Файл: Микеладзе, В. Г. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и крылатых ракет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нп

■КГ.о

Рис. 2.040. Местная

хорда пово-

Рис. 2.050. Определение

САХ

ротной консоли

стабилизатора

(ЬЛ г.0) горизонтального

one-

(вид сверху)

рения

 

Рис. 2.050.1. Определение САХ а в.о) вертикального опере­ ния

42

Координаты положения ЬА в.о определяются из выражении

Ьр п.о

2frh-.ni0

^ п.о

У А в.о

^к.п.о

6

Ьр п.о

где I —^В.СЬ

■^Ав.о — УА в.о Хп.к.п.о-

2.055. Хорда местная по перпендикуляру к оси вращения управляющей поверхности

Местная хорда по перпендикуляру к оси вращения опреде­ ляется, как показано на рис. 2.055, для руля высоты. В этом случае хорда обозначается через Ьхв.

Рис.

2.055. Местная хорда

Рис. 2.055.1. Средняя аэродина­

руля высоты по перпендику­

мическая

хорда

(6А±Ь ), вы­

ляру к оси вращения:

численная

по площади

руля

/—ось

вращения; 2—плоскость

высоты за осью вращения ру­

 

симметрии; 3—руль

ля по

перпендикуляру

к этой

 

 

 

 

оси:

 

 

 

I—ось

вращения;

2—стабилизатор;

 

 

 

 

3—руль

 

2. 056. Хорда средняя аэродинамическая по перпендикуляру к оси вращения управляющей поверхности

В расчетах шарнирных моментов пользуются средней аэро­ динамической хордой по перпендикуляру к оси вращения управ­ ляющей поверхности. На рис. 2.055.1 для примера показана САХ руля высоты, вычисленная по площади руля за осью вра­ щения по формуле

43


j ».— ^ ^o.b+ ^ k.i

bo.«bK.H

COS Хв,

 

Ь к . ' л

где Хв — угол стреловидности оси вращения руля высоты. Аналогично вычисляется САХ для элеронов и руля направ­

ления.

2.060. Относительные хорды управляющих поверхностей (органов управления)

2.070. Хорда элерона по потоку относительная

Относительной хордой элерона по потоку или параллельно плоскости симметрии летательного аппарата в каком-либо сече­ нии крыла называется отношение длины хорды Ьэ элерона к дли­ не хорды крыла в этом сечении, т. е.

ь э

II

ь

в начале элерона

Ь э 0

b

в конце элерона

А — ^Э.К

э-к и

2.072. Хорда элерона по перпендикуляру к оси вращения относительная

где bj. — хорда крыла, взятая в этом сечении по перпендикуля­ ру к оси вращения элерона.

2.074. Хорда элерона относительная за осью вращения по перпендикуляру к оси вращения

Ьэ±:

2. 080. Хорда руля направления относительная

А _

11 L

^В.О

2.090. Хорда руля высоты относительная

44

2.092. Хорда руля высоты относительная за осью вращения в сечениях, перпендикулярных оси вращения

2.100. Хорда триммера относительная

Относительная хорда триммера представляет отношение дли­ ны хорды триммера к длине хорды органа управления, т. е.

_

ьт‘'тр

'т р -

 

где Ьр — длина хорды руля.

 

2.102. Хорда триммера элерона относительная

'тр.э

тр.э ‘

2.104. Хорда триммера руля высоты относительная

тр.в '

Ьгь'тр.в

т г

2.106. Хорда триммера руля направления относительная

ьтр'

•'тр.н"

Ь

2.108. Хорда триммера элерона за осью вращения относительная

тр.э

'тр.Э -

2.110. Хорды серворуля, сервокомпенсатора относительные

Эти хорды определяются по аналогии с определением относи­ тельных хорд триммера.

2.112. Хорда осевой компенсации относительная

Относительная хорда осевой компенсации представляет отно­ шение длины хорды осевой компенсации к длине хорды руля,

г. е.

b О.К Ьр

45


2.114. Хорда осевой компенсации элерона относительная

2.116. Хорда осевой компенсации руля высоты относительная

Ь,о.к.и

2.118. Хорда осевой компенсации руля направления относительная

Ь,

2.120. Хорда внутренней компенсации относительная

Относительная хорда внутренней компенсации органов управ­ ления определяется как отношение длины хорды внутренней ком­ пенсации органа управления к длине хорды органа управления,

т. е.

2.122. Хорда внутренней компенсации элерона за осью вращения относительная

2.130. РАЗМАХ И

2.132. Размах несущей поверхности (крыла) I

Размах несущей поверхности является наибольшим габарит­ ным размером несущей поверхности в направлении, перпендику­ лярном к плоскости симметрии летательного аппарата (рис.

2.132).

