Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Экономические знания— строителю. Высшее звено.
М. А. Амстибовидкий
ПЛАНИРОВАНИЕЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1974
УДК 69.003 : 658. 012.2
Научный редактор — Ротштейн А. Г.
Амстибовицкий М. А. Планирование — центральное звено управления строительным производством. М., Стройиздат, 1974. 86 с. (Эконом, знания — строите
лю. Высшее звено).
В брошюре рассматриваются теоретические основы социалистического планирования, излагаются основные вопросы планирования капитальных вложений, проектно изыскательских работ, строительного производства, дея тельности подрядных строительно-монтажных органи заций.
Брошюра рассчитана на руководящих работников строительных министерств, территориальных главных управлений по строительству, комбинатов, объедине ний, строительно-монтажных трестов.
Список лит.: 12 назв.
V
Гос. цуБ/нг:: ■■f |
1 |
научно-уехн*-! *-••• |
i |
библиотека С<‘<_ |
|
А |
30201—783 |
© Стройиздат, 1974 |
7—75 |
047( 0 1)—74
ВВЕДЕНИЕ
Планомерное развитие экономики — важнейшее и решающее преимущество социалистического хозяйства по сравнению с капиталистическим.
В условиях социализма планирование является цент ральным звеном, сердцевиной руководства народным хо зяйством.
'Коммунистическая партия Советского Союза исполь зует народнохозяйственное планирование как форму руководства строительством коммунизма. Народнохозяй ственные планы являются концентрированным выраже нием экономической политики партии. Плановое ведение социалистического хозяйства СССР на всех его этапах позволило рационально распределять и использовать на
роднохозяйственные ресурсы |
и обеспечило построение |
развитого социалистического |
общества невиданными в |
истории темпами. |
|
«С плановым ведением хозяйства, — отмечал Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС, — неразрывно связа ны все успехи нашей социалистической экономики. От качества планирования в значительной мере будут зави сеть и ее будущие достижения. Вот почему его совер шенствование должно и впредь находиться в центре на шего внимания»1.
В нашей стране многое сделано, чтобы претворить в жизнь мероприятия Коммунистической партии и Совет ского правительства по совершенствованию планирова ния народного хозяйств. Но это не означает, что все воп росы данной проблемы уже решены. С развитием эконо мики изменяются и совершенствуются формы и методы планирования.
Для успешной и своевременной реализации програм
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 68.
1* Зак. 349 |
3 |
мы совершенствования планирования на XXIV съезде КПСС была (поставлена задача существенно улучшить экономическое образование кадров, последовательно расширять и совершенствовать систему их подготовки и переподготовки на всех уровнях, включая и руководящие кадры.
Задача (брошюры — оказание помощи руководящим работникам строительных министерств, территориальных главных управлений по строительству, комбинатов, объ единений и строительно-монтажных трестов в получении необходимых знаний по планированию строительства.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Характерная особенность социалистического народно хозяйственного планирования — использование марк систско-ленинской теории расширенного воспроизводства и объективных экономических законов социализма.
Планирование основывается на познании и творчес ком использовании основного экономического закона социализма, который заключается в непрерывном раз витии и совершенствовании общественного производства на базе передовой техники в интересах наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей всего общества, и закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.
Основной экономический закон предопределяет глав ные задачи планирования народного хозяйства.
Сущность же закона планомерного, пропорциональ ного развития означает объективную необходимость соз нательного регулирования общественного производства из одного центра на основе народнохозяйственного плана. Процесс развития производительных сил и совершенст вования производственных отношений при социализме осуществляется под контролем общества. В плановом порядке, с учетом потребностей всего общества опреде ляется производственная программа каждого предприя тия, каждой организации, каждой отрасли; распределя ются средства производства и рабочая сила, обществен ный продукт и национальный доход; устанавливаются связи между различными предприятиями и отраслями по обмену результатами хозяйственной деятельности и т. д.
Экономический закон планомерного, пропорциональ ного развития народного хозяйства отражает объектив ную возможность и необходимость планомерности всех процессов общественного производства при социализме.
Общественная собственность на средства производства уничтожает разобщенность производства, ликвидирует2
2 Зак. 349 |
5 |
условия, вызывающие конкурентную борьбу, повышав’! заинтересованность всех трудящихся в высокоэффектив ном 'использовании средств .производства. Чем быстрее развивается общественное производство, усиливается об щественное разделение труда, больше выпускается про дукции иснижаются затраты на ее производство, тем пол нее можно удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Общность цели производства, вы текающая из основного экономического закона социа лизма, обусловливает общность интересов трудящихся. Следовательно, при социализме необходимость планово го управления совпадает и с потребностью всех трудя щихся; другими словами, на базе общественной собст венности на средства производства возникает и начина ет действовать объективный экономический закон пла номерного, пропорционального развития народного хо
зяйства. |
планомерного, |
пропорционального развития |
Закон |
||
выражает объективную |
возможность и необходимость |
|
планового |
руководства |
общественным производством, |
однако он не может осуществляться самотеком, действо
вать автоматически. |
Требуется |
активная, целенаправ |
ленная деятельность |
людей ло |
составлению и претво |
рению .планов, организации контроля за производством, за распределением созданных материальных благ и их потреблением.
