Файл: Козаченко, В. В. Шахтёру об охране труда практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Рис. 12. Спасательный пункт ПСГІМ
Воздухоподающая система состоит из бал лона со сжатым воздухом, редуктора и четы рех легочных автоматов с лицевыми частями (загубниками и полумасками). Подача воздуха
СО
йз баллона к лицевым частям и аварийный вы зов диспетчера осуществляется автоматически при открывании двери пункта.
В пункте ПСПМ. (рис. 12) размещены 15 изолирующих самоспасателей ШС-7М, комплект аппаратуры связи и воздухоподаю щая система, состоящая из арматуры для под соединения пункта к шахтной пневмосети и четырех легочных автоматов с лицевыми ча
стями.
Подача воздуха из пневмосети к лицевым частям и аварийный вызов диспетчера осу ществляются автоматически при открывании двери пункта.
Переносный спасательный аппарат ПСА
Переносный спаса тельный аппарат ПСА (рис. 13) пред назначен:
для обеспечения самоспасат елями горнорабочих при истечении срока за щит н о г о действия личных самоспасате лей или при отсут
ствии их на рабочем месте в момент воз никновения аварии; для обеспечения дыхания горнорабо чих сжатым возду хом, когда во время аварии целесообраз нее переждать в зо
Рис. 13. Переносный спа сательный аппарат ПСА
61
не аппарата до восстановления нормальной вентиляции.
Аппарат ПСА представляет собой металли ческий футляр, в котором размещены два изо лирующих самоспасателя ШС-7М и воздухо подающая система, состоящая из регулирую щего клапана, воздуховодов и двух эластичных раструбов. Аппарат подвешивается с помощью ремня к стойке шахтной крепи. Для подсоеди нения его к шахтной пневмосети в корпусе имеется специальный ввод. Воздух к растру бам подается автоматически при открывании крышки аппарата.
Устройства аварийного воздухоснабжения типа «Воздух»
Эти устройства предназначены для обеспе чения дыхания горнорабочих сжатым воздухом
Рис. 14. Индивидуальное устройство аварийного возду хоснабжения «Воздух-1»
62
от шахтной пневматической сети при внезап ных выбросах угля н газа.
По своему назначению устройства «воздух» подразделяются на индивидуальные «Воз дух-1» (рис. 14) и «Воздух-2» (рис. 15) и груп повые «Воздух-3» (рис. 16).
Рис. 15. Индивидуальное устройство аварийного воздухоснабжения «Воздух-2»
Рис. 16. Групповое устройство аварийного воздухоснабжения «Воздух-3»
63
Рис. 17. Устройство «Воздух-3» в действии
Индивидуальные устройства устанавли ваются на воздухоподающих шлангах отбой ных молотков в лавах, штреках и других выра ботках, а групповые — на откаточных и венти ляционных штреках и подсоединяются к маги стральным воздухопроводам.
На рис. 17 показано устройство «Воздух-3» в действии.
ГЛАВА IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
Для лучшего запоминания и усвоения об щих требований Правил безопасности они изложены в виде конкретных вопросов и от ветов.
64
Что должен сделать рабочий перед спуском в шахту?
Вопрос. За сколько времени до начала смены рабочий должен явиться на шахту?
Ответ. Явиться на шахту необходимо с таким расчетом, чтобы можно было успеть до начала рабочей смены:
получить в нарядной шахты (участка) у своего непосредственного начальника наряд на работу и необходимые указания по ее выпол нению;
сдать на хранение в баню домашнюю оде жду и надеть спецодежду;
получить в ламповой светильник и самоспа сатель;
получить необходимый для выполнения на ряда инструмент и приборы;
подойти к стволу для спуска в шахту; опуститься в шахту и прибыть на место
своей работы к началу смены.
Вопрос. Что нужно проверить при по лучении светильника (аккумуляторной лам пы) ?
Ответ. При получении аккумуляторной лампы необходимо проверить:
яркость горения; целостность нитей накаливания и предохра
нительного стекла; герметичность корпуса аккумуляторной ба
тареи; исправность магнитного затвора и пломбы.
