Файл: Программа профессиональной переподготовки Гештальтконсультирование в психологической практике (1560) Дисциплина Основы профориентологии Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Гештальт-консультирование в психологической практике (1560)
Дисциплина: Основы профориентологии
Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,
Выполнил:
слушатель Аршинова Мария Николаевна
Преподаватель:
Хоменко Наталья Викторовна
г. Москва - 2023
Кейс №1.
Денис заканчивает 10 класс, но не знает, какое направление дальнейшего обучения выбрать. Интересуется пока только спортом, имеет 1 взрослый разряд по плаванию, занимается дайвингом. Обратился за консультацией, чтобы выбрать направление получения образования, желательного высшего. Родители внимательны к желаниям сына и поддержат его решение.
.Задача диагностики- определение склонностей ученика к различным сферам.
Думаю, что в данном случае можно использовать дифференциально-диагностический опросник Климова, который как раз предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере деятельности в соответствии с классификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена
Также будет подходящей «Матрица выбора профессии».- можно выявить профессию, наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.
Кейс 2.
Алёна учится в 7 классе, ей предстоит выбрать направление подготовки профильного класса, где она будет учится с 8 по 11 класс. О профессии и будущем она пока не задумывается, увлечена рисованием, в том числе работой в графических редакторах, пробовала создавать фрагменты мультфильмов, ноне считает это возможной будущей профессией. Пришла на консультацию, чтобы выбрать один из классов: естественно-научный, гуманитарный или физико-математический.
Задача диагностики- определение интересов и склонностей ученицы. Считаю, что профконсультанту необходимо обратить внимание девочки на ее увлечение рисованием, что это не стоит “ сбрасывать со счетов” при определении дальнейшего направления .
В данном случае можно применить
1.методику Л. А. Йовайши . Она предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности: искусству, технике, работе с людьми, умственному труду, физическому труду и планово-экономическим видам деятельности,
2.«Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения.
3.методика «Профориентатор», которая позволяет подобрать тестируемому списки подходящих профессий, развивающие тренинги, помогает выбрать профиль дальнейшего обучения.
Задание 2.
Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).
Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Пробовала себя на временной работе летом промоутером, работала в Макдоналдсе. Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.
За консультацией обратились Татьяна и ее мама. Мама обеспокоена неопределенным выбором дочери и ее нежеланием учиться в выбранном ее вузе. Татьяна хочет понять свои склонности и задумывается о необходимости самостоятельного выбора профессии. В данном случае речь идет о двух запросах, которые не совпадают: запросе родителя и запросе ребенка.
-
Сформулируйте по исходным данным запрос родителя и запрос ребенка. (максимум 5 баллов)
В данном случае, запрос мамы может звучать так- помогите дочери определиться с выбором и как вариант повлиять чтобы она все таки настроилась поступать в МАИ
Запрос ребенка- помогите мне сориентироваться в выборе моей будущей профессии.
-
Выберите тактику включения родителя в консультацию. Родитель будет в роли заказчика, наблюдателя или второго клиента на отдельной консультации? Свой ответ обоснуйте.
В данном случае я считаю, что возможно присутствие мамы в качестве наблюдателя , так как в первую очередь она обеспокоена неопределенностью дочери. Если бы в процессе консультации все таки выяснилось, что мама хочет “продавить” именно вариант с поступлением в МАИ, то тогда уже целесообразно было бы предложить для нее отдельную консультацию.
3) Письменно спланируйте первую консультацию, заполнив таблицу:
Таблица 1. Содержание работы профориентолога на каждом этапе консультации
Этап | Содержание работы с родителем | Содержание работы с подростком |
Подготовительный этап | Родитель присутствует в качестве наблюдателя | Задача-составить общее представление о проблеме. Клиентка не определилась с выбором, у нее есть занятия, которые приносят удовольствия, пробует себя. Настроена оптимистично,что в любом случае “ без работы не останется” На этом этапе подбираются диагностические методики и справочные материалы, консультант продумывает стратегию работы. |
Формулирование запроса | Родитель присутствует в качестве наблюдателя | Помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Затем на основе полученной информации совместно сформулировать профконсультационный запрос. |
Выдвижение гипотезы | Родитель присутствует в качестве наблюдателя | Выдвинуть профконсультационную гипотезу, то есть рассмотреть проблемы Татьяны глазами специалиста и уточнить либо, изменить предварительную гипотезу, определить пути совместного решения проблемы, разработать общий плана дальнейшей консультации, скорректировать условия ее проведения. |
Определение цели консультации | Родитель присутствует в качестве наблюдателя | Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия. |
Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа | Родитель присутствует в качестве наблюдателя | Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей) |
Подведение итогов | Родитель присутствует в качестве наблюдателя | Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяют пути дальнейшей работы, а если одноразовая — составляют более совершенный вариант профессионального плана. |
Протоколирование | В случае, если мама останется неудовлетворенной результатами работы, то предложить ей прийти на отдельную консультацию | Этот этап формален, его задача — запротоколировать ход и результаты консультации |
4) Подготовьте и запишите основные вопросы, которые задает профконсультант в процессе работы клиентам, заполним таблицу (максимум10 баллов).
Таблица 2. Вопросы для обсуждения с клиентами
Этап | Основные вопросы профконсультанта при работе с родителем | Основные вопросы профконсультанта при работе с подростком |
Подготовительный этап | Правильно ли я поняла, что Вы хотите, чтобы Ваша дочь выбрала поступать именно в МАИ? | Насколько я поняла, получение высшего образования Вы для себя считаете необходимым, но не можете определиться с выбором направления, верно? |
Формулирование запроса | От нашей с вами работы вы бы хотели получить результат который бы удовлетворял только вас или вы примете решение дочери, даже если оно не будет совпадать с вашим желанием? | От нашей консультации вы ждете помощи от меня с определением и выбором будущей профессии? |
Выдвижение гипотезы | Вам хочется, чтобы дочь последовала вашему желанию и поступила в МАИ. Своими действиями она показывает, что не хочет конфронтации и посещает подготовительные курсы в этом ВУЗе. Но вы не довольны что делает это она это только ради вас и не изъявляет желания в итоге поступать именно туда, верно? | Несмотря на то, что сейчас вы ходите на подготовительные курсы, вы не считаете что это ващ выбор и что вам это действительно нужно? |
Определение цели консультации | Вы хотите, чтобы я помогла вашей дочери в выборе профессии? | Вы хотите, чтобы я помогла вам в выборе будущей профессии? |
Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа | Приглашаю Вас поприсутствовать на нашей консультации в качестве наблюдателя. Вы не против? | Предлагаю вам провести несколько диагностических методик. Как вы отнесетесь, если ваша мама поприсутствует на нашей встрече как наблюдатель? |
Подведение итогов | | Давайте подведем итоги, удалось ли помочь с решением вашей проблемы? |
Протоколирование | Возможно у вас есть какие-то дополнения, предложения, замечания? | Возможно у вас есть какие-то дополнения, предложения, замечания? |
5) Сделайте выводы по работе с данным кейсом. Ответьте на вопросы: сколько консультаций может понадобиться дополнительно для решения запроса клиента/клиентов?
На основании диагностики, профконсультант сможет помочь в выборе будущей профессии Татьяне, а, соответвенно и с выбором учебных заведений по данному профилю.
Возможно потребуется еще одна дополнительная консультация маме, если она останется неудовлетворенной результатами работы и совершенным выбором дочери.