Файл: Кужим, Т. П. Электрические системы управления приводами металлорежущих станков обзор патентных описаний.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИИ ПО МАШИНОСТРОЕНИЮ (НИИМАШ)
■СЕРИЯ С-1
УДК 621.3.06-83-523(088.8)
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ
МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ОБЗОР ПАТЕНТНЫХ ОПИСАНИИ
М О С К В А 1974
НЪ .! (о
I. п. куж им ,м. с. ТУТОРСКИП
OKJBC (Ленинград)
Обзор составлен по материалам официальных изданий патент ных ведомств Великобритании, США, ФРГ и Франции за 1962— 1973 гг. Содержатся сведения об изобретениях в области электропри водов металлорежущих станков.
Первый раздел посвящен тиристорным реверсивным электропри водам с широким диапазоном регулирования скорости и следящим тиристорным электроприводам для копировальных станков; второй раздел —системам числового программного управления металлоре жущими станками с устройствами преднабора, цифровой индикации, точного и грубого позиционирования и интерполяторами, системам управления с применением микрокомпьютеров и ЦВМ, а также сис темам управления многооперационными станками с автоматической сменой инструмента.
Приведены краткие аннотации некоторых патентных описаний и систематический перечень просмотренных патентов.
Обзор предназначен для инженеров-электриков, исследователей и патентоведов, участвующих в разработке и проектировании элек трических систем управления приводами тяжелых металлорежущих станков.
ВВЕДЕНИЕ
Период с 1962 по 1973 гг. характеризуется быстрым развитием металлорежущих станков с числовым программным управлением, расширением их производства и использования, появлением новой группы станков — многооперационных с автоматической сменой инструмента типа «обрабатывающий центр». В это же время интен сивно развивается силовая и преобразовательная техника, в резуль тате чего основным источником питания электроприводов постоян ного тока становятся регулируемые тиристорные преобразователи. Этому способствовали такие их положительные качества, как от сутствие вращающихся частей, постоянная готовность к действию, высокие коэффициенты усиления по мощности и напряжению.
Цель обзора — ознакомить инженеров-электриков, конструкто ров и патентоведов, участвующих в создании конструкций новых станков, с направлениями работ фирм промышленно развитых ка питалистических стран в области тиристорных электроприводов тяжелых металлорежущих станков и систем управления электро приводами.
Были изучены официальные издания патентных ведомств Вели кобритании, Франции, ФРГ, США [1,3—6], что позволило с доста точной полнотой учесть патенты заданной тематики, и полные патентные описания, относящиеся к данной теме за 1962—1973 гг.
Обзор состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен тири сторным реверсивным электроприводам постоянного тока с широ ким диапазоном регулирования скорости, следящим тиристорным электроприводам для копировальных станков и корректирующим цепям в схемах электропривода; второй раздел — контурным сис темам числового программного управления (СЧПУ) с интерполя торами, позиционым СЧПУ с абсолютной и относительной точками начала отсчета, с устройствами грубого и точного позиционирова ния и цифровой индикацией, системам управления станками с не сколькими управляемыми координатами и многооперационными станками типа «обрабатывающий центр» с применением микроком пьютеров и цифровых вычислительных машин (ЦВМ), адаптивным системам управления.
В приложениях даны перечни, охватывающие весь фонд патен тов рассматриваемой тематики за последние десять лет. В приводи мых рисунках сохранена нумерация, принятая в соответствующих патентных описаниях.
3
ЭЛЕКТРОПРИВОД постоянного ТОКА С РЕГУЛИРУЕМЫМИ ВЕНТИЛЬНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ
Современный электрический привод тяжелых станков представ ляет собой сложную систему управления и регулирования. Стати ческие 'и динамические характеристики привода оказывают решаю щее влияние на технико-экономические показатели станков.
Высоким требованиям в отношении глубины и плавности регу лирования скорости вращения якоря исполнительного двигателя, жесткости его механических характеристик, точности и быстродей ствия наиболее полно удовлетворяет электропривод с двигателями постоянного тока.
Электродвигатель постоянного тока как объект регулирования имеет два входа для управляющих сигналов. Это позволяет изме нять скорость вращения якоря путем изменения напряжения под водимого к якорю, и потока возбуждения двигателя, а также создать на базе этого двигателя электропривод с двухзонным регу лированием.
Разработка и производство мощных вентилей и тиристоров поз волили использовать для питания двигателей постоянного тока вентильные регулируемые преобразователи.
