Файл: Попов, Г. В. Пути повышения производительности сборочных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ния заклинивания деталей в лотке существенное значение имеет выбор наименьшего зазора между деталью и лотком, который ре комендуется принимать по ходовой посадке 4—7 классов точ ности [И].
Если в процессе транспортирования деталей по лотку требуется изменить направление их движения и от общей массы необхо димо отделять по одной детали, применяют отсекатели (в основ ном штифтовые и дисковые). Штифты могут иметь возвратно-по ступательное или качательное движение (рис. 7 а, б). Работа
отсекателей
штифтовых отсекателей сводится к поочередному действию двух штифтов: один удерживает очередную деталь, а другой все осталь ные. При возвращении штифтов в исходное положение детали под вигаются к первому штифту. К недостаткам штифтовых отсекате лей относятся: а) возможность наскакивания штифтов на детали или проскакивание деталей через отсекатели при нейтральном по ложении последних из-за недостаточной скорости их действия; б) невысокая производительность (100—120 деталей в минуту).
Дисковые (барабанные) отсекатели (рис. 7в, г) имеют на ци линдрической поверхности выемки под детали. При поворачивании на некоторый угол диск 2 захватывает деталь 1 и подает ее, одно временно удерживая остальные. Периодичность поворота диска согласовывается с циклом работы сборочной установки. Дисковые отсекатели работают более надежно и обеспечивают наибольшую
20
производительность, но имеют ограниченное применение (в основ ном для деталей цилиндрической формы).
Сборочные позиции автоматов загружаются с помощью питате лей. Они имеют различную конструкцию в зависимости от формы подаваемой детали и траектории движения питателя. Наибольшее применение находят питатели с поступательно-перемещающимся шибером (рис. 8, а). В этом питателе ползун (шибер) 3 совершает возвратно-поступательное движение, передвигая детали 2 из лот ка / на сборочную позицию.
Рис. 8. Типы питателей
Используются маятниковые питатели (рис. 8,6), в которых де тали 2 из лотка 1 перемещаются на сборочную позицию питате лем 3, качающимся относительно оси.
Получили распространение питатели в виде револьверного дис ка (рис. 8, в). Детали 2 из лотка / попадают в отверстия револьвер ного диска 3, периодически поворачивающегося вокруг оси. Ре вольверный диск вначале подает детали на позицию сборки, а за тем— на позицию съема.
Надежность работы шиберных питателей во многом зависит от их конструкции. Неправильно сконструированные питатели рабо тают рывками, заедают и выламывают стенки в нижней части лот ка. Для повышения надежности работы шиберного питателя необ ходимо соблюдать следующие условия: угол отклонения откиды вающейся губки должен быть минимальным; деталь при переносе
ее |
на сборочную |
позицию должна лежать не на откидной губке, |
|||
а |
на корпусе питателя; угол |
образованный |
верхней |
плоскостью |
|
шибера и стенкой |
выемки, |
должен быть |
закруглен |
радиусом |
|
jP≥O,15t/ (√ — диаметр детали) и хорошо отполирован; |
усилие за |
жима детали откидной губкой должно быть небольшим, но доста
21
точным, чтобы удерживать деталь от выпаданья под действием собственного веса; шибер следует изготовлять из закаленной ста ли; движение шибера в направляющих должно быть плавным, без заеданий.
Питатели с вращательным движением (маятниковые и -револь верные) более надежны в работе, так как для них не требуется специальных направляющих.
Питатели, имеющие захваты, обычно называют «механически ми руками». Траектория перемещения захвата определяется рас положением лотка относительно сборочной позиции и положением в них детали (рис. 9). Иногда деталь в процессе транспортировки дополнительно ,поворачивают. Это целесообразно в том случае, когда деталь более надежно ориентируется в бункере в положе нии, отличном от того, в каком она должна быть расположена на рабочей позиции [2].
Рис. 9. Схема питателя
В «механических руках» используются упругие, вакуумные и электромагнитные захваты. Чаще всего применяют упругие захва ты в виде нескольких пружинящих проволочек, обжимающих плос кую деталь по контуру, или в виде упругого пинцета для круглых деталей. Такие захваты сложнее, так как требуют дополнитель ного управления разжима упругих захватывающих элементов. Однако они надежны в работе и исключают повреждение детали при захватывании и установке.
