Файл: Аксюков, Н. М. Хозяйственный расчет и стимулирование предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Н. М. АКСЮКОВ
Хозяйственный
расчет
И СТИМѴЛИРОВАНИе
предприятии
Дагестанское книжное издательство Махачкала 1974
338 А 42
Гос. публичная
оная
CP4 h ¡itf»
ЧИТАЛЬНОГО ЗДДА,
far3іIfе о
В работе рассматриваются экономиче ские основы хозрасчетных отношений в ус ловиях реформы, анализируется использо
вание фондов экономического стимулиро вания на предприятиях, раскрываются
положительный опыт и недостатки в исполь зовании производственных мощностей, обо ротных фондов, в организации работы по повышению качества продукции и росту рентабельности производства и показыва ются резервы для их улучшения.
Книга рассчитана на руководителей предприятий, экономистов, а также всех
лиц, занимающихся в системе экономиче ского образования.
О—1—8—5
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап строительства коммунистического общества в нашей стране характеризуется тем, что народное хозяйство СССР
вступило ныне в такую стадию, когда важнейшим направлением его развития все более становится интенсификация производства. XXIV съезд КПСС особо подчеркнул, что повышение эффективности обще ственного производства является ключевой задачей всего советского народа. Если раньше экономика страны развивалась главным обра зомза счет количественных факторов, то теперь задача cöÉtoht
в том, чтобы наращивать производство и улучшать качество продук ции все в большей мере за счет полного и рационального использо вания производственных мощностей, обновления оборудования, внед рения в производство достижений науки и техники, экономии сырья,
материалов, рабочего времени, то есть за счет качественных факто ров, интенсификации народного хозяйства.
Огромные масштабы народного хозяйства, возросшие экономиче ские возможности и общественные потребности обусловили разра ботку XXIV съездом КПСС долговременной экономической полити ки, опирающейся на быстро развертывающуюся научно-техническую революцию, на необходимость серьезного повышения уровня всей хо зяйственной работы, эффективности экономики и превращения со зданного огромного хозяйства в хорошо налаженный и четко рабо тающий механизм. На базе выполнения этих задач девятая пятилет ка должна стать новым важным этапом в дальнейшем продвижении советского общества по пути к коммунизму, строительстве его мате риально-технической базы, в укреплении экономической и оборонной мощи страны. В соответствии с этим главная политическая и хозяй ственная задача пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значи тельный подъем материального и культурного уровня жизни народа
на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ус корения роста производительности труда.
За девятую пятилетку производство промышленной продукции увеличится на 47%, в том числе производство средств производства
3
на 46% и предметов потребления на 49%. В результате националь ный доход возрастет на 39%, реальные доходы на душу населения повысятся на 31%. Рост производительности общественного труда — в промышленности на 39%, в строительстве — на 37%, в сельском хозяйстве — на 38% — позволит обеспечить рабочей силой потреб ности развития материального производства и значительно расши ряющейся сферы обслуживания населения.
Большие и сложные задачи, поставленные девятым пятилетним планом, требуют непрерывного совершенствования всех звеньев хозяйственного управления, проведения системы экономических и ор ганизационных мер, создания экономических условий, побуждаю щих коллективы предприятий и хозяйственных организаций прини мать оптимальные планы и задания, энергичнее бороться за техниче ский прогресс, повышение качества продукции.
Глава /. ПОЛНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И ПРОБЛЕМЫ ХОЗРАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Проводимая в нашей стране экономическая реформа направлена на наиболее полное использование преиму ществ социалистической системы хозяйства и достиже ние на этой основе высокой эффективности общественно го производства. Успешное решение этой задачи связано с внедрением полного хозрасчета в деятельность социа листических предприятий и распространение его принци пов в сфере управления.
Полный хозяйственный расчет как экономическая категория в нашей экономической литературе имеет мно го различных трактовок. Одни экономисты утверждают, что полный хозрасчет означает улучшение всей системы экономических отношений, выражаемых прибылью1. Дру гие же видят полный хозрасчет в предоставлении пред приятиям большей самостоятельности и способности их за счет получаемой прибыли вести расширение производ
ства, проводить социально-культурные мероприятия и т. д.2
Нам кажется, что и в первом и особенно во втором случае такое представление о полном хозрасчете являет
ся |
неудачным. Многие предприятия, особенно легкой |
и |
пищевой промышленности, получают прибыли значи |
тельно больше, чем вся их потребность в расширенном воспроизводстве. В то же время имеются предприятия, которые не дают прибыли. Например, в угольной про мышленности некоторая часть шахт и после введения но вых оптовых цен остается планово-убыточной или мало рентабельной.
