Файл: Воспитательный процесс в школе планирование и регулирование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитательный процесс в школе:
планирование и регулирование
Определение 1
Воспитательный процесс в школе – это целенаправленные организационно-педагогические мероприятия, главной целью которых является передача знаний о нормах поведения в обществе, формирование эстетических и нравственных качеств учащихся.
Сущность воспитательного процесса в школе
Замечание 1
Цель воспитательного процесса в школе – это выявление и последующее развитие духовных качеств личности каждого учащегося, формирование свободного и высоконравственного члена общества.
Задачами воспитательного процесса в школе являются:
Усиление и поддержка функции воспитания, направленной на формирование у учащихся
1.
патриотических качеств и компетенций.
Создание условий для сотрудничества между школой и родителями учащихся по
2.
вопросам воспитания.
Поддержка и укреплений традиций школы, направленных на создание крепкого и
3.
дружного школьного коллектива.
Формирование и развитие у учащихся таких важных качеств личности как
4.
самостоятельность, ответственность, инициативность и т.п.
Эффективность воспитательного процесса в школе во многом зависит от того насколько хорошо педагог знает психологические особенность детей, специфику их проявлений и направлений в зависимости от воздействия внутренних и внешних факторов. Данные знания определяют выбор оптимальных методов и средств воспитания, способствующих достижению главной цели и решения основных задач воспитания.
Планирование воспитательного процесса в школе
Воспитательный процесс в школе осуществляется в виде воспитательной работы, проводимой в рамках образовательного процесса. Помимо этого, большее значение имеет внеурочная и внешкольная работа, организованная педагогом.
На сегодняшний день существует установленный порядок планирования и осуществление воспитательного процесса. Данный порядок может быть изменен или адаптирован, исходя из условий школы или особенностей образовательного процесса.
Порядок планирования воспитательного процесса в школе:
Осуществление анализа воспитательных результатов, которые были достигнуты ранее, в
1.
рамках предыдущего плана воспитательной работы. Анализ проводится по итогам
учебного года (в мае), в форме педагогического совета, «круглого стола» и т.д.
Определение приоритетов и перспектив воспитательной работы на следующий учебный
2.
год. Также осуществляется в конце учебного года и посредством педагогического совета,
«круглого стола» и т.п.
Формулирование целей и задач воспитательной работы на следующий учебный год
3.
(август, начало сентября).
Коллективное педагогическое планирование воспитательной работы в детских
4.
коллективах (классах, кружковых группах и т.д.) на учебный год.
Составление индивидуальных планов воспитательной работы классными руководителями,
5.
заместителем директора по воспитательной работе и т.д. (конец сентября).
Коллективное и индивидуальное педагогическое планирование воспитательной работы,
6.
осуществляемое педагогами по четвертям, с учетом следующих принципов:
добровольное участие каждого учащегося в воспитательном процессе, с учетом его потребностей, способностей и интересов;
систематичность и последовательность в организации воспитательной работы;
личностно-ориентированный подход, со стороны педагога, в процессе формирования личности учащегося;
создание необходимых и эффективных условий для развития и проявления творческих способностей, мыслей, взглядов и т.д. каждым учащимся;
сочетание всех форм воспитательной работы с детьми (индивидуальная, групповая,
массовая);
использование в воспитательном процессе разнообразных средств работы с детьми:
игра, беседа, экскурсия и т.д.
опора на духовные и нравственные ценности, во время воспитательной работы с учащимися;
периодическая диагностика личности каждого учащегося и всего коллектива в целом.
Система управления воспитательным процессом в школе
Регулирование (управление) воспитательным процессом в школе осуществляется за счет следующих формирований, образующих единую систему:
Ученический комитет класса. Принимает активное участие в общешкольных делах,
1.
занимается координацией классных дел и рассматривает внутриклассные конфликты.
Состав: учащиеся, родители и классный руководитель.
Совет учащихся (совет среднего звена, совет старшеклассников). Информирует учащихся
2.
об изменениях и поправках в деятельности школы, в частности в Уставе школы,
планировании общешкольных мероприятий. Так же способствует реализации планов воспитательной работы и вносит предложения по разработке планирования процесса воспитания. Состав: ученики средних и старших классов.
Педагогический совет. Занимается разработкой и внедрением планов воспитательной
3.
работы с учащимися. Решает текущие школьные проблемы совместно с административным советом школы. Состав: педагоги, методист, завуч.
Административный совет. Разрабатывает основные направления содержания
4.
