Файл: Дерябин, Р. В. Докер-механизатор (портовые профессии).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
Р. В : Д е р яб и н ДОКЕР-
МЕХАНИЗАТОР
(портовые профессии)
МОСКВА • ТРАНСПОРТ • 1977
6Т4.3 Д36
УДК 658.378:656.61
и„ „ Гсс-"Убличная ГЗДУчиотехническая библиотека СССР
ЭКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
Дерябин Р. В.
Д36 Докер-механизатор (портовые профессии). М., «Транспорт», 1977.
96 с. с ил. (Кем быть?!)
С развитием техники изменяется облик древней профессии пор тового рабочего. Эта профессия шагнула в область сплошной меха низации, автоматики и электроники.
В современном морском, речном или рыбном порту докер-меха
низатор не грузчик. Он высококвалифицированный рабочий и приме няет в своей работе различные перегрузочные машины и приспособ
ления. О том, что он должен знать и уметь, |
рассказано |
в этой |
книге. |
|
|
В приложениях дается перечень учебных заведений сети морского |
||
образования, указаны их адреса и специальности, |
которые |
можно в |
них получить.
Книга предназначена для широкого круга читателей — молодежи,
выпускников школ. |
Может быть использована учащимися |
учебно |
||
курсовых комбинатов и профессионально-технических училищ. |
|
|||
^ 31806-510 |
БЗ-1-11-77 |
6Т4.3 |
||
Л 049(01)-77 |
||||
|
|
|
© Издательство «Транспорт», 1977.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Начало рабочей смены в порту. Ки рилл Родников миновал шумную проходную и направился в диспетчерскую. Ему нравилось неторопливо шагать, ки вать многочисленным знакомым, смотреть по сторонам, слышать присущие порту разнообразные звуки моря и бе рега, образующие радостный гимн трудовому дню.
Из диспетчерской, где Кирилл получил наряд-задание на перегрузку цитрусовых, он прямо прошел на причал, к своему яркому, высоченному крану. Привычный подъем почти по вертикальному трапу — и вот он в своей кабине.
Его захватила открывшаяся вокруг широкая панора м а— море с неторопливым накатом волн, с застывшими на рейде белоснежными океанскими судами, которые, каза лось, отдыхали, пробившись сквозь жесткий шторм к тихой гавани. Неутомимый труженик — маяк — с высокой баш ни разносил вспышки света и радиосигналы. Сотни кра нов, точно прибой, всплеснули кверху ажурную арматуру стрел, и, так же как волны прибоя, стрелы неугомонно жили, ниспадая к загруженным трюмам судов, поднима ясь с грузом, повторяя, казалось бы, без конца какие-то вечные циклы. Стройные штабеля грузов и ровные проез ды напоминали воинские расчеты на параде. Крытые склады, поблескивая матовым цветом оцинкованной же сти, хранили тайну содержимого своих затемненных про
3
хладных пространств, проглатывая одновременно десятки пакетов с бойко снующих погрузчиков. А сколько разно образной перегрузочной техники движется в разных на правлениях — к причалам,судам,складам!
Кирилла вдруг поразила мысль, что человека во всей этой величественной панораме перегрузочного процесса не видно: машины поднимают, машины перемещают, маши
ны переворачивают, машины пакетируют, |
сотни |
разных |
|
машин, машин... Кирилл сел в свое кресло, |
включил элек |
||
тропитание моторов, просигналил и дал поворот |
крану. |
||
Там, внизу, в трюме судна, докеры приготовили |
первые |
||
пакеты оранжевых апельсинов. Вот их застропили, |
дали |
||
сигнал: «Вира!» Тяжеленные пакеты легко |
поплыли, из |
||
трюма, повинуясь воле Кирилла, его |
умению и знаниям. |
||
И он обрадовался за себя, вообще за |
роль человека, вла |
стно управляющего сложным перегрузочным процессом. Кто же он, этот властелин порта? Кто все умеет, знает и подчиняет себе? Профессия этого человека — докер мор
ского порта, докер-механизатор и докер-крановщик. Кирилла из трюма приветствовал сигналом погрузчи
ка стройный парень в ладной спецовке, защитной каске над веселыми глазами. Кирилл в ответ просигналил ему. Это — Алеша Новиков, молодой докер-механизатор, ко торый, благодаря Кириллу, стал портовиком.
Помнится, приехал Алеша после армии в гости к Ки риллу, в море поплескаться перед тем, как устроиться на работу у себя в Зауралье на завод.
Перед этим они познакомились на соревнованиях по пулевой стрельбе. Многие Алешины одноклассники и со служивцы уже работали на заводе, осваивали профессии токаря, слесаря, фрезеровщика, которые ему нравились, но тайно он, конечно, желал чего-то большего в романти ческом плане. Выбрать профессию очень трудно. Это всем
известно. Где она, |
единственная среди тысяч профессий, |
та, которой стоит |
посвятить всю свою жизнь и которая |
соответствует твоим индивидуальным особенностям и на
4
клонностям? Осуществится ли мечта у Алеши овладеть любимой профессией? Сможет ли он занять необходимое место в жизни, не испытывая потом горького разочаро вания?
Кириллу были понятны волнения Алеши, и он делал все, чтобы гостю не было скучно, чтобы Алеша приобрел уверенность человека, нашедшего любимую работу. Во время многочисленных экскурсий и бесед Кирилл расска зывал ему то, что знал сам о профессии докера-механи- затора. Работал он в порту немало, да к тому же был студентом пятого курса Одесского института инженеров морского флота, учился на вечернем факультете.