Вакуумный захват применяется при загрузке малогабаритных деталей. В ряде случаев для передачи детали из питателя на рабо
22
чую позицию после отключения вакуума в питатель под давлением подается воздух, Это повышает надежность работы питателя, так как малогабаритная деталь может прилипнуть к захвату даже после отключения вакуума. Воздух необходимо подавать только после того, как деталь будет установлена на рабочей позиции.
В СЗПИ создана методика, дающая возможность на стадии проектирования оценить условия сопряжения деталей различного профиля, что значительно уменьшает время, затрачиваемое на от ладку и внедрение нового автоматического сборочного оборудова ния. Апробирован метод ориентации деталей с различными поверх ностями сопряжения, при котором одна из собираемых деталей совершает плоско-параллельное движение в горизонтальной плос кости. а другая — колебательное движение в плоскости, перпенди кулярной направлению сборки. При этом обеспечивается стопро центная собираемость деталей с фасонным профилем, когда ошиб ка ориентации в несколько раз превышает отклонение, допустимое при автоматической сборке деталей без применения данного ме
тода.
Собранные узлы выдаются с автоматической сборочной уста новки с помощью разгрузочных устройств (разгружателей). При этом в большинстве случаев допускается потеря ориентации со бранного узла. Поэтому конструкции разгружателей проще конст рукций загрузочных устройств. Часто в качестве разгружателей используются различные выталкиватели (пружинные и жесткие), сбрасыватели, а также применяется сжатый воздух, сдувающий готовые узлы с рабочей позиции. Однако неудачная конструкция разгрузочного устройства также может явиться причиной ненадеж
ной работы |
автоматической сборочной установки. |
Нужно иметь |
||||
в виду, что в |
некоторых случаях, |
особенно при |
малогабаритных |
|||
деталях, |
снять собранный узел |
и |
передать его |
в |
тару довольно |
|
сложная |
задача. Конструкция |
съемников весьма |
разнообразна |
в зависимости от размеров деталей, их формы и материала, шеро ховатости поверхности и характера операции. Иногда функции съемки выполняет «механическая рука», осуществляющая, кроме загрузки деталей в сборочную установку, и съем готовых узлов, что значительно повышает производительность автоматической сборки. В этом случае «механическая рука» снабжается двумя за хватами, один из которых устанавливает деталь на сборочную по зицию, а другой снимает готовый узел.
Рассмотрим основные типы сборочного оборудования. Сборочное устройство (рис. 10) с механизированной подачей
винтов к месту сборки работает от роторного пневматического дви гателя, установленного в корпусе 20, на котором укреплена сту пенчатая втулка 9, несущая шпиндель 10 и кронштейн 18. Во втул ку 9 входит втулка 13, жестко соединенная с магазином 15. Мага зин 15 с роликом 19 соединен скользящей посадкой с кронштей ном 18 и с помощью прилива 21 и пальца 22 прикреплен к отрост ку 4 пусковой рукоятки 5. На конце пальца 22 укреплен рычаг 2,
23
поддерживаемый пружиной 3. Рычаг 2 и пружина 3 препятствуют выходу втулки 13 со втулки 9. Для постоянного поджима винтов в магазине служит каретка 1, связанная с канатиком 14, намотан ным на вращающийся барабан 17, внутри которого помещена ча совая пружина 16. Один конец пружины прикреплен к барабане, а другой — к неподвижной втулке [6].
Рис. 10. Сборочное устройство с механизированной подачей винтов к месту сборки
При работе необходимо, взяв за рукоятку 5, подвести втѵлку 13' к детали, в которую предполагается ввернуть винт и, преодолевая усилие пружины И, продвинуть втулку 9 вдоль втулки 13 до сопри косновения отвертки 12 с винтом, висящим на собачках 24. При дальнейшем нажиме на рукоятку 5 отвертка, преодолевая усилие пружин 23, отведет собачки 24 вниз и продвинет винт к резьбово му отверстию. При этом вал пневматического двигателя 7 придет в сопряжение с головкой 8 шпинделя 10. Нажимом на курок 6 при водят во вращение отвертку и завертывают винт. После прекра щения нажима на рукоятку 5 сборочное устройство занимает исходное положение, а последний винт под действием пружины 16, канатика 14 и каретки 1 продвинет через окно очередной винт, и устройство готово к дальнейшей работе.
