Файл: Террористические идеи появляются в русском революционном движении в 1860е годы и тогда же были реализованы в форме террористических актов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Террористические идеи появляются в русском революционном движении в 1860-е годы и тогда же были реализованы в форме террористических актов.

Активную роль в эсеровских террористических организациях, вполне в духе народовольческих традиций, играли женщины. Правда, они редко играли «руководящую» роль, однако число женщин среди непосредственных исполнителей терактов заметно возросло. По подсчетам американской исследовательницы Эми Найт, посвятившей специальную статью женщинам-террористкам в партии социалистов-революционеров, среди 78 членов БО, входивших в ее состав с 1902 по 1910 гг. было 25 женщин. Всего же ей удалось выявить имена 44 террористок, действовавших в составе различных эсеровских боевых организаций.

Женщины в ПСР и предшествующих движениях пришли в основном из высших классов. Образование само по себе и высшее в частности давало возможность вырваться из условий русской патриархальной жизни, что склоняло молодых женщин к радикальной студенческой политике и социалистическим идеям.

2 сл Если в традиционном обществе женщине отводилась пассивная роль хранительницы очага, с характерными для нее состраданием и гуманизмом, то с развитием феминистских идей в России «слабый пол» активно включился в общественную жизнь страны, стараясь ни в чем не уступать мужчинам. На первый план вышли качества, присущие борцам: решимость, твердость, верность революционному и товарищескому делу.

Мотивы участия женщин в освободительном движении конца XIX - начала XX века, в общем, понятны. К причинам социальным и политическим, добавлялись и специфические «половые» - женщины не имели возможности поступать в университеты, их профессиональная карьера была ограничена только сферой преподавания и медицины, и то не в полном объеме. Поэтому не удивительно, что женщины вступили на путь терроризма. Сначала это были представительницы аристократии и буржуазии, а затем к 1900 году революция привлекла и низшие слои населения.

Америсканский историк Эми Найт проанализировала биографические данные 44 эсеровских террористок и пришла к выводу, что их отличает более высокое социальное происхождение и более высокий образовательный уровень, нежели их товаршцей-мужчин. Так, из 40 террористок, чье
социальное происхождение удалось установить, 15 были дворянками или дочерьми купцов, 4 происходили из среды разночинцев, 11 - из мещан, одна была дочерью священника и 9 родились в крестьянских семьях.

3 сл В «Памятной книжке социалиста-революционера» в 1914 году была опубликована статистическая сводка террористических актов, осуществленных эсерами с 1902 по 1911 год. 20 из 27 женщин, принимавших участие в этих терактах, отнесены составителем к «интеллигенткам». Для сравнения: из 131 террориста-мужчины, упомянутых в этой сводке, 95 были рабочими и крестьянами по роду занятий, 36 интеллигенция

4 сл Любопытен национальный состав эсеровских террористок - преобладали русские (22%) и еврейки (13%).

Высокий процент - почти треть - евреек среди жешцин-террористок нельзя объяснить только вообще активным участием евреев в русском революционном движении. Как показывают наблюдения историков, наибольшее число евреев насчитывалось среди социал-демократов. По мнению Леонардо Шапиро, евреев привлекала интернационалистская доктрина марксизма. К эсерам, более национально ориентированной партии русского крестьянства, примкнуло существенно меньше евреев, чем к РСДРП. Эми Найт высказала вполне правдоподобное предположение, что для еврейской женщины, роль которой в семье была жестко регламентирована, разрыв с религиозными и семейными традициями требовал гораздо больших усилий, чем для мужчины, происходил на более глубоком уровне. Возможно, поэтому, ступив на путь революционной борьбы, они выбирали ее самые крайние формы, предполагавшие, среди прочего, готовность к самопожертвованию и тотальному разрыву с обществом.