ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ство изготовления скрипок и сам изготавливал их. Мне нра вится этот древний инструмент, близкий по своему звучанию к человеческому голосу.
Это было интересное и увлекательное занятие, которому я посвящал много времени. Поэтому позже, занимаясь микроми ниатюрами, я не оставлял без внимания сведения в литературе и периодической печати о скрипках-лилипутах, которые хотя и не имели практического применения, но были близки к насто ящему инструменту конструктивной тонкостью, не уступавшей даже природному изяществу крыла стрекозы.
В свое время румынский мастер Флореа Прекуп изготовил миниатюрную скрипку, свободно помещающуюся в спичечной коробке. Но она была большой по сравнению с двумя еще более миниатюрными скрипками, одна из которых находилась в Гер манской Демократической Республике, а другая — в нацио нальном музее в Токио. Изготовленные разными мастерами, оба инструмента поражают своим изяществом и стройностью исполнения.
Но вот в Пражском национальном музее появилась новая, еще более миниатюрная скрипка. Ее автор — чешский мастер Ярослав Винтер. Как сообщалось в прессе, он делал ее под увеличительными стеклами три месяца. Изготовленная из дере ва, скрипка имеет все части настоящего инструмента. Хранится
вфутляре величиной со сливу.
В1958 году Эдуард Казарян переводит чешскую скрипку в экс-чемпионы. Размер скрипки, над которой он работал несколько месяцев, — 14 миллиметров. Она почти в 10 раз меньше чехословацкой, в инструменте сохранены все класси ческие пропорции. Даже струны, изготовленные из волоса, имели разную толщину, как в настоящем инструменте, — от первой до четвертой.
Но в 1964 году самая маленькая в мире скрипка «переме стилась» из Армении на Украину. Автором нового изделия стал Михаил Маслюк. Размер его скрипки — всего лишь 11,5 милли метра. Через некоторое время он сделал скрипку еще мень
84
ше — величиной 9 миллиметров. На однокопеечной монете можно разместить пять таких изделий.
Я вряд ли взялся бы за изготовление миниатюрной скрипки, если бы руководствовался лишь одним желанием сделать инструмент еще меньших размеров, нежели это удавалось дру гим. Удивительная история скрипки как музыкального инстру мента и возможность повторного прикосновения к моему дав нему увлечению — именно это влекло меня.
Чтобы определить величину будущей скрипки, пришлось сначала перепробовать самые разные породы и сорта древеси ны. Основными требованиями к материалу были твердость, про чность и красота текстуры. Обыкновенные скрипки изготавли ваются из музыкальной древесины, к которой относятся ель, тополь, груша, клен и др. При изготовлении миниатюрных скри пок многие мастера отступили от этого правила, применив наиболее твердые породы — железную березу, самшит, сак саул, черное дерево.
Известный закарпатский скульптор В. И. Свида однажды подарил мне брусок столетнего самшита необычайной твердо сти. Но, оказалось, скрипку общей длиной даже в 5 миллиме тров изготовить из него невозможно, так как плотность сам шита при подобных величинах изделия уже была недостаточ ной. Изготовлять же отдельные части скрипки не из дерева было бы отступлением от правила, которого придерживались преды дущие местера — авторы миниатюрных скрипок.
Наиболее подходящим материалом оказалась ткань скор лупы грецкого ореха. На линии соединения половинок скорлупы можно найти участки с хорошо выраженной текстурой, художе ственно напоминающей текстуру древесины клена. Из этих участков и были отобраны кусочки для будущей скрипки.
Делать скрипку начал с грифа и его завитка. Именно завиток определял размеры всего будущего инструмента, так как его конфигурация требовала наибольшей плотности и прочности древесины.
Длина изготовленной мною скрипки — 3,45 миллиметра, то есть она по общим размерам в 17 раз меньше скрипки М. Ма-
85
Так выглядит под микроскопом самая маленькая в мире скрипка. Рядом сфотографирована милли
метровая линейка. Увеличено в 110 раз
слюка и в 64 раза меньше скрипки Э. Казаряна. Струны изго товлены из паутины, так как волос слишком груб для этой цели. На нижней деке, как и положено, стоит дата «выпуска» и факси миле автора. Инструмент можно продеть сквозь ушко обыкно венной иголки.
Для скрипки изготовлен и футляр из черной отполирован ной пластмассовой пластинки, толщина которой не превышала толщину папиросной бумаги. Обечайки футляра не полирова лись, так как практически это сделать трудно. Резец, которым они вырезались, был очень острым и оставлял после себя блестящую поверхность. Надо было лишь следить за точностью движений.