Анализ патентных материалов показывает, что в тиристорных приводах применяются реверсивные вентильные преобразователи построенные как с раздельным управлением группами вентилей, так и совместным.
Различные варианты устройств раздельного управления встре чаются, например, в патентных описаниях фирм Siemens (ФРГ). При этом отмечается, что применение патентуемой структуры ре версивных преобразователей позволяет существенно повысить быстродействие системы в делом и осуществлять управление пре образователем практически безынерционно с высокой степенью надежности.
Для обеспечения требуемых статических и динамических харак теристик привода в схему вводятся устройства управления вентиль ными преобразователями и корректирующие цепи.
4
ТИРИСТОРНЫЕ РЕВЕРСИВНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ШИРОКИМ ДИАПАЗОНОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
В тяжелых расточных станках применяется широкорегулируе мый электропривод подачи, в котором управление скоростью осу ществляется только изменением напряжения якоря, и привод вра щения шпинделя о двухзонным регулированием скорости посредст вом изменения напряжения якорной цепи и потока возбуждения двигателя.
Тиристорный широкорегулируемый электропривод выполнен в виде замкнутой системы автоматического регулирования с основной обратной связью по скорости. В качестве измерителя скорости применен тахогенератор, для питания якорной цепи и цепи обмотки возбуждения использован реверсивный вентильный преобразова тель с управляющими устройствами и схемами токоограничения и защиты.
Эталонное напряжение задающего регулятора скорости сравни вается с напряжением тахогенератора, а их разность после усиле ния промежуточными усилительными элементами используется для управления работой вентильного преобразователя.
Привод вращения шпинделя, может быть выполнен с зависимой системой управления потоком возбуждения и с раздельным управ лением напряжением якоря и потоком возбуждения.
СЛЕДЯЩИЕ ТИРИСТОРНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ
В тяжелых копировальных металлорежущих станках и станках q СЧПУ широко применяется электропривод, построенный на базе тиристорного привода широкого диапазона и малоинерционного двигателя постоянного тока, регулируемый по положению рабочего органа.'
По своей структуре следящий тиристорный привод представляет собой двухконтурную астатическую систему первого пли второго порядка или многоконтурную систему связанного (или несвязанно го) автоматического регулирования с несколькими управляемыми величинами с симметричными или несимметричными каналами.
Электропривод постоянного тока с комбинированным управле нием силой тока в цепи якоря и потоком возбуждения.
н к и 318—338 |
США |
МКИ Н02р, 5/16 |
Патент 3 599 064 |
Фирма Loyola |
|
Приоритет 29.10.69 |
|
Описан привод с двигателем постоянного тока, в котором приме нено комбинированное управление силой тока в цепи якоря и в цепи возбуждения.
Для литания якорной цепи двигателя использован выпрями тель на КУВ, подключенный к трехфазному источнику переменного тока через силовой трансформатор (рис. 1). Контур обратной связи
5
по току якоря двигателя содержит датчик тока, сигнал с которого поступает на триггер и в контур обратной связи в цепи возбужде ния. Питание обмотки возбуждения двигателя осуществляется от мостового тиристорного выпрямителя. Контур обратной связи в це пи возбуждения содержит датчик напряжения на якоре двигателя
10 — исполнительный двигатель; 11 — мостовой тиристорный выпрямитель
для питания обмотки возбуждения двигателя; |
12 — источник постоянно |
|||||
го напряжения для питания обмотки якоря двигателя; |
13 — контур |
об |
||||
ратной связи в цепи якоря двигателя; 14 — контур обратной |
связи в це |
|||||
пи возбуждения двигателя; 15 — трехфазный |
источник |
переменного |
||||
тока; 16 — силовой трансформатор; 17 — тиристорный |
выпрямитель на |
|||||
КУВ для питания обмотки якоря двигателя; |
20 — датчик тока; 22 — за |
|||||
дающее |
устройство; |
23 — тахогенератор; 25 — детектор ошибки; |
27 — |
|||
триггер; |
30 — датчик |
напряжения; 35 — дифференциальный |
усилитель |
и датчик-линейного напряжения, используемого для регулирова- «ия тока в цепи возбуждения. Задающий сигнал и сигнал обратной связи по скорости с тахогенератора поступают на вход детектора ошибки. Сигнал управления скоростью двигателя используется и для управления током якоря.
