Файл: Менделевич, А. М. Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Вп о м о щ ь и зуч а ю щ и м
экон о м и к у и |
ор ган и зац и ю |
общ ественного |
п итани я |
А. М. МЕНДЕЛЕВИЧ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ПРОГРАММА И ТОВАРООБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЙ
общественного питания
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭКОНОМИКА» М о с к в а — 1974
338Т9 М50
Гос. п б ’.кч.Ч |
1 |
НЪц. -МО-'' биСЫио
М 10808—167 |
Издательство «Экономика», 1974 |
001(01)—74 |
|
ТОВАРООБОРОТ И ПРОДУКЦИЯ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
Товарооборот и выпуск продукции являются основны ми показателями производственно-торговой деятельно сти предприятий общественного питания. Объем ее в основном характеризуется производственной програм
мой, |
представляющей собой |
план выпуска всех ви |
дов |
продукции собственного |
производства в определен |
ном количестве и ассортименте на планируемый период. Как известно, к продукции собственного производст ва относятся готовые изделия и полуфабрикаты, выра
ботанные предприятиями общественного питания путем тепловой или холодной обработки сырья. Продукция собственного производства состоит из обеденной и про чей продукции \
К обеденной (основной) продукции относятся пер вые, вторые, третьи блюда, холодные и горячие закуски и др. Обеденная продукция учитывается в блюдах, вы
пуск которых |
характеризует объем ее производства |
и реализации. |
Блюдом считается порция обеденной |
продукции, реализуемая в торговом зале или отпускае мая на дом. Обеденная продукция составляет примерно 80—85% общего выпуска продукции собственного про изводства. Стоимостной оценки выпускаемая обеден ная продукция в действующей бухгалтерской и стати стической отчетности в настоящее время не имеет.
К прочей продукции собственного производства относятся бутерброды, гЪрячие напитки, безалкоголь-
1 В общественном питании, как и в других отраслях народного хозяйства, имеется незавершенное производство, т. е. сырье и полу фабрикаты, находящиеся в процессе обработки, однако объем его крайне незначителен и не учитывается в плановых расчетах.
3
ные напитки собственной выработки, мучные кулинарные и кондитерские изделия, молочнокислые продукты п др. Выпуск прочей продукции собственного производ ства в целом учитывается в стоимостных показателях, но отдельные ее виды — в килограммах, штуках, стака нах и др.
На предприятиях общественного питания реализуются также товары, готовые к потреблению и не требующие кулинарной обработки: хлебобулочные изделия, фрук ты, мороженое и др.
Объем реализации этих товаров составляет оборот по покупным товарам.
Реализация населению продукции собственного про изводства и оборот по покупным товарам составля ют розничный оборот предприятий общественного пита ния.
Реализация готовой продукции и полуфабрикатов одними предприятиями общественного питания другим, а также организациям и предприятиям розничной тор говли составляет оптовый оборот предприятий общест венного питания.
Розничный и оптовый оборот предприятий общест венного питания в совокупности составляют валовой оборот. Он характеризует весь объем производственно торговой деятельности предприятий и организаций общественного питания.
Основной задачей предприятий общественного пита ния является производство и продажа населению кули нарной продукции. Поэтому в общем объеме товаро оборота общественного питания основное место должна занимать продукция собственного производства; чем выше ее удельный вес в обороте, тем выше уровень развития общественного питания. Удельный вес продук ции собственного производства в обороте зависит от типа предприятия. Так, в ресторанах он обычно состав ляет 60—65%, в узкоспециализированных предприятиях (пирожковых, шашлычных и др.)' — 80—90%.
Валовой товарооборот общественного питания вклю чает в себя общую сумму от реализации продукции собственного производства (которая складывается из розничной продажи и оптового отпуска продукции пред приятиям и организациям общественного питания или
4
розничной торговли) и оборот от розничной продажи по купных товаров.
