Файл: Колосов, В. П. Заработная плата, материальное и моральное стимулирование труда в строительстве лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ им. В. В. КУЙБЫШЕВА
Факультет повышения квалификации руководителей и специалистов строительных организаций
В. П. КОЛОСОВ,
кандидат экономических наук
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, МАТЕРИАЛЬНОЕ
ИМОРАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
ВСТРОИТЕЛЬСТВЕ
Лекция
М о с к в а — 1974
Гео. гТуГл'Чиая 1 ииучно-Y-.- -ччввкея j
э к э с й *"*?:#* |
\ |
ММГАЛУ'ЮГО ЗАЛА [
Я'
f! Г
I ^ Л - Ч \
ВВЕДЕНИЕ
Масштабы капитального строительства, осуществляемого в девятой пятилетке в соответствии с решениями XXIV съезда КПСС, выдвигают задачу всемерного повышения эффективно сти капитальных вложений. Одним из основных источников роста эффективности капитальных вложений является повыше ние производительности труда. Практически весь прирост объемов строительной продукции в текущем пятилетии наме чается получить за счет подъема производительности труда, причем около одной трети прироста производительности долж но быть обеспечено за счет улучшения организации строитель ного производства и научной организации труда.
В. И. Ленин считал применение материальных и моральных стимулов важнейшим принципом социалистической организа ции общественного производства и повышения производитель ности труда. Сущность стимулирования определяется его со циально-экономической функцией, т. е. включением работни ка в систему производственных связей и трудовых отношений.
Таким образом, стимулирование представляет собой один из главных элементов научной организации труда. Производи тельность труда, качество и себестоимость, строительной про дукции, материальное и культурное благосостояние трудящих ся непосредственно связаны со стимулами труда, которые вме сте с тем являются важнейшим средством воспитания нового отношения к труду. Экономические стимулы повышения про изводительности общественного труда — это могучее средст во движения социалистической экономики к коммунизму. В то же время партия и впредь будет неуклонно проводить курс на повышение коммунистической сознательности трудящихся, на воспитание коммунистического отношения к труду, — от мечалось в постановлении сентябрьского (1965 г.) Пленума
3
ЦК КПСС. Следовательно, актуальность проблемы стимули рования труда обусловлена той ролью, которая отводится сти мулированию как элементу научной организации труда в си стеме общественного производства.
Проблема стимулирования труда — это'”, прежде всего, практическая проблема, проблема социальной практики. От ее успешного решения во многом зависит выполнение таких важнейших социально-экономических задач как повышение производительности труда, превращение труда в первую жиз ненную потребность, стирание социальных различий и воспита ние нового человека.
Основные закономерности распределения материальных благ по труду были выявлены еще К- Марксом и Ф. Энгель сом. В. И. Ленин творчески развил теорию распределения при социализме и обосновал значение личной материальной заин тересованности работников в условиях строительства социа лизма и коммунизма. В научном наследии В. И. Ленина мож но встретить целый ряд важных указаний, положений, отра жающих его отношение к данной проблеме в связи с рассмот рением самых разных вопросов хозяйственного управления в молодой Советской республике.
Следует прежде всего отметить, что проблему стимулиро вания В. И. Ленин рассматривал как часть общей проблемы организации труда в целом. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, вызванные хозяйственной разрухой, гражданской вой ной, голодом, зарождались основы нового отношения к труду, И в ряде ленинских работ отчетливо прослеживается мысль о том, что это отношение следует целенаправленно формировать, используя те новые возможности, которые открывает здесь со циалистическое переустройство общества. При этом особенно большое значение В. И. Ленин придавал фактору сознательно сти в труде, освобожденном от эксплуатации. Именно осозна ние людьми своего места, своей роли в новой системе произ водственных отношений вызывает, по мысли В. И. Ленина, ог ромный источник трудовой активности, неведомый ни одной из предыдущих формаций.
Среди других моральных факторов стимулирования В. И. Ленин неоднократно отмечал также значение примера в труде: «Сила примера, которая не могла проявить себя в обще стве капиталистическом, получит громадное значение в обще стве, отменившем частную собственность на землю и на фаб рики, — не только потому, что здесь будут, может быть, сле довать хорошему примеру, но и потому, что лучший пример ор ганизации производства будет сопровождаться неизбежным облегчением труда и увеличением суммы потребления для тех,
4
кто эту лучшую организацию провел»1. Иллюстрацией к это му может служить статья В. И. Ленина «Великий почин», в которой первые коммунистические субботники расцениваются как ростки нового отношения к труду и пример исключитель ной самоотверженности в труде.
Необходимо отметить и то исключительное внимание, ко торое В. И. Ленин уделял организации соревнования как фак тору стимулирования труда. Общеизвестна высокая оценка В. И. Лениным соревнования между передовиками труда, воз никшего еще в первые годы советской власти. Это соревнова ние, по мысли В. И. Ленина, должно охватывать не только сферу непосредственно производительного труда, но и сферу организации труда. Говоря о значении такой организаторской работы и самодеятельности трудящихся, В. И. Ленин указы вал, что «...надо возбудить в них — и наладить в общегосудар ственном масштабе — соревнование по части организаторских успехов...»2. Понятно, что трудовое соревнование — эта социа листическая форма стимулирования труда — возможно только при условии развития и распространения упомянутых мораль ных факторов: сознательности и примера. «Надо так органи зовать дело, чтобы борьба за высокую производительность труда, за наилучшие показатели в производстве, за высокое качество продукции стала делом всенародным», — говорил в докладе «О пятидесятилетии Союза Советских Социалисти ческих Республик» Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев3.
