ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
1,57% от скорости ветра. Согласно исследованиям других ученых,
она колеблется |
от 1 до 4% и |
в среднем принимается |
равной 2и/о- |
|||||||
Следовательно, |
чтобы |
узнать |
скорость |
течения |
на |
поверхности |
||||
океана, |
нужно |
умножить среднюю |
скорость |
действующего ветра |
||||||
на коэффициент 0,02. |
Последующие |
исследования |
показали, |
что |
||||||
ветровой коэффициент 0,02 применим для |
ветров силою до 4 |
бал |
||||||||
лов по шкале Бофорта, при более сильных |
ветрах следует брать |
|||||||||
несколько больший коэффициент — 0,025, |
т. |
е. 2,5% |
от скорости |
|||||||
ветра. |
|
разумеется, что оба значения коэффициентов |
||||||||
Само |
собой |
|||||||||
(0,020 и |
0,025) |
употребляются |
для установившихся |
течений. А для |
того чтобы течение сделалось установившимся, потребуется извест ное время и определенный разгон ветра, т. е. нужное расстояние до подветренного берега. Так, ветер со скоростью 32 узла (17 м/сек, или 8 баллов по шкале Бофорта), который продолжался с момен та его возникновения всего лишь 6 часов, вызывает ветровое тече ние со скоростью около 0,35 узла. При продолжительности этого
ветра, равной 12 часам, скорость вызванного им |
течения составляет |
||
уже |
0,5 узла, а при |
продолжительности в 24 часа |
(и большей) тече |
ние |
становится (и |
остается) установившимся, а |
скорость течения |
при этом достигает максимальной для этого ветра величины 0,8 уз ла. Длина разгона ветра должна при этом быть около 300 км. Если разгон будет меньше, например 150 км, то скорость течения при том же ветре составит всего 0,6 узла.
С глубиной скорость течения быстро убывает. На глубине тре ния она по Экману составляет всего лишь 4% от скорости поверх ностного течения.
Экман считал, что полный поток воды во всей толще океана, охваченный дрейфовым течением, следует в направлении, перпен дикулярном действию ветра (вправо в северном полушарии).
Советский ученый В. Б. Штокман развил дальше теорию дрей
фовых течений. В отличие от Экмана |
он рассматривает ветер |
не |
|
однородным, т. е. учитывает реальное |
распределение |
ветра, |
при |
котором в одном месте океана действуют сильные ветры, а в |
дру |
||
гом— слабые. Такая неравномерность |
ветра приводит |
к тому, |
что |
возникает циркуляция не только в вертикальной плоскости, как по-
16
лагали раньше, но и в горизонтальной, причем возможно течение против ветра (где он слабее, чем в соседних районах). В. Б. Штокман вывел уравнения, учитывающие эффект неравномерности (завих ренности) ветра и величину полного потока дрейфового течения.
Плотностные течения
Плотностные течения вызываются неравномерным распределени ем плотности морской воды по горизонтали. В свою очередь плот ность зависит от солености и температуры. Как только в какомлибо районе океана произойдут изменения солености, например в результате интенсивного испарения (соленость увеличится) или таяния льдов (соленость уменьшится), возникнет плотностная цир куляция вод. То же произойдет при местном охлаждении (или на гревании) вод: охлажденные воды будут опускаться на глубину, а на смену им к поверхности направятся более теплые воды из со седних районов. Если эти процессы по масштабу будут достаточно большими и по времени продолжительными, то сформируется ус
тойчивое движение вод, на которое будет |
действовать сила Корио |
|
лиса— появится |
плотностное течение. |
|
В конечном |
счете плотностное течение |
вызывается наклоном |
уровня моря, при котором появляется горизонтальная составляющая сила. Эта сила участвует в образовании таких течений, как стоко вые, бароградиентные и сгонно-нагонные, поэтому все они часто объединяются в одну группу и называются градиентными.
Каков же механизм образования плотностных течений? Посмот рим прежде всего, что происходит в океане, когда плотность воды в нем по горизонтали одинакова, а по вертикали возрастает с глу биной. В этом случае имеют место условия покоя, при которых по верхности равных значений плотности (их в океанологии называют изопикническими) параллельны поверхностям равных значений гидростатического давления (изобарическим). Те и другие парал лельны поверхностям равных значений силы тяжести (изопотенциальным).
