ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Письменное задание (реферат)
1 семестра
Дисциплина: Информационно-библиографическая культура
название дисциплины
реферат
(вид работы)
Понятие «информация». Основные пути поиска информации.
(Название темы)
Выполнил: |
Тян Иван Русланович |
(Ф.И.О. студента) |
Прикладная информатика в экономике ИНз-1122(2) |
(направление, группа) |
|
Проверил(а): |
___________________________ |
(Ф.И.О. преподавателя) |
|
___________________________ |
(дата) |
Омск, 2023 г.
Оглавление
Введение 3
1. Понятие информации, подходы к его определению 4
2. Виды информации, ее свойства и характеристики 5
3. Поиск информации: основные понятия, виды и формы организации 7
4. Информационно-поисковые системы 9
5. Организация поиска 13
6. Методы обработки результатов поиска 14
7. Реализация поиска 15
8. Оформление результатов 15
9. Интернет-поисковые системы 16
Заключение 19
Список использованных источников 21
Введение
Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана получением, накоплением и обработкой информации. Что бы человек ни делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает, он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию.
Для XXI века характерна небывалая скорость развития науки, техники и новых технологий. Так от изобретения книгопечатания (середина XV века) до изобретения радиоприемника (1895г.) прошло около 440 лет, а между изобретением радио и телевидения - около 30 лет. Разрыв во времени между изобретением транзистора и интегральной схемы составил всего 5 лет.
В области накопления научной информации её объем начиная с XVII в. удваивался примерно каждые 10 - 15 лет. Поэтому одной из важнейших проблем человечества является лавинообразный поток информации в любой отрасли его жизнедеятельности. Подсчитано, например, что в настоящее время специалист должен тратить около 80% своего рабочего времени, чтобы уследить за всеми новыми печатными работами в его области деятельности. Увеличение информации и растущий спрос на неё обусловили появление отрасли, связанной с автоматизацией обработки информации - информатики. Но для перехода непосредственно к науке информатике, необходимо сказать о самой информации.
Мы живём в материальном мире. Все мы непосредственно участвуем в информационном процессе. Любой информационный процесс будет происходить по следующей схеме:
Источниками (объектами) информации являются физические тела, поля или виртуальные объекты. Источники информации проявляются в виде сигналов. Сообщением является форма представления информации в виде, понимаемом получателем. Получатель информации - человек, понимающий эту информацию или техническая система.
Несмотря на то, что с понятием информации мы сталкиваемся ежедневно, строго и общепринятого её определения до сих пор не существует, поэтому вместо определения обычно используют понятие об информации. Понятие об информации, введённое в рамках одной научной дисциплины, может опровергаться конкретными примерами и фактами, полученными в рамках другой дисциплины.
Для информатики как для технической науки понятие информации не может основываться на таких антропоцентрических понятиях, как знание, и не может опираться только на объективность фактов и свидетельств. Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать информацию автоматически, без участия человека. Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе. Итак, информация - продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.
В связи с этим цель работы - изучить понятие, восприятие информации и ее свойства. Для достижения этой цели нужно достичь следующих задач:
1) рассмотреть и изучить литературу, соответствующую теме работы;
2) дать понятие информации;
3) изучить восприятие информации;
4) рассмотреть свойства информации;
5) определить основные понятия, виды и формы организации поиска информации, и ее обработки.
1. Понятие информации, подходы к его определению
Понятие информации является одним из самых важных и в то же время одним из самых «трудноуловимых» понятий современной науки. Отражая самые общие представления об окружающем мире, это понятие приобретает отличительные характеристики в конкретных информационных процессах, в условиях конкретной информационной среды. Именно этим объясняется отсутствие однозначного понимания, что же такое информация.
Попутно заметим, что в науке до сих пор нет однозначного понимания и определения понятий «время», «энергия», «масса» и т.д.
В настоящее время сформировалось три подхода к осмыслению понятия информации:
1. Атрибутисты полагают, что информация как семантическое (смысловое) свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех элементов и систем объективной реальности. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В. М. Глушковым. Он писал, что «информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы». Иными словами, информация как смысловое свойство материи создает представление о ее упорядоченности, разнообразии. Информация в этом понимании не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно.
2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах, т. е. информация - это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
3. Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами. В этом подходе информация трактуется как активная, «полезная» часть человеческих знаний, т.е. тех знаний, которые используются для ориентировки, управления и пр. Такую информацию можно понимать как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира.
Все перечисленные точки зрения существуют и используются в соответствующих областях науки: информация как семантическое свойство материи изучается в философии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.
Информатика - «многомерная» наука. Для нее важны все аспекты понятия информации. Однако при этом она акцентирует внимание на том аспекте понятия информации, который в данный момент наиболее востребован. Например, в период стремительного развития вычислительной техники информация понималась, прежде всего, как смысл сигнала или просто как сообщение. С развитием биологических наук востребован функциональный подход к пониманию информации. В эпоху возрастания понимания всеобщей взаимосвязи явлений, фактов в окружающем мире, осознания глобальных угроз существенную роль приобрело понимание информации как семантического свойства материи.
Все эти подходы не противоречат друг другу. Наоборот, они естественно дополняют друг друга, позволяют исследовать проблемы с разных точек зрения, многогранно, что является проявлением фундаментального общенаучного принципа дополнительности.
Различные определения понятия «информация»
В быту под информацией понимают сведения, которые нас интересуют. Но заинтересовать нас могут только те сведения, которые мы восприняли и осознали. Поэтому восприятие поступающих извне сигналов и их интерпретация - основа превращения этих сигналов в информацию для нас.
В журналистике под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной.
В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность сигналов, которая хранится, передается или обрабатывается с помощью технических средств, не учитывая их смысл.
В кибернетике под информацией понимается только та часть сообщения, которая участвует в управлении.
2. Виды информации, ее свойства и характеристики
Суммируя все сказанное, можно выделить следующие свойства информации, независимо от ее понимания в той или иной дисциплине:
полнота - свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;
актуальность - способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;
достоверность - свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;
доступность - свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;
релевантность - способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;
защищенность - свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;
эргономичность -- свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
Классификация информации
1. Информацию можно подразделить по форме представления на 2 вида:
дискретная форма представления информации - это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину (количество дорожно-транспортных происшествий, количество тяжких преступлений и т.п.);
аналоговая или непрерывная форма представления информации - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков (температура тела человека, скорость автомобиля на определенном участке пути и т.п.).
2. По области возникновения можно выделить информацию:
элементарную (механическую), которая отражает процессы, явления неодушевленной природы;
биологическую, которая отражает процессы животного и растительного мира;
социальную, которая отражает процессы человеческого общества.
3. По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации:
визуальную, передаваемую видимыми образами и символами;
аудиальную, передаваемую звуками;
тактильную, передаваемую ощущениями;
органолептическую, передаваемую запахами и вкусами;
машинную, выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.
4. Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению можно разбить на три вида:
личную, предназначенную для конкретного человека;
массовую, предназначенную для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.);
специальную, предназначенную для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики.
5. По способам кодирования выделяют следующие типы информации:
символьную, основанную на использовании символов - букв, цифр, знаков и т. д. Она является наиболее простой, но практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить зеленый свет уличного светофора, который сообщает о возможности начала движения пешеходам или водителям автотранспорта.
текстовую, основанную на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования. Так, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме.