Файл: Сейфуллаев, Р. С. Концепция причинности и ее функции в физике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
движения, трактуя движение лишь как пространственное переме щение отдельных тел.
Спиноза говорил о наличии в мире двоякого рода причинности: имманентной, характерной для субстанции и всей совокупности мо дусов, и внешней, типичной для сферы взаимоотношений единичных модусов. В «Этике» (ч. 3) находим и понятие «активной причины». Философ полагал, будто в любом действии не может быть ничего такого, чего не было в производящей его причине, т. е. причину и следствие по содержащейся в них реальности он считал тождествен ными.
Вфилософии Г. Лейбница можно найти ряд гениальных догадок
врешении многих гносеологических проблем, то глубоко рациональ ное и близкое современности, которое отмечали в его взглядах клас сики марксизма. Наиболее оригинальной частью гносеологии Лейб ница является общая теория науки, в которой философ разрабатывает концепцию синтеза как метода получения «нового знания» или как метода «искусства изобретения». В рамках этой концепции Лейбниц пытается описать гносеологический «механизм» эвристической дея тельности мышления, в частности, именно он указывал на возмож ные «статистические» методы исследования психологии творчества. Синтетическая задача, согласно Лейбницу, не может быть решена без предварительного упорядочения языка науки. Учение об опти мальных обозначениях, разрабатываемое им, было лишь частью общей теории знаковых систем. Можно без преувеличения утверждать, что Лейбниц был инициатором многих творческих идей, положен ных в основу современной логики и кибернетики. Однако философия Лейбница в отечественной философской литературе освещена недо статочно *.
Лейбниц проявлял большой интерес к вопросам методологии «фактуальных наук». В этом плане интересны вопросы теории ин дукции, а также некоторые проблемы разработки вероятностной ло
гики и общей теории игр, рассматриваемые философом. Не кто иной как Лейбниц выдвигает идею «объективной вероятности», привле кающей большое внимание исследователей в наши дни. «Вероят ность» и «индукция» обосновываются в системе Лейбница посред ством экстремальных принципов, которым мыслитель уделяет в своей гносеологии значительное место. Интересны также специальные вопросы учения Лейбница о пространстве и времени; некоторые идеи ученого по этим вопросам близки современной топологии.
Центральными принципами лейбницевой методологии являются принцип «всеобщей взаимосвязи» и «всеобщей изменчивости» дейст вительного мира, принцип непрерывности, закон сохранения энер гии и др. Лейбниц рассматривает действительный мир как имма нентно случайный и по своему существованию и по своим законам, но в мельчайших деталях детерминированный и законообразный. В понимании детерминизма, каузальности, необходимости и слу -
(1972) Можно Іназвать Работы И. С. Барского (1972) и И. Б. Погребельского
8
чайности он расходился как с предшествовавшими, так и с большин ством последующих философов, примыкающих к лапласовской кон цепции детерминизма. В «Новых опытах о человеческом разуме» (глава XXVI. «О причине и следствии и некоторых других отно шениях») читаем:
«Филалет (выражает взгляды Локка.— Р. С.). — Причина есть то, что производит некоторую простую или сложную идею, а след ствие есть то, что произведено.
Теофил (выражает взгляды Лейбница.— Р. С.). — Я вижу, что вы часто понимаете под идеей объективную реальность идеи или представляемое ею качество. Вы, как я уже заметил выше, даете определение лишь действующей причины. Утверждая, что действую щая причина есть то, что производит, а следствие то, что произве дено, мы произносим тавтологию. Правда, вы выразились раньше несколько более отчетливо, говоря, что причина есть то, что заставля ет какую-нибудь другую вещь начать существовать, хотя это слово «за ставляет» обходить главную трудность» (Лейбниц, 1936, с. 200 — 201).
Уже в этом небольшом отрывке видим, насколько глубоко под мечена Лейбницем суть проблематики детерминизма и каузаль ности, трудности в определении самих исходных понятий, в установле нии соотношения между категориями детерминации и причинности и
т. п. Это и есть тот круг вопросов относительно концепции каузаль ности, который и сегодня является предметом оживленных философ ских дискуссий. Этим вопросам мы уделим значительное место не сколько ниже.
Учение о естественной причинности, разрабатываемое филосо- фами-материалистами (Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза и др.), легло в основу естественнонаучных теорий Нового времени (И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон, М. Ломоносов). Уже в этот пе риод становления естествознания в целом и классической физики
вчастности вырисовывается разграничение причинной связи и связи состояний, намечается тенденция формализации причинной связи. Так, если законы Кеплера являются выражением связи различных состояний одного и того же явления, то захшны Ньютона выражают
вопределенном смысле причинную связь объектов. Исходя из мета физического учения о причинности своего времени, Ньютон зак ладывал фундамент теории классической механики. Абсолютизируя механическую форму движения, он пришел к выводу, что причинами движения вообще являются «те силы, которые надо к телам при ложить, чтобы произвести эти движения» (Ньютон, 1915, с. 449). Наиболее интересными у Галилея представляются мысли о необхо димости разграничения «причины» и «условия», относительности та кого различия. Галилей, утверждая объективность причинных свя зей, требовал нахождения их в эксперименте. Много интересных мыслей, идей относительно проблемы каузальности находим в фи лософских размышлениях М. В. Ломоносова. Так, в трактате «Раз мышления о причине теплоты и холода» читаем: «Вообще все^в при роде так устроено, что при увеличении причины растет и ее действие,
инаоборот, при ее уменьшении уменьшается и эффект» (Ломоносов,
9
1950, с. 150). В «Опыте теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» М. В. Ломоносов замечает: «Одни и те же эффекты происходят от одних и тех же причин» (с. 100), а в «Заметках по физиіхе и корпускулярной философии» утверждает: «. . .Причины различных следствий различны» (с. 93).
