Файл: Скрыдлов, Н. В. Автоматизированные системы оперативного управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ГОССТРОЙ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОЕКТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ЦНИПИАСС
Н. В. С к р ы д л о в
АВТОМАТИЗИРОВАННЫ Е
СИСТЕМЫ
ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
М о с к в а Стройиздат
1 9 7 4
УДК 6 9 .0 5 : 6 5 .0 1 4 .0 1 1 .5 6
|
|
Скрыдпов Н.В. Автоматизированные |
системы |
||||
|
|
оперативного управления в строительстве. |
М., |
||||
|
|
Стройиздаг, 1 9 7 4 . |
120 |
с. |
(Госстрой |
|
СССР. |
|
|
Центр, научн.-исслед. и |
проектно-эксперимент. |
||||
|
|
ин-т автоматизир. систем |
в сгр—в е ). |
|
|
||
|
|
Книга рассматривает вопросы анализа и синте |
|||||
|
|
за систем оперативного управления в строительст |
|||||
|
|
ве, структуру и функционирование органов, |
решаю |
||||
|
|
щих задачи такого управления. |
Анализируются |
||||
|
|
вопросы математического |
обеспечения |
систем |
|||
|
|
оперативного управления в строительстве. |
Пока |
||||
|
|
зывается, что наилучшим образом решение |
опе |
||||
|
|
ративных задач осуществляется на основе сете |
|||||
|
|
вой модели. |
|
|
|
|
|
ж |
. |
Книга предназначена для разработчиков авто |
|||||
матизированных систем и математического обес |
|||||||
|
|
печения. |
|
|
|
|
|
|
|
Табл. 9, ил. 1 3 , |
список лит.: 3 8 назв. |
||||
I |
Г о о . |
г. у |
|
|
|
|
|
1 научно-'4'
1биСлио’1<-
1эк.аг:
\Ч И Т А П М
У Ч - Э 1 Щ -
©Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт ав томатизированных систем в строитель стве (ЦНИПИАСС), 1 9 7 4
А |
30201 - |
718 |
Зак. ИЗд^ |
«■—. |
I |
||
|
0 4 7 ( 0 1 ) |
- |
74 |
ВВЕДЕНИЕ
В книге приводятся основные результаты исследований, выполненных под руководством и при участии автора в 1 9 6 3 - 1 9 7 2 гг. Исследования касались вопросов построения,
функционирования и математического |
обеспечения |
систем |
|
оперативного управления в строительстве. |
Предварительно |
||
был осуществлен анализ алгоритмов |
решения |
|
различных |
задач сетевого планирования, отбора и.реализации наиболее эффективных из них. Одновременно разрабатывались про граммы, которые должны были обеспечить прохождение вы числительного процесса в соответствии с требованиями ор
ганов оперативного управления строительства. |
|
|
Функционирование разработанной коллективом |
ИВЦ |
Глав- |
приокскстроя системы АСУ-^трест осуществлялось на |
базе |
|
указанных программ и явилось проверкой правильности |
ре |
|
зультатов, полученных в ходе исследований. |
|
|
Внедрение в 1 9 7 1 - 1 9 7 2 гг. данной системы |
в |
Глав- |
мосводстрое, осуществлявшееся под методическим |
руковод |
||||
ством автора, позволило уточнить состав необходимых |
оп |
||||
тимизационных задач. Вместе с тем совпадение |
основных |
||||
принципов системы АСУ-трест с |
принципами разработанной |
||||
автором системы рационального |
оперативного |
контроля |
по |
||
служило косвенным подтверждением общего характера |
тре |
||||
бований, налагаемых на АСУ задачами оперативного |
управ |
||||
ления. |
|
|
|
|
|
Рассматриваемая в книге модель общей системы |
опера |
||||
тивного управления, несмотря на |
относительно |
|
простой |
||
характер, позволяет сформулировать основные |
требования |
||||
к автоматизированным системам, предназначенным для |
об |
||||
служивания этапов оперативного управления. |
Эксперимент |
||||
по внедрению системы показал правильность |
принципов, |
||||
положенных в ее основу. |
|
строительства |
|||
На примере системы контроля за ходом |
|||||
объектов АСУ-трест показано, что наряду с |
сохранением |
общих особенностей, характерных для АСУ, применяемых в
органах оперативного управления, специализация |
|
области |
|
применения позволяет ставить задачи |
оптимизационного |
||
характера. |
|
|
|
Анализ алгоритмов, применяемых для |
решения |
постав |
|
ленных задач, позволил отобрать наиболее |
эффективные из |
||
них. В книге описываются реализация алгоритмов |
и |
опыт |
|
использования программ в ходе функционирования |
системы |
||
и определяется направление дальнейшего развития |
матема |
||
тического обеспечения. |
|
|
|
Изложенный материал касается разнохарактерных вопро
сов, поэтому конкретные выводы приводятся в |
соответст |
||
вующих главах. |
|
|
|
Сетевая модель является хорошим средством, |
с |
по |
|
мощью которого отражается состояние решения |
оператив |
||
ных вопросов. Приводимый в книге пример |
производствен |
||
ного характера, в котором задачи оптимизационного |
типа |
||
решаются также с помощью сетевых моделей, |
обусловлен |
||
тем, что в среднем эвене управления строительством |
пре |
||
обладают оперативные решения. Вообще говоря, |
система, |
||
ориентированная на решение специальных вопросов на |
дру |
||
гом уровне, могла привести к определенному |
разделению: |
||
модель типа системы рационального оперативного |
контроля |
||
использовалась бы для планирования и контроля за |
ходом i |
||
исполнения оперативных решений, а оптимальные |
варианты |
||
специальных задач отыскивались бы иными методами. |
|
||
Автор выражает глубокую признательность |
коллегам, |
||
в разное время способствовавшим успешному |
выполнению |
||
работ и уточнению взглядов на рассматриваемые |
вопросы: |
Т.М. Адельсону-Вельскому, Г.Б. Викторову, В.И. Воропаеву,
Д.И. Голенко, А.А. Гусакову, Ю.Н. ГУсеву, В.И. Гринбергу,
Э.Л. Доссе, А.А. Евсееву, В.С. Елину, Н.Б. Изыгзону, П.Г. Кузнецову, Р.П. Кокореву, В.В. Левкину, В.В . Лебеде ву, Н.С. Лутову, Л.А. Люстернику, Е.Г. Максимову, Ю.И. Максимову, Г.М. Миркину, С.М. Михайловой, Д.Г. Митасову, Э.Г. Мошкину, С.П. Никанорову, О.А. Овсянникову, Э.А. Пащенко, В.А. Перфильеву, С.Ф. Проняеву, С.К. Р аевичу, В.И. Рублинецкому, В.И. Садовскому, О.Н. Скрыдловой, В.В . Соколову, В.К. Танаеву, Г.А. Тюрнину, В,А. Уша кову, А.В. Формановскому, Д.А. Яковлеву.
