Файл: Лилеев, С. К. Диспетчерская служба предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма № 16

Рапорт об отправке изделий по МПТК* и изготовлении узлов цехом штамповки деталей и сборки узлов кабины

и оперения ЗиЛ-130 прессового корпуса

Смена__________________

 

«______»___________________ 19

г.

,

Вид информации

Номер

Номер изделия

I смена

II

смена

счетчика

Отправление

готовых

1

130-5000014

__

 

__

 

изделий

 

2

1 ЗОЕ-5000014

 

 

 

 

3

130В-5000014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. . .

Изготовление

узлов

22

130-5000014

 

 

 

 

кабины и оперения

23

131-5000014

 

 

 

 

 

 

24

130-8401009

 

 

 

Зам. начальника цеха_______________________________________________

Начальник ПДБ ___________________________________________________

Начальник смены .__________________________________________________

* МПТК — межпроизводственный транспортный конвейер.

электропишущие машинки, которые по мере необхо­ димости выдают рапорты о фактическом изготовлении или сдаче готовой продукции (форма № 16) на любой момент. Они дистанционно соединены с щитом, где уста­ новлены счетчики, фиксирующие фактическое выпол­ нение задания, и с устройством считывания на диспет­

черском пульте. При запросе руководства цеха о ходе производства диспетчер включает считывающие устрой­ ства. Происходит автоматический опрос всех счетчиков и

запись их показаний в рапорте. Наличие электропишу­ щих машинок позволяет не только диспетчерскому аппа­ рату, но и руководству производственных подразделений вести контроль за работой определенных участков.

42


IV

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

электронной вычислительной

ТЕХНИКИ В СИСТЕМЕ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ

В отечественной промышленности накоплен опреде­ ленный положительный опыт использования экономико­ математических методов и электронной вычислительной техники для целей управления производством. Примене­

ние этих методов и ЭВМ повышает коэффициент загруз­ ки производственных мощностей и использования рабочей

силы, позволяет сократить сверхнормативные запасы сырья, материалов и полуфабрикатов, снизить издержки

производства, способствует значительному повышению

культуры управления.

Система управления производством, базирующаяся на использовании экономико-математических методов, элек­ тронных вычислительных машин, механизированных средств сбора и передачи информации, размножения до­ кументации, намного сложнее, чем обычная система уп­ равления. Сложность выражается в особенностях орга­ низации и методах выполнения работ. В условиях этой

системы возникают новые требования к организации дис­

петчерской службы, функции которой в перспективе должны быть значительно изменены.

За последние годы на ЗиЛе проделана большая рабо­ та, связанная с управлением основным производством на базе применения ЭВМ и других средств вычислительной техники. В настоящее время предполагается разработать и внедрить ряд новых проектов, сущность которых изла­ гается ниже.

Применение ЭВМ в управлении производством можно разделить по направлениям, одним из которых является управление технологическими процессами в различных отраслевых производствах — заготовительном, механооб­ рабатывающем, механосборочном и т. д.

Для решения задач управления технологическими процессами ЭВМ должна работать в реальном масштабе времени. Это означает, что время от момента появления какого-либо отклонения в управляемом объекте до

43

момента посылки корректирующего сигнала на управляе­ мый объект должно быть меньше того времени, в течение которого управляемый объект может выйти из-под конт­ роля.

Различают два способа управления объектом в зави­ симости от характера протекающего технологического процесса: управление непрерывным технологическим процессом и управление дискретным технологическим процессом, к первому относится производство на химиче­

ских заводах, электростанциях, в термических цехах и т. п.; ко второму —производство в заготовительных, ме­ ханообрабатывающих и механосборочных цехах машино­ строительных заводов.

