Файл: Кривенко, Е. И. Технологические процессы на предприятиях автосервиса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
V. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ |
і |
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОСЕРВИСА |
л |
ifc |
|
|
г |
Москва 1974
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
(НИИНАВТОПРОМ)
К |
Эксплуатация, техническое обслуживание |
УДК 629.119.2 |
и |
ремонт автомобилей |
|
Канд. техн. наук Е.И. КРИВЕНКО, В.И. КАНИН
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОСЕРВИСА
Москва 1974
¿УМ
В обзоре рассматриваются основные прин ципы технологии технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, на типовых станциях технического обслуживания.
Излагаются основы организации производст венного процесса с учетом особенностей обслу живания легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.
Дается краткий анализ производственного процесса и технологии обслуживания за рубе
жом.
Научный редактор профессор, д-р техн.наук Л.Н, ДАВИДОВИЧ
Рецензент Д.В. ЛЯЛИН
Научно-исследовательский институт информации автомобильной промышленности (НИИНавтопром), 1974
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА В СССР
В настоящее время нреобладающую часть (72%) парка легковых автомобилей составляют автомобили личного пользования £ 2 ]. В дальнейшем доля их в об щем парке легковых автомобилей страны будет воз растать. Только в Ѳ-ой пятилетке планируется продать населению 2600 тыс. легковых автомобилей, т.е. в шесть раз больше, чем в предыдущей пятилетке £nj, Согласно директивным планам 9-ой пятилетки общее количество легковых автомобилей, принадлежащих граж данам, на конец пятилетки составит свыше 4,0 млн.
[25] .
Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии требует значительных трудовых и денежных затрат. Так, например, в США ежегодно тратится на эти цели 20-25 млрд, долл., что в среднем составляет от 150 до 250 долл, в год на один автомобиль в зави симости от его типа и модели.
В целях сокращения затрат на техническое обслужи вание (ТО), текущий ремонт (TP) и запасные части* внедряются мероприятия, способствующие повышению надежности и приспособленности автомобилей к профи лактическому обслуживанию и ремонту. В текущей пя тилетке предусмотрено применение 'вечных" смазок, саморегулирующихся тормозов, самоконтрящихся кре пежных соединений, применение узлов трения, не тре бующих смазки, унифицирование сортов смазочных ма териалов и Т.П., что позволит значительно снизить тру доемкость обслуживания автомобилей.
Трудоемкость технического обслуживания и ремон та в зарубежных странах м ожно характеризовать слѳ-
- 3 -
дующими данными:- для автомобиля фирмы Renault выпуска до 1968 г. средняя годовая трудоемкость сос тавляла около 30 ч, для автомобилей этой же фирмы выпуска 1870 г» - соответственно около 20 ч. В ФРГ продолжительность технического обслуживания автомо билей Wolkswagen с 1858 г. по 1972 г. уменьшила« почти в 3 раза. Аналогичная тенденция наблюдается и в отечественной автомобильной промышленности. В нашей стране интенсивно развивается новая сфера обслуживания легковых автомобилей| принадлежащих гражданам, в де ятельность которой входит проектирование, строительст во и содержание станций технического обслуживании и ремонта автомобилей, разработка новых методов органи зации и высокопроизводительной технологии технического, обслуживания и ремонта автомобилей, организация беспе ребойного обеспечения станций запасными частями, ма териалами и изделиями, оснащение станций современным оборудованием, в первую очередь диагностическим,с при влечением к работе высококвалифицированных-специалис тов в данной области.
Основным типом автообслуживающих предприятий, призванных производить ТО и ремонт легковых автомо билей индивидуального пользования, являются станции технического обслуживания (СТО). Развитие сети СТО
в СССР отражено в табл. |
1. |
|
Та блица 1 |
|||
Характеристика системы автосервиса |
||||||
|
|
|
||||
Показатели |
|
Годы |
|
|
||
1868 |
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
||
|
||||||
Количество станций тех |
|
|
|
|
|
|
нического обслуживания |
284 |
368 |
421 |
570 |
6Q5 |
|
Наличие мощностей стан |
|
|
|
|
|
|
ций (рабочих постов) ... |
2140 |
2180 |
2531 |
3565 |
4811 |
В настоящее время проектными организациями раз работаны проекты станций технического обслуживания
- 4 -
различной мощности, отвечающих мировому современ ному уровню в области организадии и технологии тех нического обслуживания и ремонта [41- К ним от носятся: типовые проекты стаяпий на 6, 11, 16 и 26 рабочих постов; индивидуальные проекты станций (центров ТО) на 60, 100 и 280 рабочих постов, а так же фирменные станции автозавода ВАЗ в г. Тольятти и АЗЛК в Москве.
На станциях предусмотрено проведение предпродаж ного обслуживания, технического обслуживания как на гарантийном, так и на послегарантийном периоде экс плуатации, текущих, аварийных и капитальных ремон тов, мойки автомобилей и других видов услуг. Кро ме того, при СТО мощностью 26 рабочих постов и бо лее предусмотрена продажа новых и подержанных ав томобилей. Генеральный план типовой СТО (на 26 по стов) приведен на рис. 1.
