ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
БИБЛИОТЕЧКА ХОЗЯЙСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С. К. ЛИЛЕЕВ, О. Т. ЭРИШЕВ
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ
СЛУЖБА
ПРЕДПРИЯТИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭКОНОМИКА» '
Москва —1974
Издательство «Экономика» продолжает выпуск «Библиотечки хозяйственного руководителя». Авторами брошюр являются видные ученые, работники плановых и хозяйственных органов, научно-иссле довательских учреждений и предприятий.
«Библиотечка» предназначена для пропаганды экономических знаний, в ней освещаются наиболее актуальные теоретические и практические вопросы организации управления социалистическим производством и отдельными предприятиями.
Настоящая брошюра посвящена деятельности диспетчерской службы предприятия в условиях массово-поточного производства. В ней показана организация работы на различных уровнях диспет черизации.
Брошюра рассчитана на руководителей производственных под разделений, работников служб оперативного управления производ ством. Она может быть также использована на курсах по экономиче скому образованию и повышению квалификации хозяйственных ра ботников.
РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
10807—168 |
55—75 |
Jl------------------ |
|
011(01)—74 |
© Издательство «Экономика», 1974 г. |
I
ДИСПЕТЧЕР — РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА
Народное хозяйство нашей страны вступило ныне в
такую стадию, когда важнейшим направлением его раз
вития стала интенсификация производства. Она требует глубоких качественных изменений во всех отраслях со циалистической экономики, и прежде всего создания наи более рациональной системы организации и управления производством во всех звеньях и на всех уровнях. Без этого, как подчеркивается в документах XXIV съезда партии, невозможно оптимальное использование дости жений научно-технического прогресса, получение наи большего эффекта от применения новой совершенной тех ники и технологии.
Вот почему непременное условие выполнения пред приятием государственных планов, достижения макси мальных количественных и качественных результатов при
наименьших затратах состоит в постоянном совершенст вовании управления производством.
Основные функции управления производством на
предприятии следующие:"оперативное планирование и учет; анализ производственной деятельности путем сопо ставления плановой информации с учетной и принятие новых необходимых решений. Последнее по существу является повторным планированием. На большинстве
машиностроительных предприятий эти функции непо средственно осуществляют планово-производственная и диспетчерская службы.
На планово-производственную службу возложены: расчет календарно-плановых нормативов (подеталь
ных планов, норм незавершенного производства, партий запуска в серийном производстве и т. д.) для всех произ-
3
водственных подразделений на различные плановые пе
риоды (год, квартал, месяц, сутки, смена); учет движения продукции по всему производственно
му циклу соответственно плановым периодам.
Планово-производственная служба создает главную часть информационной базы для выполнения диспетчер ской службой остальных функций управления, т. е. для
оперативного руководства производственным процессом. Такое разграничение функций между двумя подраз делениями не означает, однако, их обособленности, а, на оборот, предусматривает тесную взаимосвязь. Степень взаимосвязи зависит от типа, характера и масштабов про
изводства.
Диспетчеризация — это централизация оперативного контроля и 'координация управления производственными процессами в целях обеспечения согласованной работы
отдельных производственных подразделений для дости
жения установленных технико-экономических показате лей и высокой ритмичности выпуска продукции.
Диспетчеризация в различных формах всегда была составным элементом управления фабрично-заводским производством. C развитием крупносерийного и массово поточного производства, с возникновением тесных связей между предприятиями и созданием крупных производст
венных объединений постоянно возрастает значение дис петчерской службы, усложняются ее функции.
C тем, как реализуются принципы диспетчеризации в организации и деятельности диспетчерской службы со временного предприятия, целесообразно познакомиться на примере Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачева, где накоплен большой полезный опыт в этой области. Завод, ставший ныне крупным производст венным объединением (кроме головного завода, включа
ет три московских и шесть иногородних), является харак терным представителем машиностроительных предприя тий массово-поточного производства с широкой номен клатурой продукции.
Начало организации диспетчерской службы в совре менном понимании непосредственно на заводе имени
И. А. Лихачева относится к тридцатым годам, т. е. к то му времени, когда предприятие приступило к массовому выпуску грузовых автомобилей. Масштабы производства потребовали пересмотра существовавшей примитивной
4
системы управления, и в первую очередь системы опера тивного планирования и учета. Вместо нее была создана новая система, основанная на «цепном» методе расчета 1 подетальных планов для всех цехов основного производ ства и организации работы по так называемой планкарте межцеховых передач продуктов производства (подроб но о системе планкарт сказано ниже). К главным особен ностям системы оперативного управления производством
на ЗиЛе следует отнести централизованное планирование и децентрализованный оперативный учет выполнения планов.