Картина изменяется, если плотность воды по грдиэюнтали неоди-
Гб;
17
накова. Тотчас же возникает наклон изопикнических и изобарических поверхностей к поверхностям равных значений силы тяжести, при
чем изопикнические |
поверхности будут наклонены |
по отношению |
к изопотенциальным |
больше, чем изобарические |
поверхности, в |
результате чего они будут пересекаться между собой.
Чем неравномернее |
распределены |
плотности |
воды на данной |
акватории океана (чем |
больше градиент |
плотности |
по горизонтали;, |
тем больше будет пересечений изобарических и |
изопикнических |
поверхностей и тем больше их наклон. По числу пересечений и на клону можно судить о динамическом состоянии водных масс и о наличии силы, способной привести частицы воды в движение, что бы достигнуть равновесия, т. е. выравнять распределение плотнос тей морской воды. Такой силой является горизонтальная состав ляющая силы тяжести, неуравновешенная градиентом гидростати ческого давления. На возникшее течение наложится сила Корио лиса, которая повернет течение на 90° вправо, вследствие чего пер воначальное направление течения изменится. На это новое по направлению течение снова наложится сила Кориолиса, которая бу дет производить дополнительный поворот течения вправо до тех пор, пока вектор течения не окажется перпендикулярным движу щей силе барического градиента. По достижении этого положения течение становится установившимся, возникает динамическое рав новесие, при котором сумма сил равна нулю: сила Кориолиса уравновешивается горизонтальным градиентом давления, вызван ным неравномерным распределением плотности на некоторой ак ватории океана. Таким образом, зная распределение плотности на этой акватории, можно вычислить направление и скорость плотност ного течения. Метод, по которому производятся подобные расче ты, называется в океанологии динамическим методом.
Для расчетов течений динамическим методом |
требуется знание |
так называемой «нулевой поверхности», т. е. глубины, на которой |
|
течения отсутствуют. Такая поверхность является |
отсчетной. Ошиб |
ки в выборе «нулевой поверхности» могут значительно преумень шить или преувеличить скорости течений.
Следует иметь в виду, что применение динамического метода расчета плотностных течений дает лучшие результаты, если:
18
1) район исследований расположен достаточно далеко от эква тора, где сила Кориолиса (горизонтальная ее составляющая) равна нулю и где формула плотностных течений неприменима;
2)течение уже установилось;
3)глубина моря достаточно велика, что позволяет увереннее
выбрать «нулевую поверхность». Она обычно берется равной
1200—1500 м; 4) гидрологические станции, где измеряется температура и со
леность морской воды, взяты в достаточно близком расстоянии друг от друга, причем по линиям (разрезам), перпендикулярным течению. Желательно также, чтобы гидрологическая съемка аква тории была произведена в очень короткий промежуток времени (достаточно синхронизирована).
Сгонно-нагонные течения
Этот тип течений является наиболее сложным и вместе с тем практически весьма важным. Вспомним о катастрофических нагонах в мелководных участках морей и в устьях рек, сопровождающихся большими разрушениями, а иногда и гибелью людей. В СССР зна чительные нагоны бывают на Каспийском и Азовском морях, в Фин ском заливе (Ленинград), на Дальнем Востоке — в Амурском лимане. В равной степени неприятны последствия стонов. Они приводят к посадкам судов на мель, перебоям в транспорте и водоснабжении. Сгонно-нагонные явления (колебания уровня и течения) в открытом море играют не менее важную роль, чем в мелководных бассей нах. Они формируют обширные зоны подъема и опускания морских вод. Так, сгон вод у подветренного берега сопровождается выно сом к поверхности богатых питательными солями глубинных вод, что создает условия для развития в них жизни.
Все эти явления вызываются движениями морских вод. Следо вательно, изучение законов, управляющих сгонно-нагонными тече ниями,— жизненно важная задача.
