ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Председатель оперативно-технического руководства (ОТР) первому предоставляет слово руководителю группы анализа.
— Телеметрическая информация, — говорит он, — свидетельствует: все параметры «Лунохода-1» в норме. В начале сеанса выяснилось, что солнечная батарея отключена. Значит, буферные батареи заряжены пол ностью, автоматика отключила солнечную батарею...
По функционированию систем, — добавляет руководи тель группы анализа, — замечаний нет.
Следующим выступает Саша Базилевский. Он дает краткую характеристику района, где сейчас находится луноход.
— Место достаточно ровное, — говорит он, — лун ных образований, видимых с наземных обсерваторий, нет. «Луна-17» приземлилась приблизительно в пят надцати метрах от кромки кратера. Вдали просматри валась возвышенность. Вблизи находилась россыпь кам ней, связанных с кратером. После того как луноход начал движение, видимость уменьшилась. В это время машина опускалась по склону к центру кратера. Затем луноход пошел дальше и почти достиг другого края кратера, который, судя по всему, имеет те же черты, которые характерны для подобных образований в райо не экваториальных морей.
— На трассе пути лунохода, — добавляет руково дитель оперативной научной группы Борис Непоклонов, — проводились исследования физико-механических характеристик и определялся химический состав лунного грунта. Предварительная обработка полученной инфор мации показала, что лунный грунт по трассе «Лунохо да-1» напоминает вулканический песок...
Председатель ОТР встает:
28
— Я могу резюмировать выступления товарищей та ким образом, — говорит он, — космический аппарат работал нормально, и замечаний нет. Теперь предлагаю обсудить программу работ на будущее...
Через полчаса конференц-зал пустеет. Мы просим Главного конструктора задержаться на несколько минут.
— Мы довольны «Луноходом-1», — говорит Главный конструктор. — Машина оказалась великолепно подго товленной к такой работе. Это благодаря сложным и многочисленным наземным испытаниям. Они проходили и в вакуумных камерах, и на различных стендах, и даже на окололунных орбитах. Некоторые элементы конст рукции мы проверяли во время полетов искусственных спутников Луны.
Вполне естественно, — продолжает Главный кон структор, —■ мы не могли моделировать все условия космоса сразу. К примеру, нельзя одновременно моде лировать и протонное излучение и перегрузки. Такие испытания проводились отдельно, но их эффективность от этого не уменьшилась. Сейчас, когда на луноход дей ствуют все космические факторы — температура, излу чения, глубокий вакуум и т. д., — машина работает на дежно. Короче говоря, луноход был отлично подготов лен на Земле, поэтому он столь безотказен на Луне...
Правда, мы действуем очень осторожно. Это вполне естественно, ведь когда-то и трамвай и автомобиль бы ли первыми. Теперь появилась первая лунная машина. Управлять ею трудно, я имею в виду водителей лунохо да, мастерство которых еще далеко от совершенства. Но первые шаги сделаны, а навыки даются практикой. Наши водители, уверен, скоро станут настоящими лун ными «асами-шоферами»...
29
— А нельзя ли было сделать управление луноходом автоматическим?
— Можно, — отвечает конструктор, — но автомати ка управления для лунных машин не очень нужна...
Другое дело планеты — Марс, Венера. Пока сигнал дойдет от них до Земли и вернется обратно, пройдет несколько десятков минут. За это время машина может погибнуть. Вот там необходимо автоматическое управ ление. Гораздо важнее найти разумное сочетание воз можностей человека и автомата. Так сказать, оптималь ное соотношение в системе «человек — машина», это огромная проблема нашего времени. Но та система управления, которую мы выбрали для «Лунохода-1», сейчас показывает, что работает она надежно. Нам ка жется, в данном случае мы нашли это оптимальное соотношение.
—И последний вопрос: если бы луноход не зани мался научными исследованиями, какое расстояние он успел бы пройти до сегодняшнего дня?
—Движение как самоцель? — переспросил конст руктор.
—Да.