Основное назначение диспетчерской службы на ЗиЛе,
как и на большинстве машиностроительных предприятии с массово-поточным производством, составляют:
обеспечение ритмичной работы всех производственных
подразделений, начиная со сборочных конвейеров авто мобилей и кончая формообразующими участками заго товительных цехов (формовочными участками в литей ных цехах, участками штамповки и ковки в кузнечном
производстве) ;
контроль за выполнением планкарты межцеховых пе редач по технологической цепочке;
:выявление отклонений от заданий в течение планового
I периода и ликвидация этих отклонений путем привлече- ξ ния определенных служб.
Так как функции диспетчерской службы носят опе ративный характер, в ее задачи входит контроль за вы полнением производственных заданий в течение плани
руемых суток и смен. При этом для обеспечения ритмич ной работы на протяжении всего планового периода
контроль должен осуществляться непрерывно по всему производственному циклу, начиная с поступления мате риалов из управлений снабжения в производственные
подразделения и кончая сдачей готовой продукции в сбы товые организации (автомобилей и домашних холодиль ников в экспедицию готовых машин; деталей и узлов,
идущих в запасные части и поставляемых по коопера ции,— на склады сбыта).
- В последние годы системы контроля за ходом произ водства разрабатываются и внедряются на других пред-
’ Расчет в соответствии с технологической цепочкой.
2-326 |
5 |
приятиях страны. Но в основном они дают возможность
контролировать работу цехов и предприятий по отдель ным функциям.
Il
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
Структура диспетчерского аппарата
Назначение диспетчерской службы на ЗиЛе опреде лило ее организацию и необходимые потоки информации.
Но при этом следует учитывать, что диспетчерская
служба есть часть службы управления основным произ
водством. Следовательно, ее структура и организация
деятельности в значительной мере зависят и от струк туры управления производством в целом.
Как правило, на машиностроительных предприяти ях с массово-поточным и крупносерийным производством существуют два подхода к вопросу организации и струк туры службы управления.
При одном подходе она строится по предметному прин
ципу. В этом случае группа функциональных работников организует планирование и контроль за изготовлением и сдачей определенного объекта производства (например,
двухили трехосных автомобилей, домашних холодиль ников и т. д.) по всему производственному циклу — от производства заготовок до сдачи готовой продукции.
Второй подход предусматривает технологический принцип построения, когда на группу работников управ ления возлагается планирование и контроль за деятель ностью подразделений, родственных по характеру произ водства (заготовительное производство, механообрабаты
вающее, сборочное и т. д.).
Обе системы имеют преимущества и недостатки. Пер вая система в необходимой степени обеспечивает ответст венность ограниченного круга лиц за выполнение про
граммы поданному объекту. Однако в условиях сложного, крупномасштабного, многономенклатурного производ ства, где то или иное подразделение участвует одновре
6
менно в изготовлении нескольких объектов, зачастую интересы ответственных лиц сталкиваются и создается конфликтная ситуация приоритета.
При организации управления по технологическому принципу уже не обеспечивается ответственность опреде ленной группы должностных лиц, но создаются благопри
ятные условия для координации работы внутри того или
иного производства. Кроме того, объединение подразде лений по родственному характеру технологий (например,
в одно производство входят литейные и кузнечные цехи)
дает возможность руководству подобрать работников тре буемой специальности и квалификации.
На ЗиЛе продолжительное время управление произ водством было организовано по предметному принципу;
но с расширением номенклатуры продукции, с увеличе нием объемов производства, совершенствованием и ус ложнением технологических процессов такая система стала терять свою эффективность и явилась в некоторых случаях тормозом. Поэтому в период 1965—1966 гг. уп
равление производством было перестроено по технологи ческому принципу. Характерная особенность принятой ныне системы управления, как уже говорилось, — сочета ние централизованного оперативного планирования с де централизованным учетом выполнения планов.
Управление производством возглавляет заместитель директора объединения (см. схему). Ему подчиняются все подразделения основного производства (через начальни
ков отраслевых производств), планово-производственный
отдел и диспетчерская служба объединения. Диспетчерской службой руководит главный диспетчер
головного завода 1 и его три сменных заместителя. Функ ции аппарата главного диспетчера выполняют диспетчер ские группы отраслевых производств: заготовительного, прессово-кузовного, моторного, механосборочного и сбо рочного.
В заготовительном производстве объединены цех стального и ремонтного литья, литейные корпуса ковкого и серого чугуна, Цех точного литья, кузнечный корпус,
1 Поскольку функции административно-управленческого аппа рата объединения и межзаводских служб выполняют соответствую щие службы головного завода, далее везде под заводом следует по нимать объединение.
