Файл: Аксюков, Н. М. Хозяйственный расчет и стимулирование предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н. М. АКСЮКОВ

Хозяйственный

расчет

И СТИМѴЛИРОВАНИе

предприятии

Дагестанское книжное издательство Махачкала 1974

338 А 42

Гос. публичная

оная

CP4 h ¡itf»

ЧИТАЛЬНОГО ЗДДА,

far3іIfе о

В работе рассматриваются экономиче­ ские основы хозрасчетных отношений в ус­ ловиях реформы, анализируется использо­

вание фондов экономического стимулиро­ вания на предприятиях, раскрываются

положительный опыт и недостатки в исполь­ зовании производственных мощностей, обо­ ротных фондов, в организации работы по повышению качества продукции и росту рентабельности производства и показыва­ ются резервы для их улучшения.

Книга рассчитана на руководителей предприятий, экономистов, а также всех

лиц, занимающихся в системе экономиче­ ского образования.

О—1—8—5

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап строительства коммунистического общества в нашей стране характеризуется тем, что народное хозяйство СССР

вступило ныне в такую стадию, когда важнейшим направлением его развития все более становится интенсификация производства. XXIV съезд КПСС особо подчеркнул, что повышение эффективности обще­ ственного производства является ключевой задачей всего советского народа. Если раньше экономика страны развивалась главным обра­ зомза счет количественных факторов, то теперь задача Étoht

в том, чтобы наращивать производство и улучшать качество продук­ ции все в большей мере за счет полного и рационального использо­ вания производственных мощностей, обновления оборудования, внед­ рения в производство достижений науки и техники, экономии сырья,

материалов, рабочего времени, то есть за счет качественных факто­ ров, интенсификации народного хозяйства.

Огромные масштабы народного хозяйства, возросшие экономиче­ ские возможности и общественные потребности обусловили разра­ ботку XXIV съездом КПСС долговременной экономической полити­ ки, опирающейся на быстро развертывающуюся научно-техническую революцию, на необходимость серьезного повышения уровня всей хо­ зяйственной работы, эффективности экономики и превращения со­ зданного огромного хозяйства в хорошо налаженный и четко рабо­ тающий механизм. На базе выполнения этих задач девятая пятилет­ ка должна стать новым важным этапом в дальнейшем продвижении советского общества по пути к коммунизму, строительстве его мате­ риально-технической базы, в укреплении экономической и оборонной мощи страны. В соответствии с этим главная политическая и хозяй­ ственная задача пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значи­ тельный подъем материального и культурного уровня жизни народа

на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ус­ корения роста производительности труда.

За девятую пятилетку производство промышленной продукции увеличится на 47%, в том числе производство средств производства

3


на 46% и предметов потребления на 49%. В результате националь­ ный доход возрастет на 39%, реальные доходы на душу населения повысятся на 31%. Рост производительности общественного труда — в промышленности на 39%, в строительстве — на 37%, в сельском хозяйстве — на 38% — позволит обеспечить рабочей силой потреб­ ности развития материального производства и значительно расши­ ряющейся сферы обслуживания населения.

Большие и сложные задачи, поставленные девятым пятилетним планом, требуют непрерывного совершенствования всех звеньев хозяйственного управления, проведения системы экономических и ор­ ганизационных мер, создания экономических условий, побуждаю­ щих коллективы предприятий и хозяйственных организаций прини­ мать оптимальные планы и задания, энергичнее бороться за техниче­ ский прогресс, повышение качества продукции.

Глава /. ПОЛНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И ПРОБЛЕМЫ ХОЗРАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проводимая в нашей стране экономическая реформа направлена на наиболее полное использование преиму­ ществ социалистической системы хозяйства и достиже­ ние на этой основе высокой эффективности общественно­ го производства. Успешное решение этой задачи связано с внедрением полного хозрасчета в деятельность социа­ листических предприятий и распространение его принци­ пов в сфере управления.

Полный хозяйственный расчет как экономическая категория в нашей экономической литературе имеет мно­ го различных трактовок. Одни экономисты утверждают, что полный хозрасчет означает улучшение всей системы экономических отношений, выражаемых прибылью1. Дру­ гие же видят полный хозрасчет в предоставлении пред­ приятиям большей самостоятельности и способности их за счет получаемой прибыли вести расширение производ­

ства, проводить социально-культурные мероприятия и т. д.2

Нам кажется, что и в первом и особенно во втором случае такое представление о полном хозрасчете являет­

ся

неудачным. Многие предприятия, особенно легкой

и

пищевой промышленности, получают прибыли значи­

тельно больше, чем вся их потребность в расширенном воспроизводстве. В то же время имеются предприятия, которые не дают прибыли. Например, в угольной про­ мышленности некоторая часть шахт и после введения но­ вых оптовых цен остается планово-убыточной или мало­ рентабельной.

