ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ное пассатное течение, идущее с востока на запад и пересекающее
океан между параллелями |
10 и 20° |
ю. ш. Встречаясь |
с |
берегами |
|
о. Мадагаскар и материком Африки, |
Южное |
пассатное |
течение |
||
разделяется на две части: |
одна направляется на |
север, |
а |
другая — |
на юг в виде Мадагаскарского и Мозамбикского течения, которые и представляют западное звено большого круговорота. Южным зве ном является течение Западных Ветров, а восточным — ЗападноАвстралийское течение, наиболее хорошо выраженное в декабре—■ феврале, т. е. летом южного полушария.
В северной части Индийского океана течения каждые полгода меняют свое направление на обратное, соответственно смене мус сонов, которые нигде еще в мире не обладают такой устойчивостью и правильностью, как здесь. Зимой, в период северо-восточного муссона, течение направляется. с востока на запад.
Зимою между муссонным течением, направленным на запад, и южным пассатным течением, имеющим точно такое же направле ние, наблюдается хорошо выраженное экваториальное противоте
чение, следующее с запада |
на восток. В отличие от |
Атлантического |
|
и Тихого |
океанов, в которых |
экваториальное противотечение распо |
|
лагается к |
северу от экватора, в Индийском океане |
оно находится |
|
к югу от экватора на 3—6° ю. ш. |
|
||
Летом, |
когда над северной частью Индийского |
океана господ |
ствует юго-западный муссон, муссонное течение следует преиму щественно с запада на восток. В этот сезон года экваториального противотечения не существует.
Таким образом, по характеру течений Индийский океан разде ляется на две совершенно различные части: южную и северную. Граница между этими частями лежит на параллели 10° ю._ ш. Систе ма течений в южной части океана имеет большое сходство с си стемами Тихого и Атлантического океанов, северная же часть оке ана в отношении течений не имеет аналогов в других океанах.
Достоверную схему течений и дрейфа льдов Северного Ледо витого океана удалось установить после дрейфов «Фрама», «Се дова», советских станций «Северный полюс», а также в результа те советских и американских наблюдений за дрейфующими «ледя ными островами».
30
Как известно, Северный Ледовитый океан разделяется откры тым советскими учеными хребтом Ломоносова на две части: за падную, примыкающую к Атлантическому океану, и восточную, примыкающую к Тихому океану.
Циркуляция вод и льдов в западной приатлантической части океана представляется в следующем виде: Шпицбергенское тече ние, войдя в Северный Ледовитый океан, постепенно уходит на глубину и следует далее к северу в подповерхностных слоях океа на. Затем главная масса теплых атлантических вод поворачивает к востоку и движется вдоль материкового склона Евразии, отделяя ветви в наши северные моря.
Дрейф льдов в приатлантической половине океана происходит, в общем, с востока на запад. Вынос же льдов и вод из Полярного бассейна в Атлантический океан осуществляется Восточно-Грен ландским течением.
Данные о движении льдов в северной части Тихого океана поя вились в 1946—1947 гг., когда советские летчики обнаружили там «ледяные острова». Изучение движения этих «островов» с помощью авиации позволило установить здесь движение льдов и вод по ча совой стрелке.
Как измеряют и изучают морские течения?
О том, что вода морей и океанов находится в непрестанном движении, люди знали в глубокой древности. Для такого суждения было достаточно одного взгляда на море с берега. Плавая по мо
рям, |
люди замечали |
характерные, постоянно действующие тече |
ния, |
сведения о них |
передавались из поколения в поколение. |
6 дальнейшем мореплаватели и ученые древности писали о наибо лее впечатляющих течениях в своих ученых трудах. Так, греческий ученый Аристотель, живший более 2 тысяч лет тому назад, упоми нает о течениях в проливах Дарданеллы и Босфор, а также в Кер ченском проливе Черного моря. Его ученик Теофраст описывает течение в Гибралтарском проливе.
К 15—16 векам были открыты почти все важнейшие течения Ми
рового океана. Особо |
много сведений о морских течениях было |
4* |
31 |
получено в эпоху «великих географических открытий» (1492— 1525 гг.).
К этому же времени относится и первое измерение течения в океане, о котором до нас дошли письменные свидетельства. Во вре мя своего первого плавания в Америку Христофор Колумб 13 сен тября 1492 г. в точке с координатами 27° с. ш. и 40° з. д. по откло нению лота, опущенного в воду на значительную глубину, опреде лил, что его каравеллу «Санта Мария» сносит течением на юго-за пад. Так впервые с помощью простого прибора (лота) было опре делено направление Северного пассатного течения Атлантического океана. Скорость течения не определялась. Конечно, этот способ измерения морских течений был весьма неточным. Чтобы получить более или менее достоверные сведения о течении, нужно было опускать лот на такую глубину, на которой не действовало бы те чение поверхностного слоя моря (в случае с Колумбом на глубину около 100—150 м). Если не выполнить это требование, то сам лот
будет сноситься течением вместе с судном, и нужного угла |
накло |
на лотлиня не получится. А на какую глубину необходимо |
опус |
кать лот, заранее нельзя установить, так как некоторые |
течения |
(Гольфстрим, Куросио) распространяются на глубину в несколько
сотен |
метров, другие же течения — всего лишь |
на десятки метров, |
а под |
ними действуют подчас сильные течения |
другого направле |
ния. Это обстоятельство может существенно исказить данные о на правлении поверхностного течения, которое мы хотим определить.
