Файл: Беседа как метод развития диалогической речи дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Беседа оказывает огромное значение на всестороннее развитие детей. Из всего существующего многообразия различных методов и приемов развития связной речи дошкольников беседы самым тесным образом связаны с образовательным процессом. Целостное, взаимосвязанное применение принципов применения беседы может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на детей дошкольного возраста. Воспитатель, используя в своей работе все виды бесед, имеет огромный арсенал способов организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Беседа должна быть направлена на развитие не только разговорной речи детей, что не маловажно, но и на всестороннее развитие дошкольников. Также они должны нести в себе не только обучающий элемент, но и развлекательный, чтобы привлечь внимание ребенка.
Весь педагогический эксперимент был разделен на три части, каждому этапу было присвоено название. Так на первом этапе нами были определены уровни развития речи детей дошкольного возраста, принимающих участие в эксперименте до начала проведения бесед, на втором этапе проведены беседы, направленные на развитие связной речи дошкольников и на завершающем – проведен контрольный срез, обработаны полученные данные и сделаны выводы проведенного педагогического эксперимента.
Результаты проведенного педагогического эксперимента показывают, что качество развития связной речи, а также усвоение знаний, умений и навыков воспитанниками с помощью беседы значительно улучшилось. Наше исследование также показало, что метод беседы хоть и не является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, но неразрывно связан с ней. Через познавательную беседу у дошкольников возникает большой интерес к изучению нового, что способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Заключение
Таким образом, целью данного исследования являлось изучение беседы как средства развития речи у детей дошкольного возраста.
Беседа - это организованная, целенаправленная разговор воспитателя с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов.
Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми. Разработанный Сократом и Платоном метод беседы применялся в обучении молодежи риторике и логике. Позднее этот метод был использован в школьном обучении.
Со времен Я. А. Коменского и И.Г. Песталоцци встал вопрос о применении бесед в дошкольном воспитании. Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Сосредоточивая внимание на характерных признаках явлений, педагог углубляет представления детей о том, что они воспринимали на прогулках, экскурсиях. Обозначение воспринятого словом, описание самими детьми предметов и явлений делает процесс приобретения знаний осмысленнее. Беседа также обогащает ребенка новыми знаниями или показывает знакомое в новом аспекте. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробнее, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы.
Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи. Овладение навыками диалогической речи имеет важное значение для последующего обучения в школе. Воспитатель учит детей в ходе бесед правильно применять грамматические формы слов, четко произносить слова, правильно ставить ударения, обогащает и активизирует их словарь. В беседах есть возможность повторно воспроизвести то, что дети наблюдали ранее. Под влиянием бесед речь дошкольников становится точной, содержательной. В беседе активизируются нравственные и эстетические представления детей, сосредоточивается их внимание на ярких впечатлениях. Беседы, идейно направлены и богатые по содержанию, подводят детей к доступным для них суждениям, выводам.
Ребенок на ярких примерах полнее осознает и эмоционально переживает свое отношение к окружающему. Опираясь на знания, ребенок обдумывает свое поведение, оценивает поступки. Беседа формирует у ребенка соответствующее отношение к фактам действительности, способствует воспитанию организованности и формированию определенных моральных качеств. В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей.
Таким образом, проведенная работа доказывает, что процесс развития диалогической речи дошкольников достигнет более высокого уровня если:
-
использовать беседу как средство развития; -
в процессе развития диалогической речи дошкольников учитывать психологические возрастные и индивидуальные особенности; -
использовать методические рекомендации, направленные на совершенствование диалогической речи детей с использованием беседы. -
использовать способ планирования связного высказывания.
Список литературы
1 Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. – №5. – с. 51–61.
2 Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Дурова Н.В. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – с. 82–90.
3 Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232 с.
4 Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 – 256 с.
5 Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993 – 172с.
6 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. – №3. – с. 78–80.
7 Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2–4 лет. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
8 Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.: Питер, 1998. – 221 с.
9 Горшкова Е. В. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. – №12. – с. 91–93.
10 Грецик Т.А. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. – №6. – с. 54–56.
11 Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. - М.:Просвещение, 2007. – 94с.
12 Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Современность, 2009. – 363 с.
13 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
14 Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, – Ростов – н/Д: Учитель, 2002. – 32 с.
15 Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с. 201–202.
16 Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с. 204–208.
17 Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Ученые записки.- Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1991. – 78с.
18 Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с. 49–52.
19 Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 2008. – 157 с.
20 Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринго, 2005. – 236 с.
21 Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. /под ред. Венгера А.Л. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223 с.
22 Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О.С. – М.: АПО, 2004. – 63 с.
23 Радина К.К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с. 221–229.
24 Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 304 с.
25 Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2001 – 205с.
26 Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2017. – 237 с.
27 Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с. 210–115.
28 Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. – М.: Академия, 2015. – 448с.