва и масел в зоне высоких температур, которые затем прилипают к тонкой пленке липких высокомолекулярных соединений масла, образовавшихся в зоне более низких температур камеры сгорания двигателя. По мере их по степенного спекания и утолщения образуется слой нага ра. На процесс образования нагара влияет качество смазочных масел и топлива.
Лаковые пленки — особый вид углеродистых отложе ний, возникающий в результате термического окисления масляных слоев небольшой толщины. Масло, попадая на нагретые поверхности деталей в виде тонкой пленки, может выделять также весьма мелкие углеродистые ча стицы (1 мкм).
Под воздействием высокой температуры эти частицы укрепляются и, осаждаясь на поверхностях деталей, слу
4
жат основным исходным материалом для лаковых пле нок. Они отлагаются часто на юбке и внутренней поверх ности поршней, шатунах и противовесах коленчатых валов и прочно удерживаются на поверхности металла.
Осадки — это липкая, мазеобразная масса, отклады вающаяся, как правило, в двигателях внутреннего сгора ния. В состав осадков входят продукты окисления масла и топлива, сажа, пыль, вода, частицы износа и т. д.
Опыт работы некоторых хозяйств показывает, что в двигателях накапливается до 400—500 г осадков, кон центрирующихся в основном в поддоне картера, масло провода*, клапанной коробке, на масляном фильтре, стенке маслоприемнйка, в маслоочистительных отвер стиях шеек коленчатого вала.
Высокотемпературное окисление масла приводит также к образованию асфальтово-смолистых веществ, представляющих собой высокомолекулярные соединения нефти. Они разделяются на смолы, асфальтены, карбены и карбоиды.
Нефтяные смолы — полужидкие тягучие вещества, растворяющиеся в бензине, бензоле и эфире.
Асфальтены образуются из смол под длительным воздействием температуры и кислорода воздуха. Это — твердые неплавкие вещества, которые при температуре больше 300° разлагаются и образуют кокс.
При дальнейшем изменении под воздействием темпе ратуры и кислорода воздуха образуются твердые углеро дистые вещества — карбены и карбоиды. Карбоиды не растворяются ни в одном растворителе, а карбены — только в сероуглероде.
С увеличением степени окисления масла и топлива происходит количественный рост смол, асфальтенов, карбенов и карбоидов в продуктах окисления.
П р о д у к т ы к о р р о з и и образуются в результате химического и электрохимического разрушения металлов и сплавов. На поверхности стальных и чугунных деталей появляется пленка красно-бурого цвета — гидрат окиси железа (ржавчина), растворяющаяся в кислотах и не значительно в щелочах. Детали из алюминиевых сплавов также подвергаются коррозии, продукты которой имеют вид серовато-белого налета и представляют собой окис лы или гидраты окислов алюминия.
О т л о ж е н и е н а к и п и в системе охлаждения яв
5
ляется одним из видов загрязнений двигателей внутрен него сгорания. Накипь на стенках водяной рубашки появляется в результате термического разложения в охлаждающей воде солей. При нагреве воды до 70— 80° из нее выпадают соли временной жесткости и обра зуют труднорастворимый осадок.
По химическому составу различают следующие виды накипи:
сульфатную, содержащую главным образом сернокис лый кальций;
силикатную, основу которой составляют кремнекис лые соединения;
карбонатную с повышенным содержанием углекислых солей кальция и магния;
смешанную.
Теплопроводность накипи в 50—100 раз ниже тепло проводности металла. Поэтому даже при небольших отложениях накипи (до 3 мм на поверхности нагрева и до 1 мм в трубках радиатора) термическое сопротивле ние увеличивается до 500 раз.
Нарушение нормальных условий теплообмена приво дит к значительному перегреву металлических поверхно стей, особенно деталей кривошипно-шатунной группы, что увеличивает износ деталей, снижает эффективную мощность двигателя и значительно увеличивает перерас ход топлива и смазочных материалов.
По данным Белорусской сельскохозяйственной акаде мии, мощность двигателя ГАЗ-51 при толщине накипи в системе охлаждения 1,25 мм снижается на 6,3% при одновременном увеличении удельного расхода топлива на 13%, а смазочных материалов — на 30%. Аналогич ные данные были получены в ГОСНИТИ по тракторным двигателям.
Кроме того, под слоем накипи создаются условия для развития язвенной коррозии, обусловленной возникнове нием гальванических пар металл — накипь, которая раз рушает металл на значительную глубину, а при большом содержании солей — насквозь гильзы и блоки.
Вид накипи, характерный для района обслуживания ремонтного предприятия, определяет выбор соответст вующего технологического процесса ее удаления.
Л а к о к р а с о ч н ы е п о к р ыт и я , защищающие по верхности деталей машин от коррозии, за период экс
6
плуатации разрушаются и при ремонте их приходится удалять соответствующими препаратами и смывками.
Т е х н о л о г и ч е с к и е з а г р я з н е н и я |
остаются |
на деталях после их восстановления. К ним |
относятся |
остатки притирочных паст, смазочно-охлаждающие эмульсии, различные флюсы, остатки абразивных ма териалов и стружки. Эти загрязнения необходимо уда лять, так как их остатки в период приработки агрегатов и узлов машин могут привести к интенсивному износу.
