Файл: Опыт работы ПТУ № 7 Ленинграда с классом автоматизированного контроля знаний (рекомендации)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ленинградское областное отделение педагогического общества РСФСР

СЕКЦИЯ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ

ОПЫТ РАБОТЫ ПТУ № 7 ЛЕНИНГРАДА С КЛАССОМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

( Р е к о м е н д а ц и и )

Ленинград

1974

Ге о .п уб л и чн а *

JL ИКТАЛЫ*Ч~*

к- 1Ш;

Составила— В. И. БУХАРОВА

Редактор — В. Н. ФЕДОРОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пятый год на уроках малярного и штукатурного дела я использую элементы и средства программированного обу­ чения. Начала я с применения безмашинных средств, а по­ том, с созданием в нашем 7-м строительном училище г. Ле­ нинграда двух автоматизированных классов, перешла на машинные средства контроля и самоконтроля и все более убеждаюсь в большой эффективности их применения, разу­ меется, дополнительно к традиционным приемам и методам обучения.

Средства и приемы программирования, применяемые мною имеют следующие достоинства:

1.Не требуют большого времени на подготовку заданий.

2.Экономят время на проведение занятий.

3.Значительно сокращают время на проверку заданий. Например, раньше, чтобы проверить знания схемы обору­

дования всеми тридцатью учащимися группы, нужно было затратить (из расчета 5 минут на каждого учащегося) не менее 150 минут, или три с половиной учебных часа. Теперь я могу провести подобный опрос за 5 — 7 минут, при затрате времени на подготовку задания не более 5 — 10 минут; про­ верка машинным путем обычно осуществляется почти одно­ временно с выполнением задания, а безмашинными средства­ ми— за 5 — 10 минут.

В своей практике я часто применяла фронтальные дик­ танты с краткими ответами, на проведение которых все же требовалось 15 — 25 минут, на проверку их— 30 — 40 минут.

Теперь часть таких диктантов я провожу с кодированными ответами, затрачивая на их проведение и проверку по 5 — 10 минут и столько же времени — на подготовку подобных работ.

1*

3

Для накопления большого количества оценок раньше я была вынуждена сокращать время опроса каждого учащего­ ся путем постановки таких вопросов, которые требуют только кратких ответов, а не объяснений и доказательства. Теперь я подобный опрос провожу фронтально, с применением ма­ шинных и безмашинных средств, увеличивая таким образом время на вопросы, требующие объяснений и доказательств и не нарушая традиционную дозировку времени урока.

Элементы и средства программирования я применяю не только для проверки знаний, но и в процессе обучения: при подаче нового материала, при выполнении самостоятельных

идомашних заданий.

Всвоей брошюре я остановлюсь на таких видах исполь­ зования средств программирования, как машинные, безмашиниые средства и приемы, а также управляемые самостоятель­

ные работы учащихся.

Все эти предлагаемые средства активизируют процесс обучения, пробуждают любознательность и интерес к изучае­ мому предмету, повышают эффективность работы и учащихся и учителя.

Применение

класса автоматизированного контроля

и самоконтроля

на уроках малярного и штукатурного дела

Четвертый год как в нашем училище силами преподавате­ лей и учащихся созданы два класса автоматизированного кон­ троля и самоконтроля. В сравнении с обычными автоматизи­ рованными классами, требующими предварительного коди­ рования программ и колоссальной затраты времени на под­ готовку заданий карточек и перфокарт, наши классы этого не требуют. Они допускают проведение заданий с карточка­ ми и без них.

При работе в классе без карточек, дополнительная под­ готовка к уроку, кроме обычной, заключается в затрате не­ скольких минут на запись кодов и изучаемых объектов на доске.

В процессе выполнения задания учащийся включает на индивидуальном пульте управления тумблер или другое кон­ тактное устройство, соответствующее определенному коду. В это время замыкается цепь и загораются лампочки, ука­ зывающие номера мест учащихся на пульте учителя и на

4


табло ответов учащихся. Для того чтобы проверить пра­

вильность

ответа, преподаватель отключает на пульте учителя

тумблер,

соответствующий коду правильного ответа, и в том

случае,

если

у учащегося подключен тот же

тум­

блер

(код),

лапочка на табло и на пульте

по­

тухнет и

учащийся получит подтверждение правильности от­

вета.

случае неправильного ответа, лампочка будет гореть.

