Файл: Кужим, Т. П. Электрические системы управления приводами металлорежущих станков обзор патентных описаний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИИ ПО МАШИНОСТРОЕНИЮ (НИИМАШ)

■СЕРИЯ С-1

УДК 621.3.06-83-523(088.8)

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ

МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ

ОБЗОР ПАТЕНТНЫХ ОПИСАНИИ

М О С К В А 1974

НЪ .!

I. п. куж им ,м. с. ТУТОРСКИП

OKJBC (Ленинград)

Обзор составлен по материалам официальных изданий патент­ ных ведомств Великобритании, США, ФРГ и Франции за 1962— 1973 гг. Содержатся сведения об изобретениях в области электропри­ водов металлорежущих станков.

Первый раздел посвящен тиристорным реверсивным электропри­ водам с широким диапазоном регулирования скорости и следящим тиристорным электроприводам для копировальных станков; второй раздел —системам числового программного управления металлоре­ жущими станками с устройствами преднабора, цифровой индикации, точного и грубого позиционирования и интерполяторами, системам управления с применением микрокомпьютеров и ЦВМ, а также сис­ темам управления многооперационными станками с автоматической сменой инструмента.

Приведены краткие аннотации некоторых патентных описаний и систематический перечень просмотренных патентов.

Обзор предназначен для инженеров-электриков, исследователей и патентоведов, участвующих в разработке и проектировании элек­ трических систем управления приводами тяжелых металлорежущих станков.

ВВЕДЕНИЕ

Период с 1962 по 1973 гг. характеризуется быстрым развитием металлорежущих станков с числовым программным управлением, расширением их производства и использования, появлением новой группы станков — многооперационных с автоматической сменой инструмента типа «обрабатывающий центр». В это же время интен­ сивно развивается силовая и преобразовательная техника, в резуль­ тате чего основным источником питания электроприводов постоян­ ного тока становятся регулируемые тиристорные преобразователи. Этому способствовали такие их положительные качества, как от­ сутствие вращающихся частей, постоянная готовность к действию, высокие коэффициенты усиления по мощности и напряжению.

Цель обзора — ознакомить инженеров-электриков, конструкто­ ров и патентоведов, участвующих в создании конструкций новых станков, с направлениями работ фирм промышленно развитых ка­ питалистических стран в области тиристорных электроприводов тяжелых металлорежущих станков и систем управления электро­ приводами.

Были изучены официальные издания патентных ведомств Вели­ кобритании, Франции, ФРГ, США [1,3—6], что позволило с доста­ точной полнотой учесть патенты заданной тематики, и полные патентные описания, относящиеся к данной теме за 1962—1973 гг.

Обзор состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен тири­ сторным реверсивным электроприводам постоянного тока с широ­ ким диапазоном регулирования скорости, следящим тиристорным электроприводам для копировальных станков и корректирующим цепям в схемах электропривода; второй раздел — контурным сис­ темам числового программного управления (СЧПУ) с интерполя­ торами, позиционым СЧПУ с абсолютной и относительной точками начала отсчета, с устройствами грубого и точного позиционирова­ ния и цифровой индикацией, системам управления станками с не­ сколькими управляемыми координатами и многооперационными станками типа «обрабатывающий центр» с применением микроком­ пьютеров и цифровых вычислительных машин (ЦВМ), адаптивным системам управления.

В приложениях даны перечни, охватывающие весь фонд патен­ тов рассматриваемой тематики за последние десять лет. В приводи­ мых рисунках сохранена нумерация, принятая в соответствующих патентных описаниях.

3


ЭЛЕКТРОПРИВОД постоянного ТОКА С РЕГУЛИРУЕМЫМИ ВЕНТИЛЬНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ

Современный электрический привод тяжелых станков представ­ ляет собой сложную систему управления и регулирования. Стати­ ческие 'и динамические характеристики привода оказывают решаю­ щее влияние на технико-экономические показатели станков.

Высоким требованиям в отношении глубины и плавности регу­ лирования скорости вращения якоря исполнительного двигателя, жесткости его механических характеристик, точности и быстродей­ ствия наиболее полно удовлетворяет электропривод с двигателями постоянного тока.

Электродвигатель постоянного тока как объект регулирования имеет два входа для управляющих сигналов. Это позволяет изме­ нять скорость вращения якоря путем изменения напряжения под­ водимого к якорю, и потока возбуждения двигателя, а также создать на базе этого двигателя электропривод с двухзонным регу­ лированием.

