Файл: Шматков, Н. А. Пневматические средства автоматизации и механизации в угольной промышленности ЧССР (обзор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство угольной промышленности СССР

ц е н т р а л ь н ы й н а у ч н о -и с с л е д о в а т е л ь с к и и и н с т и т у т

э к о н о м и к и И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Серия «Механизация и автоматизация производственных процессов»

Н. А. ШМАТКОВ, В. Г. ШКВАРЧЕНКО, А. М. ИВАНОВ

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧССР

(О б з о р )

МОСКВА 1974

УДК 622.33.002.5-525(487)

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИЙ И МЕХАНИЗАЦИИ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧССР

Шматков Н. А., Шкварченко В. Г., Иванов А. М.

В настоящем обзоре описывается опыт разработки и эксплуата­ ции пневматических средств автоматизации и малой механизации производственных процессов в угольной промышленности ЧССР.

Рассматриваются пневматические системы для управления кон­ вейерными линиями, выемочными комбайнами, механизмами рельсо­ вого транспорта, участковыми погрузочными пунктами и др.

Приводится краткое описание созданных в ЧССР современных общепромышленных средств пневмоавтоматики и струйной техники.

Рассматриваются вопросы совершенствования шахтного пневма­ тического оборудования и системы диспетчерского контроля и управ­ ления пневматической сетью.

Обзор предназначен для инженерно-технических работников шахт, научно-исследовательских и проектных институтов угольной промыш­ ленности.

При составлении обзора были использованы материалы, пред­ ставленные чехословацкими специалистами Йозефом Манишовским, Владимиром Витом, Яромиром Штадлером, Иржи Босаком, Вацла­

вом

Нунваром.

 

 

 

В обзоре 24 рис,, 4 табл.

 

 

 

 

 

Г"'

t-( л, г чч :1а ^

 

р -

 

-

окаг

 

 

-..но

~ сД'

 

 

 

©

ЦНйЭИуголь, 1974,

.:

тг>

ЗАДА

 

 

 

Н. А. Шматков, В. Г. Шкварченко, А. М. Иванов

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧССР

(Обзор)

 

 

Отв. редактор Л. А. Телицина

 

 

 

 

Редактор

К■ Е. Поляк

 

 

 

 

Техн. редактор А. А. Кададова

 

 

 

 

Корректор А. Г. Холоденко

 

 

Сдано в

набор 18/IV

1974 г.

Подписано в печать 24,/VlI

1974 г.

Т-12777

Формат

бОХЭО’/ш

Печ. л.

3,5.

Уч.-изд. л. 3,64.

Изд. № ТО-2524

Тираж 2950 экз.

 

Цена 36 коп.

Заказ

№ 409

ЦНИЭИуголь. Москва, К-12, пр. Сапунова, д. 13/15 Типография ГОСИНТИ, Москва, Б. Полянка, д. 43


Среди технических средств, используемых для автоматизации производственных процессов в различных отраслях промышленно­ сти, значительное место занимают пневматические средства авто­ матизации.

В последние

годы созданы и освоены элементы и приборы

пневматических

средств автоматизации новых видов — мембран­

ная и струйная техника.

В угольной промышленности СССР пневматические средства и системы управления пока не получили должного развития, хотя они могут широко применяться на угольных предприятиях благо­ даря полной взрывопожаробезопасности, экономичности и высокой работоспособности.

В угольной промышленности Чехословакии пневматические средства управления нашли широкое применение. Поэтому опыт ЧССР в этой области представляет интерес для угольной промыш­ ленности СССР.

СРЕДСТВА И АППАРАТУРА ШАХТНОЙ ПНЕВМОАВТОМАТИКИ

Пневматические средства автоматизации на шахтах ЧССР (Ост- равско-Карвинский бассейн) широко распространены для управле­ ния конвейерными линиями, автоматизации участковых пунктов и загрузочных устройств скиповых подъемов, дистанционного пе­ ревода стрелок и управления приводом вентиляционных дверей, управления комбайнами, автоматизации насосов участкового водо­ отлива.

Технико-экономическая целесообразность широкого внедрения на шахтах бассейна пневматических средств обусловлена следу­ ющими факторами:

полной взрывобезопасностью без каких-либо защитных мер, что очень важно для сверхкатегорных шахт, особенно опасных по вне­ запным выбросам угля и газа;

простотой конструкции, монтажа и обслуживания, легкостью обнаружения неисправностей в шахтных условиях (используется один простейший прибор — манометр);

3

сравнительно малым весом, габаритами и стоимостью аппара­ туры (стоимость комплекта аппаратуры автоматизации конвейер­ ных линий системы MJM-20 более, чем в два с половиной раза ниже стоимости аналогичной аппаратуры в электрическом взры­ вобезопасном исполнении);

высокой работоспособностью в неблагоприятных шахтных ус­ ловиях; это, например, обусловило широкое использование пнев­ матических средств управления на таких весьма рассредоточен­ ных в пространстве объектах, как разветвленные конвейерные ли­ нии с электроприводом.