Расскажу, как склеивался футляр. Дно и крышечка прикла дывались к обечайкам, а потом кисточкой один раз осторожно с одного края наносилось микроскопическое количество ацето на. Он проникал в щель стыка и, быстро испаряясь, склеивал
86
детали, не успевая их растворить. Чтобы ацетон не попал под футляр, дно и крышечка вырезались несколько больших разме ров. И лишь после склеивания края были обрезаны по наруж ному контуру обечаек.
Несколько лет спустя в Ереване мне посчастливилось встретиться с Эдуардом Казаряном. Найти его дом не представ ляло труда: адрес мастера знал каждый житель улицы.
Я вкратце рассказал о своих работах. Говорили долго и обо всем. А когда старинный коричнево-розовый Ереван погру зился в сумерки и лишь гора Арарат все еще величественно и безмолвно белела над темнеющим горизонтом, хозяин дома достал скрипку и, стоя у открытого окна, с виртуозным мастер ством начал исполнять одно за другим классические произве дения, я понял, что сделанная им микроскопическая скрипка тоже была предметом любви, а не самоцели.
РОЗА В ВОЛОСКЕ
Тот, кто хоть раз побывал в Закарпатье, навсегда запомнит уютные дворики, с различными сортами роз, которые любовно и с искусством выращивает местное население. Этот благород ный цветок украшает жизнь зйкарпатца с детства и до глубокой старости. Культура роз здесь уходит в глубокую древность. Работая в Закарпатье, я часто думал, как выполнить этот цве ток в миниатюре предельно простой по форме, красивой по цвету и запоминающейся по тонкости исполнения. Из многих вариантов остановился на самом простом: решил сделать розу по размеру такой, чтобы поместить ее внутрь волоска.
В настоящее время эта работа не представляется мне слишком тонкой, какой казалась в замысле. Но несколько лет назад она имела для меня оттенок нереальности — не чувство валось той уверенности, вместе с которой рождается вера в успех. Между тем выбранный вариант увлекал: в нем просто и наглядно можно было показать тонкость работы, так как уже самое понятие о волосе ассоциируется с чем-то чрезвычайно
87
тонким. Предварительные расчеты показали — цветок должен быть такого размера, чтобы на белом листе бумаги оставался невидимым для глаза, даже вооруженного лупой. При таких размерах нужно было позаботиться о защите изделия от пыли, которая тучами плавает в воздухе, оставаясь невидимой для невооруженного глаза. Эта защитная роль в данном случае и возлагалась на футляр из волосинки, внутрь которого предпо лагалось упрятать цветок. Уменьшался также риск потери и поломки его... Ведь такая роза, практически не имея веса, бу дет стремиться, как пылинка, изменить свое месторасположе ние или уйти в пространство.
При выборе материала для сверла остановился на рояльной стали. Она очень упруга, довольно тверда и вязка. Сердцевина волоска более мягкая, нежели его периферия, и сверло при сверлении как бы само направляется по пути наименьшего сопротивления. Сверлить волосок лучше всего перовидным сверлом, с углом заточки на конце между режущими кромками
75—80°.
Перед сверлением торец волоска надо накернить, чтобы сверло в начале сверления не сползло в сторону. Делалось это тонкой стальной иголочкой. Сверление производилось вручную. При этом очень важно чувствовать пальцами нажим на сверло. При несоблюдении этого правила волосок трескается по длине или же сверло ломается. Сверло может также выйти в сторону через стенку волоска.
Сверление проводилось очень медленным вращением сверла между большим и указательным пальцами. Периодиче ски кончик сверла вытирался. Незаменима для этого искус ственная замша. Лишенная петель, она хорошо берет на себя пыль и другие микрочастички.
Когда волосок был просверлен на достаточную длину, его кончик, значительно изношенный при сверлении, обрезался острым резцом. Просверленный таким образом волосок еще не обладает хорошей прозрачностью. Его следует отполировать изнутри. Наружная полировка производится до сверления, когда волосок еще крепок. Полировка проводилась тонкотер
88
той масляной краской «окись хрома». Капля краски наносилась на кусочек натуральной замши, а волосок, зажатый в ней двумя пальцами, протягивался в одну и другую стороны. Потом промы вался в бензине. После этого несколько раз протягивался в сухой ватке, но только по направлению роста. Это направление определялось перед полировкой по чешуйкам.