Схема настраивается таким образом, что противо-э. д. с. в цепи якоря всегда будет меньше, чем напряжение, прикладываемое к якорю. Двойное управление цепью обратной связи обеспечивает высокое быстродействие во всем диапазоне скоростей и постоянст во момента на разных скоростях.
Система фазового управления |
тиристорами преобразователя |
мощности. |
США |
НКИ 318—318 |
|
хМКИ Н02р, 5/06 |
Патент 3 601 674 |
Фирма General Electric |
|
Company |
|
Приоритет 5.02.70 |
|
6
V
Цифровая система управления предназначена для управления тиристорным преобразователем мощности на КУВ, запитанным от многофазного источника переменного тока. Цифровой сигнал управления сравнивается с цифровым сигналом обратной связи по скорости электродвигателя.
Рис. 2. Функциональная схема системы фазового управления тиристорами преобразователя мощности:
/ — трехфазный трансформатор; 2 — двигатель |
постоянного |
тока; |
За, |
3b, Зс, 4а, 4b, |
|
4с — кремниевые управляемые вентили; 5а, |
5Ь, |
5с — формирователи |
управляющих им |
||
пульсов; 6 — генератор цифрового сигнала |
управления; 7 — генератор |
цифрового сиг |
|||
нала ошибки; 8 — цифровой датчик скорости; |
9 — логическая |
схема |
контроля фазы |
||
источника переменного тока; 10а, 10b, 10с, 11а, |
11b, Нс, 12а, |
12Ь, 12с — выходы логи |
|||
ческой схемы; 13 — генератор импульсов синхронизации |
|
Сигнал ошибки вырабатывается в результате сравнения цифро вого сигнала управления с сигналом обратной связи по скорости. Формирование управляющих импульсов для каждой фазы осу ществляется цифровой схемой, содержащей реверсивный счетчик и цифровой компаратор. Синхронность управления соответствую щим КУВ осуществляется логической схемой контроля фазы источника переменного тока путем предварительного ввода задан ного положительного или отрицательного числа в реверсивный счет чик, соединенный с каждой фазой. Реверсивный счетчик выдает команду «вперед», если число положительное, или команду «назад», если число отрицательное. Цифровой компаратор осуществляет не прерывное сравнение цифрового сигнала ошибки с информацией,
7
записанной в реверсивном счетчике. Если сигнал ошибки превы шает сигнал, записанный в счетчике, вырабатывается отпирающий импульс, который подается на управляющий электрод тиристора, анод которого положителен, если число положительное, и на управ ляющий электрод тиристора, включенного встречно, если число от рицательное (рис. 2).
Тиристорный привод постоянного тока.
н к и 318—331 |
США |
Л1КИ Н02р, 5/16 |
Патент 3 617 844 |
Фирма Eaton Iale & Towne, Inc. |
|
Приоритет 21.05.69 |
|
Напряжение на якорь двигателя постоянного тока поступает от выпрямителя на КУВ, построенного по мостовой схеме и подклю ченного к трехфазному источнику переменного тока напряжением 460 в и частотой 60 гц. Управление величиной напряжения на яко ре двигателя, а следовательно, и скоростью вращения якоря двига теля осуществляется изменением фазы угла отпирания вентилей,
Привод выполнен с корректирующими обратными связями по току якоря и напряжению двигателя, по ускорению и скорости дви гателя и содержит контур положительной задерживающей связи и контур компенсирующей обратной связи (рис. 3. Сигналы обратной
Рис. 3. Структурная схема тиристорного привода постоянного тока:
// — электродвигатель постоянного |
тока; 13 — нагрузка; |
15 — силовой |
|||||||
мост на КУВ; |
17 — цепи управления силовым |
мостом привода; |
19 — об- |
||||||
ратная |
связь |
по напряжению; |
21 — обратная |
связь |
по ускорению; 23 — |
||||
тахометрическая связь; 29 — обратная |
связь |
по |
току; |
31 — датчик |
|||||
тока; |
35 — положительная |
задерживающая |
обратная |
связь; |
|||||
39 — компенсирующая обратная |
связь; |
41 — опорный сигнал токоограни- |
|||||||
чения; |
43 — управляемый усилитель |
тока; 45 — фазовая |
компенсация; |
||||||
49 — опорный |
сигнал скорости; |
51 — дифференциальный усилитель; 53 — |
|||||||
\ |
|
цепь сигнала максимальной скорости |
|
|