ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
передвижение по полю. Например, при работе тракто ра с погрузчиками, жатками, косилками, силосоубороч ными комбайнами, пресс-подборщиками тяговая нагруз ка невелика, значит, колесо не будет буксовать и ко лесный трактор не уступит по эксплуатационным пока зателям гусеничному. Воздействие колеса на почву при выполнении этих работ в большинстве случаев не имеет такого решающего значения, как при подготов ке почвы или посеве.
Гусеница не может конкурировать с колесом и при работе на песчаных почвах. Песок, попадая в открытые
шарниры гусеничной |
цепи, очень быстро ее изнашива |
ет, за сезон трактор |
меняет два-три комплекта гусе |
ниц. Между тем шина в этих условиях изнашивается примерно так же, как и на других почвах.
Вот и получается, что гусеничный трактор незаме ним на пахоте, сплошной обработке почвы, посеве, а колесный — на транспортных, уборочных и других ра ботах, где не нужна большая тяга и не страшна дефор мация почвы. Значит, спор между гусеницей и колесом неразрешим?
Пока |
имеется |
один выход — выпускать тракторы и |
колесные, |
и гусеничные, используя их на тех работах, где |
|
наиболее |
полно |
реализуются преимущества каждого. |
Но существующее распределение обязанностей не веч но. Конструкторы стремятся расширить возможности колеса и гусеницы, уменьшить их недостатки. На этом пути появляется много интересных технических ре шений.
Создание эластичных и надежных шин позволяет снизить давление в них и уменьшить уплотнение поч вы. Уширители колес и полугусеничный ход расширяют возможности применения колесных тракторов. Мы уже убедились в существенных преимуществах трактора с
но
четырьмя ведущими колесами. Предпринимаются попыт ки увеличить число ведущих колес до шести и даже восьми. К сожалению, привод передних колес весьма сложен, надо не только передать энергию к передней оси, но еще и обеспечить надежный шарнирный привод управляемых колес. Его применение снижает надеж ность трактора, увеличивает его вес и стоимость. По этому большинство колесных тракторов все еще выпус кается с двумя ведущими колесами.
Оригинальна идея шагающего колеса. По всему обо ду такого колеса под некоторым углом к направлению вращения располагаются эластичные подушки цилинд рической формы. Каждая подушка отдельно сообщается с распределительным механизмом, с помощью которого осуществляется выпуск воздуха из подушек в компрес сор и накачивание их. Колесо движется за счет того, что из передней по ходу подушки, пришедшей в сопри косновение с почвой, воздух выпускается, а в заднюю накачивается. В зацеплении с почвой находится одно временно несколько подушек. Передняя сплющивается, так как из нее выходит воздух, а задняя надувается и отталкивается от почвы. Колесо как бы переступает — «шагает» по дороге или полю. Площадка контакта ко леса с почвой довольно большая, благодаря чему мень ше деформация почвы, лучше сцепление.
Созданы конструкции тракторов со сменной ходовой системой: нужно пахать — надел гусеницу, пришла пора уборки — поставил колеса. Однако такой трактор зна чительно сложнее и дороже обычного, кроме того, сме на ходовой части занимает много времени.
Совершенствуется и конструкция гусениц. Ведутся работы по замене металлического шарнира гусеницы резино-металлическим. Ведь звенья гусениц не вра щаются одно относительно другого, а только качаются.
Ш
Замена открытого стального шарнирного сочленения закрытой гибкой связью может резко снизить износы
ипотери на трение. Большой интерес
представляет идея по созданию пневматиче ской гусеницы в фор ме надувной резиновой трубки, выдвинутая еще в 1899 году над ворным советником Черепановым, но толь ко сейчас развитие машиностроения и хи мии дало возмож ность приступить к практическому ее осу ществлению. В Бело русском институте ме ханизации сельского хозяйства построен пер вый опытный образец трактора с гусеницами, представляющими со бой надувные рези новые подушки. Такая гусеница соединяет в себе бесшумность, плавность и мягкость хода колеса с хороши ми сцепными свойства-
112
«Шагающее колесо».
