Файл: Ревуцкий, Л. Д. Эксплуатация и ремонт тракторных шин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Л.Д.Ревуцкий
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ
ТРАКТОРНЫХ
ШИН
Л. Д. РЕВУЦКИЙ, кандидат технических наук
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
И РЕМОНТ
ТРАКТОРНЫХ
ШИН
МОСКВА
РОССЕЛЬХОЗИЗДАТ — 1974⅜
УДК 631.372.012.5.001.42,004.67
631∙302
í'32
foɔ. пѵбчичнэя яг.у .и.'-’^∙yничейная биб. ко эна СССР
ЭКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
334%
P |
40203-052 |
(Є) Россельхозиздат, 1974 |
М104—(0.3)—740z-'4 |
Дальнейший рост производительности труда и сни жение себестоимости продукции в сельском хозяйстве немыслимы без интенсивного повышения его механи зации. В решении этой проблемы немалая роль отведена увеличению численности и улучшению использования парка колесных тракторов. По мере непрерывно продол жающегося обновления и увеличения этого парка го раздо в большей степени возрастает и количество трак торных шин, оказавшихся в сфере эксплуатации. В 1972 г. в сельскохозяйственном производстве исполь зовали 5,5 млн. тракторных шин, а к 1975 г. их будет использоваться гораздо больше.
Шины — дорогостоящие и быстроизнашивающиеся элементы трактора. За время службы трактора они обновляются примерно три-четыре раза. На эксплуатационные издержки, относящиеся к шинам, падает примерно шестая частъ общих затрат на эксплу атацию трактора. Доля шин в общей годовой потребно сти трактора в запасных частях составляет 42 % по стоимости и около 50 % по весу.
Из года в год растет спрос колхозов и совхозов на тракторные шины, но тем не менее промышленность не всегда еще удовлетворяет эти потребности своевременно и полностью. В этих условиях продление срока службы тракторных шин за счет надлежащей организации их технической эксплуатации и ремонта является важной
1
народнохозяйственной задачей. При успешном ее реше нии наряду с экономией ценного сырья, расходуемого на изготовление шин, значительно улучшается исполь зование сельскохозяйственной техники, что приносит огромный экономический эффект. Неуклонное соблю дение правил эксплуатации, хранения и ремонта шин увеличивает срок их службы не менее чем на 10—12%.
Совместные усилия шинной промышленности и ре монтно-технической службы колхозов и совхозов, на правленные на увеличение ходимости тракторных шин, предотвращают простои тракторов из-за нехватки рези ны и значительно уменьшают потери урожая.
ТИПЫ ТРАКТОРНЫХ ШИН, УСТРОЙСТВО И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
Тракторные шины по назначению подразделяются на ведущие, направляющие, несущие для тракторов и самоходных шасси. Все шины воспринимают нагруз ку от веса машины.
Шины ведущих колес передают крутящий момент, создают тяговое усилие и обеспечивают сцепление дви жителей с грунтом, а также плавность и безопасность движения, особенно в условиях повышенной влажности и неровного рельефа. Эти шины имеют рисунок протек тора «повышенной проходимости», представляющий
собой комбинацию высоких массивных грунтозацепов, расположенных обычно в виде «направленной елочки»
и широких глубоких канавок.
Рисунок протектора «повышенной проходимости», в зависимости от степени расчлененности выступов,
выполняется с закрытым, полуоткрытым или откры
тым профилем.
Шины направляющих колес служат для направле ния движения трактора, обеспечивают управляемость
и плавность езды, безопасность движения, особенно
на склонах. Рисунок протектора этих шин «направ ляющие ребра» имеет высокие продольные направляю щие ребра, отделенные друг от друга широкими канав ками.
Шины несущих колес обеспечивают наименьшее со противление качению и хорошую амортизацию при ез де по неровностям опорной поверхности. Особенностью рисунка протектора этих шин является наличие невысоких «продольных ребер» и узких канавок. Но они могут иметь и другие типы рисунков, например, «дорожный» и «универсальный».
5
УСТРОЙСТВО
Основные элементы тракторной шины — покрышка и камера. Когда шины устанавливаются на разъемный обод, в их комплект входит еще ободная лента.
Покрышка является предохранительной оболочкой для камеры, которая служит резервуаром для накачи
вания воздуха. Стенки |
покрышки |
и камеры |
вместе |
с сжатым воздухом воспринимают |
действующие на |
||
шину нагрузки. |
|
|
|
Покрышка пневматической шины состоит из карка |
|||
са, брекера, протектора, |
боковин и бортов (рис. |
1). |
Рис. 1. Камерная пневматическая по крышка :
1 — протектор; |
2 — брекер; |
З — каркас; |
|
4 — боковина; |
5 — борт; |
в — крылья; 7 — |
|
бортовые кольца; Z⅛apнаружный диаметр; |
|||
Dnoc - посадочный диаметр; |
В — ширина про |
филя
Каркас придает покрышке прочность, гибкость
и упругость. Основное его назначение — передача уси лий на обод колеса. Изготавливается из нескольких слоев прорезиненного корда, плотно наложенных друг
на друга.
в
Брекер представляет собой подушечный слой из мягкой резины или же из нескольких слоев прорезинен ной ткани, который смягчает удары, передаваемые от протектора к каркасу и предохраняет его от механиче ских повреждений.
Протектор обеспечивает надлежащее сцепление шины с грунтом или дорогой, а также предохраняет каркас от повреждений. Изготавливается из резины повышенной износостойкости, плотно облегающей кар кас в зоне нахождения беговой дорожки.
