Файл: Попов, Г. В. Пути повышения производительности сборочных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
г. в. ПОПОВ
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
СБОРОЧНЫХ РАБОТ
Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
УДК 621.757: 65.01 і.46
Г. В. ПОПОВ
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СБОРОЧНЫХ РАБОТ
Серия — Механизация и автоматизация производственных процессов и установок
Ленинград
1974
Георгий Васильевич Попов Пути повышения производительности сборочных работ
36 с. с. |
илл. 5 700 экз. 20 коп. |
В брошюре излагается метод сокращения трудоемкости сбороч |
|
ных работ, примененный |
на ряде ленинградских предприятий πpτs |
участии автора настоящего пособия.
Опыт автоматизации сборочных операций, излагаемый в данной'
брошюре, может быть с пользой применен на приборостроительных
предприятиях.
УДК 621.757 : 65.011.46т
©Ленинградская организация общ. «Знание» РСФСР.
ЛДНТП, 1974.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС производитель ность труда в текущей пятилетке должна быть повышена на 36— 40 процентов. Одним из главных источников повышения производи тельности труда является комплексная механизация и автоматиза ция производственных процессов.
Сборочные работы представляют собой заключительный этап производственного процесса. Их качество оказывает большое влияние на эксплуатационные характеристики машин и приборов, на их надежность и долговечность. Около 60 процентов промыш ленных рабочих заняты выполнением сборочных операций, а себе стоимость сборки составляет в среднем 40 процентов себестоимо сти выпускаемой продукции. Столь высокая трудоемкость сбороч ных работ объясняется рядом особенностей машино- и приборо строения, основными из которых являются следующие.
1.Сложность и многодеталыюсть конструкций современны?:
машин и приборов, наличие в конструкциях длинных размерных цепей и значительного количества межузловых связей, из-за чего требуются пригоночные и регулировочные работы.
2.Наличие в сборочных процессах операций по обеспечению различных технических условий (герметичность, вибростойкость,
работоспособность в определенном интервале температур, сбалан сированность и т. д.) и сложность их выполнения.
3. Недостаточный уровень механизации и автоматизации пвоцессов сборки.
До последнего времени основное внимание в промышленности уделялось автоматизации механической обработки. Для 60-х годов характерно развитие автоматизации сборки. Практика показывает, что внедрение в металлообработку многопозиционных полуавтома тов и станков с программным управлением снижает себестоимость продукции на 30 процентов, а автоматизация сборочных процес сов— на 60 процентов.
Кафедра технологии машиностроения и приборостроения Севе ро-Западного заочного политехнического института (СЗПГІ) про водит под руководством автора данной брошюры научно-исследо вательскую работу по автоматизации сборочных процессов. Вне дрение разработок СЗПИ на ряде ленинградских предприятии
3
обеспечило получение |
годового |
экономического |
эффекта |
около |
194 тыс. рублей. |
заводе «Союз» внедрение |
устройства для |
||
Так, например, на |
||||
автоматизации сборки |
узлов |
перьевых ручек АР-65, а |
также |
средств автоматического контроля при автоматической сборке поз волило получить условно-годовую экономию до 105 тыс. рублей. На карбюраторном заводе были внедрены средства автоматизации сборки ряда узлов карбюраторов К-36 и устройства контактного и бесконтактного контроля деталей при сборке, что обеспечило полу чение около 25 тыс. рублей условно-годовой экономии. На заводе «Кулон» благодаря внедрению средств автоматизации изготовле ния конденсаторов К-Д-1 и устройств для контроля сборочных опе раций экономический эффект равен 20,5 тыс. рублей.
1. Структура сборочной операции. Технологичность деталей
Структуру сборочной операции составляют следующие пере ходы: подача деталей; их ориентация относительно друг друга или какой-либо одной (базовой) детали; сопряжение (осуществление контакта); закрепление, снятие собранного узла и контроль.
При сборке можно выделить основные и вспомогательные виды работ: к основным относятся сборочные, регулировочные, запра вочные и демонтажные работы, а к вспомогательным — подготови тельные, пригоночные и контрольные операции.