В заготовительном производстве ЭВМ находят все

более широкое использование. Новые литейные и кузнеч­ ные цехи уже невозможно проектировать, не учитывая

применения электронных вычислительных машин. Планирование производства предполагает прогнози­

рование и составление графиков различных мероприятий, которые должны гарантировать своевременное изготов­ ление оптимального количества продукции. Цель плани­ рования— указать необходимый объем производства продукции; как и где изделия должны быть изготовлены; на какие подразделения и на каких людей возлагается эта работа; к какому времени следует ее закончить. Пер­ вичный источник информации о рабочей загрузке — ос­

новной план заготовительного производства.

ЭВМ на основе известной потребности в заготовках с учетом опережений цикла времени на технологические операции и определенных специфических особенностей

'изготовляемых деталей и оборудования рассчитывает график запуска партий, управляет режимом работы пе­

чей, формовочных линий, транспортировкой материалов и готовой продукции.

Один из важнейших вопросов в заготовительном про­ изводстве— контроль качества продукции и анализ бра­ ка, поскольку доля брака здесь все еще составляет от 5 до 15% (в литейном производстве). При свойственной заготовительному производству высокой степени массо­ вости быстрота информации о браке особенно важна, так

как в противном случае возможны большие потери. Ма­

тематическая статистика в сочетании с данными по тех­ нологии является лучшим инструментом при анализе бра­

44


ка. Для анализа брака должны быть известны номер детали или номер модели, время литья, количество бра­ ка, статья затрат, доля и стоимость общего брака. Сбор подобной информации осуществляется посредством ком­ пьютерной системы. Основу такой компьютерной системы составляют различные средства электронной вычисли­ тельной техники.

Компьютерная система выполняет в заготовительном производстве ряд других важных функций: составление графиков технического обслуживания и ремонта; опреде­ ление затрат на техническое обслуживание; контроль за моделями, материалами; контроль расхода энергии; уп­ равление спектрометрами; расчет загрузочной смеси,

оптимальных добавок; управление приготовлением фор­ мовочной и стержневой смесей.

Вмеханообрабатывающем производстве использова­ ние станков с программным управлением позволяет при­ менить ЭВМ для управления производственными комп­ лексами мелкосерийного и серийного производства. ЭВМ рассчитывает программу производства, управляет пода­

чей заготовок со склада, рассчитывает оптимальный тех­

нологический процесс и управляет транспортировкой де­

талей от станка к станку и доставкой готовых изделий на склад.

Вмеханосборочном производстве ЭВМ целесообразно использовать для управления сборкой узлов и готовых изделий. Примером может служить проект автоматизиро­ ванной системы управления сборочным корпусом грузо­ вых автомобилей (СКА), который планируется создать

на ЗиЛе.

Этот сборочный корпус предназначен для выпуска грузовых автомобилей трех основных моделей. Его произ­ водственные площади размещены в двух основных здани­ ях: производственном и складском. Здания соединены транспортными галереями.

Для сборки автомобилей в производственном здании

запроектированы две главные сборочные линии. Они свя­ заны подвесными толкающими конвейерами (ПТК) с зо­ нами сборки шести основных узлов: задних и передних мостов, двигателей, кабин, колес и платформ. Задние и передние мосты с рессорами в сборке, кроме передних осей для ЗиЛ-130, поступаю'пс первого этажа складского корпуса, передние оси для ЗиЛ-130, двигатели и каби­

45

ны — через транспортную галерею

из производственных

цехов, колеса и платформы — из

складского корпуса.

Остальные мелкие узлы доставляются колесным транс­ портом через три входа в складское здание и один вход в зону комплектации и подсборки двигателей.

