Файл: Понятие и признаки предпринимательской деятельности Термин предпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности
Термин «предпринимательство» в экономической теории трактуются достаточно широко. Чаще всего он определяется как «самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая по собственной инициативе и направленная на получение прибыли» [2, 45]. С правовой точки зрения «предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке» [1]. Что касается признаков предпринимательской деятельности, то законодательно установлено, что это [3, 21]:

1. систематичность;

2. самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности;

3. предпринимательский риск;

4. направленность на систематическое получение прибыли.

Данные определения позволяют сделать однозначный вывод, что целью предпринимательской деятельности всегда является извлечение прибыли. Так ли это на самом деле? Есть ли какие-либо иные признаки предпринимательской деятельности? Ответы на эти вопросы не так однозначны, как кажется на первый взгляд.

Современные компании, особенно если речь идет о крупных передовых фирмах и предприятиях, всегда имеют в основе своей работы некие стратегические цели, которые должны соответствовать миссии организации. Миссия в менеджменте – это нечто большее, чем планируемая доходность или норма прибыли, эта некая философия компании, которая становится ее фундаментом, которой проникается и руководство и все сотрудники организации. Так создается компания единомышленников, а не просто коллектив. Предполагается, что успешным может быть лишь тот бизнес, который призван помочь людям решить какую-либо важную для многих из них проблему, внести положительный вклад в общественное развитие, гармонично вписаться в природу вещей и вообще сделать мир лучше. Мировой опыт показывает, что нет ни одной успешной компании, не имеющей достойной миссии. Вот некоторые примеры [5]:

  1. Google: «Организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной»;

  2. Facebook: «Дать людям возможность общаться и сделать мир более открытым и единым»;

  3. Яндекс: «Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни»;

  4. Диснейленд: «Мы работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе».


Всё это в полной мере относится и к отдельному предпринимателю, который только вчера зарегистрировал ИП и начинает работу. Он должен четко понимать, что даст обществу, каким образом улучшит жизнь вокруг. Иначе его бизнес скорее всего будет обречен на провал. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что еще одним признаком предпринимательской деятельности является полезность производимого конечного продукта для общества, а прибыль имеет значение, но на стратегическую цель и миссию претендовать все же не может.

Что касается условия систематичности, то данный признак характеризует практически любую деятельность. Мы систематически посещаем учебу, ходим на работу и фитнес, принимаем пищу, занимаемся хобби. Так и предприниматель, безусловно, вкладывает много времени и сил в свой бизнес, но в какой-то момент может отойти от дел, наняв менеджера или вовсе прекратить деятельность. Потому данный признак, на наш взгляд, никак не характеризует предпринимательскую деятельность.

Следующий признак, который называет нам гражданский кодекс – это самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности. Если речь идет об отдельном физическом лице, зарегистрировавшем ИП, то вполне возможно допустить, что все решения принимаются единолично. Однако, ИП может иметь наемных работников, может вырасти до внушительной организации с наемным менеджером и советниками по бизнесу. В широком смысле, и общества с ограниченной ответственностью, товарищества и тресты тоже ведут предпринимательскую деятельность, поэтому данный признак, на наш взгляд, тоже относительный.

Третьим признаком является наличие предпринимательского риска. С философской точки зрения любой наш поступок и любой вид деятельности сопряжен с некоторыми рисками, рискованно даже переходить дорогу в неположенных местах. С позиции современного менеджмента есть множество инструментов, которые способны минимизировать финансовые риски. Новые программные решения позволяют применять такие инструменты, которые моделируют бизнес-процессы от начала до конечного результата, минимизируя все риски. Автор эссе считаем возможным заменить риск ответственностью, личной и материальной по обязательствам компании.



Не менее важным представляется еще и то, что многие экономисты акцентируют тот факт, что предпринимательская деятельность – это «форма деловой активности, основанная на риске и инновационном подходе к системе существующих экономических (хозяйственных) связей» [4, 117]. И снова модное слово «инновация». Неужели это тоже признак предпринимательской деятельности. На наш взгляд, да. Любой бизнес-процесс и вся экономика в целом – это живой организм, который всегда находится в движении. Либо экономика развивается с положительной динамикой, либо с отрицательной. Статика здесь отсутствует. То же самое можно сказать об отдельно взятой компании, фирме, ИП. Постоянное развитие, движение от простого к сложному, наращивание темпов деятельности невозможны без инноваций. Предприниматель, который внедряет в свои бизнес-процессы новые технологии, формы управления, типы взаимодействия с клиентами, всегда будет на шаг впереди, а его продукт будет конкурентоспособен. В противном случае он потеряет рынок и сойдет с дистанции. Вот почему не стоит недооценивать такой важный пункт, как инновации.

Еще одним важным аспектом характеристики предпринимательской деятельности является личность самого предпринимателя. Далеко не каждый человек готов взять на себя ответственность, вложить почти все свои силы и время в проект, который на начальном этапе существует лишь в его воображении. Предполагается, что предприниматель должен иметь лидерские качества, харизму, умение коммуницировать с самыми разными людьми, объединять их вокруг себя. В теории менеджмента до сих пор идут споры, являются ли эти качества врожденными или их можно приобрести, натренировать. Очевидно, что лидерами рождаются. Далеко не каждый человек справляется даже с руководящей должностью среднего звена, несмотря на наличие профильного образования, саморазвитие и желание работать в этом направлении. За каждой успешной компанией стоит основатель, который верил в свое дело и готов был бороться за него до конца, несмотря ни на какие обстоятельства.

Ярким примером харизматичного предпринимателя является богатейший человек в мире Илон Маск. Владелец нескольких компаний является публичной личностью со своим уникальным мировоззрением, с безграничной верой в себя и убежденностью в том, что нет ничего невозможного. Далеко не все начинания Маска в бизнесе были успешны, его
компании часто терпели убытки и даже банкротство, но он неизменно продолжал работу, с легкостью находил инвесторов, которые верили даже в самые амбициозные проекты, и объединял вокруг себя профессионалов. Сотни тысяч людей мечтают поработать на этого человека, хотя условия работы с Маском далеки от идеальных. Безусловно, половина успеха его компаний обусловлена лидерскими качествами и харизмой этого человека. Он сделал из себя и своего имени бренд и теперь превращает в доход буквально все, за что берется.

Подводя итог анализу дефиниции «предпринимательская деятельность» и ее признаков, заметим, что термин охватывает самые разные формы финансово-экономической активности. На мой взгляд, практически все юридические лица, от индивидуального предпринимателя, работающего в одиночку, до целой фирмы, от небольшого семейного предприятия до корпорации, ведут предпринимательскую деятельность. Тот, кто занимается бизнесом, уже предприниматель. А признаками современной предпринимательской деятельности, помимо перечисленных и закреплённых в правовых документах, можно считать также наличие миссии, полезность производимого конечного продукта, инновационный тип развития деятельности и лидерские качества основателя бизнеса – того человека, которого сама природа наградила талантом быть предпринимателем.
Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.02.2023).

  2. Дорман, В. Н. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие для СПО / В. Н. Дорман; под науч. ред. Н. Р. Кельчевской. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 134 с.

  3. Ибрагимова А.Ш. Коммерческое право. Учебное пособие (курс лекций) для направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, профиля «Гражданское право». - Махачкала: ДГУНХ, 2019. - 181 с.

  4. Коммерческая деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. – 350 с.

  5. 50 миссий известных компаний / HR-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/50-missiy-izvestnyh-kompaniy (дата обращения 01.03.2023).