Файл: Караева, И. А. Свинцово-цинковая, кадмиевая, висмутовая промышленность капиталистических и развивающихся стран в 1973 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ства автомобилей меньших размеров, в которых будет использо­ ваться меньшее количество свинца [58j.

С Однако, по мнению руководителей ряда ведущих американских фирм, к 1980 г, потребление свинца в аккумуляторной промышлен­ ности возрастет. Представитель 'Ъэттэри каунсил интернейшнл"

предполагает, что среднегодовые темпы роста использования свин­ ца в аккумуляторах составят 4,5$ до 1976 г. и, возможно, даже до 1980 г., что приведет к росту в размере около 36$ по срав­ нению с текущим уровнем. Вице-президент фирмы "Сент Джоу" пред­ полагает более умеренные темпы роста до 1980 г. - всего 3%.

В капиталистических странах большое внимание уделяется разработке различных типов аккумуляторных батарей. В США раз­ работан новый тип батарей - кальций-свинцовые аккумуляторы. По­ лагают, что в ряде случаев этот тип может с успехом заменить широко применяемые в настоящее время свинцово-кислотные.

ВВеликобритании в исследовательском центре по проблемам электричества разработан сернисто-натриевый аккумулятор, кото­ рый, как полагают, может применяться в автобусах городского ти­ па и легковых автомобилях, и будучи в пять раз легче и в три раза меньше кислотных аккумуляторов, может успешно с ними кон­ курировать.

ВЯпонии имеется пятилетняя программа по развитию электро­ автомобилей. В связи с этим японское правительство ассигновало около 14 млн. долл, на разработку этого вида автомобилей на пе­ риод I97I-I975 гг. В стране в настоящее время различными фирма­ ми разрабатываются несколько типов аккумуляторов для электроаз-

томобилей: свинцовые с многослойным электродом, соединенные с

цикк-воздушными элементами и элементами с фиксированным элек­ тролитом; свинцовые с пористыми пластинчатыми электродами;

натрий-серные; цинк-воздушные с циркулирующим электролитом и др. В США Транспортной исследовательской группой высказывается мнение, что изменения в конструкции и технологии аккумулятор­ ных батарей вряд ли будут иметь место до конца текущего деся­ тилетия. Указывается, что несмотря на наличие в настоящее вре­ мя довольно большого числа конструкций батарей, ни одна из них не может быть названа идеальной. Наиболее перспективными, по мнению группы, явятся серебряно-цинковые батареи, разработка технологии производства которых возможна не ранее 80-х годов

[59].

К числу ведущих областей потребления свинца относится также производство тетраэтила свинца, крупнейшим производите­ лем которого являются США (см. табл. 15). На производство тет5С



раэтила свинца в 1973 г., особенно заметно в последние месяцы, повлиял энергетический кризис: снижение в конце года производ­ ства бензина повлекло за собой и сокращение использования свин­ ца в качестве антвдетонационных добавок.

В ноябре 1973 г.Агентством по защите окружающей среды ("И Пи Эй") объявлены новые нормы использования тетраэтила свинца в качестве добавок к бензину. В соответствии с этими нормами содержание свинца во всех сортах бензина должно быть

снижено до 0,45 г/л к 1975 г. и в дальнейшем - до

0,21 г/л

к 1978 г по сравнению с действующим нормативом

содержа­

ния свинца, равным 0,53 г/л. В Канаде намечается ограничить содержание свинца до 0,55 г/л к 1975 г. [60^.

По оценке "И Пи Эй", новый ограничительный закон повлечет за собой дополнительные капиталовложения в размере 75 млн.долл,

к1975 г. в нефтеперерабатывающую промышленность £б1].

Всвязи с энергетическим кризисом в ряде капиталистичес­ ких стран откладываются мероприятия по ограничению содержания свинца в бензине. Так, в Японии откладывается введение безсвинцового бензина, намечавшееся на 1974 г. Основной причиной от­ срочки является то обстоятельство, что производство бензина без свинца требует значительно больше сырой нефти. По оценке зару­ бежных специалистов, использование свинца экономит от'1 до 5/ нефти. В Великобритании правительством также временно отклады­ ваются мероприятия по ограничению содержания свинца в бензине. Это позволит сэкономить 300 тыс.т нв1рти в год£6lJ.

В1973 г. использование свинца для оболочек кабеля про­

должало оставаться на уровне 1972 г. в США на эти цели было из­ расходовано 2,8/, в Великобритании - 12/, в Японии - 6/, в ФРГ

-15/ свинца.

Впроизводстве свинцовых сплавов ведущей страной остава­ лись США (210 тыс.т); удельный-вес этой статьи потребления со­

ставил 15/.

Традиционной областью потребления свинца являются листы и трубы. Значительные количества свинца в виде листов и труб потребляются в Великобритании, ФРГ, США и Японии. Доля свинца, используемого на эти цели, за последние годы относительно ста­ бильна и в.1973 г. по вышеуказанным странам составила соответ­ ственно, /: 15, 15, 27, 13.

Международной исследовательскойгруппойпо свинцу и цин­ ку (ИЛЗР0) проводятся обширные исследования по изучению раз­ личных сфер применения свинца. В частности, работы последних лет были направлены на применение свинца: в архитектуре; свин-

51


ца, обработанного давлением; для покрытия кабелей; в аккумуля­ торах; в органосвинцовых соединениях; в керамической промыш­ ленности и др.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СВИНЦОМ

Объем внешней торговли свинцом в капиталистическом мире в 1973 г. возрос под влиянием высокого спроса на свинец. Объем экспорта свинца в концентратах составил, по предварительным данным, 600-тыс.т, т.е. увеличился на 5$.

