Файл: Попов, Г. В. Пути повышения производительности сборочных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г. в. ПОПОВ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

СБОРОЧНЫХ РАБОТ

Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

УДК 621.757: 65.01 і.46

Г. В. ПОПОВ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СБОРОЧНЫХ РАБОТ

Серия — Механизация и автоматизация производственных процессов и установок

Ленинград

1974

Георгий Васильевич Попов Пути повышения производительности сборочных работ

36 с. с.

илл. 5 700 экз. 20 коп.

В брошюре излагается метод сокращения трудоемкости сбороч­

ных работ, примененный

на ряде ленинградских предприятий πpτs

участии автора настоящего пособия.

Опыт автоматизации сборочных операций, излагаемый в данной'

брошюре, может быть с пользой применен на приборостроительных

предприятиях.

УДК 621.757 : 65.011.46т

©Ленинградская организация общ. «Знание» РСФСР.

ЛДНТП, 1974.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС производитель­ ность труда в текущей пятилетке должна быть повышена на 36— 40 процентов. Одним из главных источников повышения производи­ тельности труда является комплексная механизация и автоматиза­ ция производственных процессов.

Сборочные работы представляют собой заключительный этап производственного процесса. Их качество оказывает большое влияние на эксплуатационные характеристики машин и приборов, на их надежность и долговечность. Около 60 процентов промыш­ ленных рабочих заняты выполнением сборочных операций, а себе­ стоимость сборки составляет в среднем 40 процентов себестоимо­ сти выпускаемой продукции. Столь высокая трудоемкость сбороч­ ных работ объясняется рядом особенностей машино- и приборо­ строения, основными из которых являются следующие.

1.Сложность и многодеталыюсть конструкций современны?:

машин и приборов, наличие в конструкциях длинных размерных цепей и значительного количества межузловых связей, из-за чего требуются пригоночные и регулировочные работы.

2.Наличие в сборочных процессах операций по обеспечению различных технических условий (герметичность, вибростойкость,

работоспособность в определенном интервале температур, сбалан­ сированность и т. д.) и сложность их выполнения.

3. Недостаточный уровень механизации и автоматизации пвоцессов сборки.

До последнего времени основное внимание в промышленности уделялось автоматизации механической обработки. Для 60-х годов характерно развитие автоматизации сборки. Практика показывает, что внедрение в металлообработку многопозиционных полуавтома­ тов и станков с программным управлением снижает себестоимость продукции на 30 процентов, а автоматизация сборочных процес­ сов— на 60 процентов.

Кафедра технологии машиностроения и приборостроения Севе­ ро-Западного заочного политехнического института (СЗПГІ) про­ водит под руководством автора данной брошюры научно-исследо­ вательскую работу по автоматизации сборочных процессов. Вне­ дрение разработок СЗПИ на ряде ленинградских предприятии

3


обеспечило получение

годового

экономического

эффекта

около

194 тыс. рублей.

заводе «Союз» внедрение

устройства для

Так, например, на

автоматизации сборки

узлов

перьевых ручек АР-65, а

также

средств автоматического контроля при автоматической сборке поз­ волило получить условно-годовую экономию до 105 тыс. рублей. На карбюраторном заводе были внедрены средства автоматизации сборки ряда узлов карбюраторов К-36 и устройства контактного и бесконтактного контроля деталей при сборке, что обеспечило полу­ чение около 25 тыс. рублей условно-годовой экономии. На заводе «Кулон» благодаря внедрению средств автоматизации изготовле­ ния конденсаторов К-Д-1 и устройств для контроля сборочных опе­ раций экономический эффект равен 20,5 тыс. рублей.

1. Структура сборочной операции. Технологичность деталей

Структуру сборочной операции составляют следующие пере­ ходы: подача деталей; их ориентация относительно друг друга или какой-либо одной (базовой) детали; сопряжение (осуществление контакта); закрепление, снятие собранного узла и контроль.

При сборке можно выделить основные и вспомогательные виды работ: к основным относятся сборочные, регулировочные, запра­ вочные и демонтажные работы, а к вспомогательным — подготови­ тельные, пригоночные и контрольные операции.

При выборе методов автоматизации сборки важнейшее значе­

ние имеет технологичность конструкции, от

которой

в значитель­

ной степени зависит сам сборочный процесс.