Широкая механизация и автоматизация производственных про­ цессов на шахтах бассейна считается решающим направлением в повышении эффективности производства и улучшении технико-эко­ номических показателей.

Внедрение средств автоматизации процессов, например, толь­ ко на подземном транспорте позволило снизить за пятилетие ко­ личество обслуживающего персонала по бассейну со 118 до 74 че­ ловек на 1000 тдсбычи угля. Это достигнуто, в частности, благо­ даря широкому внедрению аппаратуры пневмоавтоматики. В на­ стоящее время на шахтах бассейна работают более 1000 конвейе­ ров, автоматизированных пневматическими устройствами, 3500 ди­ станционно управляемых пневмоприводов стрелочных переводов, около 300 вентиляционных шлюзов.

Генеральным планом автоматизации и управления производст­ венными процессами на 1971— 1975 гг. наряду с внедрением элек­ трических средств автоматизации, контроля и диспетчерского уп­ равления предусматривается дальнейшее применение на шахтах серийно выпускаемой аппаратуры пневмоавтоматики (табл. 1).

Аппаратуру автоматизации производственных процессов выпу­ скает в основном Завод автоматизации и механизации (ЗАМ), который находится в подчинении Генеральной дирекции Острав- ско-Карвинского бассейна (ОКБ) и, по существу, представляет собой проектно-конструкторскую и научно-исследовательскую ор­ ганизацию, отвечающую за технический уровень и объём автома­ тизации и управления производственными процессами на шахтах бассейна.

Завод занимается в основном конструированием новой техники, проводит исследовательские работы, изготовляет и испытывает опытные образцы, осуществляет выпуск небольших серий (от 20 до 100 комплектов) средств горной автоматики и механизации и непосредственно осуществляет их внедрение на шахтах.

При выпуске больших партий аппаратуры завод подготавлива­ ет и передает техническую документацию на другие заводы для организации серийного производства.

ЗАМ выпускает аппаратуру широкой номенклатуры практиче­ ски для автоматизации всех производственных процессов шахт и обогатительных фабрик.

4


 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а К

 

 

Цена

 

План выпуска по годам,

комплектов

 

Наименование изделий

Завод-изгото­

комп­

 

 

 

 

 

Примечание

витель

лекта,

1971

1972

1973

1974

1975

 

 

тыс.

всего

 

 

крон

 

 

 

 

 

 

Устройство дистанционного управ­

ЗАМ

3

3

6

6

5

23

ления

комбайнами

на

крутых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пластах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппаратура

управления

стрелоч­

То же

4.5

390

350

310

302

277

1629

ным

переводом с

движущегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

локомотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппаратура

автоматического

от­

 

»

10,0

98

102

95

66

86

477

крывания

шахтных

вентиляци­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

онных дверей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматизированная

погрузочная

 

 

120,0

6

11

7

7

9

40

станция шахтных вагонеток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппаратура

автоматизации

кон­

«Острой-

25,0

265

256

 

 

 

521

вейерных линий системы MJM-10

Ф ридланд»

 

 

 

 

 

 

 

Аппаратура

автоматизации

кон­

ЗАМ

(раз-

30,0

Опытная

____

233

218

180

631

вейерных линий системы MJM-20

работчик)

300,0

партия

 

 

6

 

9

Автоматическая загрузочная стан­

Чб-

к д

1

2

 

ция скипов

 

 

 

 

«Сланы»

 

 

 

 

 

 

 

Монтаж изделия осуще­ ствляет изготовитель и; его стоимость включена в стоимость изделия

То же Для каждой шахты раз­

рабатывают свой проектстанции С 1973 г. заменяется бо-

совершенной д серийного произ-

гва еще не опреде-

чное производство., авляется как сос-

Аппаратура

управления

участко­

БАСТРО

10,0

23

17

10

12

13

75

вой насосной станцией с пневма­

 

 

 

 

 

 

 

 

тическим

или

электрическим

 

 

 

 

 

 

 

 

приводом

 

 

контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

Система диспетчерского

ЗАМ

500,0

2

5

2

3

12

и управления

пневматической

сетью

сл


Из разработок ЗАМа, выполненных в предыдущие годы, наибо­ лее широкое распространение на шахтах бассейна получили пнев­ матические механизмы и средства управления.

Основным направлением конструкторских и научных работ за­ вода в текущей пятилетке в соответствии с генеральным планом является создание экспериментального образца системы централи­ зованного контроля и управления производственными процессами

исоздание на базе вновь строящейся шахты «Старжич» образцо­ во-показательного комплексно автоматизированного предприятия.

Всвязи с этим на ЗАМе разрабатываются электропневматические

иэлектрические средства контроля и управления, приспособлен­ ные к системам централизованного диспетчерского управления.