Система управления сборочным корпусом является самостоятельной системой, взаимодействующей с систе­

мой управления всем объединением ЗиЛ через канал связи между ЭВМ CKA и головной ЭВМ-425. Для управления CKA будут использованы две небольшие

ЭВМ модели 2100A с объемом «памяти» 24 к, ,одна из которых ведет управление, а вторая является дублером на случай выхода из строя первой машины. Одна ЭВМ хранит списки применяемости, информацию о максималь­

ном и минимальном уровнях запасов, о технологически

необходимом времени на подсборку и доставку узлов по ПТК к главным сборочным линиям и т. п. Вторая ЭВМ связана с терминальными устройствами: электронно-лу­ чевыми трубками— дисплеями, телетайпами, кнопочны­ ми станциями, конечными выключателями, считывателя­ ми и остановами подвесных толкающих конвейеров (ПТК)

и другими элементами управления. Обе машины связаны между собой с помощью канала и адаптера связи.

На основе планов выпуска автомобилей, получаемых от ЭВМ-425, с учетом запасов готовых автомобилей и де­ фицита на складах СКА, распределения автомобилей по сборочным линиям и трудоемкости сборки одна из ЭВМ

CKA рассчитывает график сборки автомобилей, который служит главным документом для последующего расчета графиков подсборки основных узлов и предполагаемого плана выпуска автомобилей. При этом учитывается, что на стоянке хранения автомобиль не должен находиться

более определенного, заранее заданного времени.

В начале каждой главной сборочной линии установле­ ны телетайп и два дисплея (один основной, другой дубли­ рующий— для крановщика, подающего рамы). На дис­ плеях будут показаны пакет закладки рам на сборочную линию и пакет доставки рам к сборочной линии.

Выполняя команду ЭВМ, оператор загружает на сбо­ рочную линию раму очередного автомобиля и печатает

на телетайпе сообщение в ЭВМ о выполнении операции. После этого на телетайпе печатается сопроводительный

документ в закодированной форме, где указываются мо­

46


дель, модификация, состав дополнительного оборудова­

ния по требованию заказчика и номер шасси.

Вдоль сборочных линии, условно разбитых на пять зон, установлены дисплеи, на которые выносится инфор­ мация о собираемых модификациях; причем по мере дви­

жения модификаций вдоль сборочных линии информация будет переходить с одного дисплея на другой, следующий

в цепи. Движение строчек на дисплее связано с выходом пустой подвески из опускной секции ПТК.

В конце каждой сборочной линии установлен теле­ тайп, на котором по команде ЭВМ печатается подмодели и модификации. Оператор должен сверить напечатанные данные с модификацией автомобиля, сходящего со сбо­

рочной линии, подтвердить правильность сообщения и ввести в ЭВМ через телетайп номер двигателя.

Если автомобиль принят OTK, то согласно технологи­ ческому маршруту он поступает на участок испытаний.

При выходе автомобиля с испытаний оператор на теле­ тайпе подтверждает его годность и вводит номер шасси.

После участка доделки и окраски следует та же процеду­

ра. Затем годные автомобили поступают на стоянку хра­ нения, где проходят регистрацию на входе и на выходе на одном телетайпе. По мере регистрации автомобилей на

одном из четырех телетайпов склада сбыта ЭВМ получа­ ет информацию об их сдаче в управление сбыта.

Все автомобили, забракованные на любом из участ­

ков после выхода со сборочной линии, регистрируются на участке ремонта, где предусмотрена установка одного те­ летайпа. Здесь на входе вводится номер шасси, а на вы­ ходе— модель, модификация и серийный номер двигате­ ля, поскольку при ремонте может измениться модифика­ ция и двигатель.

На линиях подсборки мостов предусмотрены дисплеи с кнопочной станцией, на которые ЭВМ выносит данные о требуемых мостах. По окончании сборки той или иной модификации моста оператор нажачием кнопки сооб­ щает об этом ЭВМ. Затем данный мост с рессорами в сборе навешивается на ПТК и направляется к большому

циркулятору. Каждый мост проходит мимо оператора, у

которого имеется панель кодирования. Когда мост подхо­ дит к останову, на панели загорается лампочка. Опера­ тор с помощью переключателей набирает код соответст­ вующей модификации моста и нажимает кнопку кодиро­

47