Как известно, техно­

логичным считается такое изделие, которое,

будучи

эффективным

и надежным в эксплуатации, является вместе с тем наименее тру­ доемким и металлоемким в изготовлении. Опыт машино- и прибо­ ростроения показывает, что наиболее приемлемым является то из­ делие, которое легче всего собирается. Поэтому автоматизацию сборки нужно начинать с анализа технологичности изделия.

Технологичное с точки зрения автоматизации сборки изделие должно отвечать следующим требованиям: 1) пригодность деталей к автоматической загрузке рабочих позиций; 2) пригодность фор­ мы деталей для базирования и транспортировки в рабочем про­ странстве автомата; 3) соответствие деталей условиям автоматиче­ ского контроля; 4) минимальное количество деталей в собираемом узле; 5) простота конструкции собираемого узла.

Автоматизация сборочных процессов в ряде случаев требует из­ менения конструкции собираемых деталей. Детали, поступающие на автоматическую сборку, должны удовлетворять следующим ус­ ловиям: 1) они должны иметь простую форму, облегчающую их автоматическое ориентирование в загрузочных и транспортных устройствах; 2) у них должны быть явно выраженные базовые по­ верхности (желательно цилиндрические или плоские) для надеж-

4


ной фиксации на сборочных позициях, а также поверхности, кото­ рые могут служить установочными и направляющими для других деталей, входящих в соединение; 3) необходимо, чтобы поверхно­ сти для сопряжения с другими деталями были легко доступными; 4) допуски на размеры, определяющие их фиксацию на сборочных позициях, должны обеспечивать возможность сопряжения с други­ ми деталями и строго выдерживаться при изготовлении; 5) следует избегать таких сопряжений, которые трудно осуществить автомати­

чески

(закрепляемые

разжимными

кольцами,

шплинтуемые

и т. п.);

6) на поверхностях, входящих

в сопряжение,

следует

предусматривать фаски,

направляющие

конуса и т.

п.; 7)

детали,

поступающие на автоматическую сборку, должны быть чистыми и сухими. '

2. Состояние и перспективы механизации и автоматизации

сборочных процессов

Различают четыре основные ступени механизации и автомати­ зации сборки.

1. Частичная механизация, при которой механизированные средства применяются лишь на основных сборочных операциях,

а остальные работы производятся вручную, посредством простей­ шего инструмента.

2. Комплексная механизация, когда основные и вспомогатель­ ные операции выполняются посредством механизированных инст­ рументов и приспособлений; вручную производится управление ме­ ханизмами, а также ряд операций, механизация которых нерацио­ нальна.

3. Частичная автоматизация, при которой большинство основ­ ных и вспомогательных операций осуществляется с применением автоматизированных технических средств, а остальные работы вы­ полняются операторами-сборщиками с применением механизиро­ ванных инструментов и приспособлений.

4. Комплексная автоматизация, представляющая собой высшую форму механизации сборки. На этой ступени все операции, связан­ ные со сборкой изделия, выполняются автоматами под наблюдениєм небольшого количества операторов.

Во многих отраслях машиностроения уровень механизации, сборки пока еще очень низок и основной объем сборочных работ, выполняется вручную (табл. 1).

Механизация сборочных процессов чрезвычайно важна для большинства отраслей машиностроения, и ее значение все время будет расти, поскольку темпы ее в обрабатывающих цехах уже сейчас значительно превосходят темпы механизации сборки. Об­ следование большого количества предприятий показало, что имеет­ ся тенденция к росту удельного веса трудоемкости сборки по отно­ шению к трудоемкости обработки на 5—10 процентов в год. В не­

5


далеком оудущем эта тенденция начнет ограничивать возможно­

сти сокращения затрат труда в

машиностроении.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

Уровень механизации сборочных работ

 

 

 

 

Объем сбороч­

Состав сборочных работ

Отрасли машиностроения

ных работ

в процентах к их объему

в процентах

 

 

 

 

 

к общей трудо­ механизиро-

ручные

 

 

 

емкости

гр,анные

 

 

 

 

Тяжелое машиностроение...................

25-35

15-20

80—85

Станкостроение

.......................................

20-25

20—25

75-80

Автомобилестроение.............................

