Файл: Беседа как метод развития диалогической речи дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем и подготовительном к школе возрасте проводятся все виды бесед. [28]

Таким образом, основные методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

1. Не давать детям удаляться от главной темы.

2. Неуклонно вести к конечным выводам.

3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

6. Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в определенном возрасте дети засыпают вопросами: что это? Почему? Для чего? Когда? и т.д. Это своеобразное проявление детского развития, требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как отвечать детям, должно быть использовано в интересах развития речи детей.

7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

8. Вызывать соревнование высказаться ясно и изысканно.

9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного возраста коллективные беседы в детском саду преобладают; место, им отводимое, последовательно расширяется, осложняется их содержание.

10. Беседа, обусловленная содержанием педагогической работы, заносится в план работы. [22]

3. Диагностика уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста

Само исследование по выявлению влияния беседы на уровень развития связной речи детей дошкольного возраста можно разделить на три этапа:
1. Контрольная беседа в начале эксперимента, с целью выявить их уровень развития связной речи на начальном этапе (констатирующий этап эксперимента).
2. Проведение бесед с детьми, с целью повысить их уровень развития связной речи (формирующий этап эксперимента).
3. Контрольная беседа в конце эксперимента, с целью выявить уровень развития связной речи дошкольников на заключительном этапе (контрольный этап эксперимента).

И определить уровни развития связной речи дошкольников посредством беседы, основанные на исследованиях О.С. Ушаковой:
Высокий уровень.
• Дошкольник самостоятельно может вступить и поддержать беседу, без помощи взрослого.
• Отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.
• Рассказывать о событиях из своего накопившегося опыта.
• У ребенка достаточный запас слов.
• В речи редко встречаются неточности и повторы в употреблении лексических средств.
• Наблюдается владение способами согласования и образования слов.
• Грамматические ошибки допускаются в отдельных, сложных словоформах.
• Ребенок правильно произносит все звуки языка, владеет навыками интонационной выразительности речи.
Достаточный уровень.
• Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе нужного слова в ходе проводимой беседы.
• Ребенок допускает грамматические ошибки в согласовании слов и построении сложных предложений.
• Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков.
• Речь ребенка не отличается яркой выразительностью.
Средний уровень.
• Ребенок может участвовать в общении, вступить и поддержать беседу может только с помощи взрослого.
• Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова.
• Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании.
• Использует в речи однотипные предложения.
• Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков.
• Речь ребенка не выразительна.
Низкий уровень.
• Ребенок с трудом поддерживает беседу на бытовые темы.
• Не может самостоятельно ответить на простые вопросы в ходе беседы.
• Лексический запас ниже возрастной нормы.
• Допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов).
• Не владеет правильным произношением более чем 5 звуков.
В начале эксперимента с детьми дошкольного возраста была проведена контрольная беседа на тему «Как я провел(-а) выходные дни».

Второй этап исследования.

Основываясь на результатах первого этапа исследования, можно определить и провести в течении месяца беседы с детьми дошкольного возраста.
Цель бесед: развивать связную речь детей дошкольного возраста;
Задачи:
• формировать умения давать полные ответы на вопросы;
• обогатить и уточнить словарный запас детей дошкольного возраста путём использования беседы;
• сформировать умения выражать в языке различные смысловые отношения через беседу с воспитателем или сверстниками;


• развивать разговорную и связную речь в системе тренировочных упражнений;
• развивать внимания, памяти, мышления, умения сравнивать, сопоставлять;
• обучать дошкольников общению.
Проводимые беседы можно условно разделить на несколько групп:
1. Беседы по прочитанному литературному произведению. Детям предлагалось сначала прослушать литературное произведение (сказку, короткий рассказ или историю), затем воспитатель оценивал умение каждого ребенка в ходе беседы пересказать содержание услышанного текста. Данная группа включала в себя шесть литературных произведений разных авторов, русскую народную сказку и соответственно шесть бесед по прочитанному материалу. В качестве наглядного материала воспитатель применял иллюстрации к указанным ниже литературным произведениям.
Список литературных произведений:
1. К. И. Чуковский «Мойдодыр»
2. Н. Н. Носов «Огурцы»
3. С. Михалков «Три поросенка»
4. В. Г. Сутеев «Кто сказал мяу?»
5. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
6. В. Г. Сутеев «Мышонок и карандаш»
2. Беседы, привязанные к темам проводимых в группе занятий. Данный вид бесед проводился воспитателем во время непосредственной образовательной деятельности дошкольников и напрямую зависел от темы проводимого занятия. В качестве наглядного материала воспитатель применял Данная группа включала в себя цикл бесед, проводимых на занятиях по разным образовательным областям:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
3. Беседы, проводимые в ходе наблюдений на прогулке. Все беседы этого вида были неотрывно связаны с проводимыми воспитателем наблюдениями во время прогулки. И ориентированы на тему наблюдения (погода, природные явления, птицы и т.д.) Следует отметить, что проводимые беседы были универсальны и делились на три раздела:
• Беседа во время наблюдения за природой.
• Беседа во время наблюдения за погодой.
• Беседа во время наблюдения за живыми объектами.

