Файл: Карпинский, В. И. Изготовление пустотных плит для пролетных строений автодорожных мостов (опыт работы Бесланского завода железобетонных конструкций треста Севкавтрансстром).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й |
И Н С Т |
Н О РМ А ТИ ВН Ы Х ИССЛЕДОВАНИЙ Н НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ |
ИНФОРМА |
„О Р Г Т Р А Н С С Т Р О Й“
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
эк с п р е с с -
ИН Ф О Р М А Ц И Я
Кандидаты техн. наун В. И. Карпинский, В. И. Штейн и Е. В. Палагин
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПУСТОТНЫХ ПЛИТ
ДЛЯ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИИ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ
( О пыт работы Бесланского завода
железобетонных конструкций треста «Севкавтрансстром») /■
м |
о |
с |
1 9 |
7 4 |
УДК 666.97(047.3)
чъчьо
В информации описана технология изготовления пустотных плит для пролетных строений автодо рожных мостов па Бесланском заводе железобе тонных конструкций треста «Севкавтраисстром» и приведены технико-экономические показатели.
Редактор В. Т. МИХАИЛОВ
(С) |
Центральный институт нормативных исследований |
н |
научно-технической: информации «Оргтрапестрой» |
Министерства транспортного строительства, 1974
В последнее время в практике отечественного и зарубеж ного мостостроения при сооружении пролетных строений ши роко применяются крупногабаритные пустотные плиты. Их внедрение обусловлено небольшой строительной высотой, уменьшенным весом конструкций, облегчением перевозок, складирования и монтажа, простотой армирования, что имеет важное значение при заводском изготовлении.
История разработки и внедрения .пустотных мостовых плит в СССР и за рубежам подробно изложена в работах Е. И. Штильмана и В. И. Березецкого [1], Ю. Э. Тартаковского, В. И. Штейна, Е. В. Палагина [2]. Принятая в настоящее время конструкция унифицированных плитных пролетных строений мостов длиной от 6 до 18 м разработана институтом «Союздорпроект». Технические характеристики плит приведе ны в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Технические характеристики плит унифицированных плитных
,пролетных строений мостов
|
|
|
Расуот |
Расход |
металла, кг |
|
Площааь |
Марка |
Длина, |
Высота, |
|
|
Вес, |
||
бетона |
сталь |
сталь |
попереч |
||||
плиты |
м |
слс |
марки |
т |
ного сече |
||
|
|
|
400. м* |
А-1V |
А-1—II |
|
ния пустот. |
|
|
|
|
|
|
|
К |
П -6 |
6 |
30 |
1,24 |
109 |
79 |
3,li |
27 |
П -9 |
9 |
45 |
2,23 |
137 |
179 |
5,6 |
39 |
П -12 |
12 |
60 |
3,40 |
230 |
236 |
8,5 |
46 |
П -15 |
15 |
60 |
4,25 |
416 |
239 |
10,7 |
46 |
. П -18 |
18 |
75 |
5,71 |
560 |
406 |
14,3 |
53 |
Поперечные сечения плит изображены на рис. 1. Плиты армируют предварительно напряженной стержневой армату рой диаметром 18 мм из стали 20ХГ2Ц и обычной арматурой в виде сварных плоских сеток. При сборке пролетных строе ний из плит омоноличивают шпоночные продольные швы.
При изготовлении пустотных плит наиболее важным, опре деляющим технологию, является способ образования пустот.
Оптимальным вариантом образования пустот является применение цельнометаллических пустотообразователей, из влекаемых из свежеотформованного изделия.
3
Заводское изготовление ‘Пустотных плит экономически наиболее целесообразно организовывать по поточно-агрегат ной технологической схеме с применением объемного вибро уплотнения бетонной смеси.
Рис. 1. Поперечные сечения пустотных плит мостов:
а—плита П-б; б—плита П-9; в—плита П-12: г—плита П-15; б—плита П-18
В соответствии с этим СКВ Главстройпрома совместно с ЦНИИС разработан проект технологической линии по изго товлению пустотных плит на Бесланском заводе (рис. 2). При проектировании было предусмотрено устройство двух формо вочных постов—один для формования плит длиной до 15 м на виброплощадке типа 7151/1 грузоподъемностью 30 Г, состоя щей из стандартных виброблоков грузоподъемностью 1,5 Т, выпускаемых Челябинским заводом «Строммашина», и вто рой—для формования плит длиной 15 и 18 лг на новой опыт ной виброплощадке СМЖ-164 грузоподъемностью до 56 Т, разработанной ВНИИСтройдормашем и изготовленной тем же Челябинским заводом.