На заводе большое внимание уделяется изысканию рациональ­ ных форм внедрения и обслуживания все более расширяющейся номенклатуры средств автоматизации, управления и техники без­ опасности. Признано крайне нецелесообразным содержать на каж­ дом угольном предприятии для этих целей необходимый ассорти­ мент запасных частей специального оборудования, измерительной техники, а также располагать необходимым штатом компетентных специалистов. В связи с этим уже в настоящее время в структуре каждого отдела завода организованы группы внедрения и обслу­ живания сравнительно большой численностью — около 140 работ­ ников. По некоторым видам приборов (инфраанализаторы, метанометры, радиоизотопные устройства) укомплектованы группы об­ служивания необходимыми запасными частями и созданы условия

для высококачественного и оперативного обслуживания.

Таким образом, завод автоматизации и механизации играет решающую роль в автоматизации производственных процессов на шахтах бассейна и в настоящее время, по существу, становится фирмой, обеспечивающей разработку, испытание, производство и обслуживание средств горной автоматики.

Аппаратура управления стрелочным переводом с движущегося локомотива. С целью повышения производительности труда и ме­ ханизации ручных работ на подземном транспорте Заводом авто­ матизации и механизации разработана и серийно выпускается ап­ паратура управления стрелочным переводом с движущегося элек­ тровоза.

 

Техническая

характеристика аппаратуры

 

Тип привода.......................................................................

 

Пневматический

Питание ...................................................

 

Сжатый

воздух

Рабочее давление, кгс/см2 ...........................................

.

4—6

Усилие

перевода стрелки

(при 4 кгс/см2), кгс .

195

Усилие

прижатия острия

стрелки к рамному рель­

23,5

су, к гс......................................................................................

 

 

Тип пневматического в е н ти л я ....................................

ОВК.-ЗА

Расстояние между управляющим фартуком и стре­

 

лочным передовом, м ..................................................

 

6—7

В комплект аппаратуры (рис. 1) входят

управляющий фар­

тук 1, выполненный из ку.ска транспортерной

ленты, поворотный

6


валик 2 с секторным копиром, трехходовой пневматический Вен­ тиль 3 с рукояткой 4, резинотканевый воздухопровод 5, пневмо­ привод стрелочного перевода 6 с механическим фиксатором, пас­ сивный указатель 7 положения стрелочного перевода.

В состав аппаратуры входят также фильтр для очистки возду­ ха и отделения влаги, устанавливаемый перед вентилем, и маслораспылитель для смазки внутренней поверхности цилиндра.

Рис. 1. Схема установки и размещения аппаратуры управления стрелочным пе­ реводом с движущегося локомотива

Аппаратура работает следующим образом. При подъезде к стрелочному переводу машинист рукой или рычагом'через отвер­

стие в крыше

локомотива отклоняет вертикально подвешенный

1 фартук на угол

10— 15°, поворачивает секторный копир. Послед­

ний утапливает шток пневматического вентиля, в результате чего происходит подача сжатого воздуха из сети в пневматический ци­ линдр. При перемещении поршня вилка 1 (рис. 2), шарнирно-сое­ диненная со штоком цилиндра, заходит осью 2 в паз трехплечего рычага 3 и поворачивает его. При переходе трехплечего рычага через нейтральное положение под действием пружины 4 происхо­ дит резкая перестановка рычага в новое положение. Ось 5 рыча­ га 3 с одной стороны жестко соединена через проушину 6 с тягой стрелочного перевода (рис. 3), с другой— с указателем поло­ жения.

Таким образом, при повороте рычага из одного положения в другое происходит соответствующая перестановка стрелочного пе­ ревода и указателя его положения. При опускании машинистом фартука последний под воздействием собственной массы устанав­

7

ливается в первоначальное положение. Подпружиненный шток вентиля, возвращаясь в исходное положение, с одной стороны от­ секает подачу сжатого воздуха, с другой — сообщает полость ци­ линдра с атмосферой. Поршень под воздействием пружины, рас­ положенной в полости цилиндра со стороны штока, возвращается в исходное положение и, прижимая опорной плоскостью вилку к корпусу, устанавливает ее в первоначальное положение. При этом

перо стрелки фиксируется в требуемом положении усилием, раз­ виваемым пружиной механического фиксатора. Обеспечение необ­ ходимого усилия прижатия достигается регулировкой длины тяги.

При «псшерстном» движении локомотива перестановка стре­ лочного перевода осуществляется ребордами колес, при этом в пневмоприводе срабатывает только механический фиксатор. В слу­ чае отсутствия пневмоэнергии или неисправности отдельных узлов переключение стрелочного перевода осуществляют вручную с по­ мощью головки указателя положения.

В последнее время чехословацкими специалистами разработан взрывобезопасный электропневматический вентиль, позволяющий