Файл: Истошин, Ю. В. Морские течения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ное пассатное течение, идущее с востока на запад и пересекающее

океан между параллелями

10 и 20°

ю. ш. Встречаясь

с

берегами

о. Мадагаскар и материком Африки,

Южное

пассатное

течение

разделяется на две части:

одна направляется на

север,

а

другая —

на юг в виде Мадагаскарского и Мозамбикского течения, которые и представляют западное звено большого круговорота. Южным зве­ ном является течение Западных Ветров, а восточным — ЗападноАвстралийское течение, наиболее хорошо выраженное в декабре—■ феврале, т. е. летом южного полушария.

В северной части Индийского океана течения каждые полгода меняют свое направление на обратное, соответственно смене мус­ сонов, которые нигде еще в мире не обладают такой устойчивостью и правильностью, как здесь. Зимой, в период северо-восточного муссона, течение направляется. с востока на запад.

Зимою между муссонным течением, направленным на запад, и южным пассатным течением, имеющим точно такое же направле­ ние, наблюдается хорошо выраженное экваториальное противоте­

чение, следующее с запада

на восток. В отличие от

Атлантического

и Тихого

океанов, в которых

экваториальное противотечение распо­

лагается к

северу от экватора, в Индийском океане

оно находится

к югу от экватора на 3—6° ю. ш.

 

Летом,

когда над северной частью Индийского

океана господ­

ствует юго-западный муссон, муссонное течение следует преиму­ щественно с запада на восток. В этот сезон года экваториального противотечения не существует.

Таким образом, по характеру течений Индийский океан разде­ ляется на две совершенно различные части: южную и северную. Граница между этими частями лежит на параллели 10° ю._ ш. Систе­ ма течений в южной части океана имеет большое сходство с си­ стемами Тихого и Атлантического океанов, северная же часть оке­ ана в отношении течений не имеет аналогов в других океанах.

Достоверную схему течений и дрейфа льдов Северного Ледо­ витого океана удалось установить после дрейфов «Фрама», «Се­ дова», советских станций «Северный полюс», а также в результа­ те советских и американских наблюдений за дрейфующими «ледя­ ными островами».

30



Как известно, Северный Ледовитый океан разделяется откры­ тым советскими учеными хребтом Ломоносова на две части: за­ падную, примыкающую к Атлантическому океану, и восточную, примыкающую к Тихому океану.

Циркуляция вод и льдов в западной приатлантической части океана представляется в следующем виде: Шпицбергенское тече­ ние, войдя в Северный Ледовитый океан, постепенно уходит на глубину и следует далее к северу в подповерхностных слоях океа­ на. Затем главная масса теплых атлантических вод поворачивает к востоку и движется вдоль материкового склона Евразии, отделяя ветви в наши северные моря.

Дрейф льдов в приатлантической половине океана происходит, в общем, с востока на запад. Вынос же льдов и вод из Полярного бассейна в Атлантический океан осуществляется Восточно-Грен­ ландским течением.

Данные о движении льдов в северной части Тихого океана поя­ вились в 1946—1947 гг., когда советские летчики обнаружили там «ледяные острова». Изучение движения этих «островов» с помощью авиации позволило установить здесь движение льдов и вод по ча­ совой стрелке.

Как измеряют и изучают морские течения?

О том, что вода морей и океанов находится в непрестанном движении, люди знали в глубокой древности. Для такого суждения было достаточно одного взгляда на море с берега. Плавая по мо­

рям,

люди замечали

характерные, постоянно действующие тече­

ния,

сведения о них

передавались из поколения в поколение.

6 дальнейшем мореплаватели и ученые древности писали о наибо­ лее впечатляющих течениях в своих ученых трудах. Так, греческий ученый Аристотель, живший более 2 тысяч лет тому назад, упоми­ нает о течениях в проливах Дарданеллы и Босфор, а также в Кер­ ченском проливе Черного моря. Его ученик Теофраст описывает течение в Гибралтарском проливе.

К 15—16 векам были открыты почти все важнейшие течения Ми­

рового океана. Особо

много сведений о морских течениях было

4*

31

получено в эпоху «великих географических открытий» (1492— 1525 гг.).

К этому же времени относится и первое измерение течения в океане, о котором до нас дошли письменные свидетельства. Во вре­ мя своего первого плавания в Америку Христофор Колумб 13 сен­ тября 1492 г. в точке с координатами 27° с. ш. и 40° з. д. по откло­ нению лота, опущенного в воду на значительную глубину, опреде­ лил, что его каравеллу «Санта Мария» сносит течением на юго-за­ пад. Так впервые с помощью простого прибора (лота) было опре­ делено направление Северного пассатного течения Атлантического океана. Скорость течения не определялась. Конечно, этот способ измерения морских течений был весьма неточным. Чтобы получить более или менее достоверные сведения о течении, нужно было опускать лот на такую глубину, на которой не действовало бы те­ чение поверхностного слоя моря (в случае с Колумбом на глубину около 100—150 м). Если не выполнить это требование, то сам лот

будет сноситься течением вместе с судном, и нужного угла

накло­

на лотлиня не получится. А на какую глубину необходимо

опус­

кать лот, заранее нельзя установить, так как некоторые

течения

(Гольфстрим, Куросио) распространяются на глубину в несколько

сотен

метров, другие же течения — всего лишь

на десятки метров,

а под

ними действуют подчас сильные течения

другого направле­

ния. Это обстоятельство может существенно исказить данные о на­ правлении поверхностного течения, которое мы хотим определить.