ми гусеницы и низким давлением ее на почву. Однако на пути создателей пневматической гусеницы еще очень много трудностей — гусеница должна быть износостой кой, надежной, дешевой, удобной в эксплуатации.
В последнее время в технике появляются новые типы движителей и новые принципы движения, в частно сти различного рода шагающие механизмы и устрой ства, у которых качение заменено скольжением.
Сочленение резиноме таллической гусеницы.
8 А. Я. Поляк |
113 |
|
Недостаточная универсальность колеса и трудности обеспечить его надежную дли тельную работу на высоких скоростях натолкнули конструкторов на мысль о
создании транспортных средств на воздушной подушке. Воздух, нагнетаемый под плоское днище экипажа, соз-
Трактор на пневмати ческой гусенице.
114
дает между ним и дорогой подушку. Эки паж как бы парит над поверхностью до роги и скользит по ней, опираясь на эту подушку. Такие машины могут оди
наково успешно перемещаться по воде и по суше. По рекам нашей страны уже курсируют пассажирские суда на воздушной подушке.Однако бесколесные экипажи на воздушной подушке имеют две существенные особенно сти, которые ограничат их применение в сельском хо зяйстве. Это, во-первых, невозможность создания вы-
8* |
115 |
соких тяговых усилий и, во-вторых, выдувание почвы из-под днища.
На какие же движители встанет трактор будущего? Точно ответить на этот вопрос сейчас трудно. Долгое время еще будут выпускаться и гусеничные, и колесные тракторы, причем, вероятно, со всеми ведущими ко лесами одинакового размера. Успешное решение этой задачи придет вместе с созданием новых тракторных трансмиссий, к разговору о которых мы сейчас перей дем. Возможно, что монополию на тракторную обувь завоюет пневматическая гусеница. В спор колеса и гу сеницы, несомненно, вмешаются и сельскохозяйственные машины: широкое распространение машин с активными рабочими органами устранит причины спора — необхо димость развивать большие тяговые усилия.
Силовая передача
Какой бы совершенной ни была конструкция колеса
игусеницы, они остаются неподвижными и бесполез ными, если к ним не поступает живительный поток энергии от двигателя. Посредником ,между двигателем
идвижителями трактора служит трансмиссия. Это она передает силу, рождаемую двигателем, к механизмам и рабочим органам трактора и машины. Поэтому более правильно ее называют силовой передачей. Силовая передача представляет собой как-бы кровеносную систе му трактора, объединяет все его механизмы, определя ет их взаимное расположение, размеры и конструкцию корпусных деталей, общую структуру и внешний вид
трактора.
Современная механическая силовая передача трак торов достигла высокого уровня совершенства — она обладает высокой надежностью, позволяет в широком
116
диапазоне менять скорости движения, двигаться впе ред и назад, обеспечивает привод рабочих органов сель скохозяйственных машин. Но какой ценой это дости гается? Коробка передач трактора состоит более чем из 250 деталей, число основных и крепежных деталей переднего ведущего моста трактора МТЗ-52 с приводом превышает 500. Трактор, буквально набит деталями си ловой передачи, которые в полном смысле слова выпи рают из него во все стороны. Современный трактор имеет 4—5 валов отбора мощности (задние — синхрон ный и с постепенными оборотами, боковой и перед ний), 10— 12 передач переднего хода и до 10 заднего хода. Механическая силовая передача с трудом разме щается в тракторе.
И в то же время, как мы установили, трактор уже не удовлетворяет растущим требованиям сельского хо зяйства. Оказывается, что число его передач недоста точно для работы с разными машинами на различных скоростях. Чтобы быстрее и легче подсоединять рабочие органы сельскохозяйственных машин, надо установить дополнительные приводы. Ограниченные числа оборо тов валов отбора мощности затрудняют выполнение некоторых технологических процессов. Механическая си ловая передача тракторов не приспособлена для авто матизации. Детали силовой передачи составляют жест кий, окостеневший скелет трактора, мешающий удоб ному размещению машин.