Большое влияние на плановое руководство народным хозяйством оказывают закон стоимости, закон распреде
ления в зависимости от качества |
и количества труда и |
другие экономические законы социализма. |
|
iB. И. Ленин дал научное решение коренных проб |
|
лем планирования и управления |
социалистической эко |
номикой. Им сформулированы основополагающие прин
ципы теории, организации и методологии |
социалисти |
||
ческого народнохозяйственного планирования. |
Он ука |
||
зывал, что научное |
планирование означает |
планомер |
|
ную организацию |
общественно-производственного про |
||
цесса, «для обеспечения полного благосостояния |
и сво |
||
бодного всестороннего развития в с ех членов |
общест |
ва»1. Таким образом, конечную цель социалистического производства В. И. Ленин видел в обеспечении неуклон ного подъема материального и культурного уровня жиз ни всего народа и социального развития общества.
1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 6, с. 232.
6
Ленинские идеи об управлении народным хозяйство.^; а также его планировании играют на современном этапе основополагающую роль в осуществлении партией и пра вительством кардинальных мер по дальнейшему совер шенствованию системы управления и планирования на родного хозяйства.
Жизненность основных (принципов планирования, раз работанных В. И. Лениным, подтверждена всей практи кой планового ведения народного хозяйства. Они получи ли дальнейшее развитие на основе накопленного опыта.
Важнейшим принципом социалистического планиро вания является его партийность, что означает воплоще ние в планах развития народного хозяйства экономиче ской^ и социальной политики Коммунистической партии.
Партия выступает вдохновителем, непосредственным руководителем разработки и осуществления планов развития страны по пути к коммунизму. Директивы, кон
трольные цифры |
перспективных народнохозяйственных |
планов и текущие |
планы обсуждаются на партийных |
съездах, конференциях, пленумах ЦК,. |
Партийность планирования означает подход к реше нию хозяйственных задач прежде всего с партийных, об щегосударственных позиций, борьбу против узковедом ственных, местнических интересов, неуклонное соблюде ние государственной плановой дисциплины и повышение ответственности за выполнение планов.
Другой важнейший принцип планирования — соче тание хозяйственных и политических задач. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что политическая программа партии должна дополняться экономической, выступаю щей конкретной формой ее реализации. Б докладе на VIII Всероссийском съезде 'Советов он оказал: «Наша про грамма партии не может оставаться только программой партии. Она должна превратиться в программу нашего хозяйственного строительства, иначе она не годна и как программа партии. Она должна дополниться второй про граммой партии, планом работ по воссозданию всего народного хозяйства и доведению его до современной техники»1. Смысл сформулированного В. И. Лениным принципа сочетания хозяйственных и политических за дач состоит в необходимости политического подхода к планированию хозяйственных целей на всех уровнях, в том числе и на предприятиях и в организациях. Первое
1 В. И. Л е н и н. Поли. сабр. соч., т. 42, с. 157.
7
место всегда принадлежит общенародным интересам, нс их необходимо максимально сочетать с интересами кол лектива предприятий.
Важнейший принцип планирования — его научность. Научность планирования состоит в том, что разработка планов и их осуществление основываются на познании и
Использовании объективных эконом ических законов, дос тижений современной науки и техники.
«Ленинские требования к управлению плановой эко
номикой — это научность, умение правильно определять
перапективу и очередность выполняемых задач, ориен
тация на новейшие достижения науки и техники, на пере
довой опыт, гибкость, способность быстро и четко реаги
ровать на изменяющиеся условия»1.
В целях повышения научного уровня планирования к разработке планов привлекаются крупнейшие ученые, научные учреждения, партийные, советские и профсоюз ные организации, что неизмеримо повышает социальноэкономическую и научно-техническую обоснованность планов.
Важное место в системе управления и планирования занимает принцип демократического централизма. Он означает органическое сочетание единого централизован ного планового руководства с развитием местной иници ативы, с разнообразием путей, приемов и средств движе ния к общей цели, с использованием творческой инициа тивы трудящихся. Народнохозяйственный план разраба тывается на базе проектов предприятий, организаций, районов, областей, республик, министерств, ведомств и научно-исследовательских учреждений.
Единый народнохозяйственный план, выражая обще государственные интересы, максимально учитывает инте
ресы местных органов. Он обеспечивает |
неразрывную |
взаимосвязь всех предприятий, отраслей |
и экономичес |
ких районов, позволяет с учетом интересов всего обще ства и отдельных коллективов предприятий решать важ нейшие вопросы развития экономики.
Принцип демократического централизма в планиро вании предполагает не только директивность плана, но и активное участие трудящихся в его разработке. Иници
атива снизу проявляется в том, что |
проекты государст |
|||
венных заданий каждому |
отдельному |
предприятию до |
||
1 «КПСС б |
резолюциях и |
решениях съездов, конференций и |
||
пленумов ЦК». |
М., Политиздат, ,1972, т. 10, |
с. |
162. |
8