Файл: Шматков, Н. А. Пневматические средства автоматизации и механизации в угольной промышленности ЧССР (обзор).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
Министерство угольной промышленности СССР
ц е н т р а л ь н ы й н а у ч н о -и с с л е д о в а т е л ь с к и и и н с т и т у т
э к о н о м и к и И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Серия «Механизация и автоматизация производственных процессов»
Н. А. ШМАТКОВ, В. Г. ШКВАРЧЕНКО, А. М. ИВАНОВ
ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧССР
(О б з о р )
МОСКВА 1974
УДК 622.33.002.5-525(487)
ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИЙ И МЕХАНИЗАЦИИ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧССР
Шматков Н. А., Шкварченко В. Г., Иванов А. М.
В настоящем обзоре описывается опыт разработки и эксплуата ции пневматических средств автоматизации и малой механизации производственных процессов в угольной промышленности ЧССР.
Рассматриваются пневматические системы для управления кон вейерными линиями, выемочными комбайнами, механизмами рельсо вого транспорта, участковыми погрузочными пунктами и др.
Приводится краткое описание созданных в ЧССР современных общепромышленных средств пневмоавтоматики и струйной техники.
Рассматриваются вопросы совершенствования шахтного пневма тического оборудования и системы диспетчерского контроля и управ ления пневматической сетью.
Обзор предназначен для инженерно-технических работников шахт, научно-исследовательских и проектных институтов угольной промыш ленности.
При составлении обзора были использованы материалы, пред ставленные чехословацкими специалистами Йозефом Манишовским, Владимиром Витом, Яромиром Штадлером, Иржи Босаком, Вацла
вом |
Нунваром. |
|
|
|
В обзоре 24 рис,, 4 табл. |
|
|
|
|
|
|
Г"' |
t-( л, г чч :1а ^ |
|
|
р - |
|
- |
окаг |
|
|
-..но |
~ сД' |
|
|
|
|
||
© |
ЦНйЭИуголь, 1974, |
.: |
тг> |
ЗАДА |
|
|
|
Н. А. Шматков, В. Г. Шкварченко, А. М. Иванов
ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧССР
(Обзор)
|
|
Отв. редактор Л. А. Телицина |
|
|
||
|
|
Редактор |
К■ Е. Поляк |
|
|
|
|
|
Техн. редактор А. А. Кададова |
|
|
||
|
|
Корректор А. Г. Холоденко |
|
|
||
Сдано в |
набор 18/IV |
1974 г. |
Подписано в печать 24,/VlI |
1974 г. |
Т-12777 |
|
Формат |
бОХЭО’/ш |
Печ. л. |
3,5. |
Уч.-изд. л. 3,64. |
Изд. № ТО-2524 |
|
Тираж 2950 экз. |
|
Цена 36 коп. |
Заказ |
№ 409 |
ЦНИЭИуголь. Москва, К-12, пр. Сапунова, д. 13/15 Типография ГОСИНТИ, Москва, Б. Полянка, д. 43
Среди технических средств, используемых для автоматизации производственных процессов в различных отраслях промышленно сти, значительное место занимают пневматические средства авто матизации.
В последние |
годы созданы и освоены элементы и приборы |
пневматических |
средств автоматизации новых видов — мембран |
ная и струйная техника.
В угольной промышленности СССР пневматические средства и системы управления пока не получили должного развития, хотя они могут широко применяться на угольных предприятиях благо даря полной взрывопожаробезопасности, экономичности и высокой работоспособности.
В угольной промышленности Чехословакии пневматические средства управления нашли широкое применение. Поэтому опыт ЧССР в этой области представляет интерес для угольной промыш ленности СССР.
СРЕДСТВА И АППАРАТУРА ШАХТНОЙ ПНЕВМОАВТОМАТИКИ
Пневматические средства автоматизации на шахтах ЧССР (Ост- равско-Карвинский бассейн) широко распространены для управле ния конвейерными линиями, автоматизации участковых пунктов и загрузочных устройств скиповых подъемов, дистанционного пе ревода стрелок и управления приводом вентиляционных дверей, управления комбайнами, автоматизации насосов участкового водо отлива.
Технико-экономическая целесообразность широкого внедрения на шахтах бассейна пневматических средств обусловлена следу ющими факторами:
полной взрывобезопасностью без каких-либо защитных мер, что очень важно для сверхкатегорных шахт, особенно опасных по вне запным выбросам угля и газа;
простотой конструкции, монтажа и обслуживания, легкостью обнаружения неисправностей в шахтных условиях (используется один простейший прибор — манометр);
3
сравнительно малым весом, габаритами и стоимостью аппара туры (стоимость комплекта аппаратуры автоматизации конвейер ных линий системы MJM-20 более, чем в два с половиной раза ниже стоимости аналогичной аппаратуры в электрическом взры вобезопасном исполнении);
высокой работоспособностью в неблагоприятных шахтных ус ловиях; это, например, обусловило широкое использование пнев матических средств управления на таких весьма рассредоточен ных в пространстве объектах, как разветвленные конвейерные ли нии с электроприводом.