Проблема каузальности в период становления научных знаний была ареной борьбы между материалистами и идеалистами. Каузаль ность явилась той «лакмусовой бумажкой», которая обнажала фи лософское лицо представителя каждого из этих направлений.
Построенная Д. Юмом схема понятия причинности вполне укла дывалась в рамки механистической методологии того времени, утра тив вместе с тем относительные достоинствалгоследшхх, о чем свиде тельствует письмо Юма к Гильберту Эллиоту от 10 марта 1751 г., в котором Юм называет причинность «связью в воображении» (Юм, 1966, т. 2, с. 854) и тем самым подчеркивает иллюзорность причин ности, а также то, что источник причинности как факт лежит, по его мнению, в сфере психики и лишь из нее переносится на внеш ние объекты.
Представляет интерес, на наш взгляд, анализ Юмом вопроса
оструктуре каузальных связей:
1.Причина и следствие смежны в пространственном смысле; они «примыкают», т. е. «касаются друг друга».
2.Причина и следствие смежны и во временном смысле, но так.,
что причина предшествует следствию.
3. Те же самые следствия (или очень близкие к ним) возникают неоднократно и притом всегда после появления тех же самых при чин (или близких к ним), что означает признак регулярности, при сущий каузальным связям. Обычно регулярной связи приписывается признак необходимости, а значит предсказуемости появления опре деленных следствий (Юм, 1906, с. 73—75, 85).
Метафизичность взглядов Юма проявляется в самом отождест влении им понятий «необходимого» и «каузального». Когда же Юм выделяет значение необходимого как того, что более соответствует нашим ожиданиям, опирающимся на веру в единообразие природы (или «необходимое» в смысле «более привычное»), то тем самым он выступает как субъективный идеалист.
Рассмотрим смысл критики Юмом понятия причинности. Юм утверждает, что действительное существование причинно-следствен ных связей не может быть доказано ни априорно, ни апостериорно. В своей критике причинности он пытается доказать, что первый и второй признаки структуры каузальных связей (см. выше) действи тельно наблюдаются человеком, а третий признак существует лишь в воображении,' примысливается. Иначе говоря, по Юму, субъект принимает за причинно-следственные отношения, в лучшем случае лишь соединенные и притом повторяющиеся отношения смежности и последовательности; «необходимую же связь» только приписывает отношениям между событиями. По мнению Юма, все сторонники объективного толкования причинности допускают ошибку, прини мая за причинно-следственную связь лишь пространственно-времен
10
ное «следование», ибо рассуждают тан: post hoc ergo propter hoc (после этого, значит по причине этого). В этом случае следование принимается за «переход», а переход — за внутреннюю необходи мую связь.
Разумеется, не стоит искать у Юма строгости в исследовании проблемы причинности, ибо сама причинно-следственная связь не отчленена им от многообразия остальных отношений, сведенных лишь к пространственной смежности и временной последователь-, ности событий. По замечанию И. С. Нарского, три элемента, вклю ченные Юмом в схему причинно-следственных связей, «не отражают ее существа». Для действительных причинно-следственных отноше ний характерны, по Нарекому, иные свойства, а именно: взаимо проникающая смежность, временная непрерывность, внутренняя необходимость (Нарский, 1967, с. 180).
Три элемента же юмовской схемы структуры каузальных свя зей —■пространственная смежность, временная прерывность (именно прерывность, а не последовательность, как представляет Юм), ре гулярная повторяемость — в действительности, как думается, ха рактеризуют структуру функциональной связи. Поэтому критика Юмом причинности в целом несостоятельна, ибо основана на заве домо ложных исходных посылках: структура причинно-следствен ной связи подменена структурой функционального отношения.
Философия «родоначальника классической немецкой филосо фии» И. Канта сложна и внутренне противоречива. Выведенный, по его же словам, «из метафизической дремоты» Д. Юмом, Кант решил преодолеть скептицизм юмовской гносеологии. С этой целью он приступил I разработке философской системы трансцендентного идеализма. Основным объектом исследования философии Канта яв ляются априорные (доопытные) формы, имманентно присущие че ловеческому сознанию. Одной из таких форм, согласно И. Канту, является и каузальность.
Если Юм изображал идею необходимой связи как инстинктив ную особенность духа, как «принуждение» (Юм, 1906, с. 157), то Кант эту связь трактует как априорную структуру сознания. Он от рицает объективный характер причинности, считая ее фоомой, в ко торой совершается познавательная деятельность рассудка. Понятие причины, по Канту, «или должно быть обосновано в рассудке со вершенно а priori, или должно быть совсем отброшено как чистый вымысел» (Кант, 1964, с. 186). Главными признаками каузальности философ считает «необходимость» и «строгую всеобщность» (с. 107— 108). В отличие от Юма, Кант пытается теоретически «спасти», обос новать (через априоризм) каузальность и сохранить эту категорию для науки.
Рассмотрение генезиса философских взглядов И. Канта показы вает неоднозначность трактовки им причинности. Так, в докрити ческий период своей деятельности философ является сторонником сшшозовской концепции causa sui. Ф. Энгельс высоко отзывается
оработе И. Канта этого периода «Всеобщая естественная история
итеория неба», в которой «вопрос о первом толчке был устранен;
И