Часть проводимых бесед носил коллективный характер, а часть – индивидуальный. В ходе бесед в случае возникновения необходимости детям оказывалась помощь:
• вспомогательные вопросы;
• использование наглядного материала.
Все беседы были ориентированы на возраст детей и учитывали психологические особенности участников эксперимента.
Давайте рассмотрим требования, которые выдвигались ко всем беседам:
• правильная формулировка детьми темы беседы;
• план беседы: целевые вопросы по теме беседы;
• подготовка воспитателем вспомогательных вопросов;
• создание воспитателем приятной психологической обстановки;
• отслеживание воспитателем поведения, мимики, эмоциональных реакций детей во время беседы;
• фиксирование воспитателем результатов.
Оценка результатов проводимой части эксперимента осуществляется по бальной системе, которая полностью отражает уровни развития речи по Ушаковой.
Таблица 5.
Оценки результатов второго этапа эксперимента.
Баллы Расшифровка
0 баллов Ребенок отказывается участвовать в беседе.
1 балл Ребенок испытывает большие трудности и постоянно нуждается в помощи взрослого.
2 балла Ребенок испытывает частичные трудности и нуждается в незначительной помощи со стороны воспитателя и использовании наглядного материала.
3 балла Ребенок самостоятельно участвует в беседе и не нуждается ни в каких-либо вспомогательных мерах.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством беседы и обобщение результатов исследования

На завершающем этапе исследования для чистоты эксперимента с дошкольниками следует провести точно такую же беседу по теме «Как я провел(-а) выходные», как и на первом этапе.
Таким образом, из поставленной цели, задач и гипотезы исследования мы определили этапы эксперимента, критерии беседы и уровни развития речи детей дошкольного возраста.
По итогам проведенного нами педагогического исследования нами были получены следующие результаты:
На первом этапе проведенного эксперимента мы видим, что:
ни у кого из детей данной возрастной категории не сформирован высокий уровень
у троих детей выявлен достаточный уровень
у троих детей выявлен средний уровень
у двоих (самые младшие в группе) развитие связной речи остаётся на низком уровне.


Основываясь на выводах констатирующего этапа нами были определены виды бесед, требования и оценочная система для проведения второго этапа исследования: влияния беседы на развитие связной речи детей дошкольного возраста. При применении бесед на данном этапе, нами были выявлены следующие закономерности:
• беседы первого вида дошкольников сначала не заинтересовали, так как вызывали у них большие трудности в составлении краткого пересказа услышанного;
• беседы второго вида дети воспринимали с интересом, постепенно у них появлялся «дух соревнования»;
• беседы третьего вида вызывали много дополнительных вопросов со стороны детей;
• закрепление полученных знаний и умений происходило более успешно;
По итогам третий части нашего эксперимента мы видим следующие изменения:
ни у кого из детей данной возрастной категории не отмечен низкий уровень
у пятерых детей выявлен достаточный уровень
у одного ребенка выявлен средний уровень
у двоих развитие связной речи выросло до высокого уровня

Сравнительная характеристика контрольных срезов показывает, что большинство детей дошкольного возраста, принимающих участие в эксперименте более активно стали вступать и участвовать в беседе.
И по результатам проведенного исследования мы можем делать вывод: что беседа не только благотворно влияет, но и повышает уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Заключение по проведенному исследованию

Нами была обозначена актуальная значимость использования беседы как метода развития связной речи детей дошкольного возраста и изучены труды учёных, занимавшихся этой проблемой, были определены объект и предмет педагогического эксперимента, а также разработаны цели, задачи и методы необходимые для проведения исследования.
Мы выяснили, что беседа является взаимосвязующим звеном между взрослым и ребёнком, а также именно через беседу дети дошкольного возраста познают окружающий мир. Значение беседы в жизни дошкольников безусловно очень важно и значимо и является не только способом познания окружающего мира, но и способом формирования и развития связной речи как средства общения.
Беседа как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста является одним из важнейших факторов развития речи в дальнейшем. Для этого применяются различные методы и приемы, но наиболее продуктивным среди их многообразия является беседа.