ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
©
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О
КОЛОС
М О С К В А
19 7 1
4h
U \
V « -7^ДѴ -: qnafi!*'3*-'
о ^ о . і ^ л н ѵ л .
!Q £ >
УДК 631 372 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т и з д а т е л ь с т в а |
||
Сотни |
тысяч |
тракторов |
работают |
на полях |
нашей Родины — от |
|
малых, в |
8—10 |
лошадиных |
сил, до |
мощных 220-сильных гигантов. |
||
Они пашут и сеют, убирают хлеб |
и корчуют кустарники, возят |
|||||
грузы, качают воду, снабжают скот |
кормим |
В |
общем перечис |
|||
лить все |
обязанности этой |
трудолюбивой машины |
не так-то легко, |
но можно сказать, что она добросовестно выполняет их во всех отраслях сельскохозяйственного производства.
Современный отечественный трактор далеко ушел от своих предшественников стал надежнее и экономичнее, быстрее и про изводительнее, успешно конкурирует с лучшими машинами ино странных фирм Нс все это. конечно, не означает, что конструкция трактора достигла совершенства Техника не стоит на месте Сегод ня мы восхищаемся машиной, а завтра она уже чем-то нас не устраивает — таков закон прогресса
Какой путь развития проделал трактор, прежде чем предстал перед нами в современном виде? А завтра на поля выйдет новый — каков он, трактор будущего? Какая роль в его конструкции отве дена бесступенчатым передачам, гидравлике, автоматике?. Какие
превращения произойдут |
с трактором? Над чем |
работают ученые |
|
и |
конструкторы? Обо всем этом и ведется увлекательный разговор |
||
в |
брошюре. |
ней в первую очередь |
к механизаторам, |
|
Автор обращается в |
а также к тем, кто любит технику, собирается посвятить себя
профессии тракториста и хочет подготовиться |
к встрече |
е |
машина |
||
ми недалекого |
будущего |
эта брошюра и |
вы хотиіе |
поделить |
|
Если вас |
заинтересовала |
||||
ся своим мнением о ней с |
автором и издательством, |
присылайте |
|||
ваши отзывы по адресу: Москва, К-31, ул |
Дзержинского, 1/19, |
||||
издательство «Колос». |
|
|
|
|
4— 2— 1
13—БЗ—74—70
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Заседание Государственной комиссии проходило в накаленной атмосфере. Вопрос решался острый — речь шла о судьбе нового трактора. Испытания заканчива лись, поломок и дефектов у машины было мало. Работ ники завода добивались разрешения начать подготовку производства, а это значило фактически принять трак тор Представители сельского хозяйства не соглашались.
Главный конструктор произнес горяйую речь. Он го ворил о своем тракторе как о чем-то самом близком. Трактор был им выстрадан, «облизан» со всех сторон. Конструктор недоумевал, как могут «сельскохозяйственники» тормозить начало производства. Ведь каждое усовершенствование, а их немало на тракторе, стоило много сил. Он вспомнил, как заводские технологи на стаивали на сохранении существующего оборудования,
5
держались за достигнутые рубежи точности изготовле ния деталей и качества литья. Их ’позицию главный конструктор понимал: не так ледк^с^чомать годами ос военную технологию, заменить оборудование. Чем мень ше перестроек, тем быстрее и дешевле подготовка про изводства нового трактора. Но согласиться с этим — значило отказаться от высоких показателей, необходи мых для нового трактора, и главный конструктор сра жался на заводе, как лев. Конечно, кое в чем пришлось уступить, но ведь новый трактор стал легче и изящнее своего предшественника, на целых 2 миллиметра умень шили толщину литья, улучшили обработку деталей си ловой передачи, на тракторе были установлены новый
двигатель, |
новая |
кабина— гордость всего КБ. |
|
|
И вот |
теперь |
снова споры, снова |
возражения, |
и |
его— новатора, поборника технического |
прогресса |
об |
виняют в отсталости! Он искренне возмущался, заяв лял, что все дефекты машины будут устранены, и мы верили ему. Но главный вопрос был в другом: что даст новый трактор сельскому хозяйству? Появление новой машины —■это шаг вперед, но шаг дорогой. Важ но оценить, какую выгоду принесет он производству, окупятся ли затраты. Вот в чем была суть спора.