Плиты изготовляют на специально оборудованных постах. Оснащенная форма с поста установки и натяжения арматуры передается на пост формования, оснащенный виброплощад-
4
Б-S
Рис. 2. Схема технологической линии по изготовлению пустотных плит (размеры указаны в метрах):
/—виброплощадка; 2—вибролрнгруз; 3—бетоноукладчик; 4—пустотообразователи; 5—мостовой кран; 6—пропарочная камера ямного типа; 7—тя- говая лебедка; в*—направляющая; 9—каретка
сл
кой /свибропригрузом 2 и пустотообразующей машиной 4, где бетоноукладчиком 3 укладывают, а затем уплотняют бетон
ную смесь.
Перед установкой в пропарочную камеру 6 ямного типа формы с бетоном выдерживают на посту выдержки. После термообработки передают натяжение на бетон, распалубливают изделие, очищают и смазывают форму. Все транспорт ные операции выполняют двумя мостовыми кранами 5 грузо подъемностью по 15 Г каждый.
Расчет производительности постов показал возможность выпуска четырех плит в смену или, при двухсменной работе, 10 тыс. м3 изделий в год.
Стальная силовая форма (рис. 3) представляет собой не сущий корытообразный поддон, на котором устанавливают от кидные и съемные торцовые щиты. Поддон рассчитан на уси лие предварительного напряжения плит. Боковая опалубка запроектирована в виде цельных жестких щитов. Между боко выми щитами и поддоном предусмотрено уплотнение из трапе цеидальной резины, заделанной в виде ласточкина хвоста в поддон. Боковые стенки поддона имеют распалубочный уклон 1:10 для облегчения извлечения плит. На торцовых участках поддонов предусмотрены специальные прорези и упоры для установки и натяжения стержневой арматуры.
Вес силовых форм, |
оснастки и плит указан в табл. |
2. |
||||
Вес силовых форм, |
оснастки и плит, т |
Т а б л и ц а 2 |
||||
|
|
|||||
Наименование |
|
|
Марка плиты |
|
|
|
П-6 |
П-9 |
П-12 |
П-15 |
П-18 |
||
|
||||||
Изделие ........................... |
3,1 |
5,6 |
8,5 |
10,7 |
14,3 |
|
Форма ................................ |
4.8 |
7,6 |
12.8 |
15,5 |
20,9 |
|
Пустотообразователи |
1,2 |
1.7 |
3,9 |
3,9 |
5,3 |
|
П р и г р у з ........................... |
3,5 |
4,8 |
5,2 |
7,6 |
8,6 |
|
Форма с изделием . . |
7,9 |
13,2 |
21,3 |
26,2 |
35.2 |
На Бесланском заводе принята система индивидуального механического натяжения домкратом ДГС 63-315. Стержни на тягивают поочередно и симметрично относительно осевой ли нии плиты. В качестве концевых захватов используют цанго вые зажимы.
Для электротермического натяжения используют стандарт ные установки.
Пустотообразующая установка (см. рис. 2) состоит из на правляющей 8, пуетотообразователей 4, каретки 9, тяговой ле бедки 7 и роликов (направляющих и опорных).
0
Вид А
«*4
Направляющая представляет собой сварную рамную кон струкцию, прикрепленную анкерными болтами к фундаменту. Она предназначена для ввода пустотообразователей в форму и вывода из нее по направляющим роликам при помощи пере движной каретки.
Передвижная каретка предназначена для закрепления в ней пустотообразователей и 'системы блоков, позволяющих при помощи тяговой лебедки и двукратно запасованных тро сов перемещать пустотообразователи. Кратность запасовкн тросов выбрана из расчета обеспечения необходимого усилия для извлечения пустотообразователей из свежеотформованно го изделия.
Введенные в форму пустотообразователи фиксируются на специальных опорных роликах, установленных в торцах виброплощадки на отдельных рамах. Опорные ролики выставля ются таким образом, чтобы пустотообразователи не соприкаса лись с торцовыми бортами формы, что позволяет несколько уменьшить нагрузку на виброплощадку от веса пустотообра зователей.
Рис. 4. Пустотообразователь:
/—хребтовая балка: 2—обшивка
Направляющие и опорные ролики можно регулировать по высоте при переналадке технологической линии для выпуска различных плит.
Пустотообразователи (рис. 4) представляют собой цельно сварную конструкцию круглого сечения для плит длиной 6 и 9 м и овального—для плит длиной 12, 15 и 18 л.
8
Пустотообразователи для плит длиной 6 и 9 м изготовляют из труб и механически обрабатывают для получения конус ности 1/1000.
