Файл: Шубин, М. А. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ
БАМ
М. А. ШУБИН
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ
РАБОТЫ ПРИ СООРУЖЕНИИ
ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
УДК 625.122
Подготовительные работы при сооруже нии земляного полотна железной дороги.
Ш у б и н М. А., |
М., «Транспорт», |
1974, с. |
80. |
|
В |
настоящей |
книге рассмотрены |
со |
|
став |
и технология выполнения |
работ |
по |
|
восстановлению |
и закреплению |
трассы |
и |
разбивке земляного полотна перед его со оружением, а также технология механизи рованных земляных работ при устройстве нагорных и водоотводных канав и подго товке оснований под насыпи в различных условиях. Отражены особенности выпол нения этих работ в сложных топографиче ских и геологических условиях, характер ных для районов пролегания трассы БАМ.
Рис. 30, табл. 4.
Гос. публичная научно-техническая
библиотека
Э К З Е М П Л Я Р ЧИТАЛЬН О ГО ЗА Л А
31802-557 Ш049(01)-74 БЗ-74-15-74
(g) Издательство «Транспорт», Ш14
ПРЕДИСЛОВИЕ
Трасса Байкало-Амурской магистрали протяженностью около 3200 км будет проложена в горнотаежной местности и пересечет несколько горных хребтов. Магистраль на про тяжении почти половины длины будет расположена в зоне вечной мерзлоты и около l/s трассы пройдет по марям и бо лотам.
На Байкало-Амурской магистрали предстоит построить более 3000 искусственных сооружений, из них 142 больших моста, в том числе мосты через полноводные реки Лену, Зею, Амур и другие. В торных хребтах намечено проло жить крупные тоннели. Объем грунтов, которые предстоит переместить при сооружении земляного полотна, составит около 300 млн. м3, из них более половины — скальные и мерзлые грунты.
Земляное полотно БАМ является сложным, трудоем ким, и дорогостоящим инженерным сооружением. На его долю приходится более четверти общей стоимости строи тельства магистрали.
Темп, стоимость строительных работ, трудоемкость воз ведения земляного полотна и качество его сооружения во многом зависят от своевременного выполнения подготови тельных работ, к которым относятся:
восстановление и закрепление трассы железной дороги, разбивка и закрепление полосы отвода и находящихся за
еепределами площадей для размещения карьеров; удаление мелколесья, кустарника, пней и крупных
камней;
3
детальная разбивка земляного полотна; устройство землевозных дорог; -
устройство нагорных, водоотводных и других канав; подготовка оснований под насыпи; выполнение комплекса подготовительных работ по со
оружению земляного полотна в зимнее время; осушение заболоченных и переувлажненных участков
для возведения земляного полотна.
В книге отражены особенности выполнения подго товительных работ при сооружении земляного полотна в мерзлых, полускальных и скальных грунтах, на болотах, марях, участках с подземными льдами и каменных россы пях.
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЯНОМ ПОЛОТНЕ
З е м л я н о е п о л о т н о |
представляет |
собой грунтовое |
||||||||
инженерное сооружение, |
предназначенное |
для укладки |
||||||||
верхнего строения пути. Земляное полотно состоит из |
н а |
|||||||||
с ыпе й , |
в ы е м о к , |
в о д о о т в о д н ы х |
у с т р о й с т в , |
а |
||||||
также з а щ и т н ы х , |
у к р е п и т е л ь н ы х |
и других |
с о - |
|||||||
о р у ж е н и й . |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
На косогорах земляное |
полотно иногда |
устраивают |
в |
|||||||
виде |
п о л у н а с ы п е й и п о л у в ы е м о к . |
Места перехода |
||||||||
земляного полотна |
из насыпи в выемку, |
где земляное по |
||||||||
лотно на коротком протяжении |
находится в уровне с зем |
|||||||||
ной |
поверхностью, |
называют |
н у л е в ы м и |
м е с т а м и . |
||||||
Для сооружения земляного полотна используют разно |
||||||||||
образные |
грунты, которые |
подразделяют |
на следующие |
виды:
скальные, получаемые посредством разрушения скаль ных пород, залегающих в естественных условиях в виде сплошного или трещиноватого массива;
крупнообломочные, залегающие в естественных усло виях в виде аллювиальных и делювиальных отложений или россыпей;
песчаные; глинистые.
С к а л ь н ы е грунты различают по сопротивлению сжа тию, растворимости и размягчаемое™ в воде, а также под верженности выветриванию. Показатели сопротивления сжатию и растворимости скальных грунтов, используемых для земляного полотна, не нормируются.