Да, безусловно, новый трактор был лучше старого, но разница оказалась очень незначительной: всего на 2—4% выше производительность, на 1—2% меньше рас ход топлива, немного лучше условия труда. Мы требовали решительного шага вперед, а получился роб кий шажок.
Комиссия так и не выработала согласованного реше ния. Заседание было перенесено на следующий день. Мы вышли на улицу, был поздний вечер. Его прохлада успокоила, смягчила страсти. За ужином завязалась увлекательная творческая беседа людей, влюбленных в
6
технику, преданных своему делу. Отпали ведомствен ные барьеры. Разговор зашел о перспективах сельско го хозяйства, о завтрашнем дне трактора.
...В пепельнице росла гора окурков, на столе выстрои лась батарея бутылок из-под «Боржоми», а мы, не сколько уже немолодых инженеров, забыв об отдыхе, старались обогнать время, заглянуть в будущее. Позд но ночью, вернувшись в гостиницу, я записал этот не обычный репортаж...
■
С высокого пригорка видны были бескрайние поля. Уходя далеко, далеко, они сливались с горизонтом — золотые, колышущиеся на ветру, темные, почти черные, зеленые. Слегка блестящие от недавнего дождя жгуты дорог перехватывали их, разделяя на прямоугольники и квадраты. Четкость и строгость линий подчеркивали широкие полосы леса.
Было жарко, яркие лучи солнца как бы высвечива ли мельчайшие детали пейзажа, делая всю картину до неправдоподобия отчетливой. Ничто не нарушало ти шины. По полям бесшумно двигались какие-то стран ные, немного похожие на пауков машины.
По дороге, ведущей к пригорку, где мы находились, быстро приближалась одна из этих машин. Ее ажурная рама опиралась на четыре больших колеса одинакового размера. Посредине рамы имелось утолщение, скрываю щее какой-то механизм. Над передними и задними ко лесами располагались два короба, к нижней части ко торых примыкали устройства, напоминающие жатки самоходных комбайнов. Весь агрегат был строго сим метричен. Конструкция поражала своей легкостью, про стотой, законченностью форм. Не замедляя хода, ма-
щина повернула и стала сновать по |
полю, прошивая, |
как челнок, золотую пряжу колосьев. |
Колосья исчеза- |
7
ли в коробах, а за машиной оставался ровный бобрик стерни. Стремительный ход машины сменялся мгновен ной остановкой на краю поля, после которой она, не разворачиваясь и сразу набрав скорость, неслась к про тивоположной стороне Туда и обратно, туда и обратно методично двигалась машина, лишая все большую часть поля его золотого покрова.
Из-за лесной полосы появилась еще одна машина, очень похожая на первую. Она быстро подошла к краю
поля и |
встала, как |
бы выжидая и примериваясь. |
В момент, |
когда первая |
машина начала движение к про |
тивоположному краю, вновь прибывший агрегат сорвал ся с места и ринулся точно по следу первого. Несколь ких метров оказалось достаточно, чтобы догнать его. То, что произошло дальше, напоминало стыковку кос мических кораблей. Машины соединились, их короба слились в одно целое. Несколько секунд они двигались вместе, пока ворох пшеницы не перешел из одного ко
роба в другой. Потом этот необычный тандем рас пался, как будто разжа лись невидимые руки ма шин. вторая машина ос тановилась и тут же пом чалась в обратный путь, быстро скрывшись за по-
8
лосой леса. А на другом конце поля уже стоял точно та кой же транспортный агрегат, поджидая уборочную ма шину. Все операции повторились, только теперь стыковка была произведена с другой стороны.