Следует иметь в виду, что измерения течения с помощью лота необходимо производить при штиле, так как при ветре отклонение лотлиня от вертикали может возникнуть за счет ветрового дрейфа.

Судовые журналы—источник сведений о течениях

Первые массовые определения течений стали повсеместно вхо­ дить в обиход с изобретением хронометра (в 1767 г.), позволяюще­ го с достаточной точностью определять долготу места судна. До этого моряки могли определять точно только широту по высотам Солнца и звезд.

32


Определение течений не входило в обязательную задачу море­ плавателей: они по долгу службы обязаны были отмечать положе­

ние судна по счислению, т.

е.

место, полученное из навигацион­

ных данных: по курсу судна

и

пройденным расстояниям, и положе­

ние судна, полученное астрономическим путем (широта по высотам светил, долгота по хронометру). Вахтенные журналы сдавались в специальные учреждения (гидрографические службы), где течения определялись путем сравнения одновременных определений места двумя способами: по счислению и астрономическим. Смысл этой операции заключался в следующем: в первом случае, ведя после­ довательную прокладку курсов судна и откладывая по этим курсам пройденные расстояния, штурман получал счислимое место судна. При этом пройденные расстояния определялись с помощью лагавертушки, вращающейся при движении судна относительно воды. Если вода увлекается течением, а судно не имеет хода (лежит в дрейфе), то лаг не работает. Как только судно даст ход, начнет ра­ ботать лаг.

Таким образом, при способе определения места судна по счислению не учитывается течение.

При астрономическом способе местоположение судна опреде­ ляется с учетом не только переплытого расстояния, но и с учетом ветрового дрейфа и сноса судна течением. Этот способ дает ис­ тинное местоположение судна относительно берегов и дна.

Чтобы определить только течение и исключить влияние ветро­ вого дрейфа, следует сопоставление счислимого и обсервованного (определенного астрономическим путем) мест судна производить только тогда, когда плавание проходило при штиле или маловетрии (ветер не более 2—3 баллов).

Способ определения течения путем сравнения счислимого и об­ сервованного местоположений судна называется навигационным.

Практически направление и скорость течений этим способом определяется так: в определенный момент времени определяют обсервованное место судна (астрономическим путем или с помощью радионавигационных средств). Для этого же момента снимают с карты счислимое место. Если плавание проходило при маловетрии, а совпадения счислимого места с обсервованным не получилось, то

33


можно считать, что судно было снесено течением, действующим от предыдущей обсервации до нашей последней обсервации. Направ­ ление течения получится, если соединить на карте счислимое место

с

обсервованным (течение будет направлено от

счислимого

места

к

обсервованному, а скорость— если разделить

расстояние

между

этими двумя местами на промежуток времени между обсервация­ ми).

Пусть предыдущая обсервация производилась ровно сутки тому назад. В этом случае расстояние между счислимым и обсер­

вованным местами, выраженное в морских

милях,

после

деления

на 24 часа даст скорость течения в узлах

(морских

милях

в час).

К сожалению, в настоящее время, в связи с массовым внедрени­

ем в практику инструментальных способов

измерения течений, на­

вигационный способ утратил свое былое значение, а между тем в известном смысле он представляется незаменимым. Этот метод не требует никаких специальных затрат, а все прочие способы обходят­ ся дорого. С его помощью удается охватить наблюдениями обшир­ ные области океана и, в первую очередь, районы интенсивного мо­ реплавания. Практически важным является то, что навигационный способ дает возможность измерить течение в слое, соответствую­ щем осадке судна, а именно это течение интересует мореплавателей.

Но, пожалуй, наиболее важным преимуществом навигационного метода является его массовость.

За 200 лет использования навигационного способа были опреде­ лены и нанесены на карты все основные системы течений Мирового

океана: Гольфстрим, Северо-Атлантическое,

Куросио, Оясио

(Ку­

рильское), Пассатные и другие.

 

 

 

 

 

Ни один из всех существующих

способов

наблюдений

над те­

чениями не дал столько

сведений

о течениях

в морях и

океанах,

как навигационный.

 

 

 

 

 

 

К

недостаткам навигационного

метода, которые

ограничиваю!

сферу

его применения,

относится

невозможность

измерять

под­

поверхностные и глубинные течения. Еще более важным недостат­ ком является ограниченность времени и условий применения: ведь штилевые погоды редкость на море, да и погода с ветром в 2—3 балла не часто наблюдается. Кроме того, следует помнить, что на­

34