—Несколько десятков километров... Но такую зада чу ставить нельзя. Мы полетели на Луну не ради поби
тия каких-то рекордов передвижения, кстати, они и не существуют. Нам важно тщательно изучить опреде ленный район Луны, узнать состав поверхностного слоя и научиться ориентироваться на Луне не хуже, чем на Земле.
Я хочу лишь подчеркнуть, — закончил беседу Главный конструктор, — что работа лунохода лишний раз показывает: в космосе и на планетах невозможного для автоматов нет.
30
Пробуждение
Луноход ждал восхода Солнца. Оно должно было появиться там, за гребнем гор, окаймляющим Море Дождей.
Солнце не торопилось. Еще вчера оно засветило верхушки скал, и они вспыхнули ослепительными факе лами над черной пустыней. Но внизу, на площадке, где стоит «Луноход-1», по-прежнему холодно и темно. Кро шечными фонариками горят немигающие звезды, да серп Земли сияет голубоватым диском.
Луноход борется с морозом уже четырнадцатые сут ки. Ступицы колес остыли до минус 100 градусов, кор пус, научная аппаратура, — все, что находится сна ружи, — тоже. Луна безжалостно вырывает из тела машины каждую калорию тепла, и вот уже температу ра внутри приборного отсека упала — холод начал под бираться к «сердцу» машины — радиоэлектронным устройствам. Ступицы колес не боятся мороза, они не выходят из строя и при температуре жидкого гелия и в стоградусную жару, но радиоэлектроника прихотли вей — ей подавай «земные» условия... Чуткие датчики внимательно следят за изменением температуры, и как только она падает ниже определенного предела, авто матика включает вентилятор. Тепло от «печки» напол няет приборный отсек. Температура медленно повы шается, автоматика выключается...
Земля молчала в эти дни. У нее были свои заботы — уходили в космос искусственные спутники Земли, стар товала «Вертикаль-1», приближалась к Венере новая межпланетная станция, и в эти дни Земля особое вни
мание уделяла |
им. Изредка она запрашивала луноход |
о самочувствии. |
И машина послушно откликалась на ее |
31
зов и подробно, словно студент на экзамене, отвечала на вопросы. Земля вновь замолкала, понимала, что каж дый сеанс отнимает энергию у батарей.
Лунная ночь близилась к концу. В Центре дальней космической связи это чувствовалось по заполнявшимся номерам в гостинице. Свободных мест становилось все
меньше. |
. |
„ |
Несколько дней |
назад состоялось заседание |
Госу |
дарственной комиссии. Ученые докладывали о первых, пока предварительных, результатах исследований, про веденных в первый лунный день.
А новый лунный день приближался. Солнце выгля нуло из-за горизонта.
Земля ждала этого мгновения.
Ночью все радиокомплексы лунохода, кроме одного, были выключены. А вдруг при пробуждении это един ственное «радиоухо» не услышит приказ Земли? Кто же разбудит луноход, если откажет этот сторож-приемник?
Конструкторы |
предусмотрели |
и это. Так уж принято |
в космической технике: любая |
система должна быть |
|
задублирована. |
И на луноходе |
появились специально |
созданные «системы пробуждения» — солнечные и теп ловые датчики. Как только лучи Солнца осветили луно ход, датчики сработали и замкнули реле, включающее основные радиокомплексы.
Вечером, когда начался первый сеанс второго лун ного дня, Земля получила сообщение с Луны — все «системы пробуждения» действуют!
Начался интенсивный «разговор»: Земля — Луна! И словно не было этих 14 суток, когда свирепствовал мороз, не было самоотверженной борьбы за каждую калорию тепла. Теперь Солнце над горизонтом. В лун ном «небе» — щедрый океан энергии. Но чтобы напол нить изрядно «опустошенные» буферные батареи, надо
32
Уже несколько километров осталось позади. Лу
ноход иногда останавливается и смотрит назад,
на свою колею...
Это Земля. Лунодром. Здесь проходили испыта ния шасси лунохода.
Идет сеанс связи. Водитель лунохода за пультом
Первый камень на пути лунного путешественника.
Через несколько секунд антенна Центра дальней космической связи нацелится на Луну и услышит