На поле появилась новая машина, без коробов, по этому лучше была видна ажурная рама в колеса. Два рычага, укрепленные в центре, несли на себе механизм, ширина которого несколько превышала ширину маши ны. Рычаги опустили механизм на землю сзади маши ны, и она двинулась по полю, оставляя за собой вме сто стерни ровную полосу черной, хорошо взрыхленной почвы. Конец поля, мгновенная остановка, рычаги пе реставили почвообрабатывающий механизм, и машина
понеслась в обратном направлении строго параллельно предыдущему проходу.
Как и во время уборки, все совершалось быстро, четко и бесшумно. Но что самое удивительное, ни на машинах, ни вбли зи от них не было видно людей.
Вот, покинув поле, машина выехала на до рогу. В этот момент из-
9
за холма появилась встречная. Обе машины двигались по середине дороги с большой скоростью, столкновение казалось неизбежным. Но мгновение, и они, мягко от вернув в стороны, разминулись и, не сбавляя скорости, продолжали путь.
Кто же так точно, так красиво управляет движени ем и работой этих быстрых и «умных» механизмов? Мы направились вслед за одной из машин и вскоре увидели большое голубоватое здание, обнесенное невы сокой металлической изгородью с несколькими воро тами, от которых в разные стороны расходились доро ги. Машина подъехала к одним из ворот, они тотчас раскрылись, пропуская ее во двор. Мы поспешили ту да же.
Здание оказалось двухэтажным, с плоской крышей. Нижнюю его часть занимал просторный зал. Перпенди кулярно к стенам зала были расположены одинаковые по длине стеллажи, между которыми образовались ко ридоры-тупики длиной 5—6 метров и шириной 3—4 метра. На стеллажах и над ними размещались различ ные механизмы, короба, бункеры. Посредине зала, про резая его из конца в конец, протянулся длинный, но не очень широкий, не больше 5 метров, проход. Машина с коробами въехала в проход, остановилась, разверну лась на месте и плавно вкатилась в одно из «стойл», разместившись точно между стеллажами. Через мгно вение оба пустых короба были подняты к потолку и повисли там на тросах, слегка покачиваясь. Машина въехала в другое «стойло». Гибкие рычажные механиз мы мягко опустили на нее уже виденный нами агрегат для обработки почвы, и она быстро удалилась через ворота в противоположном конце здания.
Все новые и новые машины входили в помещение и, «переодевшись», покидали зал. «Одежда» была самой
ю
разнообразной — диски, фрезы, катки, рычажные уст ройства, различные емкости, короба и платформы. Здесь, как и в поле, поражала бесшумность, делови тость и четкость движения машин и механизмов. Каза лось, все они повинуются невидимой дирижерской па лочке. Людей в зале не было.
Мы вышли во двор. За главным зданием находилось длинное строение, напоминавшее соты. Его фасад пред ставлял собой три ряда прямоугольных ящиков, закры тых крышками и разделенных тонкими стенками. Тайна необычного строения раскрылась, как только на наших глазах одна из крышек верхнего ряда выдвинулась вперед, превратившись в нечто, похожее на висячий мост средневекового замка. Крышка опустилась на землю, и по ней быстро соскользнула знакомая нам ма шина. И тут же крышка поднялась, закрыв вход в ящик. Каждый ящик точно соответствовал размерам машины. Небольшое здание оказалось хранилищем двадцати машин.
Мы вернулись в главное здание и поднялись на вто рой этаж. В просторной светлой комнате располагались стенды с многочисленными приборами. Слышалась не громкая музыка. Человек в светло-серой куртке свобод ного покроя сидел в кресле. Познакомились. Было яс но, что мы находимся там, откуда тянутся невидимые нити управления движением машин, где решается, ку да и когда направить агрегат, как его оснастить, как проследить за его работой.
Оператор — «руководит» двадцатью агрегатами, вы полняющими все полевые работы на площади 8 тыс. гектаров. Раньше тут работало 70 тракторов и 20 само ходных комбайнов, их обслуживало 100 человек. Теперь с работой справляются три сменных дежурных опера тора и три бригады механиков по четыре человека.
п