Файл: Федотов, Я. А. Инженер электронной техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что искал. Что же касается исторического анекдота С ябло­ ком, то, если оно и было, то послужило лишь последним толчком, давшим великому ученому возможность сформули­ ровать итог длительных размышлений. Это была последняя черта под этапом абстрактного мышления, опосредствования разумом результатов живого созерцания ...

Если

вы

собираетесь и с к а т ь ,

то Надо

знать,

г д е

искать и ч т о

искать. Бродить

наощупь — это бесцельно

Тра­

тить силы,

время и средства.

(Правда,

кое-кто

не очень

бе­

режливо относится к средствам государственным, хотя своей копейки зря не потратит ...)

Возьмем к примеру голландцев. Год за годом, десятиле­ тие за десятилетием они отвоевывали землю у моря. Строили дамбы, отсекали кусочек моря, ставили ветряные мельницы и откачивали воду. Дамбы и ветряные мельницы и сейчас глав­ ные детали голландского пейзажа. Представьте себе, что было бы, если бы они просто день за днем швыряли землю в мор­ скую пучину? Может и появились бы отдельные отмели, ко­ торые в период штормов море бесследно стирало бы и кото­ рые вновь возрождались бы ценой больших усилий.

Нельзя бездумно сыпать землю в океан незнания. Нужно отвоевывать у него сушу знания кусок за куском, планомерно и настойчиво. Исследования должны быть конкретны и целе­ направленны ... В ответ на это часто раздаются ехидные за­ мечания: «Значит надо исследовать только истираемость под­ меток?» Во-первых, истираемость подметок тоже очень важ­ ная вещь, и чем больше мы будем решать подобных задач, тем выше будет наш жизненный уровень. Во-вторых, сказан­ ное выше не следует понимать как одобрение только крайне утилитарных задач. Не каждое исследование оборачивается немедленной выгодой. Есть еще и такое понятие — задел.

Американцы вложили в программу «Аполлон» 26 млрд, долларов. Извлекли ли они из этого какую-нибудь прибыль? По американским промышленным нормам прибыль должна

составлять

в

среднем

от

5 до

10%. Когда они вернут эти

26 млрд,

и

получат

2,6

млрд,

долларов прибыли? Сколько

88


стоят исследования по осуществлению управляемой термоядер­ ной реакции и когда они окупятся?

Главное, что все серьезные научные проблемы и задачи тесно увязаны между собой, успех в одной области помогает продвинуться в смежной области. Так, помогая друг другу, решая задачи друг для друга, ученые медленно, но верно строят дамбу в океане незнания ...

Так что дело не в том, что проблема должна обладать крайней утилитарностью и давать немедленный экономический эффект (хотя это и очень желательно), а в том, что собираю­

щийся искать, должен знать,

что и з а ч е м он собирается

искать. Блуждание в потемках

в расчете на случай — это по­

рочный принцип постановки и проведения исследований. Слу­ чай — плохой помощник, да и помогает он далеко не всякому. Вот Пастер, например, говорил: «Не всякому помогает слу­ чай. Судьба одаривает только подготовленные умы». Так что тот, кто собирается стать исследователем, должен сам поза­ ботиться о том, чтобы ньютоново яблоко упало на «подготов­ ленную» голову.

Понемногу обо всем и все о немногом

Так как же надо готовить себя к научной работе? Какие качества должны отличать исследователя?

Прежде всего — э р у д и ц и я . Это касается и теории, и основ эксперимента, и физики с математикой, и уменья поль­ зоваться в расчетных работах ЭВМ. Чем шире кругозор исследователя, чем глубже его эрудиция как в области своей узкой специальности, так и в смежных специальностях, тем больше у него шансов на успех. Говорят, что больше всего открытий совершается на стыке наук, но для этого ведь нужно овладеть смежной специальностью! А кто знает, на каком именно «стыке» ждет нас открытие? Электроника имеет, по­ жалуй, больше «стыков», чем любая другая наука. Она сты­ куется сегодня и с биологией, и с медициной, и с радиофизи­

89


кой, и с автоматикой, и с оптикой и с многими другими отраслями.

Вот что говорит об эрудиции авиаконструктор А. С. Яков­ лев: «Наука и техника достигли таких вершин, что дальней­ шее их развитие требует от специалиста разносторонности. Инженеру-конструктору, особенно если он мечтает об инте­ ресной творческой работе — я уже не говорю о самостоятель­ ной творческой работе, — должны быть органически присущи широта взглядов, глубокая образованность, знание проблем современной науки и техники, интерес к различным отраслям знания».