18-20

30-35

65—70

Тракторное

и

сельскохозяйственное

20—25

25-30

70-75

машиностроение.................................

Электромашиностроение.......................

35-40

20-22

78 — 80

Строительное

и

дорожное машино­

15-30

15-20

80—85

строение ................................................

 

 

Тип производства оказывает главное влияние на технологию и организацию процесса сборки.

В единичном производстве отсутствует установившаяся техно­ логия, широко применяется универсальное оборудование и инстру­ мент, используется высококвалифицированный труд. При сборке обычно много пригоночных р_абот. В серийном и крупносерийном производстве этот процесс в меньшей или большей степени расчле­ няется на составные части: выделяется сборка узлов и общая сбор­ ка изделия. Объем пригоночных работ значительно меньше, чем в единичном производстве. Применяется механизированный сбо­ рочный инструмент.

В массовом производстве четко разделяются узловая и общая сборка. За каждым рабочим местом на все время сборки данного узла или изделия закрепляется определенный объем работы. Вре­ мя выполнения согласовывается с общим темпом сборки. Техноло­ гический процесс разрабатывается с соответствующей детализа­ цией, оборудование располагается по потоку. В массовом и в круп­ носерийном производстве осуществляется принцип взаимозаменяе­ мости, пригонка деталей и доделочные работы не допускаются.

Для механизации основных операций применяются прессы, па­ яльники, сварочное оборудование, различные винтозавертывающие устройства, пневматические молотки. Для ручного механизирован­

ного инструмента наиболее рационально применять пневматиче­ ские роторные двигатели, имеющие мощность на единицу веса в два-три раза больше, чем у универсальных электродвигателей. Кроме того, пневматические двигатели надежны и безопасны в экс­

6


плуатации, выдерживают без повреждений нагрузки, приводящие даже к остановке двигателя, изготовление и ремонт их проще элек­ трических. Поэтому пневматические инструменты окупаются в бо­ лее короткие сроки по сравнению с электрическими.

При механизации вспомогательных операций используются устройства для горизонтального и вертикального перемещения де­ талей и узлов. Проблема горизонтального перемещения собирае­ мых узлов достаточно разработана. Созданы надежные конструк­ ции рольгангов, тележек и разнообразные сборочные конвейеры.

Механизация и особенно автоматизация процессов вертикаль­ ного перемещения деталей и узлов при сборке пока еще не реше­ на. Для этих целей в настоящее время применяют главным обра­

зом электрические,

реже — пневматические

подъемники.

Однако

количество и ассортимент данных устройств,

выпускаемых нашей

промышленностью,

далеко не удовлетворяет потребности

заводов.

Поэтому на производстве часто применяются неэффективные гру­

зоподъемные устройства в виде блоков, талей и других ручных механизмов.

Механизация отдельных сборочных операций хотя и снижает в той или иной мере трудоемкость сборки, однако наибольший эко­ номический эффект может быть получен лишь при комплексной механизации. Ближайшей перспективой должна быть комплекс­ ная механизация сборки в серийном производстве и широкая авто­ матизация этих процессов в массовом производстве. В настоящее время автоматизация сборки в машино- и приборостроении еще не получила должного применения. Объясняется это следующими причинами.

1. Мало внимания уделяется исследованию теоретических основ автоматической сборки.

2.Конструкция большинства узлов машин и приваров затруд­ няет автоматизацию сборки.

3.Не налажен серийный выпуск нормализованных элементов

автоматических сборочных установок.

4. Детали, поступающие на сборочные автоматы, не отвечают требованиям автоматизации процесса в отношении стабильности размеров, формы и свойств материала.

Внедрение автоматической сборки требует решения ряда про­ блем и пересмотра всего сложившегося процесса производства.

' При автоматизации сборки претерпевают изменение все после­

дующие элементы

операции (подача деталей, ориентация

дета­

лей, сопряжение,

закрепление, снятие собранного узла и

кон­

троль). Наиболее характерным процессом автоматической сборки является ориентация деталей друг относительно друга на сбороч­ ной позиции. В этом цикле движений детали должны расположить­ ся Друг относительно друга так, чтобы их можно было беспрепят­ ственно соединить последующим движением. К способам ориента­ ции прежде всего предъявляются требования, чтобы колебания

7