Файл: Дьяченко, В. Г. Работа силовой цепи и системы возбуждения тепловоза 2ТЭ10Л с жесткой динамической характеристикой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С С С Р — М П С

КАЗАХСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

В. Г. ДЬЯЧЕНКО

РАБОТА СИЛОВОЙ ЦЕЛИ И СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л С ЖЕСТКОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ

Алма-Ата, 1974

 

 

i

ГOC, tT G'

■]

 

 

г

научно-"; •; . .t-

-.ная

i

 

 

j

библио, сна

.up

 

 

 

f

ЭКЗЕМПЛЯР

{

A

t

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

 

 

 

 

 

 

P

f - 3 $ 0

3 %

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ТЭД И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТЕПЛОВОЗА

На тепловозах, как известно, первичным источником энер­ гии является двигатель внутреннего сгорания, который на за­ данной рабочей позиции обладает вполне определенной (жест­ кой) мощностью. Поэтому, на тепловозах с электрической пе­ редачей должно поддерживаться постоянство заданной мощ­ ности в системе генератор-двигатель (имеется в виду главный генератор — тяговый электродвигатель тепловоза).

Для примера рассмотрим работу силовой цепи тепловоза 2ТЭ10Л на XV позиции контроллера машиниста.

Мощность главного генератора определяется из формулы 1:

P«=J«-U2

1

и г= С ,(-Фг-пг 2

где: U г— напряжение

ГГ, величина его определяется из

формулы 2. На заданной позиции обороты коленчатого вала дизеля постоянны (с допускаемым отклонением 5—10 об/мин) поэтому напряжение ГГ можно регулировать только магнит­ ным потоком при помощи системы возбуждения возбудителя и ГГ.

JK—величина тока нагрузки силовой цепи, она зависит от работы потребителей, т. е. тяговых электродвигателей и оп­ ределяется по формуле 3.

J(_LL=E«£ з Е„р= С 1(.Фа.па 4

1СЦ

где: гсц — омическое сопротивление силовой цепи, его вели­ чина постоянна, если не учитывать изменений от нагревания, и очень мала 0,04 ом.

U г — напряжение ГГ — оно, как уже было сказано, зави­ сит от магнитного потока.

Егр — противо ЭДС, создаваемая электродвигателем и она как бы является основным сопротивлением для тока силовой цепи. Величина противо ЭДС определяется по формуле 4.

где: Фа — магнитный поток электродвигателя, создаваемый

2—632

3


сериесной обмоткой возбуждения, его величина, конечно, зави­ сит от тока нагрузки.

п а — скорость вращения якоря электродвигателя, она про­ порциональна скорости движения тепловоза. Изменение ско­ рости движения тепловоза во всех случаях определяется соот­ ношением силы тяги тепловоза F,. и силы сопротивления дви­ жению поезда W.

Если FK>W — скорость увеличивается, т. е. поезд движет­ ся с ускорением.

FK= W — скорость не изменяется, т. е. поезд движется с равновесной скоростью.

FK'< W — скорость уменьшается, т. е. поезд движется с за­ медлением. Таким образом, изменение профиля пути (спуск, площадка, подъем) влияют на скорость движения, следова­ тельно и «а скорость вращения якоря ТЭД. При движении по­ езда на подъем (если FK<W ) скорость вращения якоря ТЭД уменьшается, значит уменьшается противо ЭДС, что вызывает

увеличение тока нагрузки и увеличение

магнитного

потока

ТЭД,

т. е. увеличится вращающий

момент,

т. к.

М

Сж Фд • 1Й;, а значит увеличится сила тяги

теплово­

за. Это уменьшение скорости движения тепловоза будет про­ исходить до тех порпока увеличивающаяся сила тяги FK не выравняется с силой сопротивления движению поезда W.

Таким образом, сериесный электродвигатель автоматиче­ ски регулирует силу тяги в соответствии с изменением скоро­ сти движения, а мощность его остается постоянной и опреде­ ляется по формуле 5 или формуле 6.

м

F* • V

л. с.