ГЛАВА 1 . ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ЗАДАЧАМИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАВТОМАТИЗИРОВАННЫМ СИСТЕМАМ
Для описания общей постановки задач оперативного |
уп |
|||||
равления необходимо точно определить понятие |
"оператив |
|||||
ное управление' и рассмотреть соответствующую |
модель |
|||||
системы управления. |
|
|
|
|
|
|
Наиболее распространенная в настоящее время |
класси |
|||||
фикация задач [1 . |
1] |
предназначена для организации |
и |
|||
координации работ |
по проектированию |
автоматизирован |
||||
ных систем и характеризует задачи не всегда |
по |
наиболее |
характерным признакам: по уровням управления ( например, существующим в структуре соответствующих организаций),
по функциональным особенностям (планирование, |
снабжение, |
|||
учет и т.п .) |
и по врем£нным интервалам (оперативные, те |
|||
кущие, перспективные) |
. Такая классификация |
позволяет |
||
проверить, все ли задачи поставлены, но плохо |
помогает |
|||
выявить характерные особенности этих задач. |
|
|
||
Задачи оперативного управления действительно направле |
||||
ны на решение вопросов, не терпящих отлагательства, |
но |
|||
эта особенность не является единственной, |
характерной |
|||
для данного класса задач. |
|
|
||
В работе |
[1 .2 ] описана система контроля акций лиц |
и |
||
акций работ |
(С КАЛАР), |
предназначенная для контроля |
за |
ходом разработок крупного масштаба, осуществляемая мно
гоуровневым аппаратом, не всегда сосредоточенным |
в |
пределах одной организации. |
|
■Управление по уровням детализации указаний называется планированием. Лица, осуществляющие его, называются не
согласно этой классификации, слово 'оперативный' яв ляется синонимом слова 'быстрый'. Различные уточнения классификации ограничиваются применением к каждому зве ну системы своего масштаба времени.
5
левыми руководителями. Нижний уровень целевых руководите
лей - ответственные исполнители работ - непосредственно |
ру |
|||
ководят ходом работы и контролируют его. |
С момента |
|
со |
|
ставления ими плана начинается собственно |
управление, |
т.е. |
||
реагирование целевых руководителей всех уровней на |
|
откло |
||
нения фактического хода отдельных работ от |
запланирован |
|||
ного. |
|
|
|
|
В [1.2] приводятся полезные указания о необходимости |
кон |
|||
троля за ходом планирования. Основной же ее целью |
является |
|||
четкое разграничение уровней управления. Детализация |
функ |
|||
ций управления производится на основе иной модели (в |
описы |
|||
ваемой там же системе планирования и управления |
темати |
ческими научно-исследовательскими коллективами -СПУТНИК)
и охватывает только вопрос создания специальных систем |
для |
||
контроля за ходом целевых разработок. |
|
|
|
Задачи оперативного управления свойственны не только |
ор |
||
ганам, созданным для управления целевыми |
разработками, |
||
поэтому целесообразно рассмотреть классификацию задач |
по |
||
характеру функций органов управления [1. 3]. Эти |
функции |
||
делятся на оперативные, штабные и вспомогательные. |
|
|
|
Оперативными являются собственные функции принятия |
ре |
||
шений, т.е. собственно функции управления. |
|
|
|
Штабные функции - это функции выработки концепций, опре |
|||
деления политики, учета внутренних и внешних факторов, |
раз |
работка проектов программ и планов мероприятий, координация действий исполнителей. Штабные функции осуществляются спе
циалистами, которые подготовляют базу, проводят |
необходи |
мые расчеты и обоснования для принятия решений |
органами |
управления. |
|
Вспомогательными являются функции обеспечения |
оператив |
ных и штабных служб различными услугами ( например, бухгал терия, различные хозяйственные службы).
С учетом такой классификации можно выделить задачи, в ко
торых относительно высок удельный вес оперативных |
функций |
в соответствующих органах управления. |
|
Таким образом, для задач оперативного управления |
харак |
терно следующее: |
|
их решение вырабатывается не в результате |
использования |
каких-нибудь формальных моделей, а в процессе |
непрерывных |
контактов руководителей; |
|
они требуют обобщения большого числа факторов, не |
под |
дающихся не только учету, но даже удовлетворительной |
клас |
сификации; |
|
6