Увеличить число скоростей, конечно, можно, для это го надо добавить еще несколько передач; не так уж трудно увеличить возможность привода рабочих орга нов машин — нужно установить еще несколько валов отбора мощности; можно расширить и диапазон обо ротов валов отбора мощности, поставив специальные маленькие коробки передач. Но что получится? Каждое
117
из этих усовершенствований потребует введения допол нительных механизмов (валов, шестерен, подшипни ков). А это значит, что трактор станет более тяжелым и громоздким, снизится его надежность, усложнится ремонт, повысится стоимость. Но ведь нам нужен трак тор легкий, надежный, долговечный, со свободной ра мой, позволяющей легко и удобно размещать сельско хозяйственные машины. Получается замкнутый круг, неразрешимое противоречие. Мы вынуждены прийти к выводу, что какими бы талантливыми ни были конст рукторы, как бы они ни изощрялись, им не удастся на основе механической трансмиссии создать трактор, от вечающий все возрастающим требованиям сельского хозяйства. Традиционные механические передачи уже исчерпали технические возможности своего развития и становятся преградой на пути прогресса конструкции трактора ш сельскохозяйственной машины.
Какие же технические решения станут столбовой до рогой развития силовой передачи трактора? Сейчас в различных отраслях техники уже находят применение гидродинамические передачи, механические вариаторы, гидрообъемные, пневматические и электрические пе редачи.
Гидродинамические передачи представляют собой устройства, в которых энергия, сообщаемая струям жидкости насосным колесом турбины, передается ими рабочему колесу. Такая передача обычно состоит из на сосного колеса с лопатками, направляющего колеса (статора), выравнивающего поток жидкости, и рабоче го колеса, также имеющего лопатки. Конструкция пере дачи позволяет в широком диапазоне изменять соотно шение скоростей насосного и рабочего колеса, причем это изменение происходит автоматически в зависимости от величины сопротивления. Чем меньше сопротивле
118
ние, тем с большей скоростью разгоняет рабочее колесо поток жидкости, ударяющий в его лопатки. Если соп ротивление возрастает, то скорость вращения колеса замедляется. Таким образом, гидродинамическая пере дача автоматически настраивается на наивыгоднейшую скорость движения, обеспечивая наиболее полное ис пользование мощности и наивысшую производитель ность. Если в механической трансмиссии число передач ограничено, то здесь мы получаем, по-существу, любую скорость. Как показывают опыты, применение бессту пенчатых передач повышает производительность трак тора на 8—12%, а при работе в условиях пересеченной местности до 20—30%. Намного облегчается труд трак ториста. Гидродинамическая передача имеет еще одно существенное достоинство: она смягчает нагрузки и удары, возникающие при движении трактора, благо даря чему уменьшаются износы деталей, трактор мож
но сделать легче и надежнее. |
низкий |
|
Недостаток |
этих передач — сравнительно |
|
к. п. д., равный |
0,88—0,91 (у механической |
передачи |
0,96—0,98). Однако уже сейчас имеются технические решения, позволяющие повысить к.п.д. гидродинамиче ских передач. К сожалению, эта передача не дает воз можности применить гибкий привод рабочих органов сельскохозяйственных машин; кроме того, она только заменяет механическую коробку передач и вместе с ос тальными деталями силовой передачи создает жесткий скелет трактора, что мешает рациональной компоновке его узлов и агрегатов. Поэтому гидродинамическая пе редача, если говорить о сельскохозяйственном тракто ре будущего, не имеет перспектив, хотя на какой-то пе риод и позволяет значительно улучшить существующие тракторы, в особенности гусеничные. То же можно ска зать и о различных конструкциях механических бессту
119