1 См.: Ю. Константинов. План, прибыль, инициатива. М., «Финансы», 1966, стр. 54.
2 См.: Л. Лакиш. Хозрасчет — основа экономики. Алма-Ата, изд-во «Казахстан», 1968, стр. 29 — 31.
5
Нельзя согласиться с утверждением, что подлинный и полный хозрасчет представляет собой «экономическую оценку результатов деятельности хозяйственных орга нов, их мдтериальную ответственность за выполнение своих обязательств»3. Подобная формулировка не выра жает тех экономических изменений, которые произошли в хозрасчетных отношениях между предприятиями и об ществом в целом, между предприятиями и занятыми на них работниками с переходом их на новые условия рабо ты. Кроме того, как экономическая оценка деятельности предприятий, так и их материальная ответственность не являются новыми методами хозяйствования и были при сущи дореформенному, неполному хозрасчету.
Характерная особенность и отличительная черта пол ного хозяйственного расчета проявляется, на наш взгляд, прежде всего в том, что предприятия высокопроизводи тельные, то есть с низкими издержками производства
ивысокими прибылями, получают значительно больше поощрений, чем предприятия, затраты которых выше об щественно необходимых, и поэтому они в новых услови ях планирования и экономического стимулирования располагают большими возможностями для индиви дуального и коллективного поощрения своих работников
ирасширения производства.
Полный хозяйственный расчет находит, далее, свое проявление в отказе от безвозмездного финансирования из Государственного бюджета и перехода предприятий
в основном на самофинансирование текущих и капиталь ных затрат, связанных с развитием производства, а так
же предоставлении широких прав предприятиям по пла нированию и выпуску продукции, установлению постав щиков сырья, материалов и другим показателям при сохранении ведущей роли централизованного планиро вания. При этом полный хозрасчет предполагает прояв ление всемерной предприимчивости и расчетливости работников в решении хозяйственных вопросов, матери альную и моральную заинтересованность в экономиче ских результатах деятельности предприятия.
Таким образом, определение полного хозрасчета мож но свести к следующему.
'3 Проблемы экономического стимулирования промышленного производства. Киев, «Наукова думка», 1968, стр. 141.
6
Полный хозяйственный расчет представляет собой систему экономических отношений предприятий и их объединений, планово организуемых на принципах де мократического централизма, с использованием товарноденежных отношений, обеспечивающих их полную само окупаемость и относительную экономическую самостоя тельность, и систему экономического стимулирования для достижения максимальной эффективности производства.
Именно хозрасчетная самостоятельность предприятий обеспечивает обществу те методы хозяйствования, без по мощи которых не могут решаться задачи повышения эффёктивности общественного производства.
Система хозрасчетных отношений, ¡установившаяся
спереходом предприятий на новую систему планирования
иэкономического стимулирования, способствовала улуч шению показателей их производственно-финансовой дея
тельности по сравнению с дореформенным периодом. В докладе на XXIV съезде КПСС А. Н. Косыгин отмечал, что «итоги восьмой пятилетки свидетельствуют о большом положительном влиянии новой системы планирования и экономического стимулирования на эффективность про изводства»4. Однако практика работы предприятий в но вых условиях показывает, что возможности, заложенные в хозяйственной реформе, используются еще недостаточно. На седьмом году реформы темпы роста основных показа телей по сравнению с предыдущими годами не возросли.
Так, если в первые три года реформы промышленность страны увеличивала выпуск валовой продукции ежегодно на 8,1 — 10%, то в последующие годы (1969— 1972 гг.) темпы роста снизились до 6,5 — 8,3%. Это объясняется тем, что на первых этапах реформы предприятия легко ис пользовали наиболее доступные, лежащие на поверх ности резервы производства, которые были быстро ис черпаны. В дальнейшем предприятия стали вынуждены выявлять и использовать глубинные резервы. Эта про блема становится все более острой. Ее эффективное ре шение обусловливает необходимость совершенствования
системы экономического стимулирования в |
сочетании |
с всемерным повышением ответственности |
не только |
предприятий, но и вышестоящих звеньев хозяйственного управления и министерств. Поэтому для современного
4 Материалы XXIV съезда КПСС. М„ Политиздат, 1971, стр. 166.