Следует иметь в виду, что измерения течения с помощью лота необходимо производить при штиле, так как при ветре отклонение лотлиня от вертикали может возникнуть за счет ветрового дрейфа.
Судовые журналы—источник сведений о течениях
Первые массовые определения течений стали повсеместно вхо дить в обиход с изобретением хронометра (в 1767 г.), позволяюще го с достаточной точностью определять долготу места судна. До этого моряки могли определять точно только широту по высотам Солнца и звезд.
32
Определение течений не входило в обязательную задачу море плавателей: они по долгу службы обязаны были отмечать положе
ние судна по счислению, т. |
е. |
место, полученное из навигацион |
ных данных: по курсу судна |
и |
пройденным расстояниям, и положе |
ние судна, полученное астрономическим путем (широта по высотам светил, долгота по хронометру). Вахтенные журналы сдавались в специальные учреждения (гидрографические службы), где течения определялись путем сравнения одновременных определений места двумя способами: по счислению и астрономическим. Смысл этой операции заключался в следующем: в первом случае, ведя после довательную прокладку курсов судна и откладывая по этим курсам пройденные расстояния, штурман получал счислимое место судна. При этом пройденные расстояния определялись с помощью лагавертушки, вращающейся при движении судна относительно воды. Если вода увлекается течением, а судно не имеет хода (лежит в дрейфе), то лаг не работает. Как только судно даст ход, начнет ра ботать лаг.
Таким образом, при способе определения места судна по счислению не учитывается течение.
При астрономическом способе местоположение судна опреде ляется с учетом не только переплытого расстояния, но и с учетом ветрового дрейфа и сноса судна течением. Этот способ дает ис тинное местоположение судна относительно берегов и дна.
Чтобы определить только течение и исключить влияние ветро вого дрейфа, следует сопоставление счислимого и обсервованного (определенного астрономическим путем) мест судна производить только тогда, когда плавание проходило при штиле или маловетрии (ветер не более 2—3 баллов).
Способ определения течения путем сравнения счислимого и об сервованного местоположений судна называется навигационным.
Практически направление и скорость течений этим способом определяется так: в определенный момент времени определяют обсервованное место судна (астрономическим путем или с помощью радионавигационных средств). Для этого же момента снимают с карты счислимое место. Если плавание проходило при маловетрии, а совпадения счислимого места с обсервованным не получилось, то
33
можно считать, что судно было снесено течением, действующим от предыдущей обсервации до нашей последней обсервации. Направ ление течения получится, если соединить на карте счислимое место
с |
обсервованным (течение будет направлено от |
счислимого |
места |
к |
обсервованному, а скорость— если разделить |
расстояние |
между |
этими двумя местами на промежуток времени между обсервация ми).
Пусть предыдущая обсервация производилась ровно сутки тому назад. В этом случае расстояние между счислимым и обсер
вованным местами, выраженное в морских |
милях, |
после |
деления |
на 24 часа даст скорость течения в узлах |
(морских |
милях |
в час). |
К сожалению, в настоящее время, в связи с массовым внедрени |
|||
ем в практику инструментальных способов |
измерения течений, на |
вигационный способ утратил свое былое значение, а между тем в известном смысле он представляется незаменимым. Этот метод не требует никаких специальных затрат, а все прочие способы обходят ся дорого. С его помощью удается охватить наблюдениями обшир ные области океана и, в первую очередь, районы интенсивного мо реплавания. Практически важным является то, что навигационный способ дает возможность измерить течение в слое, соответствую щем осадке судна, а именно это течение интересует мореплавателей.
Но, пожалуй, наиболее важным преимуществом навигационного метода является его массовость.
За 200 лет использования навигационного способа были опреде лены и нанесены на карты все основные системы течений Мирового
океана: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, |
Куросио, Оясио |
(Ку |
|||||
рильское), Пассатные и другие. |
|
|
|
|
|
||
Ни один из всех существующих |
способов |
наблюдений |
над те |
||||
чениями не дал столько |
сведений |
о течениях |
в морях и |
океанах, |
|||
как навигационный. |
|
|
|
|
|
|
|
К |
недостаткам навигационного |
метода, которые |
ограничиваю! |
||||
сферу |
его применения, |
относится |
невозможность |
измерять |
под |
поверхностные и глубинные течения. Еще более важным недостат ком является ограниченность времени и условий применения: ведь штилевые погоды редкость на море, да и погода с ветром в 2—3 балла не часто наблюдается. Кроме того, следует помнить, что на
34