Широкая механизация и автоматизация производственных про цессов на шахтах бассейна считается решающим направлением в повышении эффективности производства и улучшении технико-эко номических показателей.
Внедрение средств автоматизации процессов, например, толь ко на подземном транспорте позволило снизить за пятилетие ко личество обслуживающего персонала по бассейну со 118 до 74 че ловек на 1000 тдсбычи угля. Это достигнуто, в частности, благо даря широкому внедрению аппаратуры пневмоавтоматики. В на стоящее время на шахтах бассейна работают более 1000 конвейе ров, автоматизированных пневматическими устройствами, 3500 ди станционно управляемых пневмоприводов стрелочных переводов, около 300 вентиляционных шлюзов.
Генеральным планом автоматизации и управления производст венными процессами на 1971— 1975 гг. наряду с внедрением элек трических средств автоматизации, контроля и диспетчерского уп равления предусматривается дальнейшее применение на шахтах серийно выпускаемой аппаратуры пневмоавтоматики (табл. 1).
Аппаратуру автоматизации производственных процессов выпу скает в основном Завод автоматизации и механизации (ЗАМ), который находится в подчинении Генеральной дирекции Острав- ско-Карвинского бассейна (ОКБ) и, по существу, представляет собой проектно-конструкторскую и научно-исследовательскую ор ганизацию, отвечающую за технический уровень и объём автома тизации и управления производственными процессами на шахтах бассейна.
Завод занимается в основном конструированием новой техники, проводит исследовательские работы, изготовляет и испытывает опытные образцы, осуществляет выпуск небольших серий (от 20 до 100 комплектов) средств горной автоматики и механизации и непосредственно осуществляет их внедрение на шахтах.
При выпуске больших партий аппаратуры завод подготавлива ет и передает техническую документацию на другие заводы для организации серийного производства.
ЗАМ выпускает аппаратуру широкой номенклатуры практиче ски для автоматизации всех производственных процессов шахт и обогатительных фабрик.
4
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а К |
|
|
Цена |
|
План выпуска по годам, |
комплектов |
|
||
Наименование изделий |
Завод-изгото |
комп |
|
|
|
|
|
Примечание |
витель |
лекта, |
1971 |
1972 |
1973 |
1974 |
1975 |
||
|
|
тыс. |
всего |
|||||
|
|
крон |
|
|
|
|
|
|
Устройство дистанционного управ |
ЗАМ |
— |
3 |
3 |
6 |
6 |
5 |
23 |
||||||
ления |
комбайнами |
на |
крутых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
пластах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аппаратура |
управления |
стрелоч |
То же |
4.5 |
390 |
350 |
310 |
302 |
277 |
1629 |
||||
ным |
переводом с |
движущегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
локомотива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Аппаратура |
автоматического |
от |
|
» |
10,0 |
98 |
102 |
95 |
66 |
86 |
477 |
|||
крывания |
шахтных |
вентиляци |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
онных дверей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Автоматизированная |
погрузочная |
|
|
120,0 |
6 |
11 |
7 |
7 |
9 |
40 |
||||
станция шахтных вагонеток |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Аппаратура |
автоматизации |
кон |
«Острой- |
25,0 |
265 |
256 |
|
|
|
521 |
||||
вейерных линий системы MJM-10 |
Ф ридланд» |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Аппаратура |
автоматизации |
кон |
ЗАМ |
(раз- |
30,0 |
Опытная |
____ |
233 |
218 |
180 |
631 |
|||
вейерных линий системы MJM-20 |
работчик) |
300,0 |
партия |
|
|
6 |
|
9 |
||||||
Автоматическая загрузочная стан |
Чб- |
к д |
1 |
2 |
|
— |
||||||||
ция скипов |
|
|
|
|
«Сланы» |
|
|
|
|
|
|
|
Монтаж изделия осуще ствляет изготовитель и; его стоимость включена в стоимость изделия
То же Для каждой шахты раз
рабатывают свой проектстанции С 1973 г. заменяется бо-
совершенной д серийного произ-
гва еще не опреде-
чное производство., авляется как сос-
Аппаратура |
управления |
участко |
БАСТРО |
10,0 |
23 |
17 |
10 |
12 |
13 |
75 |
|
вой насосной станцией с пневма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
тическим |
или |
электрическим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приводом |
|
|
контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
Система диспетчерского |
ЗАМ |
500,0 |
2 |
5 |
2 |
3 |
— |
12 |
|||
и управления |
пневматической |
сетью
сл
Из разработок ЗАМа, выполненных в предыдущие годы, наибо лее широкое распространение на шахтах бассейна получили пнев матические механизмы и средства управления.
Основным направлением конструкторских и научных работ за вода в текущей пятилетке в соответствии с генеральным планом является создание экспериментального образца системы централи зованного контроля и управления производственными процессами
исоздание на базе вновь строящейся шахты «Старжич» образцо во-показательного комплексно автоматизированного предприятия.
