Файл: Конспект урока по истории России в 6 классе по теме Древние люди и их стоянки на территории современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по истории России в 6 классе по теме:

« Древние люди и их стоянки на территории современной России »

Цели и задачи :

  • познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя;

  • Определить степень влияния природно- климатических условий на образ жизни предков;

  • Познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий.

Планируемые результаты:

предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определять исторические процессы, события по времени; соотносить историческое время и пространство; находить и систематизировать информацию из различных источников

метапредметные: ( коммуникативные) организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные) формулировать новые задачи учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план действий, оценивать правильность решений.

( познавательные) работать с различными источниками информации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока:

1) Появление людей на территории современной России.

2)Древнейшие стоянки человека на территории современной России

3) Зарождение родового строя.

4) Совершенствование орудий труда.

Тип урока: изучение нового материала


Ресурсы урока: учебник, контурная карта, атлас

Основные даты: появление человека на территории России – 1 млн. лет

Основные понятия и термины: роль природно- географического фактора в истории, расселение, образ жизни и занятия.

Персоналии: учёные - историки
Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Устный ответ

3. Мотивационно - целевой этап.

- Историк и археолог М.И. Погодин утверждал: ( сл. 1)

« Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеющими одну историю.. Чем более человек образовывается, тем более он выходит из-под власти природы.. и из раба её делается властелином.»

- Согласимся ли мы с этим высказыванием или опровергнем его? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в конце урока.

- Вспомните из курса 5 класса, когда и где появился первый человек?

- Как шло расселение древнейших людей?

Тема нашего урока называется : « Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России».( сл. 2- 3)

Проблемный вопрос: ( сл. 4)

« Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?

III. Введение в новый материал.

1. Появление людей на территории современной России.

( сл. 5) Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань, примерно 700 тысяч лет назад. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство.

- ( сл. 6-8) Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют ПРИСВАИВАЮЩИМ.

Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать его ещё не научился. Орудия труда были примитивными.

- Из чего могли делать первые орудия труда? ( камни, кости, дерево)


- Древнейший период существования человека назывался каменным веком.

Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:

1) палеолит

2) мезолит

3) неолит

- Как им жилось? Трудно ли было выжить в одиночку?

- Выжить в условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они назывались первобытные человеческие стада.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

-( сл. 9) Прочитайте материал на стр. 11 п. 2 и выполните задание №1 в рабочей тетради ( стр. 4)

- Давайте проверим ( сл. 10)

Название

Место нахождения

возраст

Что найдено

Костёнки ( сл. 11)

Под Воронежем

35-45 тыс. лет

Орудия труда, украшения, произведения искусства

Сунгирь ( сл. 12)

Под Владимиром

25 тыс. лет

Фрагменты изделий древних жителей, восстановили одежду, оружие

Карпова пещера

( сл. 13)

Южный Урал

( Башкирия)

Обнаружили в 1959 г.

Различные рисунки

Денисова пещера

( сл. 14)

На Алтае

50 тыс. лет





Чтение дополнительного материала ( стр. 12-13)

3. Зарождение родового строя

- ( сл. 15) Около 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Лёд сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. Что же происходит со всем живым? Правильно, вымирают. На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади.

- Тяжело ли было человеку приспосабливаться к новым условиям? Почему?

- На охоту стали выходить небольшими группами. Давайте вспомним из курса истории Древнего мира , как человек осуществлял охоту ( стр. 12 – со слов « На охоту выходили небольшими группами…» .

- С тем, как люди приспособились охотиться мы узнали, а как же им приходилось защищаться от холода?

- Техника изготовления орудий совершенствуется. Техника обработка камня становится совершеннее, орудия труда – разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тёсел, шильев. Люди научились обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, человек стал шить одежду из шкур с помощью сухожилий или растительных волокон.


- Давайте вспомним, что такое род? ( группа кровных родственников, живущих на одной территории, едущих одно хозяйство, скот, утварь и т.д._

- Что такое племя? ( несколько живущих по соседству родовых общин)

- Что такое община?

4. Совершенствование орудий труда.

- ( сл. 16) Прочитайте самостоятельно п. 4 ( стр. 14) и расскажите, в чём заключалось усовершенствование орудий труда.

- Какой же вывод вы для себя сделали?
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Покажите на карте места стоянок древнего человека?

- Каковы основные занятия древних людей?

- Что такое присваивающее хозяйство?

- Давайте вернёмся к проблемному вопросу урока :« Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли? Выскажите своё мнение.

- Продолжите предложения ( сл. 17)

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Меня поразило …

- Своей работой на уроке я …

Материал урока был для меня ….

- На следующем уроке я смогу легко…

( сл. 18)

- Перед вами две картинки. Выберите ту, которая будет отражать ваше настроение и работоспособность на уроке
V. Домашнее задание:

§ 1, вопросы, рабочая тетрадь