Файл: Ершов, Н. Ф. Определение положения твердого тела (корабля, самолета, гироскопа) в пространстве учебное пособие для студентов кораблестроительной специальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н. Ф. ЕРШОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА

(корабля, самолета, гироскопа) В ПРОСТРАНСТВЕ

Горький —1974

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

ГОРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. А. А. ЖДАНОВА

Кафедра теоретической механики

H Ф. ЕРШОВ

Определение положения твердого тела

(корабля, самолета, гироскопа) в пространстве

Учебное пособие для студентов кораблестроительной специальности

Горький — 1974

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ КОМИССИЯ ИНСТИТУТА:

Кандидат технических

Ннаук.

,

доцент

Ф. С. Бсленов,

кандидат

технических наук, доцент

А.

 

Н. Ф. Ершов,

 

 

 

 

доктор

технических наук,,

профессор

 

 

 

 

 

доктор

 

технических

наук, профессор

Μ.

И. Клушин,

 

кандидат технических

наук, доцент

Μ. А.

Л. А. Моругин,

 

секретарь),

доктор технических наук, Апро.

­

Максимов

(ученый

 

 

 

 

 

 

 

 

Я.

фессор

 

доктор

 

доктор исторических

 

наук, профессор

Панкратов,

технических

наук, профессор

А. А. Скворцов,

доктор

технических

 

наук, профессор

В.

Н. Флёров,

 

профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Б. Цимбалин, доктор технических наук, доцент В. И. Плесков.

РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА:

Кандидат технических наук, доцент Μ. П. Кирюхин (председатель),

кандидат технических паук, доцент Л. И. Райкин (секретарь), канди­ дат технических паук Б. Ф. Бочков, профессор А. Б. Карпов, канди­ дат технических наук, доцент Ю. Л. Панов, кандидат технических наук, доцент Μ. И. Печищев, кандидат технических наук, доцент Μ. Е. Рабинович, кандидат технических паук, доцент Г. И. Савицкий, кандидат технических наук, доцент В. Μ. Семеин.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР кандидат технических паук, доцент

Г. Г. ШАХВЕРДИ


ВВЕДЕНИЕ

Любое движение свободного твердого тела можно за­ менить совокупностью поступательного движения вместе с какой-либо точкой тела и вращения вокруг этой точки. Поступательная часть движения описывается уравнения­ ми движения точки, взятой за полюс — центр подвижной координатной системы. Обычно за полюс берется центр масс( тяжести) C рассматриваемого тела (рис. 1).

Рис. 1.

Уравнениями движения центра масс будут его коор­ динаты как однозначные функции, времени:

`*∙∏c — f (О»

Vic = А (О,

Zic = f∙i(t),

Рассмотрим движение (вращение) тела относительно по­ люса С. Оно описывается знаменитыми уравнениями Эйлера, полученными им в 1758 г.1

Свободное твердое тело имеет шесть степеней авободы. Твердое тело, совершающее вращение вокруг непо­ движной точки, за которую после выделения поступатель­ ной части движения принимается полюс С, имеет уже три степени'.свободы, так как закрепление одной точки тела уменьшает число его степеней свободы на три единицы. Три степени свободы, которые имеет тело при вращении вокруг неподвижной точки, требуют для задания положе­ ния тела относительно какой-либо системы координат три независимые величины. Обычно в качестве таких ве­ личин выбирают специальные углы, их также можно за­ дать различными способами.

Возьмем полюс C (рис. 1), за начало двух координат­

ных систем — неподвижной системы

ri,

; и

подвиж­

ной системы X, у, z, жестко связанной с твердым

телом.

Очевидно, что положение тела полностью

определяется

положением подвижной системы X, у, г. относительно не­

подвижной.

 

взаимное по­

Три независимых угла, определяющих

ложение указанных двух координатных систем, вводятся па основе следующих общих положений. Прежде всего назначаются основные оси — неподвижная и принадле­ жащая телу. Плоскости, перпендикулярные этим основ­ ным осям, являются основными, и в этих плоскостях при­ нимаются отсчетные оси. Затем вводится в рассмотрение линия пересечения основных плоскостей — линия узлов. Для ее построения можно спроектировать подвижную основную ось па неподвижную основную плоскость (на­ зовем эту проекцию СК); тогда линия узлов будет перпепдикулярна^той проекции в неподвижной основной плоскости. Тремя независимыми углами являются: угол

между' неподвижной

и - подвижной основными ося­

ми; вместо него может

быть взят угол, составляемый

линией CK C подвижной основной ПЛОСКОСТЬЮ' (их сумма равна π∕2); угол отсчетной оси в неподвижной основной плоскости с линией узлов (иногда*с СК); угол между ли­ нией узлов и отсчетной осью подвижной основной плоско­ сти (или дополнение к нему).

1 Леопард Эйлер (1707 — 1783) выходец из Швейцарии, член Пе­ тербургской Академии паук, проживший в России более 30 лет.

4


Отсчет этих углов производится соответственно вокруг линии узлов неподвижной и подвижной основных осей, причем первому даются значения в промежутке 0,π или

— π∕2, ~ i2, а двум другим — в промежутке 0,2".

1.

ЭЙЛЕРОВЫ УГЛЫ

 

 

Эйлер предложил за основные оси принимать Z и

г,

следовательно, основными плоскостями будут

і C T1

и

хСу. Линия пересечения этих

плоскостей — линия

уз­

лов Œ (рис. 2),

положительное

направление

которой

принимается от C к N.