Pa= J.aJ £ a квт 6

N=

270

 

 

1000

т. к. при уменьшении скорости уменьшается противо ЭДС, зна­ чит уменьшается падение напряжения U а в обмотке якоря ТЭД, а ток нагрузки J tt увеличится, одновременно при увели­ чении тока нагрузки система возбуждения ГГ уменьшит маг­ нитный поток Фг,значит, уменьшится напряжение ГГ и на­ пряжение, подводимое к ТЭД. Такая зависимость напряжения ГГ от тока нагрузки с сохранением постоянства мощности гра­ фически выражается гиперболой.

Аналогичная зависимость обеспечивается при увеличении скорости движения, но при этом противо ЭДС увеличивается, ток нагрузки уменьшается, а напряжение генератора увеличи­ вается, и в какой-то момент может наступить ограничение мощ­ ности ГГ по напряжению, т. к. ток нагрузки уменьшается, а напряжение ГГ не увеличивается, это наступает при скорости 50—55 км/час. Поэтому, несколько раньше, при скорости 41— 44 км/час включается РП-1, ВШ-1 и обмотка возбуждения


ТЭД шунтируется сопротивлением, тем самым магнитный по­ ток уменьшается до 60%, следовательно, уменьшается противо ЭДС, ток нагрузки увеличится, а система возбуждения умень­ шит напряжение ГГ, т. е. работа генератора сместится из верх­ ней части гиперболы, где большая величина напряжения, в нижнюю часть гиперболы, где напряжение значительно мень­ ше. Мощность генератора осталась прежней, но создались условия для увеличения напряжения генератора, а значит и скорости движения тепловоза, с использованием полной мощ­ ности дизель-генераторной установки, т. к. скорость вращения ТЭД определяется из формулы 7.

Ut> Ja'^a 7

П<3~ С -Фя Конечно, увеличение скорости возможно только при условии

наличия F к >W, но при увеличении скорости движения сила тяги уменьшается.

В момент перехода с полного поля ТЭД на ослабленное по­ ле первой ступени, скорость движения и сила тяги не изменя­ ются, т. е. мощности генератора и электродвигателей остаются постоянными, но создается возможность использовать гипер­ болическую часть характеристики генератора повторно при той же электрической характеристике и тех же габаритах ге­ нератора. Аналогичные условия дальнейшего увеличения ско­ рости создаются при включении РП-2, ВШ-2 при скорости 55— 60 км/час, ослабляя магнитное поле ТЭД до 37%•

При движении на подъем (FK<W ) скорость уменьшается, уменьшается противо ЭДС, ток нагрузки увеличивается, а на­ пряжение генератора уменьшается и в какой-то момент может наступить ограничение мощности генератора по току нагрузки, поэтому несколько раньше, чем наступит ограничение, при ско­ рости 47—49 км/час, выключается РП-2, ВШ-2 и магнитный поток ТЭД увеличится с 37% до 60%, следовательно, при той же скорости ступенью увеличится противо ЭДС, ток нагрузки уменьшится, напряжение увеличится и работа ГГ переместится из нижней части характеристики в верхнюю часть, где ток на­ грузки значительно меньше, следовательно, создались условия для увеличения тока нагрузки, силы тяги тепловоза по гипер­ боле, т. е. с использованием полной мощности дизель-генера­ торной установки. Аналогичные условия увеличения силы тяги создаются выключением РП-1, ВШ-1 при скорости 30— 33 км/час увеличивая магнитный поток ТЭД с 60% до 100%.

На основании изложенного, можно сделать выводы:

1. Регулирование работы силовой цепи тепловоза начина­ ется и определяется работой ТЭД — скоростью вращения яко­ ря (скоростью движения тепловоза) — плавное регулирование


противо ЭДС, что .приводит к изменению тока нагрузки, а че­ рез систему возбуждения изменяется обратно пропорциональ­ но напряжение ГГ, поддерживая постоянство мощности гене­ ратора ,на всех допустимых режимах скоростей.

2. Переходы ослабления или увеличения магнитного поля ТЭД не изменяют мощности ГГ, ТЭД и тепловоза, а создают условия увеличения скорости тепловоза (напряжения ГГ) или силы тяги тепловоза (тока нагрузки), т. е. дают возможность использования постоянной полной мощности дизель-генератор- ной установки на более высоких скоростях от 50 до 90 км/час.