Внутри волосок сначала полировался сверлом, на которое наносилась окись хрома. Потом сквозь просверленный волосок протягивалась тонкая капроновая нить, состоящая из цельных по всей длине капроновых паутинок. Нить слегка протиралась окисью хрома, и волосок полировался передвижением по нити в разные стороны. Чтобы нить все время была натянутой и не располировала концов волосинки, она подвешивалась одним концом к специальной стойке, а на другом конце каждая отдельно паутинка натягивалась приклеенной спичкой. Если же натянуть всю нить в целом, то какая-нибудь паутинка может ослабнуть и, выделившись из пучка, заклинить в волоске нить и разорвать его. Внизу все паутинки перевязывались паутинкой в пучок, чтобы не расходились в стороны. После полировки воло сок промывался в бензине и протирался изнутри чистой капро новой нитью, которая также периодически промывалась бензи ном до полного удаления окиси хрома из высверленного канала.
Как протянуть паутинки сквозь волосинку? С одного конца все паутинки сплавлялись паяльником и вытягивались в одну общую нить. В сплавленном конце делалось тонкое отверстие, через которое протягивалась медная проволочка микроскопи ческой толщины. Ее нетрудно продеть сквозь просверленный по длине волосок. Потом с ее помощью протягивалась нить.
Проделав с волоском все огТисанные операции, получим прозрачную отполированную трубочку с едва заметными выем
ками на поверхности.
Сделать цветок такого размера, чтобы он свободно поме стился внутри волоска, намного труднее, нежели просверлить волосок вдоль и отполировать канал. И это понятно. Ибо просверленный волосок — это всего лишь своеобразный фут
89
ляр, в котором должно поместиться меньшее изделие, состо ящее из нескольких частей.
Измерив внутренний диаметр просверленного волоска при помощи другой, суживающейся на конце волосинки, принялся за изготовление розы. И что же оказалось? Все самые разнооб разные пластмассы, как и при изготовлении «бумаги» для «Коб заря», оказались непригодными. Даже самые красные или темно-розовые, не просвечивающиеся при толщине 1 милли метр, при избранных размерах цветка становились почти бес цветными, с едва уловимым красным оттенком. Это обстоятель ство суживало пути поиска, логически заставляя сделать цветок из самих красителей. Нужно было лишь выбрать предельно мелкозернистый краситель, который бы в сухом виде был очень тверд и красив.
Из всех испытанных материалов лучшими оказались чешуйки красно-розовой и зеленой краски, подаренной мне реставратором. Эти краски, снятые со старинной картины, были тверды, как камень, и в то же время хорошо моделировались в деталях. Мельчайшие кристаллики краски, рассеивая свет, при дают цветку правдоподобную свежесть, ту, можно сказать, влажную бархатистость, которая присуща настоящим розам.
Отдельно изготовленные цветок, листья и стебель были собраны в одну веточку, которая довольно-таки свободно раз местилась внутри волосинки. Детали склеивались стиракрилом. Готовый цветок осторожно был перемещен в высверленный внутри волоска канал.
Вданной миниатюре наиболее легко просверлить волосок.
Сэтого начинается работа. Но кажущаяся естественность цвет
ка, размещенного в волосе, неизменно удивляя зрителей, почти всегда отсылает их воображение к более простой задаче, труд ность которой им сначала, очевидно, легче представить. И зри тель, рассматривая эту работу, в первую очередь спрашивает: «Как это вам удалось просверлить волосок?»
90
Роза, помещенная внутри волоска. Увеличено в 900 раз
КАРТА В ВИНОГРАДНОМ Ң ЗЕРНЫШКЕ ¿V
Закарпатье — край садов и ьиноградников. Да и общий контур географической карты области несколько напоминает виноградную гроздь. Во дворе, где я жил, работая в Ужгороде, до глубокой осени царствовали розы и виноград. Тридцатилет няя виноградная лоза густым зеленым шатром стелилась над двором, образуя широкий зеленый коридор от калитки до самого дома. Осенью наливающиеся гроздья, тяжелея, висели над головой, привлекая неутомимых пчел и ос.
И, естественно, однажды мне пришло в голову сделать в виноградном зерне карту Закарпатья.
Скорлупа зерна, будучи отполированной, имеет на срезе красивую темно-коричневую текстуру с радиальными микро скопическими прожилками. Лучшего обрамления для карты и не придумаешь. Так как сердцевина зерна мягка и сочна, решил заменить ее белым стеклом. Разрезать скорлупу пополам из-за большой твердости и хрупкости очень трудно. Поэтому при
91