1 См.: Ю. Константинов. План, прибыль, инициатива. М., «Финансы», 1966, стр. 54.

2 См.: Л. Лакиш. Хозрасчет — основа экономики. Алма-Ата, изд-во «Казахстан», 1968, стр. 29 — 31.

5


Нельзя согласиться с утверждением, что подлинный и полный хозрасчет представляет собой «экономическую оценку результатов деятельности хозяйственных орга­ нов, их мдтериальную ответственность за выполнение своих обязательств»3. Подобная формулировка не выра­ жает тех экономических изменений, которые произошли в хозрасчетных отношениях между предприятиями и об­ ществом в целом, между предприятиями и занятыми на них работниками с переходом их на новые условия рабо­ ты. Кроме того, как экономическая оценка деятельности предприятий, так и их материальная ответственность не являются новыми методами хозяйствования и были при­ сущи дореформенному, неполному хозрасчету.

Характерная особенность и отличительная черта пол­ ного хозяйственного расчета проявляется, на наш взгляд, прежде всего в том, что предприятия высокопроизводи­ тельные, то есть с низкими издержками производства

ивысокими прибылями, получают значительно больше поощрений, чем предприятия, затраты которых выше об­ щественно необходимых, и поэтому они в новых услови­ ях планирования и экономического стимулирования располагают большими возможностями для индиви­ дуального и коллективного поощрения своих работников

ирасширения производства.

Полный хозяйственный расчет находит, далее, свое проявление в отказе от безвозмездного финансирования из Государственного бюджета и перехода предприятий

в основном на самофинансирование текущих и капиталь­ ных затрат, связанных с развитием производства, а так­

же предоставлении широких прав предприятиям по пла­ нированию и выпуску продукции, установлению постав­ щиков сырья, материалов и другим показателям при сохранении ведущей роли централизованного планиро­ вания. При этом полный хозрасчет предполагает прояв­ ление всемерной предприимчивости и расчетливости работников в решении хозяйственных вопросов, матери­ альную и моральную заинтересованность в экономиче­ ских результатах деятельности предприятия.

Таким образом, определение полного хозрасчета мож­ но свести к следующему.

'3 Проблемы экономического стимулирования промышленного производства. Киев, «Наукова думка», 1968, стр. 141.

6

Полный хозяйственный расчет представляет собой систему экономических отношений предприятий и их объединений, планово организуемых на принципах де­ мократического централизма, с использованием товарноденежных отношений, обеспечивающих их полную само­ окупаемость и относительную экономическую самостоя­ тельность, и систему экономического стимулирования для достижения максимальной эффективности производства.

Именно хозрасчетная самостоятельность предприятий обеспечивает обществу те методы хозяйствования, без по­ мощи которых не могут решаться задачи повышения эффёктивности общественного производства.

Система хозрасчетных отношений, ¡установившаяся

спереходом предприятий на новую систему планирования

иэкономического стимулирования, способствовала улуч­ шению показателей их производственно-финансовой дея­

тельности по сравнению с дореформенным периодом. В докладе на XXIV съезде КПСС А. Н. Косыгин отмечал, что «итоги восьмой пятилетки свидетельствуют о большом положительном влиянии новой системы планирования и экономического стимулирования на эффективность про­ изводства»4. Однако практика работы предприятий в но­ вых условиях показывает, что возможности, заложенные в хозяйственной реформе, используются еще недостаточно. На седьмом году реформы темпы роста основных показа­ телей по сравнению с предыдущими годами не возросли.

Так, если в первые три года реформы промышленность страны увеличивала выпуск валовой продукции ежегодно на 8,1 — 10%, то в последующие годы (1969— 1972 гг.) темпы роста снизились до 6,5 — 8,3%. Это объясняется тем, что на первых этапах реформы предприятия легко ис­ пользовали наиболее доступные, лежащие на поверх­ ности резервы производства, которые были быстро ис­ черпаны. В дальнейшем предприятия стали вынуждены выявлять и использовать глубинные резервы. Эта про­ блема становится все более острой. Ее эффективное ре­ шение обусловливает необходимость совершенствования

системы экономического стимулирования в

сочетании

с всемерным повышением ответственности

не только

предприятий, но и вышестоящих звеньев хозяйственного управления и министерств. Поэтому для современного

4 Материалы XXIV съезда КПСС. М„ Политиздат, 1971, стр. 166.