РАБОТА СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ВОЗБУДИТЕЛЯ

ИГЛАВНОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА

СЖЕСТКОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ

На тепловозах 2ТЭ10Л для создания внешней характери­ стики главного генератора гиперболической формы в рабочей зоне ограничения тока и напряжения главного генератора при­ меняется система регулирования возбуждения возбудителя, действие которой основывается на работе магнитных усилите­ лей: трансформаторов .постоянного тока, трансформатора на­ пряжения, амплистата и, в некотором роде, индуктивного датчика.

Разберем принцип действия магнитного усилителя

Если катушку включить в цепь переменного тока, то она будет обладать тремя видами сопротивлений:

1. га — активное сопротивление, величина его определяет­

ся по формуле га= р

-

 

О

где р — удельное сопротивление материала, из которого из­ готовлен проводник.

1— длина проводника.

S — площадь поперечного сечения проводника.

Хс — емкостное сопротивление, величина которого опреде­

ляется по формуле Хс= ^

 

2

где Q — угловая частота переменного тока,

с — емкость потребителя переменного тока.

величина его

X i — индуктивное сопротивление катушки,

определяется по формуле

X,=Q-L

3

где L — индуктивность катушки, величина его определяет-

,

т

0,4-jtw 2-S

4

ся по формуле L= p —

6


'где |х — средняя относительная магнитная проницаемость материала сердечника.

w — число витков катушки.

S — площадь .поперечного сечения сердечника. 1— средняя длина сердечника.

Объединив постоянные величины w2, 1, 0,4я в общий коэф­

фициент Ki, получим выражение L = K rp .'S

5

Подставим в формулу 3 выражение 5, получим: X / = £2- Ki • ц- S

при постоянной угловой скорости (при постоянной частоте) переменного тока можно заменить Q-Ki общим коэффициен­

том К, тогда получим выражение: X, = K-|.i-S

6

т. е. из формулы б видно, что индуктивное сопротивление ка-

Рис 1 Зависимость изменения магнитной проницаемости сердечника от

изменения напряженности магнитного поля.

7

тушки может изменяться пропорционально относительной маг­ нитной проницаемости и площади Поперечного сечения сер­ дечника.

Общее сопротивление катушки определяется по формуле:

R = / r„ + ( x r - x c) 2

величина хс для катушки очень мала, поэтому его значением / можно принебречь, тогда для наших условий: R = i/raa-f-x/a Величина га для катушки остается постоянной, поэтому общее сопротивление может изменяться только от изменениях Х,‘ которое в свою очередь, как видно из формулы 6, зависит от относительной магнитной проницаемости и поперечного сече­ ния сердечника.

Если рассмотреть изменение величины индуктивного со­ противления с изменением площади поперечного сечения сер­ дечника, то ясно, что индуктивное сопротивление катушки без

стального сердечника будет очень мало (близкое к 0),

следо­

вательно, величина тока будет максимальной, т. к.

 

,

U

8

"£„+R

и при R—»0 J„= —£—

Если в катушку поместим сердечник, то появится значи­ тельная величина индуктивного сопротивления, которая будет определяться, в основном, сечением сердечника, т. е. чем боль­ ше площадь поперечного сечения сердечника, тем больше ин­

дуктивное сопротивление (см.

формулу 6),

а ток нагрузки

уменьшится, т. к. J H= D ^ р (величина R увеличивается).

К «~Г К

от величины

относительной

Рассмотрим зависимость X,

магнитной проницаемости. Из электротехники известно, что ве­ личина магнитной проницаемости р изменяется обратно про­ порционально величине магнитной напряженности поля в сер­ дечнике, т. е. при увеличении напряженности поля Н величина относительной магнитной проницаемости р уменьшится (см.

рис. 2).

Например: если Н = 1 ед, тогда р =5,5 ед. если Н= 6 ед, тогда р = 1,5 ед.

Величину напряженности поля можно регулировать сечени­ ем сердечника или подмагничиваением сердечника другим ис­ точником магнитного поля, дополнительной обмоткой, под­ ключенной к источнику постоянного тока (управляющая об­ мотка). Естественно что напряженность магнитного поля в сердечнике на рис. 1а и 16 будет больше, чем в сердечнике на рис. 1в и 1с. Значит, относительная магнитная проницаемость

8