При выборе методов автоматизации сборки важнейшее значе
ние имеет технологичность конструкции, от |
которой |
в значитель |
ной степени зависит сам сборочный процесс. |
Как известно, техно |
|
логичным считается такое изделие, которое, |
будучи |
эффективным |
и надежным в эксплуатации, является вместе с тем наименее тру доемким и металлоемким в изготовлении. Опыт машино- и прибо ростроения показывает, что наиболее приемлемым является то из делие, которое легче всего собирается. Поэтому автоматизацию сборки нужно начинать с анализа технологичности изделия.
Технологичное с точки зрения автоматизации сборки изделие должно отвечать следующим требованиям: 1) пригодность деталей к автоматической загрузке рабочих позиций; 2) пригодность фор мы деталей для базирования и транспортировки в рабочем про странстве автомата; 3) соответствие деталей условиям автоматиче ского контроля; 4) минимальное количество деталей в собираемом узле; 5) простота конструкции собираемого узла.
Автоматизация сборочных процессов в ряде случаев требует из менения конструкции собираемых деталей. Детали, поступающие на автоматическую сборку, должны удовлетворять следующим ус ловиям: 1) они должны иметь простую форму, облегчающую их автоматическое ориентирование в загрузочных и транспортных устройствах; 2) у них должны быть явно выраженные базовые по верхности (желательно цилиндрические или плоские) для надеж-
4
ной фиксации на сборочных позициях, а также поверхности, кото рые могут служить установочными и направляющими для других деталей, входящих в соединение; 3) необходимо, чтобы поверхно сти для сопряжения с другими деталями были легко доступными; 4) допуски на размеры, определяющие их фиксацию на сборочных позициях, должны обеспечивать возможность сопряжения с други ми деталями и строго выдерживаться при изготовлении; 5) следует избегать таких сопряжений, которые трудно осуществить автомати
чески |
(закрепляемые |
разжимными |
кольцами, |
шплинтуемые |
|
и т. п.); |
6) на поверхностях, входящих |
в сопряжение, |
следует |
||
предусматривать фаски, |
направляющие |
конуса и т. |
п.; 7) |
детали, |
поступающие на автоматическую сборку, должны быть чистыми и сухими. '
2. Состояние и перспективы механизации и автоматизации
сборочных процессов
Различают четыре основные ступени механизации и автомати зации сборки.
1. Частичная механизация, при которой механизированные средства применяются лишь на основных сборочных операциях,
а остальные работы производятся вручную, посредством простей шего инструмента.
2. Комплексная механизация, когда основные и вспомогатель ные операции выполняются посредством механизированных инст рументов и приспособлений; вручную производится управление ме ханизмами, а также ряд операций, механизация которых нерацио нальна.
3. Частичная автоматизация, при которой большинство основ ных и вспомогательных операций осуществляется с применением автоматизированных технических средств, а остальные работы вы полняются операторами-сборщиками с применением механизиро ванных инструментов и приспособлений.
4. Комплексная автоматизация, представляющая собой высшую форму механизации сборки. На этой ступени все операции, связан ные со сборкой изделия, выполняются автоматами под наблюдениєм небольшого количества операторов.
Во многих отраслях машиностроения уровень механизации, сборки пока еще очень низок и основной объем сборочных работ, выполняется вручную (табл. 1).
Механизация сборочных процессов чрезвычайно важна для большинства отраслей машиностроения, и ее значение все время будет расти, поскольку темпы ее в обрабатывающих цехах уже сейчас значительно превосходят темпы механизации сборки. Об следование большого количества предприятий показало, что имеет ся тенденция к росту удельного веса трудоемкости сборки по отно шению к трудоемкости обработки на 5—10 процентов в год. В не
5
далеком оудущем эта тенденция начнет ограничивать возможно
сти сокращения затрат труда в |
машиностроении. |
|
|||
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
Уровень механизации сборочных работ |
|
||
|
|
|
Объем сбороч |
Состав сборочных работ |
|
Отрасли машиностроения |
ных работ |
в процентах к их объему |
|||
в процентах |
|
|
|||
|
|
|
к общей трудо механизиро- |
ручные |
|
|
|
|
емкости |
гр,анные |
|
|
|
|
|
||
Тяжелое машиностроение................... |
25-35 |
15-20 |
80—85 |
||
Станкостроение |
....................................... |
20-25 |
20—25 |
75-80 |
|
Автомобилестроение............................. |
18-20 |
30-35 |
65—70 |
||
Тракторное |
и |
сельскохозяйственное |
20—25 |
25-30 |
70-75 |
машиностроение................................. |
|||||
Электромашиностроение....................... |
35-40 |
20-22 |
78 — 80 |
||
Строительное |
и |
дорожное машино |
15-30 |
15-20 |
80—85 |
строение ................................................ |
|
|
Тип производства оказывает главное влияние на технологию и организацию процесса сборки.