О т л о ж е н и я я д о х и м и к а т о в встречаются на поверхностях машин и деталей, работающих с ядохими катами. Эти отложения не только должны быть удалены с поверхностей машин, но и обеззаражены.
Способы очистки
При очистке поверхностей деталей машин от всех встречающихся видов загрязнений наиболее часто поль зуются следующими способами:
физико-химическим; электрохимическим; термическим; ультразвуковым; механическим.
Выбор каждого из этих способов очистки зависит от ряда факторов: вида и степени загрязнений; металла, из которого изготовлены детали; сложности профиля дета лей; предупреждения коррозии в период очистки; вида и программы ремонта; наличия производственных пло щадей; экономических затрат; обеспечения безопасной работы обслуживающего персонала.
Ф и з и к о - х и м и ч е с к и й с по с о б о ч и с т к и де талей заключается в воздействии на загрязнения актив ных очищающих сред. Сюда относятся водные растворы щелочных солей, кислот или синтетических моющих средств, органические растворители и эмульсионные пре параты.
Очистка деталей водными растворами щелочных солей или синтетических моющих средств представляет собой сложный физико-химический процесс. Основная задача при этом сводится к преодолению сил сцепления между самим загрязнением и очищаемой поверхностью и стабилизации отделенных загрязнений в очищающей
7
среде, чтобы не произошло повторного осаждения за грязнений на очищаемую поверхность.
Механизм удаления различных загрязнений, не раст воряющихся в щелочной среде, зависит во многом от их физического состояния. Удаление маловязких загрязне ний происходит, например, иначе, чем твердых.
Масляные загрязнения удаляются в две стадии: сна чала уменьшается слой масла, а затем снимается тонкая масляная пленка.
Толщина слоя масляного загрязнения уменьшается в результате адсорбции молекул поверхностно-активных веществ на границе раздела фаз: загрязнение — раствор. На неровных местах образуются капельки, которые отры ваются самопроизвольно и вследствие меньшего удель ного веса всплывают на поверхность раствора или остаются в нем в виде эмульсии. Этот процесс длится до тех пор, пока на поверхности не останется только пленка масла, удерживаемая непосредственно поверхностью металла.
В процессе уменьшения слоя масляного загрязнения очень важно применять такие моющие растворы, которые способствовали бы созданию прочных адсорбционных слоев на отделившихся капельках масла. Эти слои будут препятствовать слиянию отделившихся капелек масла и тем самым удерживать их в моющем растворе и не да вать снова оседать на поверхность деталей.
Удаление тончайшей пленки масла с поверхности де талей происходит также в результате адсорбции молекул поверхностно-активных веществ, которые проникают через нее к поверхности металла и препятствуют непо средственному соприкосновению металла с маслом. Так происходит разрыв масляной пленки. После разрыва масляной пленки на ее место проникает моющий раствор, который окончательно снимает остатки масла и перево дит их в раствор.
При очистке деталей от твердых загрязнений боль шую роль играют еще диспергирующая и стабилизирую щая способности моющего раствора.
Если твердые загрязнения связываются с поверх ностью деталей посредством масел, то они легко отстают после удаления его. Если же твердые вещества прочно сцеплены с металлом, то благодаря низкому поверхност ному натяжению моющий раствор легко проникает
8
й мельчайшие зазоры и трещины между частицами за грязнений и поверхностью металла. Молекулы поверх ностно-активных веществ адсорбируются при этом на поверхности частиц загрязнений и создают так называе мое расклинивающее давление, которое нарушает взаи мосвязь частиц между собой и с металлом. Это прояв ляется в измельчении загрязнений на мельчайшие частицы и отрыве их от поверхности металла.
Совершенно иначе удаляются загрязнения, претер певшие на поверхности деталей химические превращения. В этих случаях сцепление между загрязнением и поверх ностью детали становится настолько сильным, что для его удаления одних поверхностно-активных свойств моющих растворов недостаточно.
Химически изменяются, например, загрязнения, обра зующиеся при высокой температуре, в результате чего получаются углеродистые отложения.
Такие загрязнения удаляют, ослабляя их связь с по верхностью детали. Для этой цели используют эффектив но действующие вещества, например растворы синтети ческих моющих средств, в состав которых входят эффективные поверхностно-активные вещества.
Интенсификация физико-химического способа очистки деталей осуществляется путем повышения температуры и механического возбуждения очищающих реаген тов.
•Растворы щелочных солей или синтетических моющих средств подогревают обычно до температуры 70—90°. Увеличение температуры растворов положительно влияет на скорость очистки. С повышением температуры очи щающих растворов на 11° скорость очистки возрастает
в два раза. |
деталей |
колеблется |
Продолжительность очистки |
||
в больших пределах. Так, время |
очистки |
деталей от |
масляных загрязнений погружением в ванну продол жается от 5 до 30 мин. при температуре раствора 70^80°. Повышение температуры раствора уменьшает вязкость масла и увеличивает его подвижность, что яв ляется важным фактором для «собирания» масла в ша рики. Время, необходимое для этого процесса, также определяется процессом очистки.
От трудноудаляемых смолисто-углеродистых отложе ний детали очищаются также путем выварки в ваннах
9