Вместе с тем сгонно-нагонные течения относятся к разряду комп лексных, состоящих из двух видов течений: фрейфовых, вызван-
19
пых действием ветра, и градиентных (стоковых), стремящихся вы
равнять уровни у наветренного берега, |
где |
наблюдается |
нагон, и в |
открытом море или у подветренного берега |
водоема, где |
наблюда |
|
ется сгон воды. |
течение — течение |
в мелко |
|
Наиболее простое сгонно-нагонное |
|||
водном морском бассейне с однородной водой. Здесь |
возникает |
поверхностное течение, направленное почти по ветру к наветренно
му берегу, а на глубине — течение обратного |
направления. При |
этом у наветренного берега образуется нагон, а |
у подветренного — |
сгон воды.
Но в мелководные водоемы часто впадают реки, и вода в них состоит из двух слоев: верхнего — распресненного и нижнего — более соленого. В этом случае возникает значительно более слож ная циркуляция. В верхнем слое движение воды совершается по часовой стрелке (в вертикальной плоскости), т. е. на поверхности течение направляется к наветренному берегу, а в нижней части верхнего слоя существует противотечение. В нижнем слое наблю
дается обратная картина: в |
верхней части |
этого слоя течение идет |
к подветренному берегу, а |
в нижней — к |
наветренному, так же как |
и поверхностное течение. Если верхний слой очень тонок, то случа ется, что он весь или некоторая его часть сгоняется к наветренно му берегу, что осложняет картину. В этом случае у подветренного берега на поверхности возникают течения, направленные к подвет ренному берегу.
В открытом океане для образования сгонно-нагонных течений необходим достаточно протяженный берег материка или плотная цепь островов. Учеными предложено мало теорий формирования сгонно-нагонных Течений в океане. Большинство океанографов счк • тает, что в отличие от дрейфовых течений, образующихся только в верхнем, относительно тонком слое океана, сгонно-нагонные тече ния охватывают всю толщу океана от поверхности до дна.
Согласно одной из предложенных теорий, сгонно-нагонные те чения в верхнем слое океана (100—150 м) представляют собой ал
гебраическую сумму чисто |
дрейфового и |
градиентного течений. |
||
Одним из |
выводов |
этой теории, и при этом весьма неожиданным |
||
на первый |
взгляд, |
является |
утверждение, |
что наибольший нагон |
20
вызывается не ветром, дующим перпендикулярно берегу, а ветром, направленным параллельно берегу, расположенному справа. Этот вывод основан на известном законе Экмана, согласно которому по верхностное дрейфовое течение отклоняется от направления ветра на 45°. Если же учесть современные рекомендации ученых считать этот угол равным 20°, то наибольший нагон произойдет при ветре, дующем под острым углом (20°) к берегу, расположенному справа. Наибольший сгон, естественно, будет наблюдаться при ветре обрат ного направления.
Приливо-отливные течения
Приливо-отливные колебания уровня и приливо-отливные тече ния находятся между собою в неразрывной связи и представляют две стороны одного и того же процесса. Нельзя представить себе; повышения или понижения уровня без соответствующих горизон тальных и вертикальных движений водных масс. Действительно, ско рость приливного течения зависит в первую очередь от величины’1 прилива: чем больше величина прилива, тем больше скорость Те чения. Но скорость приливо-отливных течений зависит также от то
го, |
через какое |
поперечное |
сечение |
должна пройти увлекаемая |
|||||
приливом (или отливом) водная масса. Поэтому |
наибольшие скорос |
||||||||
ти |
приливо-отливных течений |
наблюдаются в районах с большой ве |
|||||||
личиной прилива |
и в узких проливах. |
|
|
|
|||||
|
Направления приливо-отливных течений отличаются большой из |
||||||||
менчивостью и |
зависят от многих факторов: от |
размеров морского |
|||||||
бассейна, рельефа |
дна, конфигурации |
берегов и, |
конечно, от |
перио |
|||||
да |
прилива. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В узких проливах вода при приливе движется в одну |
сторону, |
|||||||
а |
при |
отливе — в |
обратную. При смене приливного течения |
на от |
|||||
ливное |
и обратно |
скорости течений |
равны нулю — течение |
отсут |
|||||
ствует. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В открытом море приливные течения в подавляющем большин- |
||||||||
|
Величиной |
прилива называется |
расстояние |
между |
уровнями |
||||
соседних полной |
и малой вод. |
|
|
|
|
21