Разработка и производство мощных вентилей и тиристоров поз­ волили использовать для питания двигателей постоянного тока вентильные регулируемые преобразователи.

Анализ патентных материалов показывает, что в тиристорных приводах применяются реверсивные вентильные преобразователи построенные как с раздельным управлением группами вентилей, так и совместным.

Различные варианты устройств раздельного управления встре­ чаются, например, в патентных описаниях фирм Siemens (ФРГ). При этом отмечается, что применение патентуемой структуры ре­ версивных преобразователей позволяет существенно повысить быстродействие системы в делом и осуществлять управление пре­ образователем практически безынерционно с высокой степенью надежности.

Для обеспечения требуемых статических и динамических харак­ теристик привода в схему вводятся устройства управления вентиль­ ными преобразователями и корректирующие цепи.

4

ТИРИСТОРНЫЕ РЕВЕРСИВНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ШИРОКИМ ДИАПАЗОНОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

В тяжелых расточных станках применяется широкорегулируе­ мый электропривод подачи, в котором управление скоростью осу­ ществляется только изменением напряжения якоря, и привод вра­ щения шпинделя о двухзонным регулированием скорости посредст­ вом изменения напряжения якорной цепи и потока возбуждения двигателя.

Тиристорный широкорегулируемый электропривод выполнен в виде замкнутой системы автоматического регулирования с основной обратной связью по скорости. В качестве измерителя скорости применен тахогенератор, для питания якорной цепи и цепи обмотки возбуждения использован реверсивный вентильный преобразова­ тель с управляющими устройствами и схемами токоограничения и защиты.

Эталонное напряжение задающего регулятора скорости сравни­ вается с напряжением тахогенератора, а их разность после усиле­ ния промежуточными усилительными элементами используется для управления работой вентильного преобразователя.

Привод вращения шпинделя, может быть выполнен с зависимой системой управления потоком возбуждения и с раздельным управ­ лением напряжением якоря и потоком возбуждения.

СЛЕДЯЩИЕ ТИРИСТОРНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ

В тяжелых копировальных металлорежущих станках и станках q СЧПУ широко применяется электропривод, построенный на базе тиристорного привода широкого диапазона и малоинерционного двигателя постоянного тока, регулируемый по положению рабочего органа.'

По своей структуре следящий тиристорный привод представляет собой двухконтурную астатическую систему первого пли второго порядка или многоконтурную систему связанного (или несвязанно­ го) автоматического регулирования с несколькими управляемыми величинами с симметричными или несимметричными каналами.

Электропривод постоянного тока с комбинированным управле­ нием силой тока в цепи якоря и потоком возбуждения.

н к и 318—338

США

МКИ Н02р, 5/16

Патент 3 599 064

Фирма Loyola

 

Приоритет 29.10.69

 

Описан привод с двигателем постоянного тока, в котором приме­ нено комбинированное управление силой тока в цепи якоря и в цепи возбуждения.

Для литания якорной цепи двигателя использован выпрями­ тель на КУВ, подключенный к трехфазному источнику переменного тока через силовой трансформатор (рис. 1). Контур обратной связи

5


по току якоря двигателя содержит датчик тока, сигнал с которого поступает на триггер и в контур обратной связи в цепи возбужде­ ния. Питание обмотки возбуждения двигателя осуществляется от мостового тиристорного выпрямителя. Контур обратной связи в це­ пи возбуждения содержит датчик напряжения на якоре двигателя

10 — исполнительный двигатель; 11 — мостовой тиристорный выпрямитель

для питания обмотки возбуждения двигателя;

12 — источник постоянно­

го напряжения для питания обмотки якоря двигателя;

13 — контур

об­

ратной связи в цепи якоря двигателя; 14 — контур обратной

связи в це­

пи возбуждения двигателя; 15 — трехфазный

источник

переменного

тока; 16 — силовой трансформатор; 17 — тиристорный

выпрямитель на

КУВ для питания обмотки якоря двигателя;

20 — датчик тока; 22 — за­

дающее

устройство;

23 — тахогенератор; 25 — детектор ошибки;

27

триггер;

30 — датчик

напряжения; 35 — дифференциальный

усилитель

и датчик-линейного напряжения, используемого для регулирова- «ия тока в цепи возбуждения. Задающий сигнал и сигнал обратной связи по скорости с тахогенератора поступают на вход детектора ошибки. Сигнал управления скоростью двигателя используется и для управления током якоря.

