Файл: Товмасян, А. К. Из истории телевидения и фототелеграфа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные стекла этих серий разлагают рисунок на соответ­ ствующие краски».*

Итак, в начале 1925 г. О. А. Адамян впервые создал трехцветное телевидение н демонстрировал передачу цветного изображения. Поскольку Берд (Англия) только в 1928 г. демонстрировал действующую телевизионную систему, то несомненно, что изобретение трехцветного телевидения также принадлежит О. А. Адамяну. Систе­ ма Берда тождественна системе Адамяна, в ней разверт­ ка кадра осуществляется при помощи дисков, имеющих отверстия с цветными фильтрами.

В журнале «Природа» в августе 1948 г. была опуб­ ликована статья Г. И. Головина «Вклад русских ученых в развитие телевидения». Говоря о проблеме трехцвет­ ного телевидения, автор пишет: «Изобретателем его принято считать американца Берда, который в 1928 г. разработал специальный аппарат и практически демон­ стрировал передачу цветных изображений. Но еще за три года до него принципы цветного телевидения, как свидетельствуют неопровержимые факты и документы, впервые были открыты нашим соотечественником—ин­ женером И. А. Адамяном»*1..

В газете «Вечерний Ленинград» 29 июля 1948 г. была напечатана заметка «Из истории цветного телеви­

дения. Изобретение

советского

инженера»,

которая в

основном правильно,

хотя и не вполне точно, передает

историю изобретений

инженера

Адамяна.

Неточность

заключается в том, что автор не различает работы Ада­ мяна по фототелеграфу от работ по телевидению, относя

*

Архив Центрального музея, связиим. А. С. Попова, дело

И. А.

Адамяна (1907— 1932 гг.). ,

1

«Природа», № 8, М., 1948, стр. 77.

Я 5

*■-*1*— -

Рис. 26. Собственноручный чертеж И. А. Адамяна из его описания «Аппа рат для видения через светонепроницаемую преграду». 1925 г.

к телевидению первые работы Адамяна по фототеле­ графу. В заметке читаем: «В центральном музее связи имени А. С. Попова в Ленинграде получены документы, свидетельствующие о том, что идея цветного телевидения впервые разработана советским инженером Иваном Абгаровичем Адамианом. Среди документов—авторские свидетельства, чертежи предложенных им приборов, от­ зывы русских и зарубежных ученых.

Изобретение цветного телевидения до сих пор при­ писывалось американцу Берду, который 20 лет назад демонстрировал передачу цветных изображений на рас­ стояние.

84


Кадр изображения

.дамяна для трехцветного телевидения.

Однако установлено, что первый патент в области телевидения Адамян получил еще в 1920 г. Для аппара­ та, передающего изображения на расстояние, он пред­ ложил остроумную идею, так называемого «промежу­ точного клише». Сущность ее заключается в том, что фототоки с передающей станции сначала записываются на ленте в виде непрерывного следа—клише, а затем идут на приемную станцию.

В 1925 г. Адамян спроектировал оригинальный ап­ парат, позволяющий видеть через светонепроницаемую преграду. В том же году он разработал идею о передаче цветных изображений с помощью цилиндров или дис­ ков, которые разлагают рисунок на отдельные составные цвета. На этом принципе основано современное цветное телевидение.

Преждевременная смерть помешала изобретателю довести до конца свои работы. Однако приоритет в изо­ бретении цветного телевидения принадлежит, несомнен­ но, ему. Изучение научного наследства И. А. Адамяна показывает смелость и оригинальность идей талантли­ вого советского инженера»1.

Глаз человека видит много различных цветов. Но они исчезают во время черно-белых телевизионных пе­ редач. Между тем, по телевидению можно передавать объект так, как видит его глаз в природе.

Современное цветное телевидение базируется на іеирии трехцветного зрения, согласно которой из ком­ бинаций трех начальных цветов—красного, синего и зеленого можно получить желаемый цвет, существующий в природе и видимый человеческим глазом.

1 «Вечерний Ленинград», № 177, 29 июля 1948 г.

85

Во время цветной передачи надо не только разде­ лить изображение на элементы, но и цвет каждого эле­ мента разложить на составляющие цвета, а при приеме снова восстановить природный цвет всех элементов и из них составить цветное изображение.

Между передаваемым объектом и передающей теле­ визионной трубкой ставится диск со спиралеобразно расположенными на нем отверстиями трех серий, покры­ тыми светофильтрами трех начальных цветов, которыми могут быть красный, зеленый, синий.

Во время передач диск быстро вращается при помо­ щи электрического моторика. На пути лучей света, отра­ женных от передаваемого объекта, видны друг за дру­ гом все светофильтры.

Когда перед изображением находится красный све­ тофильтр, на него падают только красные лучи, а осталь­ ные отражаются; если вместо красного появляется зеленый светофильтр, на изображение падают только зеленые лучи, синий светофильтр дает только синие лучи.

Итак, телевизионная станция поочередно посылает сигналы, которые соответствуют трем основным цветам передающего изображения. Для приема служит обык­ новенный телевизор, перед экраном которого также вращается диск, покрытый тремя цветными светофильт­ рами. Вращение этого диска строго синхронизировано с вращением цветного диска, находящегося на передат­ чике, и регулируется приемными радиосигналами.

