Файл: Поляк, А. Я. Трактор будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'двигатели эти называют ротопоршневыми. По характе­ ру рабочего цикла они подобны двухтактным двигате­ лям внутреннего сгорания.

Первый работоспособный двигатель такого типа был изготовлен в 1957 году. В настоящее время эти двига­ тели производятся крупными сериями в ФРГ, Англии и Японии и находят все более широкое применение в ав­ томобилестроении. И это не удивительно: ведь ротопоршневой двигатель мощностью в 187 лошадиных сил (при 5000 оборотах в минуту) весит всего 107 кило­ граммов, тогда как современный высокооборотный бен­

зиновый

двигатель мощностью 197 сил (при

4800 обо­

ротах в

минуту)

имеет

вес 275 килограммов. На

каждую

лошадиную

силу

ротопоршневого

двигателя

приходится всего 0,57 килограмма веса, а у наиболее совершенных поршневых двигателей — от 1,4 до 2 кило­ граммов. Габаритный объем ротопоршневого дви­

гателя

почти в три

раза меньше, чем

аналогич­

ного

поршневого.

Ротопоршневые двигатели

строятся

на различные мощности и могут иметь от одного и до шести роторов. Они обладают высокой равномерностью работы, весьма надежны и чрезвычайно просты по кон­ струкции. Сейчас ведутся работы по расширению спо­ собности этих двигателей к использованию различных топлив. Можно полагать, что вскоре они станут весьма неприхотливыми в этом отношении, как говорят, «все­ ядными».

Малые габариты и вес ротопоршневых двигателей открывают перспективы создания легких автомобилей, в которых будет наилучшим образом использована ем­ кость кузова для размещения грузов и пассажиров. Эти свойства весьма привлекательны и для тракторов. Тех­ нически возможна компоновка ротопоршневых двигате­ лей с электрическими генераторами или гидравличе-

8 А. Я. Поляк

129



скими насосами, что позволит оснастить тракторы элек­ трическими или гидравлическими передачами. Однако и ротопоршневые двигатели, несмотря на их несомнен­ ные достоинства, лишь улучшают существующую конст­ рукцию, но не решают коренных проблем трактора бу­ дущего. Ключ к ним в применении новых источников энергии.

Очень заманчиво использовать на тракторе атомную энергию. В принципе можно создать трактор с ком­ пактным реактором и простой силовой установкой, ко­ торый будет беспрерывно работать много месяцев без перезарядки, поскольку атом при ничтожном расходе топлива способен выделять огромное количество энер­ гии. Но при этом нельзя избежать опасных излучений, а защита от них требует устройства тяжелых и дорогих заграждений. К этому следует добавить сложность ос­ вобождения от радиоактивных отходов. Вот почему применение атомных реакторов на тракторах вряд ли станет практическим делом раньше чем через несколь­ ко десятков лег, когда мы, как предполагают, научимся управлять термоядерными реакциями.

Более реальные перспективы связаны с топливными элементами, в которых химическая энергия топлива не­ посредственно превращается в электрическую. Коэффи­ циент полезного действия топливных элементов дости­ гает 70%, и это еще не предел. Они обладают высокой удельной мощностью, работают бесшумно, без вредных излучений и газов. Создание надежных, долговечных и достаточно дешевых топливных элементов, несомненно, откроет большие перспективы совершенствования кон­ струкции трактора. Электрическая энергия, вырабаты­ ваемая топливными элементами, будет питать электри­ ческие двигатели, приводящие в движение колеса трак­ тора и рабочие органы сельскохозяйственных машин.

130

9*

полях нельзя представлять себе как простое пополнение существующего парка колхозов и совхозов, ибо тогда они потонут в массе старых машин и не принесут поль­ зы. Внедрение новых тракторов должно сопровождать­ ся коренным перевооружением сельского хозяйства, об­ новлением всего комплекса основной и вспомогательной техники, переходом к новым формам организации труда и управления.

Фридрих Энгельс писал: «Если у общества появ­ ляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». Раз­ мышляя на страницах этой книги над проблемами соз­ дания трактора будущего в свете требований сельского хозяйства и последних достижений науки и техники, мы представили себе в общих чертах его особенности, его конструкцию. Мы убедились, что создание трактораавтомата, явившегося главным персонажем фантасти­ ческой зарисовки, которой началась эта книжка, — де­ ло не только вполне реальное, но и очень необходимое нашему сельскому хозяйству.

Такой трактор сделает труд земледельца высоко­ производительным, радостным, творческим, превратит его в разновидность труда индустриального. А это зна­ чит, что будет взят еще один рубеж на пути к нашей конечной цели — построению коммунистического обще­ ства.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВМЕСТО ВС ТУП ЛЕН И Я .

НЕМНОГО ИСТОРИИ .

КАКОЙ ТРАКТОР Н АМ Н УЖ Е Н .

СКОРОСТЬ ...................................

ТРАКТОР-АВТОМАТ . . . .

ТРАКТОР И М А Ш И Н А .

КО Н С ТРУКЦ И Я ТРАКТОРА .

КОЛЕСО И ГУС ЕН И Ц А СИЛОВАЯ П ЕРЕД АЧА .

И С ТО ЧН И К ЭНЕРГИИ .

.

5

.

19

.

48

.

63

.

79

.

93

.

104

.

104

.

П6

«

124

Поляк А. Я.

 

ТРАКТОР Б УД УЩ Е Г О

М., «Колос», 1970.

135 с. с илл.

УД К 631.372

Редактор С. И. Ребельский Художник М. 3. Шлосберг

Художественный редактор С. Н. Томилин.

Технические редакторы В. М. Деева, В. А. Зорина Корректор Н. Ф. Крылова

Сдано

в набор

27/ II I 1970 г. Подписано к печати 13/1V

1971 г.

Т 11163.

Формат

7 0 Х І 0 8 1/ з2.

Бумага

тип.

1. Печ. л.

4,25 (5,95). Уч.-изд. л.

5,40. Изд, Ns 239. Б. з. №

74. 1970

г. Na

13.

Тираж 10 000 экз. Заказ № 5509.

Цена 16 коп.

Издательство «Колос». Москва, К-31, ул. Дзержинского, д. 1/1 9 .

Типография им. Смирнова Смоленского облуправления по печати, г. Смоленск, пр. им. Ю. Гагарина, 2.


I v

"i

)Ly - 9/