В настоящее время плановые показатели производ ственно-торговой деятельности предприятий и организа ций общественного питания устанавливаются по форме, приведенной в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
|
|
|
|
|
Единица |
|
|
|
Показатели |
|
|
измерения |
|
||
I. Весь товарооборот....................................... |
|
|
тыс. |
руб. |
600 |
||
В том числе розничный товарооборот . . |
тыс. |
руб. |
540 |
||||
Реализация продукции собственного про |
|
|
|
||||
изводства — всего |
........................................... |
|
|
тыс. руб. |
480 |
||
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
розничная |
п р о ...............................д а ж а |
|
|
тыс. руб. |
420 |
||
продажа |
оптом |
другим |
предприятиям |
|
|
|
|
общественного |
питания |
и |
розничной |
|
|
|
|
торговли ....................................................... |
|
|
|
|
тыс. |
руб. |
60 |
Розничная |
продажа покупных |
товаров |
тыс. |
руб. |
120 |
||
II. Выпуск б л ю д .............................................. |
|
|
|
тыс. |
блюд |
1600 |
Из таблицы видно, что валовой товарооборот пред
приятия |
общественного питания (600 |
тыс. руб.) пред |
||
ставляет |
собой |
сумму розничного |
товарооборота |
|
(540 тыс. |
руб.) |
и оптовой продажи (60 тыс. руб.) или |
||
сумму |
от |
реализации продукции собственного произ |
||
водства |
(480 тыс. руб.) и розничной продажи покупных |
|||
товаров (120 тыс. руб.). |
|
|||
Оптовый оборот предприятия общественного питания |
||||
может складываться из сумм отпуска |
полуфабрикатов |
и кулинарных изделий предприятиям своей организации (треста, торга, орса); предприятиям других организаций системы общественного питания и розничной торговли. Поэтому объем валового товарооборота организации (треста, торга, орса) не может быть равен общей сумме валового товарооборота подведомственных предприятий,
так как при этом |
возникает повторный |
счет одного |
и того же оборота. |
Валовой товарооборот |
организации |
общественного питания включает лишь ту часть суммы оптового отпуска полуфабрикатов и кулинарных изде лий, которая реализуется предприятиям общественного
5
питания других организаций или предприятиям рознич ной торговли. Товарооборот городских (областных) уп равлений общественного питания включает только сум му оптового отпуска кулинарной продукции предприяти ям розничной торговли.
При наличии на предприятиях и в организациях об щественного питания отптового отпуска кулинарной про дукции издержки производства и обращения, фонд зара ботной платы и т. д. устанавливаются в процентах ко всему (валовому) товарообороту.
Введение показателя валового товарооборота повы сило экономическую заинтересованность предприятий и организаций в изготовлении и реализации продукции собственного производства.
Дальнейшее развитие отрасли требует совершенство вания основных показателей планирования производст венно-торговой деятельности предприятий и организаций общественного питания. Основными недостатками плано вых показателей, действующих в настоящее время, являются следующие.
Во-первых, отсутствие учета общего объема производственно-торговой деятельности предприятий об щественного питания в целом по стране. Так, оборот общественного питания, организуемого за счет общест венных фондов потребления в детских садах, домах отдыха, санаториях, составляющий свыше 5 млрд, руб., т. е. почти одну треть оборота предприятий обществен ного питания системы государственной и кооперативной торговли, учитывается и планируется в товарообороте розничной торговли. Не учитывается в обороте общест
венного питания и товарооборот кафетериев |
при про |
|
довольственных магазинах, где |
реализуются |
горячие |
напитки, выпечные мучные, |
кондитерские |
изделия |
и др.
