Файл: Ревуцкий, Л. Д. Эксплуатация и ремонт тракторных шин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л.Д.Ревуцкий

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

ТРАКТОРНЫХ

ШИН

Л. Д. РЕВУЦКИЙ, кандидат технических наук

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

И РЕМОНТ

ТРАКТОРНЫХ

ШИН

МОСКВА

РОССЕЛЬХОЗИЗДАТ — 1974⅜

УДК 631.372.012.5.001.42,004.67

631∙302

í'32

foɔ. пѵбчичнэя яг.у .и.'-’^∙yничейная биб. ко эна СССР

ЭКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

334%

P

40203-052

(Є) Россельхозиздат, 1974

М104—(0.3)—740z-'4

Дальнейший рост производительности труда и сни­ жение себестоимости продукции в сельском хозяйстве немыслимы без интенсивного повышения его механи­ зации. В решении этой проблемы немалая роль отведена увеличению численности и улучшению использования парка колесных тракторов. По мере непрерывно продол­ жающегося обновления и увеличения этого парка го­ раздо в большей степени возрастает и количество трак­ торных шин, оказавшихся в сфере эксплуатации. В 1972 г. в сельскохозяйственном производстве исполь­ зовали 5,5 млн. тракторных шин, а к 1975 г. их будет использоваться гораздо больше.

Шины — дорогостоящие и быстроизнашивающиеся элементы трактора. За время службы трактора они обновляются примерно три-четыре раза. На эксплуатационные издержки, относящиеся к шинам, падает примерно шестая частъ общих затрат на эксплу­ атацию трактора. Доля шин в общей годовой потребно­ сти трактора в запасных частях составляет 42 % по стоимости и около 50 % по весу.

Из года в год растет спрос колхозов и совхозов на тракторные шины, но тем не менее промышленность не всегда еще удовлетворяет эти потребности своевременно и полностью. В этих условиях продление срока службы тракторных шин за счет надлежащей организации их технической эксплуатации и ремонта является важной

1

народнохозяйственной задачей. При успешном ее реше­ нии наряду с экономией ценного сырья, расходуемого на изготовление шин, значительно улучшается исполь­ зование сельскохозяйственной техники, что приносит огромный экономический эффект. Неуклонное соблю­ дение правил эксплуатации, хранения и ремонта шин увеличивает срок их службы не менее чем на 10—12%.

Совместные усилия шинной промышленности и ре­ монтно-технической службы колхозов и совхозов, на­ правленные на увеличение ходимости тракторных шин, предотвращают простои тракторов из-за нехватки рези­ ны и значительно уменьшают потери урожая.


ТИПЫ ТРАКТОРНЫХ ШИН, УСТРОЙСТВО И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

Тракторные шины по назначению подразделяются на ведущие, направляющие, несущие для тракторов и самоходных шасси. Все шины воспринимают нагруз­ ку от веса машины.

Шины ведущих колес передают крутящий момент, создают тяговое усилие и обеспечивают сцепление дви­ жителей с грунтом, а также плавность и безопасность движения, особенно в условиях повышенной влажности и неровного рельефа. Эти шины имеют рисунок протек­ тора «повышенной проходимости», представляющий

собой комбинацию высоких массивных грунтозацепов, расположенных обычно в виде «направленной елочки»

и широких глубоких канавок.

Рисунок протектора «повышенной проходимости», в зависимости от степени расчлененности выступов,

выполняется с закрытым, полуоткрытым или откры­

тым профилем.

Шины направляющих колес служат для направле­ ния движения трактора, обеспечивают управляемость

и плавность езды, безопасность движения, особенно

на склонах. Рисунок протектора этих шин «направ­ ляющие ребра» имеет высокие продольные направляю­ щие ребра, отделенные друг от друга широкими канав­ ками.

Шины несущих колес обеспечивают наименьшее со­ противление качению и хорошую амортизацию при ез­ де по неровностям опорной поверхности. Особенностью рисунка протектора этих шин является наличие невысоких «продольных ребер» и узких канавок. Но они могут иметь и другие типы рисунков, например, «дорожный» и «универсальный».

5

УСТРОЙСТВО

Основные элементы тракторной шины — покрышка и камера. Когда шины устанавливаются на разъемный обод, в их комплект входит еще ободная лента.

Покрышка является предохранительной оболочкой для камеры, которая служит резервуаром для накачи­

вания воздуха. Стенки

покрышки

и камеры

вместе

с сжатым воздухом воспринимают

действующие на

шину нагрузки.

 

 

 

Покрышка пневматической шины состоит из карка­

са, брекера, протектора,

боковин и бортов (рис.

1).

Рис. 1. Камерная пневматическая по­ крышка :

1 — протектор;

2 — брекер;

З — каркас;

4 — боковина;

5 — борт;

в — крылья; 7 —

бортовые кольца; Z⅛apнаружный диаметр;

Dnoc - посадочный диаметр;

В — ширина про­

филя

Каркас придает покрышке прочность, гибкость

и упругость. Основное его назначение — передача уси­ лий на обод колеса. Изготавливается из нескольких слоев прорезиненного корда, плотно наложенных друг

на друга.

в


Брекер представляет собой подушечный слой из мягкой резины или же из нескольких слоев прорезинен­ ной ткани, который смягчает удары, передаваемые от протектора к каркасу и предохраняет его от механиче­ ских повреждений.

Протектор обеспечивает надлежащее сцепление шины с грунтом или дорогой, а также предохраняет каркас от повреждений. Изготавливается из резины повышенной износостойкости, плотно облегающей кар­ кас в зоне нахождения беговой дорожки.