При обнаружении любой неисправности све тильник необходимо немедленно заменить.
Вопрос. Как нужно обращаться со све тильником?
5. |
89 |
65 |
Ответ. Светильник запрещается откры вать. Его следует оберегать от повреждений, ударов и сотрясений.
Вопрос. Почему категорически запре щается приносить в шахту табак, папиро сы, спички и другие принадлежности для ку рения?
Ответ. Курение в шахте может вызвать взрыв или пожар, что влечет за собой челове ческие жертвы, вывод из строя шахты на про должительное время. Все принадлежности для курения следует оставлять в бане при переоде вании.
Невыполнение этого требования является тягчайшим преступлением.
Спуск и подъем
Каждый человек, спускающийся в шахту, должен зарегистрироваться в соответствии с существующим на шахте порядком.
Вопрос. Как производится спуск рабо чих в шахту?
Ответ. Спуск рабочих в шахту произво дится только по предназначенным для этой цели стволам (вертикальным или наклонным) в клетях, в специальных вагонетках по наклон ным выработкам, по людским ходкам и по лестницам.
Вопрос. Какой порядок должен соблю даться при посадке в клеть?
Ответ. При посадке в клеть обязательно требуется соблюдать очередь. Запрещается толпиться и шуметь, так как шум может поме шать рукоятчику услышать сигналы. В клеть может войти с разрешения рукоятчика только
66
определенное и установленное для каждой кле ти количество человек. Число люден, одновре менно перевозимых в клети, указано в специ альных объявлениях, вывешенных в пунктах посадки..
Вопрос. Почему без разрешения рукоятчика запрещается входить в клеть?
Ответ. Без разрешения рукоятчика в клеть входить нельзя, так как подошедший к клети может не знать, что рукоятчиком уже дан сигнал на ее отправку в шахту, а после сигнала входить в клеть категорически запре щается.
Вопрос. Каких правил необходимо придерживаться при спуске в клети по стволу?
Ответ. Становиться надо вдоль длинных сторон клети, держась одной рукой за специ альные поручни. Рабочие не должны перево зить с собой предметы, выступающие из клети.
Вопрос. Что обязательно должен сде лать рукоятчик до подачи машинисту сигнала на отправку клети?
Ответ. Закрыть в клети дверцы и решет ку, преграждающую доступ к стволу.
Вопрос. Какой порядок следует соблю дать в околоствольном дворе при выходе из клети?
Ответ. Выходить из клети разрешается только после полной ее остановки. Открывать дверцы никому из находящихся в клети не раз решается, это должен сделать стволовой. При выходе из клети нельзя останавливаться в околоствольном дворе, а нужно идти к месту работы или к пункту посадки в людские ваго нетки.
5* |
67 |
Вопрос. Допускаются ли спуск и подъем людей в скипах?
Ответ. Не допускаются. Исключения из этого правила могут быть только в аварийных случаях, а также при ремонте и осмотре ствола.
Вопрос. Какие правила должны соблю даться при спуске и подъеме в бадьях?
Ответ. При спуске и подъеме в бадьях: запрещается подниматься или спускаться стоя или сидя на краю бадьи, а также в на
груженной бадье; запрещается спуск и подъем в бадьях авто
матически опрокидывающихся или с разгруз кой через дно;
над бадьями должны быть установлены зонты для предохранения рабочих от случай но падающих предметов.
Вопрос. Какой порядок нужно соблю дать при спуске рабочих в шахту в вагонет ках для перевозки людей?
Ответ. Посадка в людскую вагонетку у устья наклонного ствола или уклона произво дится только с одной стороны вагонетки. По садка допускается только по указанию кондук тора, сопровождающего вагонетки. Запрещает ся высовываться во время езды из вагонеток, а также перевозить с собой тяжелые или гро моздкие предметы, выступающие из вагонетки.
Вопрос. Сколько человек может садить ся в одну вагонетку?
