Файл: Программа профессиональной переподготовки Гештальтконсультирование в психологической практике (1560) Дисциплина Основы профориентологии Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Гештальт-консультирование в психологической практике (1560)

Дисциплина: Основы профориентологии

Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,


Выполнил:

слушатель Аршинова Мария Николаевна

Преподаватель:

Хоменко Наталья Викторовна

г. Москва - 2023

Кейс №1.

Денис заканчивает 10 класс, но не знает, какое направление дальнейшего обучения выбрать. Интересуется пока только спортом, имеет 1 взрослый разряд по плаванию, занимается дайвингом. Обратился за консультацией, чтобы выбрать направление получения образования, желательного высшего.  Родители внимательны к желаниям сына и поддержат его решение.

.Задача диагностики- определение склонностей ученика к различным сферам.

Думаю, что в данном случае можно использовать дифференциально-диагностический опросник Климова, который как раз  предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере деятельности в соответствии с классификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена

Также будет подходящей «Матрица выбора профессии».- можно выявить профессию, наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

Кейс 2.

Алёна учится в 7 классе, ей предстоит выбрать направление подготовки профильного класса, где она будет учится  с 8 по 11 класс. О профессии и будущем она пока не задумывается, увлечена рисованием, в том числе работой в графических редакторах, пробовала создавать фрагменты мультфильмов, ноне считает это возможной будущей профессией. Пришла на консультацию, чтобы выбрать один из классов: естественно-научный, гуманитарный или физико-математический.

Задача диагностики- определение интересов и склонностей ученицы. Считаю, что профконсультанту необходимо обратить внимание девочки на ее увлечение рисованием, что это не стоит “ сбрасывать со счетов” при определении дальнейшего направления .

В данном случае можно применить

1.методику Л. А. Йовайши . Она предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности: искусству, технике, работе с людьми, умственному труду, физическому труду и планово-экономическим видам деятельности,


2.«Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения.

3.методика «Профориентатор», которая позволяет подобрать тестируемому списки подходящих профессий, развивающие тренинги, помогает выбрать профиль дальнейшего обучения.

Задание 2. 

Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).

Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Пробовала себя на временной работе летом промоутером, работала в Макдоналдсе. Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.

За консультацией обратились Татьяна и ее мама. Мама обеспокоена неопределенным выбором дочери и ее нежеланием учиться в выбранном ее вузе. Татьяна хочет понять свои склонности и задумывается о необходимости самостоятельного выбора профессии. В данном случае речь идет о двух запросах, которые не совпадают: запросе родителя и запросе ребенка.

  1. Сформулируйте по исходным данным запрос родителя и запрос ребенка. (максимум 5 баллов)

В данном случае, запрос мамы может звучать так- помогите дочери определиться с выбором и как вариант повлиять чтобы она все таки настроилась поступать в МАИ

Запрос ребенка- помогите мне сориентироваться в выборе моей будущей профессии.

  1. Выберите тактику включения родителя в консультацию. Родитель будет в роли заказчика, наблюдателя или второго клиента на отдельной консультации? Свой ответ обоснуйте.

В данном случае я считаю, что возможно присутствие мамы в качестве наблюдателя , так как в первую очередь она обеспокоена неопределенностью дочери. Если бы в процессе консультации все таки выяснилось, что мама хочет “продавить” именно вариант с поступлением в МАИ, то тогда уже целесообразно было бы предложить для нее отдельную консультацию.

3) Письменно спланируйте первую  консультацию, заполнив таблицу:

Таблица 1. Содержание работы профориентолога на каждом этапе консультации



Этап

Содержание работы с родителем

Содержание работы с подростком

Подготовительный этап

 Родитель присутствует в качестве наблюдателя

 Задача-составить общее представление о проблеме.

Клиентка не определилась с выбором, у нее есть занятия, которые приносят удовольствия, пробует себя.

Настроена оптимистично,что в любом случае “ без работы не останется”

На этом этапе подбираются диагностические методики и справочные материалы, консультант продумывает стратегию работы.

Формулирование запроса

 Родитель присутствует в качестве наблюдателя

 Помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Затем на основе полученной информации совместно сформулировать профконсультационный запрос.

Выдвижение гипотезы

 Родитель присутствует в качестве наблюдателя

 Выдвинуть профконсультационную гипотезу, то есть рассмотреть проблемы Татьяны глазами специалиста и уточнить либо, изменить предварительную гипотезу, определить пути совместного решения проблемы, разработать общий плана дальнейшей консультации, скорректировать условия ее проведения. 

Определение цели консультации

 Родитель присутствует в качестве наблюдателя

 Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.

Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа

 Родитель присутствует в качестве наблюдателя

 Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей)

Подведение итогов

 Родитель присутствует в качестве наблюдателя

 Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяют пути дальнейшей работы, а если одноразовая — составляют более совершенный вариант профессионального плана.

Протоколирование

 В случае, если мама останется неудовлетворенной результатами работы, то предложить ей прийти на отдельную консультацию

 Этот этап формален, его задача — запротоколировать ход и результаты консультации


 

4) Подготовьте и запишите основные вопросы, которые задает профконсультант в процессе работы клиентам, заполним таблицу (максимум10 баллов).

Таблица 2. Вопросы для обсуждения с клиентами

Этап

Основные вопросы профконсультанта при работе с родителем

Основные вопросы профконсультанта при работе с подростком

Подготовительный этап

 Правильно ли я поняла, что Вы хотите, чтобы Ваша дочь выбрала поступать именно в МАИ?

Насколько я поняла, получение высшего образования Вы для себя считаете необходимым, но не можете определиться с выбором направления, верно?

Формулирование запроса

 От нашей с вами работы вы бы хотели получить результат который бы удовлетворял только вас или вы примете решение дочери, даже если оно не будет совпадать с вашим желанием?

 От нашей консультации вы ждете помощи от меня с определением и выбором будущей профессии?

Выдвижение гипотезы

 Вам хочется, чтобы дочь последовала вашему желанию и поступила в МАИ. Своими действиями она показывает, что не хочет конфронтации и посещает подготовительные курсы в этом ВУЗе. Но вы не довольны что делает это она это только ради вас и не изъявляет желания в итоге поступать именно туда, верно?

  Несмотря на то, что сейчас вы ходите на подготовительные курсы, вы не считаете что это ващ выбор и что вам это действительно нужно?

Определение цели консультации

  Вы хотите, чтобы я помогла вашей дочери в выборе профессии?

 Вы хотите, чтобы я помогла вам в выборе будущей профессии?

Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа

 Приглашаю Вас поприсутствовать на нашей консультации в качестве наблюдателя. Вы не против?

 Предлагаю вам провести несколько диагностических методик. Как вы отнесетесь, если ваша мама поприсутствует на нашей встрече как наблюдатель?

Подведение итогов




 Давайте подведем итоги, удалось ли помочь с решением вашей проблемы?

Протоколирование

 Возможно у вас есть какие-то дополнения, предложения, замечания?

 Возможно у вас есть какие-то дополнения, предложения, замечания?


 

5) Сделайте выводы по работе с данным кейсом. Ответьте на вопросы: сколько консультаций может понадобиться дополнительно для решения запроса клиента/клиентов?

На основании диагностики, профконсультант сможет помочь в выборе будущей профессии Татьяне, а, соответвенно и с выбором учебных заведений по данному профилю.

Возможно потребуется еще одна дополнительная консультация маме, если она останется неудовлетворенной результатами работы и совершенным выбором дочери.