Вторым важным

качеством

исследователя

является

а с с о ц и а т и в н о е

м ы ш л е н и е .

Мало иметь в

ячейках

памяти сведения о тех или иных двух фактах, логически свя­ занных между собой. Нужно связать эти факты и явления между собой, вскрыть эту внутреннюю связь. Необходимо, чтобы при изучении одного явления в памяти всплыло воспо­ минание о другом, казалось бы далеком, но чем-то неуловимо на него похожим... И вспомнив о нем, сравнить эти явления, оценить это сходство, попытаться найти на основании этого сходства основные, существенные связи между ними. (Кстати, юмор в значительной степени построен на ассоциациях. Имен­ но связь далеких, но в чем-то схожих вещей или ситуаций создает наиболее смешные положения.) В качестве примера таких «полезных ассоциаций» часто называют висячий мост через реку Твид в Шотландии, идею которого его автору, инженеру Броуну, подсказала паутина.

Следующим важным и совершенно неотъемлемым каче­ ством исследователя является п ы т л и в о с т ь . Все непонят­ ное должно привлекать к себе внимание исследователя. Если вы можете спокойно проходить мимо непонятных вещей или явлений, если, встретившись с неизвестным вам словом, по­ нятием или величиной, вы поленились встать и снять с полки словарь, энциклопедию или справочник, из вас вряд ли вый­ дет ученый, Академик Н. Н. Семенов пишет по этому поводу: «Никогда не следует проходить мимо неожиданных и непо-

90

нятных явлений, с которыми невзначай встречаешься В экспе­ рименте».

Хотелось бы добавить: и не только в эксперименте. В жизни вокруг нас на каждом шагу встречаются непонятные факты и явления. Видите ли вы их> Увидев, пытаетесь ли вы найти им объяснение? Задумывались ли вы над тем, почему, например, африканские народы имеют почти черный цвет кожи, хотя, казалось бы. она должна быть ослепительно бе­ лого цвета? Ответ на это есть: природа защищает пигментным слоем их организм от перегрева глубоко проникающими ультра­ фиолетовыми лучами. Поглощение же лучистой энергии кож­ ным покровом менее опасно, так как на этот случай у орга­ низма есть «средства охлаждения».

Можно предложить и другие вопросы: почему противо­ туманные фары желтые? Поставив на фары желтые фильтры, мы ослабляем световой поток, в чем же мы выгадываем? Ка­ кая температура в космосе? И правда ли, что там царит веч­ ный холод, мгновенно замораживающий все, как это часто пишется в научно-фантастических романах? И где быстрее замерзнет бутылка с водой: в Якутске при —40°С или в открытом космосе? Думаете ли вы над этим? И если нет, то почему? Ведь вы видели и африканцев, и желтые фары автомобилей, и читали «космические одиссеи» многих отечест­ венных и зарубежных писателей-фантастов.

Большое значение для исследователя имеет и с а м о к р и ­ т и ч н о с т ь . Об этом мы уже говорили как об умении сомне­ ваться. Это ценное и нужное качество, без которого обойтись

никак нельзя.

 

 

Особое внимание следует

уделить

т р у д о л ю б и ю ,

у с и д ч и в о с т и : «светлые умы»,

с наскока

решающие труд­

ные задачи за один день, а потом неделями занимающиеся зубоскальством с приятелями, встречаются главным образом в легковесных фильмах и романах. Действительно, физики шутят. Может быть, даже больше, чем представители какихлибо других профессий. Возможно, что к этому их предрас­ полагает наклонность к ассоциациям. Однако было бы ошиб­

91


кой Считать, что большую часть времени они бьют баклуши и лишь изредка работают.

Трудолюбие должно быть свойственно не только просто способному человеку. Большой талант требует огромного тру­ долюбия. Многие поистине талантливые люди говорили, что талант на 95% состоит из трудолюбия и только 5% отводили природным способностям. Так что девиз: «Без труда не вытя­ нешь и рыбку из пруда» остается справедливым и в науке.

Трудолюбие требует хорошего здоровья. А бодрость, здо­ ровье доставляет нам спорт. Кроме того, академик П. А. Ре­ биндер говорил: «Науку делают люди веселые. Нытики и пес­ симисты, как правило, неудачники, ибо они неспособны к творчеству».

Далеко не маловажным качеством исследователя является умение правильно спланировать и провести эксперимент.

И, конечно, самое главное, — научный работник должен владеть марксистско-ленинской философией, ибо познание философских основ науки — залог успешной деятельности исследователя.