образования в рамках стандартов и организует их реализацию, принимает по ним тактические решения. Состав: учащиеся, педагоги.
Родительский комитет класса. Оказывает помощь классному руководителю в работе с
5.
классом, представляет интересы класса, выдвигает инициативные решения от лица
Определение приоритетов и перспектив воспитательной работы на следующий учебный
2.
год. Также осуществляется в конце учебного года и посредством педагогического совета,
«круглого стола» и т.п.
Формулирование целей и задач воспитательной работы на следующий учебный год
3.
(август, начало сентября).
Коллективное педагогическое планирование воспитательной работы в детских
4.
коллективах (классах, кружковых группах и т.д.) на учебный год.
Составление индивидуальных планов воспитательной работы классными руководителями,
5.
заместителем директора по воспитательной работе и т.д. (конец сентября).
Коллективное и индивидуальное педагогическое планирование воспитательной работы,
6.
осуществляемое педагогами по четвертям, с учетом следующих принципов:
добровольное участие каждого учащегося в воспитательном процессе, с учетом его потребностей, способностей и интересов;
систематичность и последовательность в организации воспитательной работы;
личностно-ориентированный подход, со стороны педагога, в процессе формирования личности учащегося;
создание необходимых и эффективных условий для развития и проявления творческих способностей, мыслей, взглядов и т.д. каждым учащимся;
сочетание всех форм воспитательной работы с детьми (индивидуальная, групповая,
массовая);
использование в воспитательном процессе разнообразных средств работы с детьми:
игра, беседа, экскурсия и т.д.
опора на духовные и нравственные ценности, во время воспитательной работы с учащимися;
периодическая диагностика личности каждого учащегося и всего коллектива в целом.
Система управления воспитательным процессом в школе
Регулирование (управление) воспитательным процессом в школе осуществляется за счет следующих формирований, образующих единую систему:
Ученический комитет класса. Принимает активное участие в общешкольных делах,
1.
занимается координацией классных дел и рассматривает внутриклассные конфликты.
Состав: учащиеся, родители и классный руководитель.
Совет учащихся (совет среднего звена, совет старшеклассников). Информирует учащихся
2.
об изменениях и поправках в деятельности школы, в частности в Уставе школы,
планировании общешкольных мероприятий. Так же способствует реализации планов воспитательной работы и вносит предложения по разработке планирования процесса воспитания. Состав: ученики средних и старших классов.
Педагогический совет. Занимается разработкой и внедрением планов воспитательной
3.
работы с учащимися. Решает текущие школьные проблемы совместно с административным советом школы. Состав: педагоги, методист, завуч.
Административный совет. Разрабатывает основные направления содержания
4.
образования в рамках стандартов и организует их реализацию, принимает по ним тактические решения. Состав: учащиеся, педагоги.
Родительский комитет класса. Оказывает помощь классному руководителю в работе с
5.
классом, представляет интересы класса, выдвигает инициативные решения от лица
класса на общешкольный уровень. Состав: родители учащихся.
Совет школы. Выносит на обсуждение установление норм и правил школьной жизни. При
6.
необходимости представляет интересы школы за ее пределами. Принимает участие в разработке стратегии развития школы, воспитательных планов. Осуществляет контроль за реализацией воспитательной работы с учащимися, согласно составленным и утвержденным планам. Контролирует соблюдение стратегии развития школы. Состав:
учащиеся, родители учащихся, педагоги.
Правозащитный орган рассматривает нарушения школьных норм и правил по заявлениям
7.
«граждан школы»; интерпретирует школьные законы; проводит консультационную и разъяснительную работу по правам и обязанностям членов педагогического сообщества;
дает заключение о соответствии решений совета школы школьному уставу. Состав:
учащиеся, педагоги.
Совет школы. Выносит на обсуждение установление норм и правил школьной жизни. При
6.
необходимости представляет интересы школы за ее пределами. Принимает участие в разработке стратегии развития школы, воспитательных планов. Осуществляет контроль за реализацией воспитательной работы с учащимися, согласно составленным и утвержденным планам. Контролирует соблюдение стратегии развития школы. Состав:
учащиеся, родители учащихся, педагоги.
Правозащитный орган рассматривает нарушения школьных норм и правил по заявлениям
7.
«граждан школы»; интерпретирует школьные законы; проводит консультационную и разъяснительную работу по правам и обязанностям членов педагогического сообщества;
дает заключение о соответствии решений совета школы школьному уставу. Состав:
учащиеся, педагоги.