Кроме станций технического обслуживания предус матривается строительство автозаправочных станций (АЗС) с постами технического обслуживания, где будут продаваться запаоиые части первой необходимос ти, автомобильные принадлежности и материалы.
Типовые станции предназначены дли выполнения ТО и текущего ремонта легковых автомобилей, в ос новном на базе замены деталей, узлов и агрегатов. Предусмотрена также продажа запасных и автомобиль ных принадлежностей.
В типовых проектах предусматривается применение наиболее современного технологического оборудования, выпускаемого как отечественной, так и зарубежной промышленностью (ПНР, ВНР, ЧССР и др»). Кроме того, запроектированы посты для самообслуживания автомобилей, на которых владельцы смогут самостоя тельно выполнять несложные работы.
Основные показатели типовых СТО приведены в табл. 2.
Создание новых СТО уже на стадии проектирования требует принципиально нового подхода к планировоч ным и технологическим решениям. В настоящее время
- 5 -
166,000
Проезд общего пользования
Рис. 1. Генеральный план СТО на 25 постов: 1 - производственная часть главного корпуса; 2 - ад министративно-бытовая часть главного корпуса; 3 -
участок приемки-выдачи автомобилей? 4 - магазин про дажи автомобилей; 6 — здание постовсамообслуживания» б - навес для готовых автомобилей; 7,8 - открытые стоянки автомобилей; 8 - очистные сооружения оборот ного водоснабжения; Ю - очистные сооружения дожде
вых вод
- 8 -
Таблица 2
Основные показатели типовых проектов СТО |
|
||||
Показатели |
Мощность станции |
||||
6 |
15 |
25 |
50 |
||
|
|||||
|
постов |
постов |
постов |
постов |
|
Номер типового |
ОРЗ-133 |
|
|
|
|
проекта .................... |
503-127 |
503-128 |
АвтоВАЗ |
||
Количество комп- |
|
|
|
|
|
лексно-обслужива- |
720 |
|
|
|
|
еыых автомобилей |
1884 |
3770 |
13000 |
||
Количество автомо- |
3800 |
|
|
|
|
билезаездов в год |
8420 |
18850 |
41600 |
||
Количество автомо |
|
|
|
|
|
билей, продаваемых |
|
|
|
|
|
в год .................. . |
|
|
2000 |
5000 |
|
Количество автомо— |
в |
|
54х |
152Х |
|
билемест в здании |
35 |
||||
Численность персо |
|
|
|
|
|
нала: |
36 |
87 |
165 |
|
|
всего ................. |
330 |
||||
в том числе ра |
30 |
77 |
|
|
|
бочих* ................ |
141 |
286 |
|||
Площадь участка, га |
0,83 |
1,46 |
1,62 |
3,48 |
|
Площадь застройки |
|
|
|
|
|
главного здания, м2 |
816 |
2700 |
4794 |
11340 |
|
Полезная площадь |
|
|
|
|
|
главного здания, м^ |
831 |
3330 |
6016 |
13060 |
|
Общая стоимость |
|
|
|
|
|
строительства (без |
|
|
|
|
|
затрат на привязку |
|
|
|
|
|
проекта), тыс, руб. |
202 |
563 |
888 |
1882,2 |
X Без магазина во продаже автомобилей.
- 7 -
Продолжение табл. 2
1
Показатели |
|
Мощность станции |
||||
6 |
15 |
25 |
50 |
|||
|
|
|||||
|
|
постов |
постов |
постав |
постов |
|
Режим работы стан |
|
|
|
|
||
ции: |
|
|
|
|
14 |
|
часов в сутки ... |
юл |
10,5 |
10,5 |
|||
дней в году ....... |
357 |
357 |
357 |
253 |
||
Среднесуточный про |
|
|
|
|
||
бег |
автомобиля В |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
|
год, |
км .................... |
|||||
Трудоемкость обс |
|
|
|
|
||
луживания и ремон |
|
|
|
о/м ВАЗ |
||
та одного автомоби |
|
|
|
|||
64,5 |
|
57,5 |
36Л |
|||
ля В ГОД, ЧЄЛ-.-Ч.... |
68,5 |
|||||
в том числе ПО |
|
|
|
|
||
СТОВЫХ ра - |
|
|
41,38 |
25,2 |
||
бот, Ч.ЄЛ.-.Ч....... |
46,73 |
45,6 |
||||
Расчетная годовая |
|
|
|
|
||
трудоемкость при |
|
|
|
|
||
среднем количест |
|
|
|
|
||
ве работающих на |
|
|
|
|
||
посту 1,85 и коэф |
|
|
|
|
||
фициенте использо |
|
|
|
|
||
вания 0,9, чел.-ч |
|
|
|
|
||
на |
один пост .... |
7749 |
7863,2 |
6240 |
9360 |
|
на все посты ... |
46494 |
119648 |
156000 |
468000 |
разработан ряд проектов СТО для обслуживания и ре монта 1000, 2000, 3600, 6000, 8000, 13000, 18000, 25000, 60Q0Û списочного количества автомобилей в год или, соответственно, на 6,*11, 16, 25, 35, 50 , 75, 100
и250 рабочих постов.
Внастоящее время в Москве наряду со старыми
-8 -