Таковы основные качества исследователя, необходимый комплекс способностей и знаний, которыми он должен обла­ дать. Возникает вполне естественный вопрос: каждый ли мо­ жет стать исследователем? Здесь все зависит полностью от вас, от вашего желания, от вашей настойчивости, от вашего трудолюбия. Вуз, кафедры, предприятия и научно-исследова­ тельские организации помогут вам в этом, но первое и глав­ ное слово за вами.

И не бойтесь, что в отрасли, в которой вы будете рабо­ тать, уже все открыто и не осталось ничего интересного, не мучьте себя сомнениями: а не перебежать ли в другую, более новую и более модную отрасль. Процитируем снова А. С. Яковлева: «Я вспоминаю о наивных опасениях своей юности, когда казалось, что старшие уже успели все изобре­ сти, все сделать... Прогресс техники беспределен. На самом деле оказалось, что одни задачи решаются только для того, чтобы выдвинуть новые, еще более сложные». И эти сомне-

92

кий Мучили молоДого человека, пришедшего в авййцйю йй заре ее развития. А сегодня физики считают, что аэродинами­ ка является одной из перспективных областей науки, обла­ стью с большим количеством белых пятен.

Так что эти сомнения можно смело отбросить. Остается еще один вопрос, требующий ответа. Почему мы столько вни­ мания уделили науке, если работать в научные учреждения попадет далеко не каждый? Не получается ли это «цикл лек­ ций для избранных»?

Дело в том, что заниматься наукой, исследовать, позна­ вать — это не то же самое, что занимать должность в научноисследовательском учреждении. Познавать, стараться выявить

новое и полезное, внести свой вклад

в

развитие техники,

в

углубление наших знаний

о природе вещей можно везде: и

в

научно-исследовательском

институте,

и

на производстве.

Особенно важно иметь думающих инженеров в электронной технике. Редкое производство может «похвалиться» таким обилием неясных, до конца не понятых процессов и явлений.

Вот почему мы берем на себя смелость утверждать, что редко где нужно столько думать, как на предприятиях элек­ тронной промышленности. Многие вещи становятся по-настоя­ щему понятными только в ходе производства. И эта ясность не приходит сама собой. Эту ясность вносят думающие спе­ циалисты.

Можно ли в вузе сформировать ученого? Вряд ли. А вот грамотно мыслящего, вооруженного всеми необходимыми сред­ ствами познания человека — можно. Это и будет тот «подго­ товленный ум», о котором говорит Пастер. Однако не рас­ считывайте, что это может произойти без вашего участия.

Путь к этому ведет через лаборатории кафедр и инсти­ тутов, через цеха заводов, через успешно сданные зачеты и экзамены и через студенческую исследовательскую работу, через старательное изучение базовых дисциплин и через по­ стоянное расширение кругозора, через воспитание в себе тру­ долюбия и настойчивости. Только этим путем вы придете к желаемой цели.

93


Наш разгбвор о науке не был бы закончен, если бы мы не остановились на вопросе использования результатов иссле­ дования. Каждое научное исследование должно приносить конкретную практическую пользу. Об этом же говорил еще Леонардо да Винчи. Так что эта проблема не из новых...

Вопрос эффективности научных исследований является и се­ годня одним из самых жгучих вопросов.

Коллективы научных работников расходуют ежедневно огромные средства и материальные ценности. Исследования ведутся в самых различных направлениях. Человеку с узким

кругозором

зачастую трудно оценить перспективность того

или иного

направления, практическую ценность полученных

им же самим результатов. Вот почему исследователю совер­ шенно необходим кругозор, практическая сметка, целеустрем­ ленность и активность.

Все наши усилия должны направляться на скорейшее и наиболее эффективное использование результатов исследова­ ния в науке, технике, народном хозяйстве, обороне страны.

Результаты научных исследований — в практику, на благо

человечества, на общее дело

построения

коммунистического

общества. В этом главная наша задача,

в этом

п а р т и й ­

н о с т ь

нашей науки.

 

 

 

 

«Практическое внедрение

новых

научных идей — это се­

годня не менее важная задача, чем

их разработка, — говорит

в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии товарищ

Леонид

Ильич Брежнев, — ...

Революция

в науке

и технике

требует ... совершенствования планирования и экономического стимулирования, с тем чтобы создать условия, которые в пол­ ной мере способствовали бы скорейшему прохождению новых идей во всей цепи — от изобретения до массового производ­ ства, ставили надежный экономический заслон выпуску уста­ ревшей продукции». Все это — глубоко партийные задачи, и во всем нашем хозяйственном строительстве, пожалуй, нет сегодня задач более актуальных и более ответственных.