Основным несущим элементом овального пустотообразователя является жесткая хребтовая балка 1, сваренная из швел леров № 30 и № 14 для плит длиной 12 и 15 ж и из двутавров № 50 и швеллеров № 20 для плит длиной 18 м. Обшивка 2 пустотообразователей изготовлена из листовой стали.
Из-за невозможности придания пустотообразователям дос таточной жесткости их заводят в -форму после укладки подго товительного слоя бетонной смеси, закрывающего нижнюю ар матурную сетку и предварительно натянутую арматуру.
Для доуплотнения бетонной -смеси в верхней части пустот ных плит, а также предотвращения сдвига бетонной смеси при извлечении пустотообразователей применены вибропригрузы (рис. 5).
Вибропригруз представляет собой жесткий сварной щит /, оснащенный вибровозбудителями 2 (типовые виброблоки Че лябинского завода «Строммашина», соединенные синхронизи рующими валами). Вибропригруз свиброплощадкой обеспечи вает приготовление бетонных смесей жесткостью 90— 150 сек. Амплитуда колебаний вибропригруза—0,5—0,8 мм, удельное давление на поверхность бетонной смеси в статическом состо янии составляет 30 Г/см2.
При проектировании определяли усилие извлечения пустотообразователя, разное при его трогании и движении и зави сящее от удельного сцепления металла с бетоном (т) и коэф фициента трения между ними (f). При хорошей обработке поверхностей пустотообразователей т ^ Ю —40 Г/см2, при не ровной и грубой их поверхности т=100— 150 Г/см2. Поэтому изготовили пустотообразователи со строганой поверхностью. Тяговое усилие (N) рассчитывали по формуле:
N = r Y l l + y rf(4H — я г ) / + Я с.в. f,
где П—-периметр пустотообразователей, см; I—длина плиты, см;
у—объемный вес свежеуплотненной бетонной смеси,
Г/см3\
г—радиус закругления пустотообразователей, см; Н—длина прямой -вставки при овальных пустотообра-
зователях, см; Р с в. —собственный вес пустотообразователей, г.
Второй член формулы учитывает давление бетонной смеси ■над пустотообразователей. В указанной формуле принимали при трогании т= 40 Г/см2 и при дальнейшем движении пусто тообразователей т = 15 Г/см2, f =0,4.
9
При изготовлении пустотных плит применяли свободно ле жащий на бетоне вибропригруз. Его вес (Р ) и возмущающуюсилу (Q) определяли по следующим формулам:
При этом величина Р должна быть не менее критического значения, определяемого по методике [3].
Где k2—коэффициент жесткости бетонной смеси,
k2= E |
ab |
|
Иг |
||
|
Е—модуль деформации свежеуплотненной бетонной сме
си |
(20— 135 кГ/см2) в данном случае равный» |
» 8 0 |
кГ/см2\ |
а—расстояние между виброблоками виброплощадки, см; b—суммарная толщина стенок плиты, см;
h—высота плиты, см;
g —ускорение силы тяжести, см/сек2-,
ю—частота вынужденных колебаний, сек-, «я—частота собственных колебаний системы: вибропло
щадка—форма—бетонная смесь, 1 /сек;
Г—грузоподъемность виброблоков площадки, кГ;
k\—коэффициент жесткости пружин виброплощадки
(1-Г-2) Г,
о)2—частота собственных колебаний вибропригруза, 11сек;
Р кг ■сек3
т2—масса вибропригруза, равная^- , — ;
щ—заданная амплитуда колебаний формы с бетонной смесью, принятая 0,5 мм\
Q1—возмущающая сила виброплощадки, кГ,
Mj ш5 g ’
М— кинетический момент дебалансов виброблоков виброплощадки, кГ-см.
В 1969 г. на Бесланском заводе ЖБК было начато освое ние технологии изготовления плит П-15. Изготовление плит показало, что наиболее сложным и главным технологическим процессом является образование пустот. При немедленном из влечении пу-стотообразователей в свежеотформованной плите на верхней полке и под вутами наблюдалось появление про дольных трещин с раскрытием до нескольких миллиметров, а также отслоение бетонной смеси по верхней горизонтальной арматурной сетке. Эти дефекты объяснялись просадкой свсжеуплотненной бетонной смеси из-за ее недостаточной проч ности и большой деформативности.
Рис. 6. График зависимости прочности свсжеотформованного бетона от времени выдержки
С целью ликвидации этих дефектов в процессе изготовле ния плит были разработаны требования к свежеотформован ной бетонной смеси, условия подбора состава такой смеси и требования к армированию верхней полки плиты.
После извлечения пустотообразователей надводная часть
плиты должна воспринимать нагрузку от собственного веса полки.
12