В. И. Ленин считал моральные стимулы действующими эф фективно в массовом порядке только тогда, когда они не всту пают в противоречие со стимулами материальными: «Удар ность есть предпочтение, а предпочтение без потребления ни что... Предпочтение в ударности есть предпочтение в потребле нии. Без этого ударность — мечтание, облачко, а мы, все-та ки, материалисты»4.
В. И. Ленин неоднократно обращал внимание на недопу стимость злоупотребления трудовым энтузиазмом масс для прикрытия хозяйственной нерасторопности и бездеятельности, при которых материальная необеспеченность может свести на нет моральные факторы. О необходимости умелого сочетания моральных и материальных стимулов говорит ленинское ука
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 36, с. 150.
2Ленин В. И. Полц. собр. соч. Изд. 5, т. 35, с. 201.
3Брежнев Л. И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических
Республик. М., Политиздат, 1972, с. 53.
4 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 42, с. 212.
5
зание: «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энту зиазма, рожденного великой революцией, на личном интере се, на личной заинтересованности, на хозяйственном расче те...»1. Ленинские указания по вопросам стимулирования труда имеют огромное теоретическое и практическое значение и в наши дни.
I*б
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 44, с. 151.
б
1. Стимулирование и стимулы: понятия и определения
Функционирование человека в сфере производства требует целесообразного управления его трудовой деятельностью, что вызывает необходимость применения различных средств воз действия. Существует два вида воздействия: прямое, или не
посредственное — приказ, |
инструкция, санкция, применение |
которых направлено на |
с а м о д е й с т в и е работника, его |
трудовой акт, и косвенное, или опосредствованное, на правленное на м о т и в ы д е я т е л ь н о с т и . К последнему виду и относится стимулирование.
Иначе говоря, стимулирование — это такое побуждение ра ботника к труду, которое предполагает воздействие на его от ношение к труду, на мотивы труда. При этом необходимо иметь в виду, что на это отношение влияют такие элементы личности работника и его социального окружения, как интересы, жиз ненные планы, ценностные установки, общественное мнение.
Таким образом, задача стимулирования — вызвать у ра ботника соответствующий мотив, который приведет его к вы полнению ожидаемого трудового действия.
Ключевым понятием проблемы стимулирования труда яв ляется понятие стимула. Стимул — это фактор побуждения к труду. Он ориентирует работника на выполнение определенной производственной задачи и удовлетворяет его личные потреб ности. Иными словами, содержание каждого стимула имеет две стороны, производственную и индивидуальную, и связыва ет воедино общественные и личные интересы. Эта особенность определяет с о ц и а л ь н у ю природу стимула.
В то же время стимул всегда есть некоторая компенсация, предлагаемая работнику в обмен на его трудовое усилие, и в той или иной степени она должна соответствовать этому уси лию. В этом состоит э к о н о м и ч е с к а я природа стимула.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что содержание, на-
правленность и способ применения каждого стимула должны соответствовать личностной структуре каждого отдельного ра ботника (или же структуре коллективного сознания), в аде кватном взаимодействии с которым только и возможно целе сообразное использование стимула. То есть эффективность стимула непосредственно связана с восприятием его работни ком. В этом состоит п с и х о л о г - и ч е с к а я природа сти
мула.
Таким образом, стимул имеет триединую природу: социаль ную, экономическую и психологическую. Это означает необ ходимость комплексного подхода к вопросам стимулирования с позиций не только экономики, но и социологии, и психологии..
Все стимулы принято разделять на материальные и мо ральные1.
Материальным стимулом общества при социализме явля ются реальные доходы трудящихся, включающие не только за работную плату, но и материальные блага, распределяемые через общественные фонды потребления, уровень стоимости жилья и бытовых услуг и обеспеченности ими, различные льго ты. Так, к'началу текущей пятилетки из общественных фондов потребления в среднем на одного работника приходилось 42 руб. в месяц, или 28% индивидуального заработка рабоче- го-строителя.
Материальным стимулом отдельного труженика служит та кая система возниграждения, которая позволяет ему заранее рассчитывать на это вознаграждение в денежной или нату ральной форме в соответствии с количеством и качеством за траченного труда.
Моральные стимулы трудящихся — это прежде всего со знание того, что люди, свободные от эксплуатации, работают на себя, на свое общество, способствуют его процветанию и уп рочению. Общественная форма собственности, социалистиче ский строй порождают могую силу моральных стимулов.
Моральными стимулами отдельных работников могут быть следующие:
1. Гражданский интерес, под которым понимается осозна ние общественной значимости своего труда, когда стремлениепринести максимальную пользу обществу становится побуди телем трудовой активности работника.
2. Удовлетворенность трудом. Получение такой удовлетво ренности (или надежда на получение ее) может явиться важ-
1 Некоторые исследователи употребляют более точные понятия кате гории моральных стимулов, различая духовные, идейные, творческие и т. п. стимулы.
в