Боковины формируются из эластичного слоя ре­ зины, которым покрывают боковые стенки каркаса,

чтобы предохранить их от повреждений и влияния по­ годно-климатических условий.

Бортами покрышки закрепляются на ободе. Со­ стоят из проволочного бортового кольца (сердечника),

обернутого концами слоев корда каркаса, и ряда уси­ лительных лент. Проволочные кольца придают бортам покрышек жесткость и удерживают их от растяжения.

Камера состоит из замкнутой кольцевой трубки из эластичной резины (оболочки) и воздушного клапана

(вентиля).

Оболочка камеры служит для герметизации.

Она должна быть прочной, воздухонепроницаемой,

термостойкой, морозостойкой и износостойкой.

Через вентиль впускается и выпускается воздух.

Конструкция вентиля включает резиновую пятку с ре­

зиновым корпусом, металлический корпус,

золотник

и колпачок.

монтаже

шин на

Ободную ленту применяют при

разъемные ободья в виде кольцевой

профилированной

резиновой прокладки, которая предохраняет камеры от перетирания об элементы обода. На отечественных

тракторах применяют камерные шины низкого давле­ ния, рекомендуемые нормы которого лежат в пределах

0,8—3,5 кГсІсм2.

На тракторах и самоходных шасси устанавливают колеса с уширенным глубоким ободом (для шин веду­ щих колес) и глубоким (для остальных колес).

На поверхности обода, обращенной к шине, не долж­ но быть механических повреждений и выступов высо­ той более 0,4 мм. Края отверстия под вентиль должны быть тщательно закруглены с обеих сторон.

7


Различают тракторные шины с каркасом наиболее распространенной диагональной и радиальной конст­ рукций. В шинах с каркасом диагональной конструкции нити корда каркаса образуют с плоскостью профиля шины угол 50—54°, а у шин с меридиональным направ­ лением нитей этот угол не превышает 5°. Шины диаго­ нальной конструкции обычно имеют большое число

слоев корда в каркасе и не имеют брекера. Для шин ти­ па «Р» характерно небольшое число слоев корда в кар­ касе и значительное в брекере.

Шины с меридиональным расположением нитей кор­ да по сравнению с обычными обладают повышенными тягово-сцепными качествами и высокой износостойко­

стью протектора.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И МАРКИРОВКА

Тракторные шины в соответствии с действующим в настоящее время стандартом имеют на боковинах смешанное (миллиметровое и в скобках дюймовое) или

только миллиметровое обозначение размеров.

Примеры смешанного и миллиметрового обозначе­ ния шин: 300—965 (12,4/П—38) P и 700—665; где 300

и 700— ширина профиля на уширенном ободе, 965 и 665 — номинальный диаметр обода в миллиметрах ; 12,4/П — в числителе параметр ширины профиля шины на уширенном ободе в дюймах, а в знаменателе — на узком ободе, 38 — номинальный диаметр обода в дюй­ мах ; P — условный знак шины с каркасом радиальной конструкции.

На боковинах покрышек, кроме того, указывают: размеры, модель шины (например, Я-261); товарный знак завода-изготовителя (по начальной букве наиме­

нования завода, помещенной в кружочек); название

завода ; месяц, год изготовления и серийный номер (на­

пример, ДП 68045981 или ЯХ1679543-70, когда год

указывается после обозначения месяца римскими либо

арабскими цифрами или же через черточку после се­ рийного номера) ; знак направления вращения для шин ведущих колес в виде стрелки; норму слойности (на­ пример, НС-10 или IOPR, где 10 условно характеризует прочность каркаса); номер ГОСТ; максимально допус­

8

тимую нагрузку на шину и соответствующее

ей внут­

реннее давление

(например, Q — 2500

кг, Pw-

2,5 кГсісм2), а также

знак качества, если он присуж­

ден.

Шины для использования в условиях Севера имеют обозначение «морозостойкая». Желтый кружочек с черной точкой в середине показывает, что шина пред­ назначена для эксплуатации в условиях повышенных температур.

На шинах, восстановленных методом наложения протектора, указывают марку шиновосстановительного

предприятия, группу ремонта и номер отремонтирован­ ной покрышки.

Кроме этих обозначений на шинах ставят штампы, характеризующие особенности их конструкции (напри­ мер, «усиленная») и тип корда (в частности, букву «В», если каркас шины изготовлен из вискозного корда), а также штамп OTK.

Большая часть тракторных шин изготавливается Днепропетровским (Д), Ярославским (Я), Ленинград­ ским (Л), Омским (О) и Воронежским (В) шинными за­

водами.

Ободы шин обозначают по ГОСТ 10410—65. Цифры и буквы латинского алфавита означают посадочную ширину и высоту закраины обода в дюймах.

На тракторах и самоходных шасси сельскохозяйст­ венного назначения применяют 18 типоразмеров шин ведущих колес, семь типоразмеров шин направляющих и два типоразмера шин несущих колес.

Основные потребительские характеристики и разме­ ры тракторных шин приведены в таблице 1. Данные об основных размерах шин, амортизационные и гаран­ тийные сроки их службы приведены в соответствии

с действующими стандартами (ГОСТ 7463—69 и ГОСТ 10668—69) на шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин. Отпускные стоимости

тракторных шин, их покрышек и камер соответствуют

единым оптовым ценам на продукцию шинной промыш­ ленности, введенным Прейскурантом № 05-14 с 1 янва­ ря 1970 г.