В

Она

потухнет

только тогда, когда преподаватель отключит

со­

ответствующий тумблер (код) на своем пульте. Таким1образом, по номеру отключенного тумблера на пульте учителя можно обнаружить содержание ошибки (т. е. именно то, с чем уча­ щийся спутал предлагаемый объект или понятие).

Автоматизированный класс нашего училища можно ис­ пользовать для разных целей; как для проведения фронталь­ ных работ (всей группы), так и для индивидуальных заня­ тий (работ отдельных учащихся).

Например:

1.Для опросов по схеме и картине.

2.При фронтальном опросе с показом частей механиз­ мов, инструментов, видов материалов.

3.Для предварительного опроса в начале урока и при проверке домашних заданий.

4.Для опроса в процессе рассказа учителя при подаче нового материала, с целью установления результативности усвоения программы проводимого урока. В данном случае при обнаружении большого количества ошибок, преподаватель

перестраивает программу урока, облегчая ее, делая более до­ ступной и понятной для данного состава группы. В тех слу­ чаях, когда, наоборот, ошибок почти нет, преподаватель ус­ ложняет программу и таким образом вводит элементы управ­ ления процессом обучения.

5 Для проведения самостоятельных работ с самоконтро­ лем. (В этом случае заранее на пульте учителя подключают тумблер с правильным ответом, отключая все остальные. Тог­ да при правильных ответах лампочка загорается и учащийся получает разрешение переходить к выполнению следующего задания или вопроса)-

6. При проведении контрольных работ в различное время урока.


Наш автоматизированный класс дает возможность выпол­ нять задание в одном варианте и в нескольких.

Работа в нескольких вариантах может происходить двумя путями:

1. Когда вопросы предлагают одинаковые, но коды отве­ тов но вариантам разные, например, задание по материалове­ дению для маляров.

Согласно предлагаемых кодов по заданным вариантам, определите, в каких случаях применяют следующие материалы в малярном деле:

К о д ы 1-го в а р иа нт а

Ко д ы П-го в а р и а н т а

1

—■Олифа

6

3

— Растворитель

8

4

— Пигмент

9

5

— Медный купорос —

О

(Пишут на классной доске).

Вопросы: (диктуются для всех учащихся)

1.Какой из перечисленных материалов применяется как связующее в масляных красках?

2.Назовите, какой из предлагаемых материалов применя­ ется для подцветки составов?

3.Каким материалом можно выводить протечки?

4.Укажите материал из перечисленных, который применя­ ется в эмалевых красках.

5.Назовите, какой из заданных материалов является за­ менителем олифы.

6.Назовите материал из указанных в задании, который высыхает за 24 часа.

Вданном случае при ответе на первый вопрос учащийся, отвечающий на него, включает тумблер 1. Тот же, который отвечает по второму варианту, включает тумблер 6. При отве­ тах на второй вопрос соответственно вариантам включают тумблеры 4 и 9 и т. д.

И. Когда коды для всех одинаковы, но вопросы разные, например, по теме «Связующие для неводных составов».

Ответьте на вопросы, пользуясь кодированными от­ ветами.

6

Материалы:

 

 

 

 

Растительное

масло

1

Натуральная

смола

2

Искусственная смола

3

Лак

 

 

4

Сажа

(пигмент)

5

Охра

(пигмент)

6

Вопросы:

1-

й вопрос. I вариант. Назовите, какой из перечисленных

материалов получают из хвойных пород дерева.

 

II.

вариант. Из какого

материала получают натуральные

олифы?

 

 

 

 

 

2-

й вопрос. 1 вариант. Какой из предлагаемых материалов

является связующим в эмалевых красках?

 

II вариант. Какой из перечисленных материалов полу­

чается

путем

термической

и

химической

обработки?

и т. д.

 

 

 

 

 

на обычном

Рассмотрим место и применение таких работ

уроке, например, по теме «Инструменты для выполнения шту­

катурных работ».

Преподаватель объявляет тему урока и вы­

писывает на классную доску изучаемые инструменты, распо­

лагая

их в

алфавитном порядке

(это ускоряет

процесс на­

хождения

заданных объектов).

 

 

 

 

 

Кисть (окомелок)

 

 

 

 

Контрольное правило

 

 

 

 

Нож штукатурный

 

 

 

 

Отрезовка

 

 

 

 

Полутерок

 

 

 

 

Сокол

 

 

 

 

Терка

 

 

 

 

 

Штукатурная

лопатка.