5
Т а б л и ц а 1
Характеристика крупнообломочных |
и песчаных грунтов |
по |
|||
содержанию частиц |
|
|
|
|
|
|
|
размер частиц |
Содержание час |
||
|
Виды грунтов |
тиц основных |
|||
|
основных фракций |
фракций в % от |
|||
|
|
в мм |
|
общего веса |
|
|
|
|
|
сухого грунта |
|
К р у п н о о б л о м о ч н ы е |
|
|
|
|
|
Грунт глыбовый (при преобладании |
Крупнее 200 |
Более 50 |
|||
окатанных камней— валунный) . . . |
|||||
Грунт щебенистый (при преобладании |
» |
|
» |
50 |
|
окатанных частиц— галечниковый) . |
10 |
||||
Грунт дресвяный (при преобладании |
» ' |
2 |
» |
50 |
|
окатанных частиц — гравийный) . . |
|||||
П е с ч а н ы е |
|
|
|
|
|
Песок гравелистый................................ |
Крупнее 2 |
Более 25, но ме |
|||
» |
крупный |
» |
0,5 |
нее 50 |
|
Более 50 |
|||||
;» |
средней крупности.................... |
» |
0,25 |
» |
50 |
» |
мелкий ........................................ |
» |
0,1 |
» |
75 |
» |
пылеватый.................................... |
» |
0 ,1 |
Менее 75 |
По степени выветриваемое™ скальные |
грунты разде |
ляют на с л а б о в ы в е т р и в а ю щ и е с я |
и л е г к о в ы - |
в е т р и в а ю щ и е с я . |
|
К р у п н о о б л о м о ч н ы е и п е с ч а н ы е |
грунты в за |
висимости от их зернового состава разделяют на виды, ука занные в табл. 1.
По степени водопроницаемости грунты, используемые для железнодорожных насыпей, разделяют на дренирую щие и недренирующие.
К дренирующим грунтам относят скальные и крупно обломочные грунты, пески гравелистые, крупные и средней крупности, а также пески мелкие и пылеватые, удовлетво ряющие одному из следующих условий: коэффициент
6
фильтрации грунта (скорость протекания воды через грунт за сутки) должен быть ^ 0 ,5 м/сутки; содержание (по ве су) частиц размером меньше 0,1 мм должно быть *£Л5°/о, в в том числе размером менее 0,005 мм — =512%.
К н е д р е н и р у ю щ и м грунтам относят глинистые грунты, а также мелкие пески, не удовлетворяющие выше указанным условиям.
Г л и н и с т ы е грунты в зависимости от их зернового состава и числа пластичности подразделяются на супеси, суглинки и глины.
Ч и с л о м п л а с т и ч н о с т и wB называют разницу меж ду влажностью на границе текучести wT и влажностью на границе раскатывания дор. Г р а н и ц е й т е к у ч е с т и назы вают весовую влажность теста, изготовленного из грунта и воды, при которой специальный балансирный конус погру жается в образец под действием собственного веса на глу бину 10 мм за время 5 с. Г р а н и ц е й р а с к а т ы в а н и я называют такую весовую влажность грунта, при которой грунтовое тесто, раскатываемое в жгутик толщиной 3 мм, начинает разламываться. Значение границы текучести и границы раскатывания определяют в лабораторных усло виях.
Глинистые грунты различных видов имеют следующие значения числа пластичности:
С у п е с ь ................ |
1 |
^ |
и>п5^ 7 |
||
Суглинок легкий . |
7 |
< |
a>„s£l2 |
||
» |
тяжелый |
12 |
< |
wn <g 17 |
|
Глина песчанистая |
17 < |
г»п ^ |
27 |
||
» |
жирная . . |
|
|
&'п > |
27 |
Земляное полотно сооружают по заранее разработан
ным проектам, составной частью которых |
являются про |
дольный и поперечные профили земляного полотна. |
|
П о п е р е ч н ы м п р о ф и л е м земляного |
полотна назы |
вают его поперечный разрез вертикальной плоскостью, пер пендикулярной продольной оси пути.
7
В обычных условиях и из обычных грунтов земляное по лотно сооружают по типовым, поперечным профилям (рис. 1). К настоящему времени институтом Мосгипротранс издан Альбом, в который внесены около 40 типов попереч ных профилей для различных условий.
Верхнюю часть насыпи или дно выемки, на которые ук
ладывают |
балластный слой, |
называют о с н о в н о й |
п л о |
щ а д к о й |
земляного полотна. |
Полоса поверхности |
земли, |
на которую опирается насыпь, |
носит название о с н о в а н и я |
на с ыпи .
Линия пересечения основной площадки насыпи с ее от
косом образует б р о в к у н а с ып и , а линия пересечения |
|||
основной |
площадки |
выемки с |
путевым откосом кювета — |
б р о в к у |
в ы е м к и . |
В общем случае эти бровки называют |
|
бровками земляного полотна. |
|
||
Расстояние между бровками |
основной площадки при |
нимают за ширину основной площадки или ширину земля ного полотна. Ширина основной площадки насыпей и выемок одинакова и зависит от категории дороги, числа путей и вида грунтов.
Ширина земляного полотна, установленная Указаниями по проектированию земляного полотна железных и автомо бильных дорог СН 449-72, приведена в табл. 2.
К а т е г о р и ю железной дороги определяют в зависи мости от значения ее в общей сети железных дорог СССР, а также характера, размеров и темпа роста перевозок.
БАМ отнесена к железным дорогам I категории, для которых ширина земляного полотна в глинистых грунтах равна 6,5 м, а в скальных, крупнообломочных и песчаных дренирующих — 5,8 м.
Земляное полотно в кривых участках с внешней сторо ны проектируют с у ш и р е н и е м , величину которого при нимают в зависимости от радиуса кривой (табл. 3). Это уширение вызывается тем, что наружный рельс уклады вают выше внутреннего за счет увеличения толщины бал ластного слоя также с внешней стороны.
8