В тот момент, когда передается изображение крас­ ного цвета, перед экраном телевизора появляется крас­ ный светофильтр, во время передачи зеленого цвета— зеленый светофильтр и, наконец, синий светофильтр.

Наблюдатель смотрит на экран как будто разными очками, последовательно принимая три одинаковых изо-

86


бражения—тремя разными цветами. Благодаря быстро­ те передачи, глаз не замечает изменения цветов. Пере­ дающие цвета смешиваются и создается единое много­ цветное изображение, со всеми цветными сигналами. Цветное изображение несравнимо с одноцветным изо­ бражением Окраска увеличивает не только ясность дета­ лей, она делает изображение более жизненным, обога­ щает и усиливает впечатление. На передатчике нетруд­ но осуществить каждый раз одноцветное изображение, регулируемое отдельными электрическими сигналами, и получить желаемое соотношение цветов. Окраску изо­ бражения можно создать лучше, чем та окраска, кото­ рую имеет само передаваемое изображение.

Цветное телевидение по строению сложнее черно­ белого телевидения, но его высокие качества оправды­ вают применение более сложной техники.

Недалеко время, когда цветное телевидение заменит черно-белое телевидение и на экранах телевизоров мы увидим изображения всех цветов радуги.

Итак, в 1925 г. Адамян спроектировал оригинальный аппарат, позволяющий видеть через светонепроницаемую преграду. В том же году он разработал идею передачи цветных изображений с помощью цилиндров или дисков, которые разлагают рисунок на отдельные составные цвета. На этом принципе основано современное цветное телевидение.

Г. И. Бялик в книге «Цветное телевидение» пишет: «Еще в 1925 г. советским инженером И. А. Адамяном был предложен проект цветной телевизионной системы. В этой системе анализ и синтез цветного изображения осуществлялся диском с точечными отверстиями, анало­ гичным известному диску Нипкова.

87

В отличие от диска Нипкова, в диске Адамяна на периферии по отрезкам спиралей располагались после­ довательно три серии отверстий на одинаковых угловых расстояниях друг от друга. Каждая серия отверстий при вращении диска осуществляла развертку всего кадра. Отверстия каждой из трех серий были прикрыты цветны ми фильтрами: отверстия первой серии—красным, второй серии—синим, третьей серии—зеленым фильтрами. Один диск устанавливается на передающем конце сис­ темы, между объектом и фотоэлементом, другой, такой же диск в приемнике, между источником света и наблю­ дателем. Диски вращались синхронно и синфазно. Яр­ кость источника света управлялась усиленным током фо­ тоэлемента.

Таким образом, осуществлялось последовательное разложение цветного изображения на три одноцветных и аналогичный последовательный синтез трех одноцвет­ ных изображений в цветное.

В эти же годы подобные идеи разрабатывались за рубежом. Так, в 1928 г. англичанин Берд демонстриро­ вал действующую цветную телевизионную систему. В системе Берда, как в предложении Адамяна, развертка осуществлялась последовательно дисками с отверстиями, прикрытыми цветными фильтрами»1.

|В журнале «Wissen und Leben», издаваемом в Гер­

манской Демократической Республике, читаем:

I. A.

„1925 entwickelt

der

sowjetische

Ingenieur

Adamjan als erster die

Idee eines elektrischen Bildübertra­

gungssystems für natürliche

Farben. Sein

Vorschlag ent­

hielt schon alle Grundprinzipien des

heutigen Farbfernseh-

systems“.21

 

 

 

 

 

1 Г . И . Б я л и к . Цветное телевидение,

M.—Л.,

1960, стр.

4.

2 „Wissen und Leben.“

1963, №

2, стр.

100.

 

 

88



Систему трехцветного телевидения Адамяна исполь­ зовали за рубежом.

Проф. П. В. Шмаков пишет: «Первое цветное теле­ визионное изображение по методу Адамяна было про­ демонстрировано в июле 1928 г. в Англии, в лаборатории

Берда»1.

В другой книге—«60 лет радио» отмечается, что в 1945—1952 гг. в США производились эксперименталь­ ные передачи по системе с поочередной передачей цве­ товых полей, затем эта система была принята там как стандартная, причем в ее основе лежит идея механиче­ ской смены цветов, предложенная еще в 1925 г. нашим соотечественником И. А. Адамяном»12.

* *

*

В настоящее время известны следующие три основ­ ные системы цветного телевидения: американская систе­ ма НТСИ, которая уже несколько лет как используется в США, французская система СЕК.АМ и западногерман­ ская система ПАЛ.

Следует сказать, что французская система по срав­ нению с американской и западногерманской имеет ряд преимуществ. Она более перспективна, основана на бо­

лее поздних

открытиях и является широкой

областью

для новых поисков и усовершенствований.

 

 

 

Американская система достигла уже высокой точки

 

1 «Телевидение»

(общий курс),

под редакцией П.

В.

Шмакова,

М„

1960, стр.

324—326.

 

 

 

 

2 «60 лет радио»,

под редакц.

А. Д. Фортушенко,

М., 1955,

стр.

256.

 

 

 

 

 

89