7
этапа реформы характерно дальнейшее совершенствова ние всего механизма хозрасчетных . отношений, преду
смотренного хозяйственной реформой.
Как отмечал на XXIV. съезде КПСС Л. И. Брежнев, «совершенствование системы управления не разовое ме роприятие, а динамичный процесс решения проблем, вы двигаемых жизнью. Эти проблемы и впредь должны бу дут находиться в центре нашего внимания»5.
Важнейшим требованием реформы является, как из вестно, экономическое побуждение предприятий и мини стерств к принятию ими напряженных планов.
В настоящее время оценка результатов производствен но-финансовой деятельности предприятий, а следова тельно, и установление размеров материального поощре ния и морального стимулирования производится главным образом по степени выполнения плана по реализа ции продукции, уровню расчетной рентабельности и ос новной номенклатуре в натуральном выражении. За каждый процент перевыполнения плана предприятия на числяют поощрительные фонды в меньших размерах, чем за каждый процент прироста реализованной продук ции. На первый взгляд, такой порядок образования фон дов экономического стимулирования должен способство вать принятию коллективами предприятий напряженных плановых заданий, улучшению организации производ ства, применению прогрессивных методов оперативного планирования и на этой основе обеспечивать дальней ший рост производства. Однако на деле руководители предприятий часто предпочитают лучше получить не сколько меньше средств для поощрения коллектива, но перевыполнить план, так как деятельность предприятия во всех инстанциях оценивается все-таки по уровню пе ревыполнения плана, а не по его напряженности.
Напряженный план должен базироваться на макси мальной мобилизации внутренних резервов предприятия в предстоящем периоде. Однако, на наш взгляд, вся трудность при разработке и установлении напряженных планов состоит в том, чтобы правильно определить сте пень напряженности плана, уточнить критерии напря
женности.
Как показывает опыт, определяющим критерием при
5 Материалы XXIV съезда КПСС, М., Политиздат, 1971, стр. 66.
8
разработке напряженного плана должен быть прирост объема реализуемой продукции (в сопоставимых ценах) за счет интенсивных факторов роста, то есть за счет ро ста производительности труда, лучшего использования действующих мощностей и основных фондов, экономного расходования материальных ресурсов.
Другая сторона проблемы напряженных планов за ключается в необходимости комплексного решения этого вопроса по родственным предприятиям, то есть в уста новлении равнонапряженных планов для всех предприя тий, выпускающих однородную продукцию, поскольку разнобой в степени напряженности планов связан с пе рераспределением материальных ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы.
Основой для установления равнонапряженных пла нов должны быть отраслевые технико-экономические нормативы. На первое время отдельным предприятиям могут устанавливаться задания по их достижению, остальным — по их полному освоению. В любом случае такие нормативы будут служить объективной базой для разработки планов предприятий, обеспечивающих сред неотраслевой уровень работы всех звеньев производства.
При оценке деятельности предприятия следует, на наш взгляд, обязательно учитывать степень напряжен ности планъ, принимая в качестве основного критерия прирост объема реализации или производства продукции
за счет роста производительности |
труда по |
сравнению |
с заданиями пятилетнего плана. В |
конечном |
счете это |
наиболее точный и безошибочный показатель работоспо собности коллектива и организации производства. При чем при определении прироста объема производства или реализации продукции за счет роста производительности труда необходимо делать объективную поправку на фак торы, не зависящие от трудовых усилий работников пред приятия.
Целесообразно также установить в зависимости от уровня напряженности плановых заданий поправочные коэффициенты к фондообразующим нормативам (исхо дя из темпов и доли прироста продукции за счет роста производительности труда). Например, при уровне на пряженности от 50 до 70% к среднеотраслевому уровню напряженности поправочный коэффициент можно реко мендовать установить в пределах 0,6; при уровне напря-
9