2* |
7 |
Структура службы управления основным |
Схема |
|
|
|
производством в объединении ЗиЛ |
рессорно-пружинный цех; в прессово-кузовном — прессо вый и арматурный корпуса, кузовной, деревообрабатыва
ющий цехи и цех домашних холодильников. В моторное производство входят моторный и механосборочные кор пуса, связанные с производством моторов; в механосбо рочное — механосборочные корпуса, цехи, связанные с производством шасси и передаточных агрегатов автомо
биля; в сборочное — корпус сборки и испытания автомо билей и заводы объединения.
8
Диспетчерской группой руководит заместитель началь ника производства — главный диспетчер. Диспетчерская группа составляет одновременно оперативный аппарат
начальника соответствующего производства.
C производственными подразделениями служба глав ного диспетчера взаимодействует через функционально
подчиненный ей диспетчерский аппарат корпусов, цехов и заводов. Непосредственно этот аппарат подчиняется руководству производственных подразделений.
9
Диспетчерский аппарат заводов объединения и кор пусов головного завода построен по такому же принципу, что и служба главного диспетчера объединения.
Основные функции диспетчерской службы
Централизация внутризаводского подетального пла
нирования позволяет четко разграничить функции аппа рата главного диспетчера завода и диспетчерской службы
производственных подразделений. Деятельность службы
главного диспетчера направлена на обеспечение выпуска
основных изделий завода и отдельных агрегатов. Дис
петчерский аппарат производственного подразделения контролирует и регулирует изготовление продукции всей
номенклатуры, закрепленной за подразделением. Служба главного диспетчера осуществляет следующие
основные функции:
контролирует ход выполнения программы объедине ния по основным изделиям и принимает меры для ликви дации дефицита заготовок, деталей, узлов и агрегатов и обеспечения цехов-потребителей продукцией цехов-по ставщиков;
принимает меры к предупреждению перебоев в ходе производства, возникающих из-за нарушений в работе технологического оборудования, несвоевременного обес печения инструментами, материалами и полуфабриката ми, а также изделиями смежных производств;
следит за соблюдением норм заделов по переходам
(заготовок, деталей, узлов и агрегатов) в цехах основного
производства; контролирует выполнение суточного и почасового
графиков сдачи готовых изделий, а также деталей, узлов и агрегатов, идущих в запасные части, ` для поставок
по кооперации и на экспорт;
руководит движением продукции между производст
венными подразделениями в соответствии с планкартами подач;
регулирует движение деталей, узлов и агрегатов по подвесным толкающим конвейерам;
осуществляет учет и анализ внутрисменных простоев основных сборочных конвейеров завода;
подготавливает для руководства материалы о выпол нении графиков сборки и сдачи основных изделий и árpe
lo
гатов, о допущенных за отчетные сутки отклонениях от плановых заданий с подробным анализом причин этих отклонений;
регулирует выполнение графиков сборки и сдачи авто мобилей и моторов в соответствии с заданием по всем планируемым на данный месяц модификациям;
осуществляет совместно с планово-производственным отделом и аппаратом начальников производств контроль за ходом подготовки новых объектов производства, а также за модернизацией выпускаемых узлов и агрегатов;
совместно с другими заинтересованными функцио нальными подразделениями контролирует выполнение
приказов? распоряжений и указаний дирекции объеди нения, направленных на усиление оперативного управ ления производством.
Содержание деятельности низовых диспетчерских
служб при всей общности их задач имеет некоторые раз
личия, которые определяются видом |
производства. |
В подразделениях сборочного, |
механосборочного и |
моторного производств производственно-диспетчерские
бюро (ПДБ) контролируют обеспечение потребителей товарной продукцией, следят за обеспечением участков подразделения полуфабрикатами и заготовками по всей закрепленной номенклатуре, контролируют работу обору дования и принимают меры при перебоях в его работе,
организуют работу внутрицехового транспорта.
Подразделения прессово-кузовного и кузнечного про изводств мало связаны с другими цехами-поставщиками, и работа в них лимитируется поставкой металла. А пото
му внимание диспетчерского аппарата этих подразделе ний сосредоточено на ритмичном обеспечении производ ственных участков металлом. Кроме того, поскольку
представители данной группы в подавляющем большинст
ве относятся к подразделениям крупносерийного произ водства, важнейшей функцией диспетчерской службы является контроль за соблюдением графика запуска де талей в производство на основной формообразующей опе рации— штамповке.
В подразделениях литейного производства, для кото рого характерен длительный производственный цикл,
обязанности диспетчера сводятся, по существу, к контро
лю за состоянием заделов в цехе по переходам и на скла
дах готовой продукции. Технологический процесс в литей-
11