Угол у между основными осями отсчитывается от оси ζ и считается положительным, если с положительного направления линии узлов он будет казаться направлен­ ным против хода часовой стрелки (линия CN, очевидно, перпендикулярная плоскости "-.Cz). Этот угол называет­ ся углом нутации, а линия узлов CN, вокруг которой вра­ щается тело при изменении угла ѵ, — осью, нутации.

5

Угол ⅛ между отсчетной осью Ci в неподвижной пло­ скости и линией узлов называется углом прецессии. Для изменения его тело должно вращаться вокруг неподвиж­ ной оси CC, которую называют осью прецессии. Угол ψ между положительными направлениями оси Ci и линии узлов считается положительным, когда он отсчитывается против.часовой стрелки, если смотреть с положительного направления оси Cζ.

Угол φ между линией узлов и отсчетной осью Cx в

подвижной плоскости носит название угла собственного

(чистого) вращения. Этот угол принимается положитель­ ным при его отсчете от CN против часовой стрелки, если смотреть с положительного направления оси Cz, которая называется осью собственного вращения. Плоскость ZCz называется плоскостью нутации.2

Нетрудно убедиться, что переход от неподвижной си­

стемы ξηζ к системе Xtjz

можно совершить

посредст­

вом трех независимых вращений па указанные углы.

Известным примером

применения углов

Эйлера в

астрономии являются углы, определяющие

положение

плоскости орбиты и направление некоторой отсчетной оси в этой плоскости. Первым углом является долгота восхо­ дящего узла планеты, играющая роль прецессии, второй угол, являющийся углом нутации, определяет наклон плоскости орбиты к отсчетной неподвижной плоскости. Угол собственного вращения является угловым расстоя­ нием перигея от восходящего узла, если упомянутая от­ счетная ось направлена к перигею планеты — ближайшей точке орбиты к притягивающему центру.

2. КОРАБЕЛЬНЫЕ ОСИ И УГЛЫ

Система Эйлеровых углов, примененная самим Эйле­ ром, оказалась мало пригодной при исследовании качки корабля. Дело в том, что при малом отклонении тела от начального положения лишь один угол остается м'алым, тогда как два других могут принимать произвольные значения и малой остаётся лишь их сумма. Первым обра­ тил па это внимание А. Н. Крылов)3, и взамен .обычной

2 Эти термины, а также названия углов u,⅛,r заимствованы из астрономии.

3 А. II. Крылов (1863— 1945) действительный член Академии наук

СССР,

6


системы, названной им «астрономическом», он предложил «корабельную» систему углов, свободную от указанного выше недостатка. В корабельної! системе углов малым размахам качки судна соответствуют малые величины всех трех углов. Такой выбор углов дает возможность при исследовании качки малой амплитуды применять способ последовательных приближений и разложения в ряды, что существенно облегчает решение задачи.

Корабельная система углов может быть также выбра­ на различными способами, однжо это не имеет большого принципиального значения, поскольку определяет лишь большую или меньшую степень наглядности.

Рассмотрим систему осей, предложенную Л. IT. Крыло­ вым. По этой системе (рис. 3) оси, 'жестко скрепленные C

рис. 3.

судном, направлены соответственно от кормы • к носу (Cx), к левому борту (Су) й в диаметральной плоскости корабля (Cz). В положении равновесия корабля они со­ впадают с осями ç t¡ ζ, неизменно ориентированными в пространстве. За основные приняты оси Cη и Cz (рис. 4).

Следовательно, основными

плоскостями являются

ξCζ И X C у, пересечение которых образует линию узлов

CN. Линия CK получена проектированием основной под­

вижной оси Cz iià плоскость

Она расположена в

Рис. 4.

Рис. 5.

плоскости

zC η и перпендикулярна линии

узлов CN.

Углы 'Ь и

и, отсчитываемые соответственно

вокруг оси

C fi и линии узлов CN, определяют дифферент

и крен, а

угол φ отсчитываемый от CN к оси Cx вокруг Cz,—

рысканье корабля.

При исследовании качки судна, иногда вводится не­

сколько видоизмененная

система

корабельных

осей

(рис. 5), за основные.принимаются Ct

и Cx. Тогда ос­

новными плоскостями являются ςCη

и yCz, линия пе­

ресечения которых и будет

линией

узлов CN (рис.

6)4.

Положительное направление этой линии выбирается так, чтобы совмещение оси Cζ с осью Cx осуществлялось по­ воротом оси на наименьший угол против часовой стрелки, если смотреть со стороны этого направления.

Плоскость ζ Cx перпендикулярна линии узлов. Угол <р

лежит, в плоскости ξ Ct]

между осью Cη

 

и линией

уз­

лов CN. Положительное

значение угла

φ отсчитывается

от оси Cη

к CN поворотом против часовой стрелки, если

смотреть с положительного конца оеи Ct.

Изменение это­

го угла соответствует рысканию судна, т.

е.

изменению

его курса.

Положительному

значению φ

соответствует^

уход судна вправо. Линия CK

представляет

проекцию

основной подвижной оси C X на основную . неподвижную

плоскость

ξ C,η. Эта линия лежит в плоскости ξ Cη

и

является линией пересечения этой плоскости с плоскостью ζC X. CK перпендикулярна линии узлов CN.

4Здесь и далее в системе осей гидроскопа сделаны.уточнения ана­ логичных рисунков, приведенных в работе J^2^ .

9