Для автоматизации сборки резьбовых соединений применяют ся однопозиционные полуавтоматы. К этому виду оборудования
24
относится полуавтоматический винтоверт, созданный на Ленин градском электромеханическом заводе (рис. И). Он позволяет за винчивать винты M3—М5 при сборке приборов с производительно стью до 1500—18С0 шт. в час, при заданном стабильном моменте их затяжки. Полуавтомат состоит из резьбоверта и вибробункера с ме ханизмом поштучной выдачи ориентированных винтов в трубку, по которой они поступают под отвертку.
Рис. 11. Схема однопозиционного полуавтомата
Полуавтомат работает следующим образом.
От электродвигателя 19, установленного в станине, получает вращение шкив 13, который через фрикционную муфту передает вращение валику 12, а последний — телескопическому валику 11 и зубчатой полумуфте 8. C последней связана жестко отвертка 7, получающая вращение только после того, как полумуфта 8 будет сцеплена с полумуфтой 9. Необходимое для сцепления полумуфт перемещение осуществляется от пневматического цилиндра 18 одностороннего действия через подвижную среднюю опору 10, вместе с которой опускается и отвертка. Отвертка заходит в шлиц винта, поступившего из вибробункера 3 по трубке 5 в цангу 6, и завинчивает его в деталь, расположенную в приспособлении под цангой так, чтобы ось резьбового отверстия и отвертки совпадали. Цанга делается сменной для каждого размера винта.
После того как винт будет ввинчен, начинается его |
затяжка. |
В этот момент шпиндель притормаживается, а шкив 13 |
пробуксо- |
25
зывает на валике 12. Сила затяжкії регулируется гайками 14 за счет сжатия пружины 15. Когда затяжка винта будет осуществлю - на, подача сжатого воздуха в пневматический цилиндр 18 прекра щается, и пружина 17 возвратит среднюю опору 10, а значит и от вертку в исходное положение.
В момент подъема отвертки срабатывает золотник, перемещаю щий шибер механизма поштучной выдачи 4, и выдает винт из виб рационного бункера 3 в трубчатый лоток 5, а из последнего в цан гу, после чего цикл работы полуавтомата повторяется.
Для пуска сжатого воздуха в пневматический цилиндр резьбозерта и в золотник механизма поштучной выдачи используется пневмопедаль 1. Нажимая ногой на педаль, рабочий открывает ле вый клапан (рис. 11). Сжатый воздух проходит через него, попа дает под правый клапан 6 и затем поступает в правую часть золот никовой коробки. Под его давлением золотник перемещается влево и открывает доступ основному потоку сжатого воздуха в верти кальный цилиндр. Под воздействием сжатого воздуха поршень 16
перемещается вниз и опускает нижний конец шпинделя винтоверта с отверткой, которая производит завинчивание винта и его затяж ку. При снятии ноги с педали клапан а закрывается, а клапан б открывается за счет более сильной пружины, установленной в кла пане а. Сжатый воздух через клапан б выходит из правой части золотниковой коробки 2 в атмосферу и позволяет золотнику под действием пружины вернуться в исходное положение. Одновремен но золотник перекрывает доступ сжатого воздуха в вертикальный цилиндр и соединяет его с атмосферой. Поршень 16 под действием пружины 17 возвращается вверх, поднимает с собой полумуфту 9.
аотвертка 7 занимает исходное положение.
Вмомент возвращения золотника 2 в правую часть золотнико вой коробки он с помощью упора перемещает шибер питателя '4. который посылает один винт в цангу винтоверта. Таким образом установка становится подготовленной для выполнения следующей операции.
Вкачестве примера многопозиционного автомата рассмотрим
автомат для сборки узла клапана (рис. 12, а). Автомат представ ляет собой сборочную установку карусельного типа с восьмипози ционным поворотным столом (рис. 12, б). На позициях 1 и II про изводится подача клапана 1 и стержня 2 и их сопряжение, на по зиции III — подача пружины 4 и втулки 3 в сопряженном виде; на позиции IV — подача диска 5; на позиции V — поворот диска для ориентирования его в требуемом положении относительно клейм; юна позиции VI — клеймение; на позиции VII — сопряжение стерж ня с диском и расклепывание конца стержня; на позиции VIII—вы талкивание собранного узла.