В системе ИСО размах крыла обозначается через b и опреде­ ляется как расстояние между двумя плоскостями, параллельными плоскости симметрии и касающимися концов крыла. Такое же определение размаха крыла дано и в проекте ГОСТа СССР «Ме­ ханика полета». Размах обозначен через I.

2.134. Размах горизонтального оперения

Размахом горизонтального оперения называется наибольший габаритный размер горизонтального оперения в направлении,

46

перпендикулярном к плоскости симметрии летательного аппара­

та (рис. 2.134). О пределяется та к же, как и 2.132.

Рис. 2.132. Размах / крыла самолета

Рис. 2.134. Размах 1Г.о гори­

Рис. 2.138.1. Размах (/г.о) по­

зонтального оперения

воротного стаби-лизатора и раз­

 

мах руЛЯ ВЫСОТЫ (Id)

2.136. Размах консоли горизонтального оперения

Определяется, как указано на рис. 2.134.

2.138.) Размахи поворотного стабилизатора, элеронов, элевонов, предкрылков, интерцепторов

Определяются по аналогии с определением размаха несущей поверхности (крыла) (см. 2.132, а также рис. 2.138.1, 2.138.2 и 2.138.3).

47

н п

Рис. 2.138.2. Размах элевона ke и одной из секций /эв2 элевона

Рис. 2.138.3. Размах элерона /э, секции интерцептора /ваз. секции предкрылка /Пр8, секции гасителей подъ­ емной силы /га, закрылков /31 и /з2, сервокомпенса- »

тора элерона /ск.о:

/—элерон; 2—интерцепторы; -5—секции предкрылка; 4—гаси­ тели подъемной силы; 5—закрылки; (/—сервокомпенсатор

48


2.140. ПЛОЩАДИ НЕСУЩЕЙ И УПРАВЛЯЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ

2.142. Площадь несущей поверхности (крыла)

За площадь несущей поверхности (или базовую площадь в системе ИСО) 5 принимается площадь проекции несущей поверх­ ности на горизонтальную (или базовую в системе ИСО) плос-

Рис. 2.142.1. Площадь крыла 5

Рис. 2.142.2. Площадь крыла

самолета:

S с наплывами:

/ —фюзеляж; 2—полукрыло

/—фюзеляж; 2—наплыв; 3—по­

 

лукрыло

кость при нулевом угле атаки (за базовую плоскость в системе ИСО принимается плоскость, содержащая центральную хорду и перпендикулярная плоскости симметрии). В эту площадь вклю­ чается подфюзеляжная часть и наплывы крыла самолета.

В проекте ГОСТа СССР «Механика полета» за площадь кры­ ла принята базовая площадь 5 крыла. При исключении из пло­ щади 5 площади наплывов необходимо сделать примечание в

начале

расчета аэродинамических

характеристик. Приведе­

ны примеры определения площадей

несущей

поверхности са­

молетов

(рис. 2.142.1 и 2.142.2). На рис. 2.142.3

показан пример

определения площадей 5 несущей поверхности для крылатых ра­ кет (см. также рис. 2.025.1 и 2.025.2).

49


В системе ИСО обозначение 5 несущей (базовой) площади (крыла) не изменяется*.

Рис. 2.142.3. Площадь несущей поверхности (S) крылатой ра­ кеты (консолей поворотного крыла):

/—стабилизатор неподвижный; 2—консоли поворотного крыла

2.144. Площадь горизонтального оперения, омываемая потоком, Sr 0

Площадью горизонтального оперения, омываемой потоком, называется площадь проекции на горизонтальную плоскость ча­ сти горизонтального оперения, находящейся в потоке при нуле­ вом угле отклонения управляющей поверхности. Пример опреде­ ления Sг.о приведен на рис. 2.050, где эта площадь заштрихована.

2.146. Габаритная площадь горизонтального оперения

5г.о. габ

За эту площадь принимается площадь горизонтального опере­ ния с подфюзеляжной частью (рис. 2.146).

В системе ИСО для горизонтального оперения могут быть использованы определения, аналогичные определениям геометри­ ческих параметров крыла.

2.148. Площадь вертикального оперения, омываемая потоком

S b.O

Эта площадь определяется, как показано на рис. 2.148.

2.150. Площади рулей

Под площадью рулей высоты и элеронов понимается пло­ щадь проекции рулей и элеронов на горизонтальную плоскость при нулевых углах атаки, углах крена и отклонения стабилиза­ тора, рулей и элеронов.

* За площадь S крыла с большим углом поперечного V может быть при­ нята площадь распрямленного крыла, все элементарные участки которого бу­ дут иметь угол поперечного V, равный нулю.

50

ни

Рпс.

2.146. Габаритная

пло­

Рис. 2.148. Площадь верти­

щадь

горизонтального

опере­

кального оперения

 

ния

 

 

< 2

Рис. 2.152. Площадь руля вы­

Рис. 2,154. Площадь руля высо­

соты:

ты за осью вращения 1

/—руль высоты; 2—оси вращения