В единичном производстве отсутствует установившаяся техно логия, широко применяется универсальное оборудование и инстру мент, используется высококвалифицированный труд. При сборке обычно много пригоночных р_абот. В серийном и крупносерийном производстве этот процесс в меньшей или большей степени расчле няется на составные части: выделяется сборка узлов и общая сбор ка изделия. Объем пригоночных работ значительно меньше, чем в единичном производстве. Применяется механизированный сбо рочный инструмент.
В массовом производстве четко разделяются узловая и общая сборка. За каждым рабочим местом на все время сборки данного узла или изделия закрепляется определенный объем работы. Вре мя выполнения согласовывается с общим темпом сборки. Техноло гический процесс разрабатывается с соответствующей детализа цией, оборудование располагается по потоку. В массовом и в круп носерийном производстве осуществляется принцип взаимозаменяе мости, пригонка деталей и доделочные работы не допускаются.
Для механизации основных операций применяются прессы, па яльники, сварочное оборудование, различные винтозавертывающие устройства, пневматические молотки. Для ручного механизирован
ного инструмента наиболее рационально применять пневматиче ские роторные двигатели, имеющие мощность на единицу веса в два-три раза больше, чем у универсальных электродвигателей. Кроме того, пневматические двигатели надежны и безопасны в экс
6
плуатации, выдерживают без повреждений нагрузки, приводящие даже к остановке двигателя, изготовление и ремонт их проще элек трических. Поэтому пневматические инструменты окупаются в бо лее короткие сроки по сравнению с электрическими.
При механизации вспомогательных операций используются устройства для горизонтального и вертикального перемещения де талей и узлов. Проблема горизонтального перемещения собирае мых узлов достаточно разработана. Созданы надежные конструк ции рольгангов, тележек и разнообразные сборочные конвейеры.
Механизация и особенно автоматизация процессов вертикаль ного перемещения деталей и узлов при сборке пока еще не реше на. Для этих целей в настоящее время применяют главным обра
зом электрические, |
реже — пневматические |
подъемники. |
Однако |
количество и ассортимент данных устройств, |
выпускаемых нашей |
||
промышленностью, |
далеко не удовлетворяет потребности |
заводов. |
Поэтому на производстве часто применяются неэффективные гру
зоподъемные устройства в виде блоков, талей и других ручных механизмов.
Механизация отдельных сборочных операций хотя и снижает в той или иной мере трудоемкость сборки, однако наибольший эко номический эффект может быть получен лишь при комплексной механизации. Ближайшей перспективой должна быть комплекс ная механизация сборки в серийном производстве и широкая авто матизация этих процессов в массовом производстве. В настоящее время автоматизация сборки в машино- и приборостроении еще не получила должного применения. Объясняется это следующими причинами.
1. Мало внимания уделяется исследованию теоретических основ автоматической сборки.
2.Конструкция большинства узлов машин и приваров затруд няет автоматизацию сборки.
3.Не налажен серийный выпуск нормализованных элементов
автоматических сборочных установок.
4. Детали, поступающие на сборочные автоматы, не отвечают требованиям автоматизации процесса в отношении стабильности размеров, формы и свойств материала.
Внедрение автоматической сборки требует решения ряда про блем и пересмотра всего сложившегося процесса производства.
' При автоматизации сборки претерпевают изменение все после
дующие элементы |
операции (подача деталей, ориентация |
дета |
лей, сопряжение, |
закрепление, снятие собранного узла и |
кон |
троль). Наиболее характерным процессом автоматической сборки является ориентация деталей друг относительно друга на сбороч ной позиции. В этом цикле движений детали должны расположить ся Друг относительно друга так, чтобы их можно было беспрепят ственно соединить последующим движением. К способам ориента ции прежде всего предъявляются требования, чтобы колебания
7