 

Это пока обычная работа преподавателя. Вся дополнитель­ ная работа заключается в написании кодов по вариантам (первый путь) или без вариантов (второй путь). На это затрачивается не более I—2-х минут и выглядит на доске так:

7


К о д ы 1-го в а р и а н т а

К о д ы в т о р о г о в а р и а н т а

1

— Кисть (окомелок)

9

2

— Контрольное правило

О

3

— Нож штукатурный

8

4

— Отрезовка

 

7

5

— Полутерок

 

6

6

— Сокол

 

5

7

— Терка

 

4

8

— Штукатурная лопатка

3

Урок начинается с показа и определения названий инстру­

ментов, применяемых в штукатурном деле.

инструмент,

Преподаватель последовательно показывает

в порядке,

не совпадающим с перечнем на доске.

Например,

1— сокол,

2 — контрольное

правило,

3 — терка,

и т. д. Тог­

да при показе сокола, учащиеся первого варианта включают тумблер 6, второго — 5. При показе контрольного правила со­ ответственно 2 и 0, при показе терки — 7 и 4.

Потом

преподаватель начинает рассказывать о назначе­

нии

и применении изучаемого инструмента. Во время рассказа

его

интересует вопрос: «Как идет усвоение подаваемого мате­

риала?»,

«Понимают ли его учащиеся?» Обычно для этого ис­

пользуют

ответы: «понятно», «нет». Но ведь слабый учащийся

тоже может сказать «понятно», чтобы его потом меньше спрашивали. В данном случае отвечает вся группа и тут же определяют результаты усвоения, на базе которых препода­ ватель сразу же решает, что ему делать дальше — облегчать или усложнять программу соответственно условий данной группы.

Предлагаемыми вопросами могут быть:

1. Чем производят затирку раствора штукатурки? (Ответ — код 7. I вариант, и код 4, II вариант).

2. На чем подносится раствор к стене, во время оштукату­

ривания? (Ответ код 6— 1

вариант; код 5— II вариант).

3. Каким

инструментом

набрасывают

раствор

на стену?

(Ответ код 8— 1 вариант; код 3— II вариант) и т. п.

Наконец, в конце урока, используя ту же запись на доске

и указанные

коды, можно провести контрольную работу.

Устройство

таких автоматизированных

классов

неслож­

ное и доступно для каждого училища. Стоимость всех мате­ риалов не превышает 40—70 рублей.

8


Б е з м а ш и н н ы е с р е д с т в а

Все предлагаемые задания для автоматизированного клас­ са могут быть выполнены и безмашинным путем, только для проверки результатов коды ответов записывают в тетрадь или на лист бумаги, а потом преподаватель проверяет их ви­ зуальным путем.

Проверка 30 таких работ составляет не более 5— 10 мин. Существует пять видов проверки для работ, выполненных

безмашинным путем.

1. Когда преподаватель дома проверяет выполненные зада­ ния, сверяясь с контрольным кодом, перечеркивая или подчер­ кивая неправильные ответы. Этот вид наиболее удобен при проверке контрольных заданий с целью выставления оценок.

2. Путем самоконтроля учащимися. После выполнения работы учащиеся сверяются с правильными кодированными ответами, написанными на доске, и зачеркивают в своих тет­ радях неправильные коды ответов. Разумеется, сделанные ошибки потом обсуждаются и исправляются всей группой.

3. Путем проверки работ учащимися, сидящими рядом. В этом случае учащиеся меняются тетрадями или листками бумаги и потом по написанному на доске коду ответов прове­ ряют, устайавливают количество ошибок и если преподавате­

лем указаны нормы оценок, то и оценивают их.

препо­

4. Путем проверки работ учащимися-ассистентами

давателя. Тогда три-четыре

ассистента за Ъ—3 минуты про­

веряют и оценивают работу

всей группы.

 

5. Когда ответы не записывают, а пользуются поднятием

нумераторов. Нумераторы — это небольшие карточки,

разме­

ром 6x12 см, на которых написаны цифры. Во время от­ ветов не записывают цифры кодов, а поднимают нуме­ раторы с цифрами вверх, и преподаватель по наличию пра­ вильных и неправильных ответов-кодов определяет резуль­ тативность работы. Как показала практика, целесообразно цифры нумераторов писать на цветном фоне. Например, все 1 выполнены на синей бумаге или окрашены в заданный цвет; 2 — в желтый; 3 — в зеленый и т. д. Тогда нарушение цвета поднятых нумераторов сразу указывает на ошибку.

Приводим несколько примеров подобных работ:

Задание 1. Тема: «Классификация штукатурных раство­ ров». Укажите, к какому типу растворов можно отнести ука­ занные ниже растворы:

9