Всвязи с этим на ЗАМе разрабатываются электропневматические
иэлектрические средства контроля и управления, приспособлен ные к системам централизованного диспетчерского управления.
На заводе большое внимание уделяется изысканию рациональ ных форм внедрения и обслуживания все более расширяющейся номенклатуры средств автоматизации, управления и техники без опасности. Признано крайне нецелесообразным содержать на каж дом угольном предприятии для этих целей необходимый ассорти мент запасных частей специального оборудования, измерительной техники, а также располагать необходимым штатом компетентных специалистов. В связи с этим уже в настоящее время в структуре каждого отдела завода организованы группы внедрения и обслу живания сравнительно большой численностью — около 140 работ ников. По некоторым видам приборов (инфраанализаторы, метанометры, радиоизотопные устройства) укомплектованы группы об служивания необходимыми запасными частями и созданы условия
для высококачественного и оперативного обслуживания.
Таким образом, завод автоматизации и механизации играет решающую роль в автоматизации производственных процессов на шахтах бассейна и в настоящее время, по существу, становится фирмой, обеспечивающей разработку, испытание, производство и обслуживание средств горной автоматики.
Аппаратура управления стрелочным переводом с движущегося локомотива. С целью повышения производительности труда и ме ханизации ручных работ на подземном транспорте Заводом авто матизации и механизации разработана и серийно выпускается ап паратура управления стрелочным переводом с движущегося элек тровоза.
|
Техническая |
характеристика аппаратуры |
|
|
Тип привода....................................................................... |
|
Пневматический |
||
Питание ................................................... |
|
Сжатый |
воздух |
|
Рабочее давление, кгс/см2 ........................................... |
. |
4—6 |
||
Усилие |
перевода стрелки |
(при 4 кгс/см2), кгс . |
195 |
|
Усилие |
прижатия острия |
стрелки к рамному рель |
23,5 |
|
су, к гс...................................................................................... |
|
|
||
Тип пневматического в е н ти л я .................................... |
ОВК.-ЗА |
|||
Расстояние между управляющим фартуком и стре |
|
|||
лочным передовом, м .................................................. |
|
6—7 |
||
В комплект аппаратуры (рис. 1) входят |
управляющий фар |
|||
тук 1, выполненный из ку.ска транспортерной |
ленты, поворотный |
6
валик 2 с секторным копиром, трехходовой пневматический Вен тиль 3 с рукояткой 4, резинотканевый воздухопровод 5, пневмо привод стрелочного перевода 6 с механическим фиксатором, пас сивный указатель 7 положения стрелочного перевода.
В состав аппаратуры входят также фильтр для очистки возду ха и отделения влаги, устанавливаемый перед вентилем, и маслораспылитель для смазки внутренней поверхности цилиндра.
Рис. 1. Схема установки и размещения аппаратуры управления стрелочным пе реводом с движущегося локомотива
Аппаратура работает следующим образом. При подъезде к стрелочному переводу машинист рукой или рычагом'через отвер
стие в крыше |
локомотива отклоняет вертикально подвешенный |
1 фартук на угол |
10— 15°, поворачивает секторный копир. Послед |
ний утапливает шток пневматического вентиля, в результате чего происходит подача сжатого воздуха из сети в пневматический ци линдр. При перемещении поршня вилка 1 (рис. 2), шарнирно-сое диненная со штоком цилиндра, заходит осью 2 в паз трехплечего рычага 3 и поворачивает его. При переходе трехплечего рычага через нейтральное положение под действием пружины 4 происхо дит резкая перестановка рычага в новое положение. Ось 5 рыча га 3 с одной стороны жестко соединена через проушину 6 с тягой стрелочного перевода (рис. 3), с другой— с указателем поло жения.
Таким образом, при повороте рычага из одного положения в другое происходит соответствующая перестановка стрелочного пе ревода и указателя его положения. При опускании машинистом фартука последний под воздействием собственной массы устанав
7
ливается в первоначальное положение. Подпружиненный шток вентиля, возвращаясь в исходное положение, с одной стороны от секает подачу сжатого воздуха, с другой — сообщает полость ци линдра с атмосферой. Поршень под воздействием пружины, рас положенной в полости цилиндра со стороны штока, возвращается в исходное положение и, прижимая опорной плоскостью вилку к корпусу, устанавливает ее в первоначальное положение. При этом
перо стрелки фиксируется в требуемом положении усилием, раз виваемым пружиной механического фиксатора. Обеспечение необ ходимого усилия прижатия достигается регулировкой длины тяги.
При «псшерстном» движении локомотива перестановка стре лочного перевода осуществляется ребордами колес, при этом в пневмоприводе срабатывает только механический фиксатор. В слу чае отсутствия пневмоэнергии или неисправности отдельных узлов переключение стрелочного перевода осуществляют вручную с по мощью головки указателя положения.
В последнее время чехословацкими специалистами разработан взрывобезопасный электропневматический вентиль, позволяющий