Во-вторых, нечеткость понятия «продукция собствен ного производства». Так, например, продукция конди терских цехов фабрик-кухонь ранее учитывалась как валовая продукция предприятия и оборот по ее реали зации не включался в состав оборота по продукции соб ственного производства; затем кондитерские изделия, выпускаемые этими предприятиями, стали учитываться в составе продукции собственного производства. Позднее понятие продукции собственного производства несколько
6
расширилось за счет включения в ее состав продуктов, которые ранее учитывались как покупные товары, на
пример бутерброды, |
молоко |
и молочнокислые |
продук |
ты и др. |
|
|
|
В соответствии с Инструкцией по составлению отчета |
|||
по общественному |
питанию |
(форма № 4-торг), |
дейст |
вующей в настоящее время, понятие продукции, собст венного производства снова было расширено; в ее состав были включены хлеб и хлебобулочные изделия, фрукты, соки, мороженое и другие продукты. Нередки случаи, когда одни и те же продукты учитываются по-разному, в зависимости от места их реализации. Так, например, мороженое промышленной выработки, фрукты, соки при реализации через буфет учитываются как покупные то вары, а при отпуске с раздаточной линии — как продук ция собственного производства. Кофе и какао, отпускае мые в буфетах, учитываются как прочая продукция собственного производства, а реализуемые с линии раз дачи — в составе обеденной продукции.
Такое положение приводит к тому, что предприятия общественного питания в целях выполнения установлен ного плана оборота по продукции собственного произ водства и увеличения ее объема стремятся выпускать такие виды продукции, которые они могли бы получать от предприятий пищевой промышленности (полуфабри каты, выпечные мучные и кондитерские изделия и т. п.). Это отвлекает работников столовых, кафе, ресторанов от выполнения их основной функции — производства и реа лизации обеденной продукции населению и, кроме того, в связи с более высокой себестоимостью полуфабрика тов, выпечных мучных и кондитерских изделий на пред приятиях общественного питания по сравнению с пред приятиями пищевой промышленности приводит к не рациональным затратам материальных и трудовых ресурсов.
В третьих, недостатком показателей планирования производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания является установление основных директивных показателей только в стоимостном выра жении. Такое положение при действующем порядке це нообразования и формах материального стимулирования экономически заинтересовывает предприятия общест венного питания в увеличении, выпуска блюд и кули-
7
парных изделий из сравнительно дорогих видов сырья при сокращении реализации дешевых блюд из овощей,
фруктов, |
рыбы, |
молочных продуктов и др. |
Например, |
||
на предприятиях |
Ленинграда с |
1965 по 1972 г. удель |
|||
ный вес |
блюд |
из |
мясопродуктов |
в общем |
обороте по |
продукции собственного производства возрос с 32,2 до 37,6%, а доля блюд из рыбы, муки, овощей, картофеля и молочных продуктов снизилась с 23,9 до 20,3%.
Многие экономисты неоднократно выступали с пред ложениями по совершенствованию основных показате лей планирования производственно-торговой деятельно сти предприятий общественного питания. Так, в 1960 г. сотрудниками Научно-исследовательского института торговли и общественного питания Министерства тор говли РСФСР был разработан метод планирования про изводственно-торговой деятельности предприятий об щественного питания с учетом нормативной стоимости обработки продуктов (НСО), в основу которого были положены различия в трудоемкости изготовления от дельных блюд и, кулинарных изделий. В 1963 г. УкрНИИТОПом был разработан метод планирования про изводственно-торговой деятельности предприятий об щественного питания с применением условного товаро оборота, характеризующего различия в трудоемкости обработки отдельных видов сырья и продуктов на пред
приятиях общественного питания. |
|
|
Оба этих метода в |
течение короткого периода |
|
времени в экспериментальном порядке |
применялись |
|
в нескольких трестах столовых. Однако |
короткий срок |
|
проведения эксперимента |
и недостаточное количество |
предприятий и организаций, где он осуществлялся, не позволили сделать обоснованные выводы о целесообраз ности применения этих методов.
Дальнейшие разработки по совершенствованию основных показателей планирования производственно торговой деятельности предприятий общественного пита ния продолжаются. В связи с этим представляется целесообразным восстановить отмененный учет и плани рование обеденной продукции в стоимостном выражении, что позволит осуществлять контроль за динамикой средней цены блюд и кулинарных изделий и тем самым ориентировать работников предприятий на выпуск блюд из недорогого сырья и снижение стоимости обедов.
8