7


этапа реформы характерно дальнейшее совершенствова­ ние всего механизма хозрасчетных . отношений, преду­

смотренного хозяйственной реформой.

Как отмечал на XXIV. съезде КПСС Л. И. Брежнев, «совершенствование системы управления не разовое ме­ роприятие, а динамичный процесс решения проблем, вы­ двигаемых жизнью. Эти проблемы и впредь должны бу­ дут находиться в центре нашего внимания»5.

Важнейшим требованием реформы является, как из­ вестно, экономическое побуждение предприятий и мини­ стерств к принятию ими напряженных планов.

В настоящее время оценка результатов производствен­ но-финансовой деятельности предприятий, а следова­ тельно, и установление размеров материального поощре­ ния и морального стимулирования производится главным образом по степени выполнения плана по реализа­ ции продукции, уровню расчетной рентабельности и ос­ новной номенклатуре в натуральном выражении. За каждый процент перевыполнения плана предприятия на­ числяют поощрительные фонды в меньших размерах, чем за каждый процент прироста реализованной продук­ ции. На первый взгляд, такой порядок образования фон­ дов экономического стимулирования должен способство­ вать принятию коллективами предприятий напряженных плановых заданий, улучшению организации производ­ ства, применению прогрессивных методов оперативного планирования и на этой основе обеспечивать дальней­ ший рост производства. Однако на деле руководители предприятий часто предпочитают лучше получить не­ сколько меньше средств для поощрения коллектива, но перевыполнить план, так как деятельность предприятия во всех инстанциях оценивается все-таки по уровню пе­ ревыполнения плана, а не по его напряженности.

Напряженный план должен базироваться на макси­ мальной мобилизации внутренних резервов предприятия в предстоящем периоде. Однако, на наш взгляд, вся трудность при разработке и установлении напряженных планов состоит в том, чтобы правильно определить сте­ пень напряженности плана, уточнить критерии напря­

женности.

Как показывает опыт, определяющим критерием при

5 Материалы XXIV съезда КПСС, М., Политиздат, 1971, стр. 66.

8

разработке напряженного плана должен быть прирост объема реализуемой продукции (в сопоставимых ценах) за счет интенсивных факторов роста, то есть за счет ро­ ста производительности труда, лучшего использования действующих мощностей и основных фондов, экономного расходования материальных ресурсов.

Другая сторона проблемы напряженных планов за­ ключается в необходимости комплексного решения этого вопроса по родственным предприятиям, то есть в уста­ новлении равнонапряженных планов для всех предприя­ тий, выпускающих однородную продукцию, поскольку разнобой в степени напряженности планов связан с пе­ рераспределением материальных ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы.

Основой для установления равнонапряженных пла­ нов должны быть отраслевые технико-экономические нормативы. На первое время отдельным предприятиям могут устанавливаться задания по их достижению, остальным — по их полному освоению. В любом случае такие нормативы будут служить объективной базой для разработки планов предприятий, обеспечивающих сред­ неотраслевой уровень работы всех звеньев производства.

При оценке деятельности предприятия следует, на наш взгляд, обязательно учитывать степень напряжен­ ности планъ, принимая в качестве основного критерия прирост объема реализации или производства продукции

за счет роста производительности

труда по

сравнению

с заданиями пятилетнего плана. В

конечном

счете это

наиболее точный и безошибочный показатель работоспо­ собности коллектива и организации производства. При­ чем при определении прироста объема производства или реализации продукции за счет роста производительности труда необходимо делать объективную поправку на фак­ торы, не зависящие от трудовых усилий работников пред­ приятия.

Целесообразно также установить в зависимости от уровня напряженности плановых заданий поправочные коэффициенты к фондообразующим нормативам (исхо­ дя из темпов и доли прироста продукции за счет роста производительности труда). Например, при уровне на­ пряженности от 50 до 70% к среднеотраслевому уровню напряженности поправочный коэффициент можно реко­ мендовать установить в пределах 0,6; при уровне напря-

9