Схема настраивается таким образом, что противо-э. д. с. в цепи якоря всегда будет меньше, чем напряжение, прикладываемое к якорю. Двойное управление цепью обратной связи обеспечивает высокое быстродействие во всем диапазоне скоростей и постоянст­ во момента на разных скоростях.

Система фазового управления

тиристорами преобразователя

мощности.

США

НКИ 318—318

хМКИ Н02р, 5/06

Патент 3 601 674

Фирма General Electric

 

Company

 

Приоритет 5.02.70

 

6

V


Цифровая система управления предназначена для управления тиристорным преобразователем мощности на КУВ, запитанным от многофазного источника переменного тока. Цифровой сигнал управления сравнивается с цифровым сигналом обратной связи по скорости электродвигателя.

Рис. 2. Функциональная схема системы фазового управления тиристорами преобразователя мощности:

/ — трехфазный трансформатор; 2 — двигатель

постоянного

тока;

За,

3b, Зс, 4а, 4b,

4с — кремниевые управляемые вентили; 5а,

5Ь,

5с — формирователи

управляющих им­

пульсов; 6 — генератор цифрового сигнала

управления; 7 — генератор

цифрового сиг­

нала ошибки; 8 — цифровой датчик скорости;

9 — логическая

схема

контроля фазы

источника переменного тока; 10а, 10b, 10с, 11а,

11b, Нс, 12а,

12Ь, 12с — выходы логи­

ческой схемы; 13 — генератор импульсов синхронизации

 

Сигнал ошибки вырабатывается в результате сравнения цифро­ вого сигнала управления с сигналом обратной связи по скорости. Формирование управляющих импульсов для каждой фазы осу­ ществляется цифровой схемой, содержащей реверсивный счетчик и цифровой компаратор. Синхронность управления соответствую­ щим КУВ осуществляется логической схемой контроля фазы источника переменного тока путем предварительного ввода задан­ ного положительного или отрицательного числа в реверсивный счет­ чик, соединенный с каждой фазой. Реверсивный счетчик выдает команду «вперед», если число положительное, или команду «назад», если число отрицательное. Цифровой компаратор осуществляет не­ прерывное сравнение цифрового сигнала ошибки с информацией,

7


записанной в реверсивном счетчике. Если сигнал ошибки превы­ шает сигнал, записанный в счетчике, вырабатывается отпирающий импульс, который подается на управляющий электрод тиристора, анод которого положителен, если число положительное, и на управ­ ляющий электрод тиристора, включенного встречно, если число от­ рицательное (рис. 2).

Тиристорный привод постоянного тока.

н к и 318—331

США

Л1КИ Н02р, 5/16

Патент 3 617 844

Фирма Eaton Iale & Towne, Inc.

 

Приоритет 21.05.69

 

Напряжение на якорь двигателя постоянного тока поступает от выпрямителя на КУВ, построенного по мостовой схеме и подклю­ ченного к трехфазному источнику переменного тока напряжением 460 в и частотой 60 гц. Управление величиной напряжения на яко­ ре двигателя, а следовательно, и скоростью вращения якоря двига­ теля осуществляется изменением фазы угла отпирания вентилей,

Привод выполнен с корректирующими обратными связями по току якоря и напряжению двигателя, по ускорению и скорости дви­ гателя и содержит контур положительной задерживающей связи и контур компенсирующей обратной связи (рис. 3. Сигналы обратной

Рис. 3. Структурная схема тиристорного привода постоянного тока:

// — электродвигатель постоянного

тока; 13 — нагрузка;

15 — силовой

мост на КУВ;

17 — цепи управления силовым

мостом привода;

19 — об-

ратная

связь

по напряжению;

21 — обратная

связь

по ускорению; 23 —

тахометрическая связь; 29 — обратная

связь

по

току;

31 — датчик

тока;

35 — положительная

задерживающая

обратная

связь;

39 — компенсирующая обратная

связь;

41 — опорный сигнал токоограни-

чения;

43 — управляемый усилитель

тока; 45 — фазовая

компенсация;

49 — опорный

сигнал скорости;

51 — дифференциальный усилитель; 53 —

\

 

цепь сигнала максимальной скорости