Началось все это с того, что Алеша спросил:
— Поднимать и переносить грузы, разве это профессия? И есть ли у докера-механизатора история своей профессии?
ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ ДОКЕРА - МЕХАНИЗАТОРА
— Сначала, наверное, |
был |
просто докер, |
может быть, просто человек, переносящий |
груз. |
И не обязатель |
но в морском порту. Механизатором этот человек стал в период ма шинной цивилизации — так начал свой рассказ Кирилл.
У истории многих профессий нет начала, как, впрочем, нет и кон ца. Когда зародилась профессия, когда завершится процесс ее совер шенствования, никто точно не скажет.
Но можно с уверенностью предположить, что потребность в пере мещении предметов (сначала это может быть добыча или плоды рас тений) возникла еще у первобытных людей в глубочайшей древности.
Лучшие времена удачливой охоты и сезонного обильного созре вания дикорастущих плодов, когда первобытный человек мог вдоволь насытиться, чередовались с неудачами и неурожаями. Это заставляло его накапливать запасы пищи, дров, одежды, переносить их к жили щу, а в период кочевья — перемещаться с грузом. Очевидно, древний человек сначала переносил груз в руках или на спине, а позже для этой цели научился использовать животных.
Затем для защиты от природной стихии и междуусобных войн ему уже необходимо было иметь прочные жилища и крепости. Уве личивалась потребность в строительных материалах, бутовом камне, лесном кряже.
С цивилизацией древнего человека на дорогах потянулись кара ваны с грузами. Гораздо'позже у человека возникло умение возить грузы водным путем и появились навыки к загрузке-разгрузке плаву чих средств.
6
История грузовых работ связана с разгрузкой плотов на реке Нил почти 4000 лет назад до новой эры. До нас дошли описания больших плоских плотов, сделанных из тростника или папируса. Впоследствии в середине плота стали делать поднятую платформу из тех же связок тро стника. На ней меньше мокли пассажиры и лучше сохра нялись грузы. С этой же целью на плотах стали делать бортовые ограждения. Первыми гаванями служили иск лючительно естественные бухты, защищенные от воздей ствия сильных ветров и волн. Плоты причаливали на от мели; загрузка-разгрузка их осуществлялась с помощью
мелкосидящих челнов, |
доставляющих |
груз на берег (или |
||
с берега), |
либо работающие люди |
переносили |
их вруч |
|
ную, бредя по воде. |
воздвигнутых |
в глубокой |
древно |
|
Среди |
сооружений, |
сти, одним из самых загадочных считается Баальбекская веранда в горах Антиливана (юго-западная Сирия) — площадка из колоссальных каменных плит. Самая боль шая плита в ней имеет длину более 20 метров и массу не менее 2000 тонн. Даже в наше время постройка подобно го сооружения представила бы исключительные трудно сти, потребовав создания специальных сверхмощных подъемных и транспортных механизмов. До сих пор не выяснено, когда, как и с какой целью было воздвигнуто это невиданное сооружение.
Грузоподъемными приспособлениями люди пользуются уже несколько тысячелетий. С помощью простых приспо соблений воздвигались громадные сооружения из камен ных глыб, пирамиды, обелиски и колоссальные статуи, масса которых достигала 700 и даже 1000 тонн.
До нашей эры в Египте был установлен купол диамет ром 11 метров, высеченный из одного камня и доставлен ный к месту постройки на расстояние более 100 километ ров.
Еще римский император Нерон поднимался с одного этажа на другой на лифте, который был установлен в его
7
Эта машина имела ручной привод. Используя мускульную энергию, приводили во вращение ворот и через набор полиспастов поднимали груз.
В этот период начинает развиваться краностроение. Первые краны имели довольно примитивный вид. Подъем ный ворот напоминал поворотный кран с ручным приво дом, оборудованный лебедкой, полиспастом и другими де талями, напоминающими по форме современные.
Одним из первых в России подъемные краны начинает строить заслуженный Путиловский, ныне Кировский, завод. В этот период положено начало оснащения морских пор тов перегрузочными устройствами.
До Великой Октябрьской социалистической революции в портах было установлено 15 портальных паровых и 40 катучих паровых с ручным приводом кранов. На рис. 1 показана разгрузка судна простейшими средствами в пе риод начала механизации морских портов.
Вечер во Дворце культуры моряков
Однажды вечером Кирилл |
объявил |
Алеше: |
— В нашем дворце отдыха сегодня подведение |
итогов |
соцсорев |
нования и вечер под названием «Море начинается с причала». Пошли. На улицах было еще светло, хотя чувствовалось приближение су
мерек.
Кирилл рассказывал про свой портовый город влюбленно и инте ресно. Здесь, когда возникло решение построить порт, на побережье удобной естественной гавани, были рассыпаны деревенские избушки. А теперь—это многоэтажный город, без окраин. Проходили мимо зда
ний под шатром |
зеленых платанов. Кирилл рассказывал, когда были |
|
построены дома, |
посажены первые саженцы. Всех кадровых рабочих |
|
теперь обеспечивают современными квартирами, имеются |
детские са |
|
ды и ясли. В городе несколько общежитий, в которых |
живет моло |
9