Ведущими поставщиками свинцовых концентратов на капита­ листическом рынке являются Канада, Перу, которые продали в 1973 г. соответственно 183 и 170 тыс.т свинца в концентратах. Из Канады концентраты направлялись в основном в Японию (81 тыс.т), (Ж (20 тыс.т) и ФРГ (16 тыс.т); из Перу - в США

(20 тыс.т), Японию (10 тыс.т) и страны Западной Европы [29].. Крупнейшими потребителями свинцовых концентратов являют­

ся Япония, США, Франция, ФРГ, Бельгия. Доля этих пяти стран в общем объеме импорта свинца в концентратах составила в 1973 г. 88% ^абл. 16).

В1973 г. возрос объем торговли металлом. Экспорт черно­ вого и рафинированного металла составил 960 тыс.т,т.е. повысил­ ся на 4$. Увеличились поставки металла из Перу, Мексики, Вели­ кобритании, ФРГ, Бельгии.

Внаибольшей степени ввоз свинца увеличился в Японию

(в 10,5 раз по сравнению с 1972 г.), причем, по имеющимся сооб­ щениям, в условиях наметившегося разрыва меяду потреблением и производством многие компании начали переходить на систему за­ купок этого металла на внешнем рынке по долгосрочным контрак­ там. До сих пор на базе таких договоров в страну ввозились преимущественно свинцовые руды и концентраты.

Импорт свинца в США сократился на 25$, несмотря на нехват­ ку металла на американском рынке, что, помимо высокой конкурен­ тоспособности местных поставщиков, объясняется сокращением по­ ставок австралийскими и канадскими фирмами из-за конфликта с американской компанией "Бункер-Хилл",которая в феврале 1973 г. возбудила перед Министерством финансов ходатайство о применении в отношении этих фирм антидемпинговых пошлин. Вместес тем., обычно на эти страны приходилось около половины свинца, заку­ паемого Соединенными Штатами на внешнем ринке.

52

Внешняя торговля свинцом

 

 

Т а б л и ц а 16

(по ведущим странам), тыс.т ^287

Континенты

1965

1969

Годы

1972

1973

и страны

1970

1971

Экспорт свинца в концентратах (по содержанию свинца)

Америка

20

25

26

23

20

20'

Боливия .....

Канада ......

97

127

150

181

162

183

Перу.......

66

81

96

146

166

170

Европа

--

62

64

50

53

55

Ирландия ....

Швеция ......

24

27

27

40

31

33

Австоалия ....

75

69

80

48

38

43

Экспорт чернового и рафинированного

свинца

Америка

J 117

97

139

124

128

НО

Канада.....

Мексика .....

НО

87

94

78

85

90

Перу.......

85

75

63

60

77

78

Европа

71

54

64

49

47

55

Бельгия .....

Великобритания . 45

127

137

131

117

120

Франция .....

15

10

22

28

18

19

ФРГ ........

10

36

48

60

57

58

Африка

16

23

22

25

25

20

Замбия ......

ЮАР ........

58

55

48

61

40

49

Австралия ...

.230

275

302

292

267

280

 

Импорт свинца в концентратаX

 

 

Америка

(по содери1нию металла)

 

 

III

100

102

60

92

93

США........

Европа

78

51

56

43

56

51

Бельгия ...

Великобритания

21

47

35

43

23

31

Франция .....

91

87

96

105

112

НО

ФРГ........

79

131

161

126

114

95

Азия

39

119

136

143

127

150

Япония ......


 

 

 

 

 

Продолжение табл. 16

Континенты

1965

1969

1970

Годы

1972

1973

и страны

1971

Импорт чернового и рафинированного

 

Америка

 

CBipma

 

 

 

202

252

222

177

221

162

США .........

Евцопа-

215

229

255

230

206

214

Великобритания ..

Италия ......

46

65

120

ИЗ

144

130

Нидерланды ...

51

56

57

69

37

46

Франция ......

28

54

50

42

45

40

ФРГ .........

115

109

123

123

117

132

Азия

38

26

30

22

37

40

Индия .......

Япония ......

38

8

2

4

4

50

ЦЕНЫ НА СВИНЕЦ

Втечение всего 1973 г. на капиталистическом рынке свин­ ца наблюдался рост цен, который был вызван прежде всего паде­ нием покупательной способности фунта стерлингов и большинства других валют капиталистических стран, а также активными спеку­ лятивными операциями на Лондонской бирже металлов. По ценам английских экспертов, обесценение фунта стерлингов явилось при­ чиной повышения цен примерно на 14-15$. Рост спекуляций на Лон­ донской бирже металлов стимулировался валютными потрясениями, а также военными действиями на Ближнем Востоке.

Виюле на Лондонской бирже металлов среднемесячная коти­ ровка превысила максимальный послевоенный уровень (август 1951 г.), который был достигнут в связи с войной в Корее.

4 декабря 1973 г. была отмечена наивысшая котировка за весь год - 330 ф.ст. за тонну (808 долл.). В среднем за декабрь она составила 256 ф.ст. (627 долл.), что примерно на 90$ выше январского уровня. Среднегодовая цена на свинец в 1973 г. была на 43$ выше, чем в 1972 г. (табл. 17).

На рынке СШ1А справочные цены на свинец в 1973 г. повыша­ лись четыре раза» В январе-феврале они возросли с 15 центов за англофунт (331 долл/т) до 15,5 центов (342 долл.), в марте - до 16 центов (353 долл.) и с I мая до 16,5 центов (364 долл.). 54