Ответ. В каждую людскую вагонетку, предназначенную для механической доставки людей, может садиться только такое число лю дей, на которое вагонетка рассчитана. Число одновременно перевозимых в составе людей
68
указано в объявлениях, вывешенных в пунктах посадки.
Вопрос. Когда разрешается выходить из вагонетки?
Ответ. Выходить из вагонетки разре шается только после полной ее остановки (в конечном пункте или по требованию кондук тора, когда он по какой-либо причине останав ливает движение вагонетки или поезда до при
хода в конечный пункт).
Запрещается выпрыгивать из вагонетки или вскакивать в нее во время движения.
Вопрос. Какой порядок должен соблю даться при спуске в шахту по лестницам?
Ответ. Спускаться по шурфу нужно так, чтобы ни в коем случае не ушибить товари щей, спускающихся ниже, случайно упавшим инструментом или другим предметом. Спуск разрешается начинать только после того, как товарищ, находящийся ниже, станет на полок, отделяющий одну лестницу от другой. Поэто му при спуске каждый рабочий должен убе диться в надежности крепления светильника, самоспасателя, связать и надежно прикрепить к себе имеющиеся при нем инструменты,
Передвижение рабочих от ствола до места работы и обратно
Вопрос. Можно ли ходить по уклону или бремсбергу, по которым доставляется груз ва гонетками или скипами?
Ответ. Нельзя. Для этой цели служат специальные людские ходки. Передвижение по наклонным выработкам, по которым достав ляются грузы вагонетками, запрещается. Пе
69
редвижение по наклонным выработкам, по ко торым производится откатка вагонетками, и переход через них разрешается только при полностью остановленном движении и закры тых барьерах.
Вопрос. Допускается ли спуск в шахту по уклонам, оборудованным ленточными кон вейерами?
Ответ. Допускается. Такие уклоны мо гут служить для ходьбы людей, но только при
наличии |
в них проходов шириной не |
менее |
|
0,7 м. |
|
Почему запрещается езда по |
|
Вопрос. |
|||
уклону на груженых вагонетках? |
|
||
Ответ. |
При езде на груженых вагонет |
||
ках или |
на |
прицепных устройствах |
всегда |
угрожает опасность получить травму при схо де вагонетки с рельсов, при обрыве каната или сцепки, при проходе вагонетки по узкому се чению наклонной выработки (поломанные ра мы крепи) и т. д.
Вопрос. Где разрешается ходить по го ризонтальным выработкам с электровозной откаткой?
Ответ. В выработках с электровозной откаткой разрешается ходить только по гой стороне выработки, где имеется свободный проход для людей шириной не менее 0,7 м.
Вопрос. Какой порядок нужно соблю дать при механической доставке людей по го ризонтальным выработкам с электровозной от каткой?
Ответ. Каждый рабочий должен При быть на [іосадочный пункт и по указанию ли ца, ответственного за перевозку людей (гор ного мастера, кондуктора), занять место в ва
70
гонетке. Кроме того, он должен выполнять все правила, указанные выше, для передвижения в людских вагонетках.
Вопрос. Какие дополнительные правила необходимо выполнять при ходьбе по выработ кам с троллейной электровозной откаткой?
Ответ. Не ходить по путям под троллей ным проводом, а только по той боковой сторо не выработки, где предусмотрен проход для
людей.
Не носить на плечах инструмент и другие предметы (лом, бур, лопату), которыми мож но случайно прикоснуться к троллейным про водам.
Постоянно обращать внимание на преду предительные надписи, размещенные вдоль троллейного провода. Соблюдать особую осто рожность при переходе через сопряжение вы работок.
Не перелезать через вагонетки и не прохо дить между ними.
Остерегаться случайного прикосновения к троллейному проводу.
Вопрос. На что нужно обращать внима ние при проходе через вентиляционные двери?
Ответ. Надо следить, чтобы вентиляци онные двери после прохода были плотно за крыты.
Вопрос. Какие еще требования предъяв ляются к откаточным выработкам, служащим для прохода людей?
Ответ. Проходы для людей в выработках нельзя загромождать лесом, трубами, другими
материалами.
Вопрос. Как следует передвигаться по лаве?
71