Боковины формируются из эластичного слоя ре зины, которым покрывают боковые стенки каркаса,
чтобы предохранить их от повреждений и влияния по годно-климатических условий.
Бортами покрышки закрепляются на ободе. Со стоят из проволочного бортового кольца (сердечника),
обернутого концами слоев корда каркаса, и ряда уси лительных лент. Проволочные кольца придают бортам покрышек жесткость и удерживают их от растяжения.
Камера состоит из замкнутой кольцевой трубки из эластичной резины (оболочки) и воздушного клапана
(вентиля).
Оболочка камеры служит для герметизации.
Она должна быть прочной, воздухонепроницаемой,
термостойкой, морозостойкой и износостойкой.
Через вентиль впускается и выпускается воздух.
Конструкция вентиля включает резиновую пятку с ре
зиновым корпусом, металлический корпус, |
золотник |
|
и колпачок. |
монтаже |
шин на |
Ободную ленту применяют при |
||
разъемные ободья в виде кольцевой |
профилированной |
резиновой прокладки, которая предохраняет камеры от перетирания об элементы обода. На отечественных
тракторах применяют камерные шины низкого давле ния, рекомендуемые нормы которого лежат в пределах
0,8—3,5 кГсІсм2.
На тракторах и самоходных шасси устанавливают колеса с уширенным глубоким ободом (для шин веду щих колес) и глубоким (для остальных колес).
На поверхности обода, обращенной к шине, не долж но быть механических повреждений и выступов высо той более 0,4 мм. Края отверстия под вентиль должны быть тщательно закруглены с обеих сторон.
7
Различают тракторные шины с каркасом наиболее распространенной диагональной и радиальной конст рукций. В шинах с каркасом диагональной конструкции нити корда каркаса образуют с плоскостью профиля шины угол 50—54°, а у шин с меридиональным направ лением нитей этот угол не превышает 5°. Шины диаго нальной конструкции обычно имеют большое число
слоев корда в каркасе и не имеют брекера. Для шин ти па «Р» характерно небольшое число слоев корда в кар касе и значительное в брекере.
Шины с меридиональным расположением нитей кор да по сравнению с обычными обладают повышенными тягово-сцепными качествами и высокой износостойко
стью протектора.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И МАРКИРОВКА
Тракторные шины в соответствии с действующим в настоящее время стандартом имеют на боковинах смешанное (миллиметровое и в скобках дюймовое) или
только миллиметровое обозначение размеров.
Примеры смешанного и миллиметрового обозначе ния шин: 300—965 (12,4/П—38) P и 700—665; где 300
и 700— ширина профиля на уширенном ободе, 965 и 665 — номинальный диаметр обода в миллиметрах ; 12,4/П — в числителе параметр ширины профиля шины на уширенном ободе в дюймах, а в знаменателе — на узком ободе, 38 — номинальный диаметр обода в дюй мах ; P — условный знак шины с каркасом радиальной конструкции.
На боковинах покрышек, кроме того, указывают: размеры, модель шины (например, Я-261); товарный знак завода-изготовителя (по начальной букве наиме
нования завода, помещенной в кружочек); название
завода ; месяц, год изготовления и серийный номер (на
пример, ДП 68045981 или ЯХ1679543-70, когда год
указывается после обозначения месяца римскими либо
арабскими цифрами или же через черточку после се рийного номера) ; знак направления вращения для шин ведущих колес в виде стрелки; норму слойности (на пример, НС-10 или IOPR, где 10 условно характеризует прочность каркаса); номер ГОСТ; максимально допус
8
тимую нагрузку на шину и соответствующее |
ей внут |
|
реннее давление |
(например, Q — 2500 |
кг, Pw- |
2,5 кГсісм2), а также |
знак качества, если он присуж |
ден.
Шины для использования в условиях Севера имеют обозначение «морозостойкая». Желтый кружочек с черной точкой в середине показывает, что шина пред назначена для эксплуатации в условиях повышенных температур.
На шинах, восстановленных методом наложения протектора, указывают марку шиновосстановительного
предприятия, группу ремонта и номер отремонтирован ной покрышки.
Кроме этих обозначений на шинах ставят штампы, характеризующие особенности их конструкции (напри мер, «усиленная») и тип корда (в частности, букву «В», если каркас шины изготовлен из вискозного корда), а также штамп OTK.
Большая часть тракторных шин изготавливается Днепропетровским (Д), Ярославским (Я), Ленинград ским (Л), Омским (О) и Воронежским (В) шинными за
водами.
Ободы шин обозначают по ГОСТ 10410—65. Цифры и буквы латинского алфавита означают посадочную ширину и высоту закраины обода в дюймах.
На тракторах и самоходных шасси сельскохозяйст венного назначения применяют 18 типоразмеров шин ведущих колес, семь типоразмеров шин направляющих и два типоразмера шин несущих колес.
Основные потребительские характеристики и разме ры тракторных шин приведены в таблице 1. Данные об основных размерах шин, амортизационные и гаран тийные сроки их службы приведены в соответствии
с действующими стандартами (ГОСТ 7463—69 и ГОСТ 10668—69) на шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин. Отпускные стоимости
тракторных шин, их покрышек и камер соответствуют
единым оптовым ценам на продукцию шинной промыш ленности, введенным Прейскурантом № 05-14 с 1 янва ря 1970 г.