Для подачи клапана, стержня и диска применяются вибробун керы. Пружину 4 и втулку 3 предварительно сопрягают вручную попарно, а затем загружают в магазин, так как надежное питание
цилиндрических пружин из бункеров не может быть обеспечено.
26
5
Рис. 12. Принципиальная схема многопозиционного автомата
При сборке изделий, выпускаемых в большом количестве (свы ше 1000 тыс. шт. в год) применяются автоматические линии. На рис. 13 показана автоматическая линия сборки веретенных под шипников. Эта линия состоит из пяти автоматов, выполняющих следующие операции: в автомате 1 производится зарядка сепара тора роликами и насадка на заряженный роликами сепаратор на ружного кольца; в автомате 2 — укладка двух шайб ориентирован-
ными; |
в автомате 3 — контроль собранного |
подшипника по вну- |
|
треннему диаметру роликов; |
в автомате 4 — консервация собран |
||
ных и |
проконтролированных |
подшипников и |
в автомате 5 — уста |
новка третьей шайбы, завертывание подшипников в бумагу и под-
13. Автоматическая линия сборки веретенных подшипников
счет собранных подшипников. Автоматы соединены между собой лотками. Последовательность работы всех механизмов линии обес печивается механической системой управления посредством кулач ковых распределительных устройств.
Почти все используемое в промышленности оборудование для автоматической сборки представляет собой установки специаль ного типа. Проектирование и создание такого оборудования тре бует больших капитальных затрат и удлиняет сроки его внедрения в производство. Кроме того, специальное сборочное оборудование не позволяет осуществлять модернизацию собираемых изделий, так как данный тип оборудования невозможно переналаживать в соот ветствии с изменениями конструкции изделия. В ряде случаев это оборудование малоэффективно из-за низкой надежности, что так
же тормозит его внедрение.
Практика доказывает нерентабельность производства специаль ных сборочных установок.
28
Задача автоматизации сборочных процессов может быть успеш но решена путем внедрения метода агрегатирования, организации централизованного проектирования автоматического сборочного оборудования и серийного его изготовления на базе нормализован ных узлов. Это позволит отработать надежные конструкции норма лизованных элементов и обеспечит возможность многократного использования данных элементов при создании автоматических сборочных установок, что создаст возможность после соответст вующей перекомпоновки использовать данное оборудование для сборки других изделий. Применение переналаживаемого сбороч ного оборудования особенно эффективно при частой смене объек тов производства.
Анализ показывает, что метод компоновки сборочного автома тического оборудования из типовых и нормализованных узлов по сравнению со сборочным оборудованием специального типа сокра щает сроки проектирования и изготовления автоматов в 2—3 раза.
Номенклатура нормализованных узлов сборочных машин опре деляется на основе их классификации по функционально-техноло гическим признакам. Разработка всего комплекса нормализован ных узлов сборочных машин может быть осуществлена только при условии типизации конструктивных элементов изделий и техноло гических процессов. На основе типовых технологических процессов сборки должны проектироваться типовые компоновки сборочного оборудования, предназначенного для сборки групп механизмов, имеют,их общие технологические признаки.
Наиболее ответственными узлами агрегатных сборочных уста новок являются рабочие головки, параметры которых определяют ся с помощью статистического анализа большого количества соби раемых изделий, проводимого на базе конструктивно-технологиче ской классификации изделий и сборочных операций.
Большое значение при компоновке агрегатных автоматических сборочных установок имеет выбор рациональной контрольно управляющей системы.
В существующих сборочных автоматах наибольшее применение находят централизованные непрерывные механические системы управления. Для агрегатного автоматического сборочного оборудо вания целесообразнее применять децентрализованную дискретную рефлекторную систему управления, преимуществом которой яв ляется отсутствие механической связи между отдельными ее эле ментами, что упрощает конструкцию оборудования и облегчает агрегатирование. Все исполнительные элементы установки при та кой системе управления снабжаются индивидуальными электро двигателями, получающими команды от датчиков, фиксирующих окончание предыдущих действий установки. Отсутствие механиче ской связи между элементами позволяет применять блочный прин цип построения аппаратуры и открывает возможность агрегатиро вания систем управления [13].
29